Электронное правительство в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение понятия «Электронное правительство», и его преломление в российской практике. Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
1. Раскрыть понятие «Электронное правительство» и его содержание;
2. Рассмотреть текущее состояние и перспективы дальнейшего внедрения проекта;
3. Рассмотреть мировую практику;
4. Изучить финансово-экономический аспект внедрения электронного правительства (влияние этого явления на бизнес и госорганы).

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

 «Электронное  правительство» подразумевает использование информационных технологий, в частности Интернета, как наиболее доступного средства электронного взаимодействия, для того, чтобы доводить правительственную информацию и доносить государструктур и государственных органов.

 Таким образом,  ЭП имеет следующие основные цели:

 • оптимизация  предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

 • повышение  степени участия всех избирателей  в процессах руководства и управления страной;

 • поддержка  и расширение возможностей самообслуживания  граждан;

 • рост  технологической осведомленности и квалификации граждан;

 • снижение  воздействия фактора географического местоположения.

 Таким образом,  создание ЭП должно обеспечить  не только более эффективное  и менее затратное администрирование,  но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

Основополагающие принципы организации ЭП. Для достижения максимального уровня преимуществ гражданам необходимо реализовать основополагающий принцип, заключающийся в том, что правительство должно быть доступно каждому, в любом месте, в любое время. «Электронное правительство» должно обеспечить гражданам взаимодействие с государством и доступ к государственным услугам 24 часа в сутки, семь дней в неделю, независимо от географического расположения и времени года.

 В настоящее  время донесение информации до  граждан носит, как правило,  пассивный и нерегулярный характер  и в основном ограничивается  ее распространением через СМИ. Люди узнают о новых законах и распоряжениях правительства из газет, по телевизору и т. д., но они не имеют возможности ознакомиться с этими документами, когда им это действительно требуется.

  Обращаясь, например, в паспортный стол или БТИ, вы в первую очередь сталкиваетесь с проблемой поиска информации по оказанию услуг (бланки, порядок оказания услуг и т. п.). Далеко не всегда эту информацию можно найти на доске объявлений, и гражданам приходится обращаться за консультацией к служащим, далеко не всегда расположенным к общению с клиентами. Следом за удовлетворением «информационного голода», вы сталкиваетесь с проблемой низкой доступности услуг, выраженной в виде одной или нескольких длинных очередей, в которых вам необходимо выстоять. И наконец, третья проблема – оплата государственных услуг, что заставляет вас отстаивать еще одну очередь, теперь уже в Сбербанке.

 Из-за недоступности  информации и незаинтересованности  служащих госучреждения в предоставлении  услуг, гражданин может вообще не знать о том, что по закону ему полагаются, например, какие-то льготы или компенсации. Люди не знают о своих правах и поэтому нередко становятся жертвами недобросовестности чиновников и блюстителей правопорядка.

 Чтобы решить  подобные проблемы, перечень и описание всех услуг госучреждения, нормативно-правовая информация должны быть доступны всем и каждому в любое время.

  В рамках формирования в стране электронного сообщества такая информация должна быть стандартизована и опубликована, например, на тех же сайтах Интернета, чепень самообслуживания граждан.

 Однако ЭП  начинается не с функционирования  системы обмена информацией через  Интернет, а с предоставления  государством услуг через эту систему.

  Не у каждого есть возможность ходить по кабинетам. Получить услугу через Интернет, несомненно, лучше, чем высидеть в очередях, дожидаясь приема.

 Появление  ЭП – это в определенной  степени отклик на возникающие  ожидания граждан в ответ на  принятые властями обязательства.

 «Электронное  правительство» должно обеспечить прямой и открытый диалог граждан с властью, различными социальными службами, комитетами и ведомствами и в конечном итоге – с каждым конкретным начальником любого ранга и статуса, что сделает «электронное правительство» не только доступным, но и интерактивным.3

 По сути, создание ЭП – это способ  приблизить чиновника к гражданину, снизив при этом влияние субъективного  фактора. Обезличенное общение  чиновника и гражданина, поставленное  при этом на контроль и позволяющее  гражданину самому отслеживать  процесс решения своих запросов, – вот конечная цель создания ЭП и мечта налогоплательщиков. Минимум пользы, которую получает общество, – это снижение коррупции и взяточничества.

Технологии  ЭП. Современные информационные технологии предоставляют богатый выбор инструментов для организации «электронного правительства», проработанных как на концептуальном, так и практическом уровнях.

 Рассмотрим  модель электронного правительства  как идеальную интегрированную  информационную систему (ИС) –  на каких программных технологиях она должна базироваться.

 Документоориентированные технологии. Одним из основополагающих инфраструктурных компонентов ЭП являются системы управления электронными документами (IDM – Integrated Document Management), известные на российском рынке под аббревиатурой САДД, которая подчеркивает делопроизводственную ориентацию системы. Действительно, ведь ЭП предполагает работу прежде всего с документами – с заявлениями граждан, справками, письмами и т. п.

  В государственном секторе документ является одновременно и целью деятельности, и средством производства. С документами связано множество аспектов: их необходимо хранить, искать, коллективно обрабатывать, переводить из бумажной формы в электронную и наоборот.

  Для государственного сектора можно выделить следующие типовые задачи, которые должны решаться при построении системы электронного документооборота:

 • автоматизация  делопроизводства. Главным образом,  здесь речь идет об обработке  входящих, исходящих и внутренних  документов, учете проектов документов, согласовании, контроле исполнения документов и т. д.;

 • обслуживание  граждан и организаций. Это  прежде всего массовая обработка  заявок от граждан и организаций,  поступающих через абонентские пункты приема или Интернет;

 • ведение  дел. В процессе обработки к исходному документу добавляется множество других, которые необходимо подшивать. Такие документы необходовная масса документов по-прежнему находится в бумажной форме, и юридическую силу имеют именно такие документы, то речь идет о применении систем класса Record Management (RM), позволяющих организовать синхронизированный учет как бумажных, так и электронных копий документа, а также автоматизирующих функции изъятия и возврата дел.

 Но одной  САДД при организации развитого  ЭП не обойтись. Современная реальность заставляет думать уже не о простой IDM-системе, а о полноценной системе управления информационными ресурсами (ECM), выросшей на фундаменте IDM и BPM (Business Process Management).

 

1.2 Электронное  правительство в России

 

16 августа 2007 года правительством России была утверждена концепция «электронное правительство». Согласно этой концепции «электронное правительство» будет создаваться в два этапа:

2008 год —  разработка и утверждение необходимых документов

2009—2010 годы — практическое внедрение

 Определение электронного правительства, данное Правительством России:

 Под электронным  правительством понимается новая  форма организации деятельности  органов государственной власти, обеспечивающая за счёт широкого  применения информационно-коммуникационных  технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

 Целями формирования  в Российской Федерации электронного  правительства являются:

 • повышение  качества и доступности, предоставляемых  гражданам и организациям, государственных  услуг, упрощение процедуры и  сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек  со стороны граждан и организаций,  связанных с их получением, внедрение единых стандартов обслуживания граждан;

 • повышение  открытости информации о деятельности  органов государственной власти, расширение возможности доступа  к ней и непосредственного  участия граждан, организаций  и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;

 • повышение  качества административно-управленческих  процессов; совершенствование системы  информационно-аналитического обеспечения  принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти, обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании.

 Много времени прошло с момента начала формирования в РФ электронного правительства, концепцию которого реальное правительство одобрило в мае 2008 г. «Явление народу» виртуального кабинета было запланировано на начало 2010 г. Концепция определяет электронное правительство, как «новую форму организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающую за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий, качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов».

  Сейчас рабочая группа с участием ученых из Высшей школы экономики изучает готовность субъектов РФ к предоставлению государственных услуг через интернет. Министерство связи и массовых коммуникаций должно согласовать с Минэкономразвития последнюю редакцию ФЦП «Электронная Россия», которая несет львиную долю расходов по реализации концепции.

  Пока результаты внедрения электронного правительства в России далеки от намеченных целей. Без оптимизма взирают на этот процесс и многие активные его участники. Прежде всего, как отмечается, инновационные перемены нужны в психологии и менталитете доблестно-кипучих чиновников. В электронных тендерах, например, как и прежде, побеждают, как правило, «свои» подрядчики. Внедрение e-government оказывает крайне несущественное влияние на нашу бюрократию — не снижает ее коррупционности, не повышает ее эффективности и вообще не делает ее человечнее, не заставляет искренне помогать гражданам.

  Тем не менее, как вынужденно отмечается, интернетизация неумолима и неотвратима. Народы, которые попытаются ей противиться, станут ее жертвами. Они вылетят далеко за обочину информационного общества, чтобы выполнять для него самую черную работу7. Электронное правительство — неизбежность, признак современной культуры, высокой цивилизации. Жизни в новых условиях, в любом случае, придется учиться, перестраиваясь на ходу. Пройдут годы, качество отечественного чиновничества возрастет, и электронное правительство заработает в полную мощь. К этому времени будет достигнута и тотальная интернетизация общества.

  Как отмечено в очередном докладе чиновников Президенту России, за 2008 год внесены в реестр операторы персональных данных от 50 тысяч субъектов, хотя, конечно, эта работа находится на начальной стадии. Их реально гораздо больше. Проведены первые расследования дел по заявлениям граждан и юридических лиц: около нескольких десятков таких дел рассмотрено, в том числе 22 административных дела.

  Вся работа в этом направлении была сосредоточена на том, чтобы сориентировать органы государственной власти, которые ведут персональные базы данных, для того чтобы они привели свою работу в соответствие с федеральным законом. Такая работа начата, она, конечно, сложная, системная и требует дальнейшего правового и организационного регулирования. Это первое.

 Правительство  подготовило план действий по  развитию электронного правительства.

 И в соответствии  с этим планом намечен ряд  направлений работы. Первое – это развитие ведомственных систем информации, внутри ведомств, информационное обслуживание, информационно-справочные ведомственные системы. Второе – это межведомственный документооборот и межведомственное электронное взаимодействие.

 Третье –  это создание вертикально-интегрированной государственной автоматизированной системы планирования и мониторинга. И четвёртое, пожалуй, самое важное – это предоставление государственных услуг в электронном виде гражданам.

 По первому  разделу работа находится в  достаточно продвинутом состоянии: внутриведомственные системы, интернет-сайты существуют практически во всех ведомствах. Вопрос в том, что их нужно, конечно, развивать и дальше.

 Разработан  порядок информационно-справочной  поддержки граждан и организаций  по взаимодействию с органами исполнительной власти. Это уже общий порядок и общие требования к интернет-сайтам и информационному взаимодействию. Что касается предоставления услуг в электронном виде, то в I квартале создано 177 публичных центров правовой информации. И до конца года мы планируем создать около 300 таких публичных центров.

Информация о работе Электронное правительство в России