Исторический этап развития менеджмента – это появление проблемы и её решение. Цикл повторяется, начинаясь с кризиса и заканчивая нахождением выхода из ситуации. Сложно сказать, с какими трудностями управления человечеству придётся столкнуться в будущем, но опираясь на опыт предшественников несомненно оно с ними справится.
1.2. Классификация направлений менеджмента.
Всемирная история возникновения и становления науки менеджмента классифицируется видными мировыми исследователями по различным научным и практическим направлениям деятельности по управлению организацией[4, c.129].
Эти достижения группируются по десяти направлениям, при этом некоторые из них в настоящее время изучаются как отдельные дисциплины(Рисунок 1).
Рисунок 1 - Направления менеджмента.
По некоторым данным, самый первый известный вклад в развитие такой
самостоятельной в настоящее время области управленческого мышления, как
финансы и бухгалтерский учет, сделал Лука Пачоли, живший во Флоренции в эпоху Ренессанса в XV в.
В эпоху бурного развития производства (ХХ в.) потребовалось создание более сложных методов ведения отчетности. Так, уже с этого времени бухучет развивался в качестве самостоятельной университетской дисциплины в Германии, Франции, США, несколько позже – в России. Важнейший вклад в развитие этой дисциплины внесли такие ученые, как Г. Бенсон, Т. Лимпберг, У. Пэйтон, Э. Шмаленбах и др.
Бизнес-экономикс рассматривает поведение организаций, рынков, отраслей, т.е. в более широком смысле подразумевает «описание и прогнозирование взаимосвязанного поведения на макроэкономическом уровне».
Пожалуй, первым и наиболее известным ученым, определившим наши представления о возможности подобных связей, был Адам Смит (XVII в.). Это направление управленческой мысли выразилось в развитии бизнес-экономикс, микроэкономики, макроэкономики и теории фирмы. Среди виднейших ученых-исследователей этого направления менеджмента наиболее известными являются А. Маршалл, Г. Саймон, Дж. М. Кейнс, М. Фридман, Дж. К. Гэлбрейт, Й. Шумпетр, П. Сэмюэлсон и др.
Сравнительный менеджмент ориентирован на исследование менеджмента с учетом культурных особенностей различных стран, и его исследования частично совпадают с международным менеджментом. В этой области наиболее известны работы М. Портера, Ф. Лютенса и др.
Исследования в области трудовых отношений и методов управления человеческими отношениями проводятся по разным аспектам. В течение многих лет важными составляющими менеджмента как науки являются: 1) трудовые отношения; 2) управление персоналом и 3) методы управления человеческими ресурсами (УЧР).
Интересно, что до начала Второй мировой войны многих специалистов- первопроходцев в этой области – Ф. Тейлора, М.П. Фоллетт и Э. Мэйо – нередко обвиняли в чрезмерном внимании к проблемам управления и исключительном стремлении к достижению гармонии интересов администрации и работников. Однако после войны (с 1945 г.) с тех же самых позиций критиковались и достижения представителей школы человеческих отношений и приверженцы неочеловеческих отношений – С. Перлман, Дж. Страус, А. Фландрес, Х. Клегг.
Большое влияние на развитие данного направления оказали такие специалисты по организационному управлению, как А. Гулднер, Э. Мэйо, А. Маслоу, Ф. Герцберг, К. Исикава и др.
Производственный менеджмент был ориентирован на управление производственными предприятиями и организациями.
Среди ученых, оказавших значительное (как теоретическое, так и практическое) влияние на управление производством и совершенствование производственных операций, были американцы: Ф. Тейлор, супруги Ф. и Л. Гилберт, Г. Форд, Т. Уотсон – и японцы: К. Исискава, Т. Оно, К. Мацусита, С. Синго и представители семейства Тойда. Японские ученые были создателями всемирно признанных методов управления производством.
Не только в Японии, но и во всем экономически развитом мире широкое распространение получило управление тотальным качеством – TQM (Total Quality Management), так популярное в последнее время в нашей стране.
Маркетинг в качестве самостоятельной дисциплины возник сравнительно недавно – с 1860 г. Но еще А. Смит уделял большое внимание анализу рынков и отмечал, что «обеспечение потребления единственной целью и задачей производства».
Среди наиболее известных зарубежных авторов, создателей теории маркетинга можно выделить Ф. Котлера.
Исследование операций / систем и управленческие информационные системы (УИС) связывает друг с другом «поведение действующих систем, созданных из явлений природы, людей и машин». Основополагающий вклад в развитие этой области науки внесли П. Блекетт, П. Риветт, и другие ученые. Представление о системах, которое может быть названо современным и учитывающим потребности социальных наук и бизнеса, возникло в 1940-х гг.
Понятие системы, которое до этого момента формулировалось лишь с использованием биологических терминов, получило дальнейшее развитие до представления о неком целостном явлении любого типа, другими словами, до уровня «системы в общем». От Л. Фон Берталанфии, Дж. Викерса и Н. Винерра и до Р. Анкоффа и Дж. Форрестера и других такое мышление вне зависимости от того, было ли оно «жестким» или «мягким», породило так называемое «системное движение». Оно прошло путь от описания мира в повседневных языковых терминах до разработки конкретных процессов моделирования.
Организационное поведение – это в настоящее время самостоятельная научная дисциплина (и одновременно «исследование на стыке наук»), в рамках которой было сделано много важных открытий.
Многие пионеры-исследователи (от Ф. Тейлора и М. Вебера до М.П. Фоллет и Э. Мэйо) и современные ученые (Дж. Чайлд, Дж. Фримен, П. Сенге и К. Вейк и др.) внесли значительный вклад в развитие этого направления.
Организационное поведение включает в себя десять наиболее явных самостоятельных направлений:
исследование бюрократии (от М. вебера к Т. Бернсу, М. Крозье, Д. Пью и Астонской группе, делавшим акцент на анализе организационных структур);
исследование процесса принятия решений (Дж. Марч, Р. Стайерт, Г. Саймон);
изучение поведение людей в группах, выявление роли «неформальных» групп (Э. Жаке, Э Мэйо и К. Левин);
лидерство (М. Вебер, Ф. Филдер и Дж. Коттер);
мотивация (А. Маслоу, Ф. Герцберг);
власть (М. Крозье, Дж. Преффер и Дж. Салансик);
организационная экономика (К. Болдуинг и О. Уильямсон);
организационное обучение (К. Аржирис, Д. Шона и П. Сенге);
выбор стратегии и структуры управления (А. Чандлер);
проблемы организации и технологии, а также социотехнических систем (Ф. Тейлор, Ф. Эмери и Э. Трист, Дж. Томпсон и Дж. Вудворд).
Стратегия – развитие данного обособленного направления менеджмента исторически восходит к достижениям военной науки, но уже достаточно давно широко применяется для решения проблем бизнеса.
Длинный список людей, внесших вклад в разработку этой темы, простирается от древнекитайского военачальнике Сунь-Цзы до нашего современника А. Чандлера, который первым попытался выявить связь стратегии и структуры. Большие достижения в области исследования конкуренции были сделаны М. Портером.
Общий (генеральный) менеджмент – именно здесь представлены все основные направления, характеризующие менеджмент как самостоятельную науку, содержащую множество отдельных интегрированных подтем. Среди них:
цели и функции управления организацией;
организация как объект управления;
методы управления организацией;
стратегическое управление;
процесс принятия решений;
роль человека в организации;
коммуникации и мотивации в управлении;
организационные структуры управления организацией;
измерение и оценка эффективности организации.
Наиболее известны работы таких видных ученых, как Ч. Барнард, П. Друкер, А.Файоль, Ю. Фукудзава, Дж. Коттер, С.Н. Паркинсон, Т. Питерс и Л. Урвик и др.
Подводя итог нужно отметить, что в разные временные периоды приоритет отдаётся разным направлениям. В теории менеджмента эти направления можно разделять и изучать отдельно, но на практике руководитель должен знать как то, что ему непосредственно необходимо, так и всё остальное, для формирования целостной картины. Знания в разных областях как детали мозаики, представляют собой отдельные картинки, но только собрав их все в одно изображение, можно увидеть, что на нём. Именно это открывает колоссальные возможности перед управленцем и способствует правильности его действий.
2. Возникновение, формирование и содержание основных школ управления
2.1. Школа научного управления
Ранний период развития теории организаций характеризуется в первую очередь слабостью системы управления организацией, неопределенностью функций управления. Это обусловлено в основном тем, что в одном лице соединялись собственник и управляющий, следствием чего была незначительная численность управляющих и отсутствие специализации в осуществлении управленческих задач.
В результате отделения собственника предприятия от процесса управления производством, произошедшего после распада фабричной системы организации труда и возникновения крупного машинного производства, появился специализированный аппарат управления, в задачи которого входили контроль за деятельностью рядовых членов организации и проведение мероприятий, способствующих повышению эффективности их работы. Именно это явилось основными предпосылками появления данной школы.
Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами Ф.У.Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение[5, c.136].
Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятию американским инженером Ф.У.Тейлором, которого следует считать основоположником научного управления производством.
Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г. Л.Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции.
Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации.
Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов.
Функции осуществления взаимодействия элементов производства были возложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось центральное место.
Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению – это определенная специальность. Основной задачей предложенной им системы Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия.