Исторические этапы развития менеджмента за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 12:17, курсовая работа

Краткое описание

Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:
 всегда интересно и нужно;

Оглавление

Введение
1. Этапы развития менеджмента.
1.1.Эволюция управленческой мысли.
1.2.Класификации направлений менеджмента……………………..….....10
2. Возникновение, формирование и содержание основных школ управления…………………………………………………………………….16
2.1. Школа научного управления
2.2. Классическая (административная) школа в управлении
2.3 Школа психологии и человеческих отношений
2.4. Школа науки управления (колическтвенная школа) 22
3. Ведущие национальные модели менеджмента 26
3.1. Особенности американской модели 26
3.2. Характеристики японской модели 28
3.3 Западноевропейская модель менеджмента 29
Заключение 32
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

Исторический этап развития менеджмента – это появление проблемы и её решение. Цикл повторяется, начинаясь с кризиса и заканчивая нахождением выхода из ситуации. Сложно сказать, с какими трудностями управления человечеству придётся столкнуться в будущем, но опираясь на опыт предшественников несомненно оно с ними справится.

 

 

1.2. Классификация направлений менеджмента.

Всемирная история возникновения и становления науки менеджмента классифицируется видными мировыми исследователями по различным научным и практическим направлениям деятельности по управлению организацией[4, c.129].

Эти достижения группируются по десяти направлениям, при этом некоторые из них в настоящее время изучаются как отдельные дисциплины(Рисунок 1).

Рисунок 1 - Направления менеджмента.

   По некоторым данным, самый первый известный вклад в развитие такой

самостоятельной в настоящее время области управленческого мышления, как

финансы и бухгалтерский учет, сделал Лука Пачоли, живший во Флоренции в эпоху Ренессанса в XV в.

В эпоху бурного развития производства (ХХ в.) потребовалось создание более сложных методов ведения отчетности. Так, уже с этого времени бухучет развивался в качестве самостоятельной университетской дисциплины в Германии, Франции, США, несколько позже – в России. Важнейший вклад в развитие этой дисциплины внесли такие ученые, как Г. Бенсон, Т. Лимпберг, У. Пэйтон, Э. Шмаленбах и др.

Бизнес-экономикс рассматривает поведение организаций, рынков, отраслей, т.е. в более широком смысле подразумевает «описание и прогнозирование взаимосвязанного поведения на макроэкономическом уровне».

Пожалуй, первым и наиболее известным ученым, определившим наши представления о возможности подобных связей, был Адам Смит (XVII в.). Это направление управленческой мысли выразилось в развитии бизнес-экономикс, микроэкономики, макроэкономики и теории фирмы. Среди виднейших ученых-исследователей этого направления менеджмента наиболее известными являются А. Маршалл, Г. Саймон, Дж. М. Кейнс,        М. Фридман, Дж. К. Гэлбрейт, Й. Шумпетр, П. Сэмюэлсон и др.

Сравнительный менеджмент ориентирован на исследование менеджмента с учетом культурных особенностей различных стран, и его исследования частично совпадают с международным менеджментом. В этой области наиболее известны работы М. Портера, Ф. Лютенса и др.

Исследования в области трудовых отношений и методов управления человеческими отношениями проводятся по разным аспектам. В течение многих лет важными составляющими менеджмента как науки являются: 1) трудовые отношения; 2) управление персоналом и 3) методы управления человеческими ресурсами (УЧР).

Интересно, что до начала Второй мировой войны многих специалистов- первопроходцев в этой области – Ф. Тейлора, М.П. Фоллетт и Э. Мэйо – нередко обвиняли в чрезмерном внимании к проблемам управления и исключительном стремлении к достижению гармонии интересов администрации и работников. Однако после войны (с 1945 г.) с тех же самых позиций критиковались и достижения представителей школы человеческих отношений и приверженцы неочеловеческих отношений – С. Перлман, Дж. Страус, А. Фландрес, Х. Клегг.

Большое влияние на развитие данного направления оказали такие специалисты по организационному управлению, как А. Гулднер, Э. Мэйо, А. Маслоу, Ф. Герцберг, К. Исикава и др.

Производственный менеджмент был ориентирован на управление производственными предприятиями и организациями.

Среди ученых, оказавших значительное (как теоретическое, так и практическое) влияние на управление производством и совершенствование производственных операций, были американцы: Ф. Тейлор, супруги Ф. и Л. Гилберт, Г. Форд, Т. Уотсон – и японцы: К. Исискава, Т. Оно, К. Мацусита, С. Синго и представители семейства Тойда. Японские ученые были создателями всемирно признанных методов управления производством.

Не только в Японии, но и во всем экономически развитом мире широкое распространение получило управление тотальным качеством – TQM (Total Quality Management), так популярное в последнее время в нашей стране.

Маркетинг в качестве самостоятельной дисциплины возник сравнительно недавно – с 1860 г. Но еще А. Смит уделял большое внимание анализу рынков и отмечал, что «обеспечение потребления единственной целью и задачей производства».

Среди наиболее известных зарубежных авторов, создателей теории маркетинга можно выделить Ф. Котлера.

Исследование операций / систем и управленческие информационные системы (УИС) связывает друг с другом «поведение действующих систем, созданных из явлений природы, людей и машин». Основополагающий вклад в развитие этой области науки внесли П. Блекетт, П. Риветт, и другие ученые. Представление о системах, которое может быть названо современным и учитывающим потребности социальных наук и бизнеса, возникло в 1940-х гг.

Понятие системы, которое до этого момента формулировалось лишь с использованием биологических терминов, получило дальнейшее развитие до представления о неком целостном явлении любого типа, другими словами, до уровня «системы в общем». От Л. Фон Берталанфии, Дж. Викерса и Н. Винерра и до Р. Анкоффа и Дж. Форрестера и других такое мышление вне зависимости от того, было ли оно «жестким» или «мягким», породило так называемое «системное движение». Оно прошло путь от описания мира в повседневных языковых терминах до разработки конкретных процессов моделирования.

Организационное поведение – это в настоящее время самостоятельная научная дисциплина (и одновременно «исследование на стыке наук»), в рамках которой было сделано много важных открытий.

Многие пионеры-исследователи (от Ф. Тейлора и М. Вебера до М.П. Фоллет и Э. Мэйо) и современные ученые (Дж. Чайлд, Дж. Фримен, П. Сенге и К. Вейк и др.) внесли значительный вклад в развитие этого направления.

Организационное поведение включает в себя десять наиболее явных самостоятельных направлений:

      исследование бюрократии (от М. вебера к Т. Бернсу, М. Крозье,     Д. Пью и Астонской группе, делавшим акцент на анализе организационных структур);

      исследование процесса принятия решений (Дж. Марч, Р. Стайерт, Г. Саймон);

      изучение поведение людей в группах, выявление роли «неформальных» групп (Э. Жаке, Э Мэйо и К. Левин);

      лидерство (М. Вебер, Ф. Филдер и Дж. Коттер);

      мотивация (А. Маслоу, Ф. Герцберг);

      власть (М. Крозье, Дж. Преффер и Дж. Салансик);

      организационная экономика (К. Болдуинг и О. Уильямсон);

      организационное обучение (К. Аржирис, Д. Шона и П. Сенге);

      выбор стратегии и структуры управления (А. Чандлер);

      проблемы организации и технологии, а также социотехнических систем (Ф. Тейлор, Ф. Эмери и Э. Трист, Дж. Томпсон и Дж. Вудворд).

Стратегия – развитие данного обособленного направления менеджмента исторически восходит к достижениям военной науки, но уже достаточно давно широко применяется для решения проблем бизнеса.

Длинный список людей, внесших вклад в разработку этой темы, простирается от древнекитайского военачальнике Сунь-Цзы до нашего современника А. Чандлера, который первым попытался выявить связь стратегии и структуры. Большие достижения в области исследования конкуренции были сделаны М. Портером.

Общий (генеральный) менеджмент – именно здесь представлены все основные направления, характеризующие менеджмент как самостоятельную науку, содержащую множество отдельных интегрированных подтем. Среди них:

      цели и функции управления организацией;

      организация как объект управления;

      методы управления организацией;

      стратегическое управление;

      процесс принятия решений;

      роль человека в организации;

      коммуникации и мотивации в управлении;

      организационные структуры управления организацией;

      измерение и оценка эффективности организации.

Наиболее известны работы таких видных ученых, как Ч. Барнард, П. Друкер, А.Файоль, Ю. Фукудзава, Дж. Коттер, С.Н. Паркинсон, Т. Питерс и Л. Урвик и др.

Подводя итог нужно отметить, что в разные временные периоды приоритет отдаётся разным направлениям. В теории менеджмента эти направления можно разделять и изучать отдельно, но на практике руководитель должен знать как то, что ему непосредственно необходимо, так и всё остальное, для формирования целостной  картины. Знания в разных областях как детали мозаики, представляют собой отдельные картинки, но только собрав их все в одно изображение, можно увидеть, что на нём.  Именно это открывает колоссальные возможности перед управленцем и способствует правильности его действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

2. Возникновение, формирование и содержание основных школ управления

2.1. Школа научного управления

Ранний период развития теории организаций характеризуется в первую очередь слабостью системы управления организацией, неопределенностью функций управления. Это обусловлено в основном тем, что в одном лице соединялись собственник и управляющий, следствием чего была незначительная численность управляющих и отсутствие специализации в осуществлении управленческих задач.

В результате отделения собственника предприятия от процесса управления производством, произошедшего после распада фабричной системы организации труда и возникновения крупного машинного производства, появился специализированный аппарат управления, в задачи которого входили контроль за деятельностью рядовых членов организации и проведение мероприятий, способствующих повышению эффективности их работы. Именно это явилось основными предпосылками появления данной школы.

Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами Ф.У.Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение[5, c.136].

Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятию американским инженером Ф.У.Тейлором, которого следует считать основоположником научного управления производством.

Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г. Л.Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции.

Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации.

Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов.

Функции осуществления взаимодействия элементов производства были возложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось центральное место.

Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению – это определенная специальность. Основной задачей предложенной им системы Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия.

Информация о работе Исторические этапы развития менеджмента за рубежом