Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 19:32, доклад
Эмпирическая школа в менеджменте стала новым этапом в развитии представлений об управлении. Наиболее заметными представителями этого направления были П. Друкер, Д. Миллер, Р. Дэвис. В основе взглядов сторонников этой школы лежало представление о том, что любые рекомендации по управлению нельзя дать, если не было собрано достаточное количество конкретных данных, касающихся конкретной ситуации.
Эмпирическая школа | |||
Эмпирическая
школа в менеджменте стала
новым этапом в развитии представлений
об управлении. Наиболее заметными
представителями этого Именно
по этой причине данная школа была названа
эмпирической. Эмпиризм — это особый подход
к знанию, который предполагает уделение
особого внимания опытным данным, которые
затем обобщаются и объясняются. Роль
теорий и, шире, любых теоретических представлений,
с позиции эмпиризма, не так велика, поскольку
теории только объясняют эмпирические
(полученные при помощи опыта) факты. Следовательно, эмпирическая школа изначально противопоставила себя некоторым предшествующим направлениям менеджмента, в частности, поведенческой школе и школе человеческих отношений. Последние подходили к объекту исследования менеджмента «предвзято», то есть заранее зная, в чем заключается его сущность. На современном этапе, с точки зрения эмпирической школы, люди в капиталистическом обществе равны и имеют равные возможности в том, что касается получения и распределения прибыли. При этом практические исследования, проведенные сторонниками эмпирической школы, стали важным моментом в обосновании: они смогли со ссылкой на результаты практических исследований показать, что в структуре производственных отношений капиталистического общества произошли изменения. Во-вторых, задача менеджера состоит в том, что в процессе формирования этого единого целого он должен учитывать долгосрочную перспективу. Ни одной другой профессии такие задачи не присущи. По этой причине разработки эмпирического направления нередко обвинялись в ненаучности (что в целом было справедливым упреком). |
|||
Школа социальных систем | |||
Центром
школы социальных систем стал Институт
Карнеги, вокруг которого объединился
ряд университетских ученых (Г. Саймон,
А. Этциони и др.), не согласных с позицией
эмпирической школы относительно теоретического
компонента управления. И действительно,
процесс управления — это социальное
явление, а потому он может и должен изучаться
при помощи научных методов.
И действительно, как только люди объединяются в организацию, она начинает как бы жить собственной жизнью. Так бывает даже в тех случаях, когда у истоков организации стоит один человек: становясь во главе этой организации, он невольно приобретает ряд обязательных целей, которые не совпадают с его целями, побудившими его создать эту организацию (например, желание заработать денег или получить власть над людьми). Выражаясь научным языком, организация как система не является простой суммой входящих в нее элементов, то есть людей. Удовлетворив физиологические потребности, человек начинает стремиться к удовлетворению потребностей следующего уровня — потребность в безопасности и потребность в уверенности в будущем, затем — потребности следующего уровня и т. д. Естественно, труд также должен приносить удовлетворение потребностей, иначе человек не стал бы трудиться. Никакие наказания и материальные поощрения не могут ликвидировать этот конфликт, нельзя этого достичь и уделяя внимание человеку как личности. С точки зрения данной школы, задача руководителя заключается не в том, чтобы попытаться исключить конфликт, а в том, чтобы сгладить, уменьшить его последствия. Это
верно, но лишь отчасти, поскольку процесс
производства гораздо сложнее и
подчиняется множеству |
|||
ЭМПИРИЧЕСКАЯ ШКОЛА И ШКОЛА «СОЦИАЛЬНЫХ» СИСТЕМ
Одна
из основных американских школ менеджмента
— «эмпирическая». Теоретики этой
школы непосредственно связаны
с американскими корпорациями и
являются крупными менеджерами или
консультантами фирм. Неудивительно
поэтому, что ее представителей характеризует
прагматическая ориентация, преимущественно
описательное изучение практики управления
с целью обоснования рекомендаций, имеющих
непосредственно практическое значение.
Видными представителями этой школы являются
П. Дракер, Р. Дэвис, А. Слоун младший, А.
Чандлер, У. Ньюмен и др. Для них характерно
стремление приблизить теоретические
исследования к практике путем определения
принципов организационного управления,
которые обычно формируются в виде наставлений,
указаний, инструкции, примерного устава
менеджерской деятельности.
С другой стороны, в их трудах находит
отражение стремление синтезировать главные
идеи основных школ наряду с выработкой
рекомендаций по вопросам организационной
структуры компаний, мотивации поведения
людей, проблемам коммуникаций и т.п. на
основе принципов, разработанных «классической»
школой научного управления. Представители
этой школы рассматривают также социометрические
и психологические аспекты управления.
Школа «социальных систем» пытается критически
оценить предшествующие концепции управления
и теоретически обобщить новый опыт управленческой
деятельности. Наиболее видными представителями
этой школы являются Ч. Барнард, Г. Саймон,
Ф. Селзник и др., которые разрабатывают
системный подход к вопросам организации
управления, обращая преимущественное
внимание на соотношение частей системы
с системой в целом и на взаимозависимости
значительного числа переменных факторов.
Центральным методологическим понятием
оказывается понятие связи или связующих
процессов. Устанавливаются три основных
связующих процесса: коммуникация, равновесие
и принятие решения. Главным
интегрирующим фактором организации считается
цель. Представители этой школы пытаются
выявить постоянные элементы всякой организации-«организационные
универсалии», одинаково присущие как,
предположим, часовому механизму, так
и обществу. Это стремление опирается
на применение к анализу социальных процессов
кибернетики, математических методов
и т.д. Однако основная цель, которую преследует
представители школы «социальных систем»,
заключается в создании универсальной
и нормативной теории организационного
управления.
Вместе с тем следует указать на существенные
расхождения, имеющиеся во взглядах отдельных
ее представителей. Так, Г. Саймон, рассматривая
множество подлежащих системному исследованию
переменных, придает первостепенное значение
изучению их влияния на принятие решения,
доходя до отождествления понятий принятие
решений и управление. В отличие от него
Ф. Селзник придает первостепенное значение
влиянию переменных на цели и задачи организационных
систем, уделяет значительное внимание
механизмам, соединяющим воедино организации
и группы с различными целями, много занимается
проблемами взаимосвязи конфликта и организации.
И, наконец, следует отметить особую группу
теоретиков этой школы, занимавшейся исследованиями
в области индустриальной социологии.
С одной стороны, вопросы конкурентоспособности,
экономичности, оперативности производственной
организации становятся весьма актуальными,
что предопределяет детальный анализ
ей положения во внешней, быстро меняющейся
среде. Производственная организация
рассматривается как система, погруженная
в более общую организационную среду,
равновесие которой имеет предопределяющее
значение для выживания данной организации.
С другой стороны, для производственной
организации большое значение имеет исследование
роли ее технического и технологического
базиса в межличностных отношениях, в
частности взаимодействия социальной
и технической организации предприятия.
Главные исследования в рамках этого подхода
были проведены англичанами Е. Тристом
и А. Райсом
Информация о работе Эмпирическая школа и школа социальных систем в менеджменте