История менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 00:00, реферат

Краткое описание

Паровые машины стали быстро распространяться как в Англии, так и в странах Европы и США. Изготовление машины, двигателя, передаточных устройств и самой рабочей части потребовали новых видов материалов, сырья и вызвали к жизни новые отрасли промышленности. В английском законодательстве начала XIX в. имеются упоминания таких видов производств, как доменные печи, железоделательные, медеплавильные, литейные и машиностроительные заводы, металлические мастерские, фабрики по изготовлению гуттаперчи, бумаги, стекла, табака, печатные и переплетные мастерские и т.д.

Оглавление

Промышленный переворот и изменение отношения к управлению…….3
Управленческие эксперименты в Англии…………………………………10
Список литературы………………………………………………………....16

Файлы: 1 файл

реферат история менедмента.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

В Манчестере, писал Энгельс в «Положении рабочего класса в Англии», появились первые крупные транспортные сооружения — канал и железная дорога. В 1767 г. Ричард Аркрайт, цирюльник из Ссвсрного Ланкашира, изобрел ватермашину, которая наряду с паровой машиной Уатта, появившийся в 1764 г., стала важнейшим изобретением XVIII века в области механики. В 80-с годы опять же в Ланкашире появляются мюль-машина, а затем чесальная и ровничная машины. Благодаря этим изобретениям машинный способ производства одерживает окончательную победу над ручным и фабричная система становится господствующей. Главная отрасль английской промышленности - хлопчатобумажная своим центром имела графство Ланкашир и город Манчестер, которые превратились в лидеров технического прогресса и место зарождения научного управления в Англии.

Предприниматели, инженеры и ученые Ричерд Аркрайт (1732 — 1792), Джеймс Уатт (1736 — 1819), Мэтью Болтон (1728 — 1809), Чарльз Баббедж (1792 — ] 817), Уильям Джевонс (1835 — 1882) — обратили внимание как на инженерно-технические аспекты производства (координацию деятельности и контроль за операциями, изучение времени и движений, управление финансами и техникой, планирование и эффективность производства), так и на социально-психологические. То была плеяда «великих англичан», Баббсдж — математик, механик и экономист, Болтон инженер и промышленник, Уатт — изобретатель паровой машины. Английского промышленника Аркрайта историки пазывают «пионером эффективного менеджмента». Джевонс английский экономист, статистик, логик, построил логическую машину и пытался применить математический аппарат к анализу экономических явлений

Передовые инженеры практиковали патерналистский стиль руководства, выражающийся во внимании к укреплению морали рабочих и дружественных взаимоотношений, в организации специальных угощение для рабочих, строительство жилья на выгодных условиях, улучшение условий быта и труда.

Один из первых примеров научного подхода в менеджменте имел место в 1800 г. в компании Болтона и Уатта, созданной для производства паровых машин. Построив новое здание для литейного цеха, основатели фирмы и двое их сыновей изменили традиционные методы работы, приспособив операции к логике технологического процесса. Новая планировка рабочего потока строилась по заранее составленному проекту. Для этого были изучены скорости каждой машины с тем, чтобы знать, какой выход продукции можно от них ожидать. После чего трудовые операции на более мелкие элементы, которые проанализировали, отбросили лишнее и соединили в новые операции.

Производсгвенныс задачи в компании Болтона и Уатта были четко стандартизированы и разбиты по группам, (что также являлось нововведением), благодаря чему удалось классифицировать оплату труда в зависимости от содержания труда, привязав тарифные ставки к каждому виду работы. Ожидаемая для каждого вида работы выработка принималась в качестве оптимального стандарта. Любой рабочий, превышавший стандарт, получал дополнительное вознаграждение. Основоположники «научного менеджмента» стремились к тому, чтобы новая система оплаты была простой и доступной пониманию работников.

В компании ввели четкую систему экономического учета, себестоимость продукции и оптовые цены каждый раз фиксировались. Учитывались не только прямые, но и косвенные расходы. Резервы повышения производительности труда изыскивались буквально во всем, в том числе и в человеческих ресурсах. Большое внимание уделялось поддержанию высокой трудовой морали и удовлетворенности не только работой, но и всей производственной средой. На выгодных для рабочих условиях строили жилые дома, менеджеры практиковали так называемый «заботливый» стиль.

Сегодня подобные достижения кажутся чем-то само собой разумеющимся и нс вызывают удивления, но если вспомнить, что нововведения Болтона и Уатта относились к 1800 году, когда ни о каком дизайне, хронометраже, оптимальных трудовых нагрузках и форме оплаты, том более о человеческом факторе и речи не было, то методы рационализации труда английских менеджеров действительно, окажутся серьезным шагом вперед.

Особо надо сказать о деятельности Роберта Оуэна (1771 — 1858). Нам он известен скорее как представитель утопического социализма — один в ряду многих. Но с точки зрения истории менеджмента он был выдающийся фигурой, причем, самыми значительными являются не его теоретические взгляды на общество, а практические эксперименты. Этот факт отмечают все крупнейшие историки менеджмента, в том числе Друкер и  Ходжеттс.

Долгая жизнь Р.Оуэна почти совпала с хронологическими рамками великой промышленной революции. Он родился в семье лавочника, а в школе учился всего четыре года. Уже в двадцатилетнем возрасте Оуэн начинает заниматься предпринимательской деятельностью. В 1800 г, в то самое время, когда Болтон и Уатт проводят свои знаменитые эксперименты, тридцатилетний Оуэн становится владельцем крупной текстильной фабрики. Кроме того, одно время он являлся также менеджером в «Чарлтон Твист Компани» в Манчестере. Оуэн, благодаря более своим современным и эффективным принципам управления, вывел эту компанию в число национальных лидеров.

Самым знаменитым считается его эксперимент в Нью-Ленарке — не столько благодаря техническим усовершенствованиям, сколько новому стилю социального управления. До его прихода текстильная фабрика ничем особенным не выделялась. Более того, здесь были крайне неудовлетворительные условия труда, что нс могло не сказаться на производительности Оуэн провел несколько реформ. Так, например, он сократил рабочий день, навел чистоту в заводских помещениях, улучшил жилищные условия рабочих, открыл магазин с низкими ценами, детям в возрасте до 10 лет запретил работать и направил их в школу. Когда на собственные деньги, Оуэн стал обставлять квартиры рабочим, они поначалу отнеслись к этому отрицательно. Но постепенно, благодаря этим и другим нововведениям, его фабрика превратилась в одно из самых производительных и рентабельных предприятий страны

Успеха Оуэн достиг, конечно же, не только из-за исключительного внимания к человеческому фактору. Немало времени он уделял экономическим и техническим проблемам, заботясь об увеличении прибыли и налаживании работы оборудования. От рабочих он добивался такой скоординированности действий, которая напоминала бы по своей точности работу часового механизма.

Но  все это было обречено на провал. Его начинания не выдержали натиска  конкурентов. Сокращение рабочего дня  фабричным законодательством в Англии, а впоследствии и в других европейских странах с 14 до 10-12 часов, борьба за 8-часовой рабочий день, конфликты на этой почве между рабочими и управляющими привели к необходимости повышения интенсивности труда.

В основе подхода основоположников «научного менеджмента» лежало убеждение, что путь к увеличению производительности труда кроется не только в усовершенствовании техники производства и методов труда, но и в мотивации рабочих, в их заинтересованности в применении нововведений. Подобная методология сохранилась и позже, она стала центральной в деятельности следующего поколения реформаторов – «научных менеджеров» начала XX века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Абчук В.А. Лекции по менеджменту: Решение. Предвидение. Риск. – СПб., 1999

Албастова Л.Н. Технология Эффективного менеджмента. – М., 2000

Бойделл Т. Как улучшить управление организацией. – М., 2001

Бреддик У. Менеджмент в организации. – М, 1999.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М., 2002.

Чудновская  С.Н., История Менеджмента. – СПб, 2004.

 

 

~ ~


Информация о работе История менеджмента