Экономические методы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:17, реферат

Краткое описание

Экономические методы менеджмента – комплекс способов и приемов управления, основанный на использовании экономических законов, интересов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов.Экономические методы соответствуют социально-экономической природе предприятия и являются средством развития производства и обмена на рыночной основе.

Файлы: 1 файл

Экономические методы менеджмента.docx

— 15.26 Кб (Скачать)

Экономические методы менеджмента

Экономические методы менеджмента  – комплекс способов и приемов  управления, основанный на использовании  экономических законов, интересов  и системы взаимосвязанных экономических  показателей, норм и нормативов.Экономические методы соответствуют социально-экономической природе предприятия и являются средством развития производства и обмена на рыночной основе.

Приоритет экономических методов в рыночных условиях объясняется тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и в конечном итоге сводятся к управлению интересами через интересы и посредством интересов.

Отличительная черта современного этапа развития экономических методов менеджмента – их направленность на поощрение деятельности предприятия в зависимости от его эффективности, экономии ресурсов

К экономическим нормативам функционирования предприятия относятся: удельный вес конкурентоспособной  продукции по конкретным рынкам; нормы  рентабельности по конкретным видам  продукции; оборачиваемость оборотных  средств; производительность труда; капиталоотдача инвестиций; фондовооруженность труда; удельный вес основных рабочих в общей численности работающих фирмы; уровень автоматизации производства и управления и др. Эти нормативы должны разрабатываться на основе результатов маркетинговых исследований, анализа и прогнозирования важнейших показателей качества и ресурсоемкости продукции предприятия и конкурентов, организационно-технического уровня производства. Экономические нормативы включаются в бизнес-план и попадают в функциональную подсистему системы менеджмента.

Так же рассмотрены некоторые экономические методы менеджмента, используемые на предприятии.

Коммерческий расчет

Коммерческий расчет синтезирует  в себе как функции менеджмента, так и экономические рычаги, инструменты, и направлен на соизмерение затрат и результатов, обеспечение прибыльности производства.

Коммерческий расчет связан с целями предприятия в области: распределения инвестиций; размещения производства; развития технологий; кадровой политики; обеспечения рентабельности и сбыта; финансирования и кредитования; структуры капитала и т.д.

В рамках коммерческого расчета  в силу предоставления оперативной  самостоятельности отдельным подразделениям на предприятии возник и развивается  внутрифирменный расчет – система  взаимоотношений внутри предприятия 

Коммерческий и внутрифирменный  расчет

Хозяйственные отношения  между отдельными подразделениями  строятся на основе трансфертных цен, которые отражают переход продукта в границах собственности предприятия. В этом случае продукт является лишь по форме товаром, не будучи им по существу. Такие цены устанавливаются в  рамках той политики ценообразования, которую проводит руководство.

Отношения в рамках внутрифирменного расчета основаны на минимизации  затрат на всех промежуточных стадиях  производства конечного продукта. Правовые отношения между подразделениями  определяют ответственность за качество и количество продукции, сроки поставки.

В отличие от хозяйственного расчета, который нацелен на выполнение плана, даже если оно достигалось  и не меньшими затратами, коммерческий расчет предполагает обязательное получение  прибыли и достаточный для  продолжения хозяйствования уровень  рентабельности. В противном случае предприятие разоряется и подлежит ликвидации как неэффективное.

Цены и ценообразование

Центральное место среди  рычагов экономического механизма предприятия принадлежит ценам и ценообразованию.

В современных условиях наиболее распространен метод ценообразования  по принципу «полных издержек», предполагающий установление уровня цены с учетом издержек производства плюс целевая  норма прибыли.

Особенность метода: величина издержек рассчитывается не на реальный объем производства в тот или  иной период, а на заданный объем  продукции, исчисленный при стандартном  или среднем уровне загрузки производственных мощностей (70 – 80%) с учетом необходимого обновления продукции и возможности  появления в отрасли новых  конкурентов. Так предприятие учитывает  колебания рыночного спроса.

Необходимо знать структуру  цены, что позволит судить о реальных экономических результатах деятельности предприятия в целом и его  отдельных подразделений, о конкурентоспособности  продукции и стабильности получаемой прибыли.

Финансирование

Важнейший инструмент финансовой политики – обеспечение всех подразделений  необходимыми финансовыми ресурсами.

Формирование финансовых ресурсов происходит за счет:

собственных и приравненных средств (прибыль, амортизационные  отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества);

мобилизации на финансовом рынке  средств (продажа ценных бумаг, кредитные  инвестиции);

средств, поступающих в  порядке перераспределения (страховое  возмещение, дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, бюджетные субсидии и т.д.).

Кредитование

С реформой банковской системы, развитием сети коммерческих банков возрастающую роль играет перераспределение  кредитных ресурсов через кредитный  рынок, в связи с чем кредитное перераспределение децентрализуется все в большей мере. С развитием фондового рынка роль кредита как источника увеличения собственных средств предприятий расширяется:

формирование доходов  осуществляется в числе прочих источников за счет процентов по депозитам, доходов  по акциям, облигациям и другим ценным бумагам. Кредит способствует улучшению  состояния потребительского рынка.

Налоговая система

Предприятия уплачивают разные виды налогов, причем одни из них за счет валового дохода, другие – непосредственно из прибыли.

Существует установленная  законодательством очередность  платежей: сначала из доходов уплачиваются косвенные налоги (налог на собственность, акцизы); затем – все имущественные  налоги (на имущество предприятия, земельный, транспортный и др.) и пошлины  и, наконец, остальные налоги, главным  среди которых является налог  на прибыль.

Маркетинг

Маркетинг –  инструмент, направленный на изучение и учет спроса и требований рынка  для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий  на выпуск конкурентоспособной продукции  в заранее установленных объемах, отвечающей определенным технико-экономическим  характеристикам. Итак, маркетинг –  инструмент регулирования производства и сбыта, а значит, и рыночных отношений. Смысл действия этого механизма: потребитель диктует свои условия  на рынке, требования к конкретному  продукту по количеству и качеству, а производитель к ним приспосабливается, но не пассивно, а активно, путем  формирования, в свою очередь, определенных потребностей.


Информация о работе Экономические методы менеджмента