Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 13:51, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение использования принципов менеджмента организации
Задачи курсовой работы:
1) раскрыть сущность принципов менеджмента;
2) изучить место принципов в системе менеджмента;
3) дать классификацию принципов менеджмента;
4) рассмотреть принципы менеджмента на основе выделения различных школ;
5) проанализировать организационно-экономическую характеристику ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС»;
6) оценить экономическую эффективность менеджмента в ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС»;
7) проанализировать использование принципов менеджмента ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС»;
8) выявить направления по улучшению принципов менеджмента ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС»;
Объектом исследования является ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС».
Введение 4
1 Теоретические основы принципов менеджмента 6
1.1 Сущность принципов менеджмента 6
1.2 Место принципов системе менеджмента 7
1.3 Классификация принципов менеджмента 10
1.4 Принципы менеджмента на основе выделения различных школ 13
2 Анализ использования принципов менеджмента на примере ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС» 18
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС» 18
2.2 Экономическая эффективность менеджмента в ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС» 22
2.3 Использование принципов менеджмента ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС» 36
3 План мероприятий по улучшению использования принципов в ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС» 38
3.1 Предложения по совершенствованию использования принципов менджмента в ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС» 38
3.2 Разработка системы принципов менеджмента для ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС» 41
Заключение 44
Библиографический список
Поведение одного из основных и наиболее сложных субъектов менеджмента — человека также строится на определенных принципах, внутренних убеждениях, которые определяют его отношение к действительности, на нормах нравственности и морали. Принципы менеджмента объективны, т.е. не зависят от воли и желаний отдельных личностей, хотя любая истина познается через сложнейшую систему субъектно-объектных отношений, и в этом основная трудность управления социумом и отдельной личностью.
Принципы формулируются на основе законов и закономерностей развития экономики и организаций и на основе предшествующего опыта хозяйствования. Принципы имеют смысл только в том случае, если на их основе организация может достигать своих целей4.
Однако, не следует забывать, что хотя принципы менеджмента и содержат наиболее общие положения теории и практики управления, их нельзя считать непреложными и универсальными. В современном менеджменте отсутствует единый и общепризнанный набор принципов.
Требования к принципам менеджмента:
1)
в принципах должна отражаться
связь различных отношений,
2)
принципы должны
3)
в принципах должны
4) все принципы должны иметь правовое оформление (устав, различные положения).
Таким
образом, менеджмент не может опираться,
только на интуицию, талант руководителя.
Это искусство основывается на солидной
теоретической базе, накопленной за тысячи
лет человеческой цивилизацией, – на принципах
и законах менеджмента. Принципы менеджмента
определяют закономерности формирования
управляемой системы: ее структуры, методы
воздействия на коллектив, формируют мотивацию
поведения его членов, учитывают особенности
технологии и технического оснащения
управленческого труда.
1.3 Классификация принципов менеджмента
Принципы менеджмента весьма разнообразны. В литературе нет единого подхода к классификации принципов менеджмента, нет единства мнений по поводу содержания основных принципов менеджмента.
Всю совокупность принципов менеджмента можно разделить на 3 основные группы5:
1) Общие и структурно-функциональные:
- Принцип научности управления. Этот принцип требует построения системы управления и ее деятельности на строго научных основаниях. Одно из противоречий принципа научности — противоречие теории и практики. Оно требует использования агрессивных научных идей (итогов научного познания — от явления к сущности, от сущности первого рода, менее глубокой, к сущности второго рода, более глубокой, и т. д., бесконечно). Однако необходимость организации процесса управления в конкретных условиях, для решения конкретных задач требует ограничения во времени процесса познания. Это противоречие разрешается путем активного исследования научных проблем управления многоцелевыми, комплексными коллективами, максимального использования средств вычислительной техники. Другое важное противоречие принципа научности — единство и противоречие объективного и субъективного. Объективное в принципе научности вытекает из объективной природы законов менеджмента, на которых базируются принципы. Субъективное в реализации принципов менеджмента неизбежно, поскольку принципы реализуются только через сознание, волю и устремления человека.
- Принцип единства теории и практики управления;
- Принцип государственной законности системы менеджмента организации. Управление организацией должно осуществляться в соответствии с законами в данной стране;
- Принцип унификации элементов системы менеджмента. Необходимо обеспечить оптимальный уровень унификации объектов производства, элементов производственного потенциала, технологии, структур управления, информации, документов и т.д.;
- Принцип специализации и универсализации процессов производства;
- Принцип органичной целостности объекта и субъекта. Управление должно составлять единую комплексную систему, имеющую вход, обратную связь, связь с внешней средой и выход;
- Принцип развития системы менеджмента;
- Принцип устойчивости по отношению к внешней среде. При изменении внешней среды система управления организацией не должна кардинальным образом меняться;
- Принцип мобильности процессов управления;
- Принцип автоматизации управления;
- Принцип многовариантности управленческого решения;
- Принцип плановости;
- Принцип экономичности и эффективности;
- Принцип оптимального сочетания отраслевого и территориального управления. Развитие общества тесно связано с прогрессом отраслевого и территориального управления;
- Принцип ответственности;
- Принцип прибыльности;
- Принцип маркетинговой политики. Он предусматривает направленность деятельности менеджера на покупателя, рынок сбыта продукции, возможность выпуска конкурентоспособной продукции;
- Принцип иерархии и обратной связи предусматривает возможность построения многоступенчатых организационных структур управления;
- Принцип частной автономии и свободы предполагает, что все инициативы исходят из свободно действующих экономических субъектов;
- Принцип единоначалия и коллегиальности. Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработки, учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое коллегиально (коллективно) решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя фирмы (совета директоров, акционеров и т. д.);
- Принцип нововведений и инноваций предполагает создание внутри организации специальных инновационных подразделений, организации отделов рискованных инициатив;
- Принцип периодической полной реорганизации производственных и управленческих структур. Такая реорганизация должна производиться каждые 3-5 лет, а в наиболее преуспевающих организациях – каждые 2-3 года;
- Принцип контроля и проверки исполнения;
2) Принципы, определяющие взаимоотношения в коллективе:
- Партнерство в отношениях между менеджером и коллективом. Означает замену жестких отношений подчиненности отношениями основанными на уважении и доверии к подчиненному как к человеку, умеющему также хорошо, как и менеджер выполнять свои обязанности;
- Делегирование полномочий и ответственности;
- Создание наилучших условий для персонала;
- Отказ от привилегий;
- Расширение сфер общения с подчиненными;
- Принцип мотивации;
- Принцип рационального подбора, подготовки и расстановки персонала;
- Принцип подчиненности личных интересов общим;
- Принцип стабильности рабочего места для персонала;
- Принцип единства направлений;
- Принцип справедливости;
- Принцип дисциплины;
- Принцип инициативы;
- Корпоративный дух;
3) Принципы формирующие личность менеджера:
- Целенаправленное воспитание и самовоспитание личности менеджера;
- Принцип кадровой политики. Включает широкий спектр вопросов – качество и уровень подготовки менеджера, формы обучения, способы и средства обучения.
1. 4 Принципы менеджмента на основе выделения различных школ
Каждый ученый и каждая научная школа помимо общепризнанных принципов менеджмента, выдвигают ряд принципов, которые не могут быть включены в вышеприведенную классификацию.
К настоящему времени известны четыре школы, которые внесли существенный вклад в развитие принципов менеджмента:
- школа научного управления;
-
школа административного
- школа человеческих отношений и поведенческих наук;
- школа количественных методов.
Основателем и основным разработчиком идей научного управления является Фредерик Уинслоу Тейлор. Учение Тейлора базируется на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности. Тейлор ставил перед собой задачу повышения производительности труда и видел её решение в рационализации трудовых операций на базе научной организации осуществления рабочим своей трудовой деятельности.6
Основные принципы научного управления Тейлора состоят в следующем:
- Разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.;
- Абсолютное следование разработанным стандартам;
- Подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу;
- Оплата по результатам труда (меньшие результаты – меньше оплата, большие результаты – больше оплата);
- Использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям;
- Поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами с целью обеспечения возможности осуществления научного управления.
С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организации в целом.
Представители школы административного управления старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организации. И целью такой школы было создание универсальных принципов менеджмента. Данная цель исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху.
Основоположником
школы административного
- Принцип разделения труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия;
- Принцип полномочий и ответственности. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть её составляющая противоположность. Где даются полномочия – там возникает ответственность;
- Принцип дисциплины. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и её работниками.
- Принцип единоначалия предполагает распоряжение только от одного руководителя и подчиненность только одному руководителю;
- Принцип единства направления предполагает наличие одного руководителя и единого плана для каждого набора действий по достижению каких-то единых целей;
Информация о работе Использования принципов менеджмента организации