История развития практического менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 08:54, реферат

Краткое описание

Менеджмент прошел многовековую революцию в рамках различных обществ экономических формаций. Практика менеджмента прошла многовековую эволюцию в разных общественно–экономических формациях различных стран мира. Возникновение и развитие практического менеджмента насчитывает примерно 7 тысячелетий, классифицированных на 5 этапов.

Оглавление

Введение 3
Глава 1.История менеджмента. 4
1.1.История развития практического менеджмента. Пять этапов. 4
1.2. Эволюция управленческой мысли 7
Глава 2. Разнообразие моделей менеджмента 8
2.1. Особенности американской модели 8
2.2. Характеристика японской модели 8
2.3 Западноевропейская модель менеджмента 8
2.4. Развитие российской модели менеджмента 8
Заключение 8
Библиографический список использованных источников 8
Комментарий автора 8

Файлы: 1 файл

Referat_po_menedzhmentu.docx

— 61.65 Кб (Скачать)

      Современная американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIXв.

        Основой стратегического управления  является системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и пр.) среды.

    Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является стратегическое планирование, возникшее в условиях насыщения рынка и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование создает базу для принятия эффективных управленческих решений.

2.2. Характеристика японской модели

      За последние два десятилетия Япония заняла лидирующее положение на мировом рынке. На ее долю приходится 44,5% общей стоимости акций всех стран мира. И это притом, что население Японии составляет всего 2% от населения земного шара.                     

       Одной из главных причин стремительного успеха Японии является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. При этом японцы рассматривают не одного человека (личность), как американцы, а группу людей.

     Японцы выше других ставят социальные потребности (принадлежность к социальной группе, место работника в группе, внимание и уважение окружающих). Поэтому и вознаграждение за труд (стимулы) они воспринимают через призму социальных потребностей. 9

      В отличие от работников других стран, японцы не стремятся к безусловному выполнению правил, инструкций и обещаний. С их точки зрения, поведение менеджера и принятие им решений всецело зависит от ситуации. Главное в управленческом процессе — это изучение нюансов обстановки, которые позволяют менеджеру принять правильное решение.

Сильнейшим  средством мотивации в Японии является «корпоративный дух» фирмы. В основе его лежит психология группы, ставящей интересы группы выше личных интересов отдельных работников.

Центральное место в оперативном управлении японского менеджмента занимает управление качеством.  Во всех сферах японской экономики в настоящее время действуют группы (кружки) качества, в которые помимо рабочих включаются мастера и инженеры. Японская система управления качеством не дает сбоев. Это является результатом ее продуманности и простоты.

 В последнее время американские корпорации начали внедрять у себя нововведения, приведшие японские фирмы к значительному успеху.

Однако  не все методы управления, используемые в Японии, приживаются на американской земле. Нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику другой страны без учета ее специфических условий и, прежде всего, психологических и социально-культурных факторов.

2.3 Западноевропейская модель менеджмента  

    Заметное влияние на формирование менеджмента оказали английские исследователи.  Так, англичане Р. Фэлк  и Л. Урвик занимались разработкой принципов управления.

     Английские ученые внесли существенный  вклад в разработку метода  «исследования операций», который впервые зародился в Англии в 40-х гг., в связи с необходимостью решения некоторых военных стратегических и тактических задач. В дальнейшем центр работ переместился в Америку.

 Во Франции вопросами научного управления занимались Анри Луи Ле Шателье Шарль Фремен-виль братья Андре и Эдуард Мишлен. Неоценимый вклад в понимание менеджмента как науки внес Анри Файоль.

Проблемами  научного управления производством  в Германии занимался Вальтер Ратенау. Огромный вклад в исследование принципов организации внес известный немецкий социолог Макс Вебер, разработавший «идеальный тип» административной организации, названный им термином «бюрократия».

         Большое влияние на развитие всей Европы в послевоенные годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и канцлер Людвиг Эрхард. Под руководством Эрхарда Западная Германия добилась экономического чуда. Концепция «социального рыночного хозяйства» (по Эрхарду) включает в себя два основных положения:

  1. Усиление государственного регулирования во всех сферах      

      хозяйствования.

  1. Введение индикативного планирования, пришедшего на смену           директивного  планирования. Индикативное             планирование предполагает установление планов и показателей, достижение которых является наиболее желательным.10

       Одной из причин создавшегося на сегодняшнее время положения следует считать то, что американцы проводят в Западной Европе политику подчинения европейских стран своим стратегическим планам.

2.4. Развитие российской модели менеджмента

Важная  роль в развитии научной организации  труда и управления в СССР принадлежит  видному экономисту О.А. Ерманскому, который внес значительный вклад в создание теории социалистической рационализации. Концепция Ерманского была подвергнута резкой критике, но несмотря на критику, вклад Ерманского в развитие теории и практики организации труда значителен. Им обобщен большой практический материал хозяйственного строительства в СССР.

Начиная с 1957 г. был осуществлен переход  к управлению промышленностью и  строительством по территориальному принципу через Советы народного хозяйства (совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов было пресечение ведомственных

       Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством. К ним относятся:

  1. Реформа системы управления экономикой 1965 г.
  2. Реформа системы управления 1979 г.
  3. Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).11

     В связи с произошедшими серьезными  изменениями  в политической системе управления, в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. Специальная комиссии, возглавляемая академиком А. Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:

  1. внесение отдельных элементов рынка в существующую командно-административную систему управления;
  2. быстрый переход к рынку без какого-либо государственного регулирования;
  3. создание системы управления на основе регулируемой рыночной экономики. Этот вариант совершенствования системы управления соответствовал предложениям правительства.

      Однако, несмотря на принятые меры, не удалось приостановить развала экономики России. Социально-экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться. Было принято много ошибочных решений. Неуправляемого рынка нет ни в одной развитой стране мира. Рынок требует управления, руководства, регулирования со стороны государства.

       В настоящее время в России наблюдается разбалансированность всего механизма управления страной. Отечественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру.

Заключение

        Сегодня личная заинтересованность  и высшая индивидуальная производительность, которую можно решить только через присвоение прибыли на праве общей долевой собственности, - первоочередная задача России. Не решив эту задачу, нельзя даже подступать к решению оснащенности предприятий и рабочих мест высокими технологиями и современным оборудованием.

       Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку. Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления, а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.

     Рыночная экономика требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.

     Большое значение приобретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем.             Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.

Библиографический список использованных источников

  1. Аношин Ю.Н. Основы научного менеджмента, М.: Дело, 2008.-196с.
  2. Бовыкин В.И. Новый менеджмент, М. ,“Экономика”-2010.-215с.
  3. Ботрашев Л. История управленческой мысли, М.:Прогресс, 1995.-150с.
  4. Гусева Е.П. Менеджмент, учебно-методический комплекс; М.:изд.-центр ЕАО И.-2008.-416с.
  5. Кунц Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. – М.: Прогресс,2010.-324с..
  6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2009.-250с.
  7. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента; М.:ЮНИТИ, 2009.-240с.
  8. Семенова И.И. История менеджмента:Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.-342с.
  9. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента, М:Прогресс,2010.-187с.
  10. Mie-Sophia E., Teece В. Научные исследования, публикации и образование в области менеджмента // Российский журнал менеджмента// 2004.- № 4.- С. 3-18
  11. Карл Ф. Фей, Павловская А.Г., Нингю Танг Универсальны ли методы управления человеческими ресурсами? Сравнение России, Японии и США // Российский журнал менеджмента// 2004.-. № 1. -С. 53-70
  12. Зельдович Б.З., Сперанская Н.М., Фаенсон М.И/ Практический менеджмент/- (http://www.finansy.ru/book/post_1268989848.html).
  13. Камышев Э.Н. /Практический менеджмент в условиях России/.-(http://www.aup.ru/books/m1334/).

 

 

 

Комментарий автора

 

Реферат выполнен мной совершенно самостоятельно. На все  заимствования имеются ссылки(сноски).

Страниц в  реферате  - 16

Ссылок(сносок) -  11

 

 

 

Дата18.09.2012                             Подпись__________________/__________/

1 Гусева Е.П. Менеджмент, учебно-методический комплекс; М.:изд.-центр ЕАО И.-2008.-С.24

2 Семенова И.И. История менеджмента:Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-С.12.

3 Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента; М.:ЮНИТИ, 2009.-С.36

4 Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента, М.: Прогресс, 2010.-С.54

 

5 Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 23 с.

6 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000.-С.32

7 Кунц Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. – М.: Прогресс,2010.-С. 128

8 Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. – М.: МГУ, 2009.-С.18

9 Карл Ф. Фей, Павловская А.Г., Нингю Танг Универсальны ли методы управления человеческими ресурсами? Сравнение России, Японии и США // Российский журнал менеджмента// 2004.-. № 1. -С.65

10 Кунц Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. – М.: Прогресс,2010.-С.298

 

11 Камышев Э.Н. /Практический менеджмент в условиях России/.-(http://www.aup.ru/books/m1334/).

 

 


Информация о работе История развития практического менеджмента