Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:35, курсовая работа
Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблема актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в, то, же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются прежде всего на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.
Введение 3
Глава 1. Роль инвестиционной политики в оздоровлении региональной экономики России 5
1.1. Разрыв между побуждениями к сбережению и инвестированию 7
Глава 2. Источники инвестиций в регионах России 10
2.1. Внутренние источники инвестиций 10
2.2. Внешние источники инвестиций 14
Глава 3. Основные направления в оздоровлении региональной экономики 19
3.1. Роль международной помощи 19
3.2. Финансовые средства предприятий и основные направления их использования 21
3.3. Роль банков в привлечении инвестиций 25
Глава 4. Оценка и анализ текущего состояния инвестиционного климата в регионах России29
4.1. Препятствия на пути притока инвестиций. Пути и меры по активизации инвестиционного климата регионов 30
Заключение 34
Список литературы 37
Приложения 38
Основные направления привлечения финансовых средств. Для всех предприятий, но особенно тех, что относительно благополучны и вполне успешно решают проблему развития собственного производства, весьма острой остается проблема дефицита инвестиционных средств.
Руководители большинства
Сравнение приоритетов в направлениях привлечения финансовых ресурсов в зависимости от масштабов бизнеса показало, что малые предприятия заметно больше, чем средние и крупные, ориентируются на сохранение финансовой независимости: для представителей малого бизнеса не менее значимы практически все направления привлечения долгосрочных заемных средств. Особенно заметно это различие в оценке необходимости привлечения долгосрочных банковских кредитов (4% респондентов в малом бизнесе против 30% в среднем и крупном).
В привлечении краткосрочных
Оценка результатов привлечения заемных средств. В условиях дефицита собственных финансовых ресурсов привлечение заемных средств – ключевой фактор, определяющий перспективы развития частного бизнеса. В 2005г. менее половины обследованных предприятий располагали заемными средствами, хотя лишь 10% респондентов указали на отсутствие необходимости их привлечения ввиду достаточности собственных финансовых ресурсов. Наиболее доступными для частного производственного бизнеса были краткосрочные кредиты.
Процентные ставки по краткосрочным кредитам в 2005г., высокие в целом, к тому же варьировались в широких пределах (например, для трехмесячных кредитов в интервале 100-210% годовых). Естественно, столь высокая (в сравнении с рентабельностью использования заемных средств) процентная ставка делает краткосрочные кредиты невыгодными. Тем не менее, в условиях острейшего дефицита средств, требующихся для поддержания текущего производства, многие предприятия вынуждены идти на заведомо неэффективные заимствования.
В структуре привлеченных средств
первое место занимают государственные
кредиты и субсидии (их использовали
для пополнения оборотных средств
более половины респондентов), на втором
месте – краткосрочные займы
предприятий-партнеров и
Следует отметить, что в настоящее
время нет четкого
Еще сложнее ситуация с привлечением инвестиционных заемных средств. Примерно половину из общего числа обследованных предприятий в связи с наличием инвестиционных расходов можно рассматривать в качестве инвестиционно-активных, однако лишь 20% из них могли привлечь заемные средства для этих целей.
Привлечение внебюджетных средств. Основные трудности здесь связаны:
С высокими процентами по кредитам – (это отмечают 90% респондентов);
Большим сроком кредитования (сказали 48%);
Сложностями
с предоставлением собственных
гарантий возврата заемных средств,
препятствующими получению
С ограниченностью реальных механизмов предоставления гарантий государством, что особенно важно при взаимодействии с зарубежными структурами в виду высокого страхового риска. К тому можно добавить неразвитость местной банковской системы, необходимость личных связей в банковских кругах, трудности в подготовке требуемых документов.
В зависимости от степени благополучия бизнеса различен характер проблем, связанных с привлечением предприятиями внебюджетных средств. Наибольшие проблемы предприятия, охваченные кризисом, испытывают с представлением собственных гарантий возврата средств (половина их руководителей указали на данную проблему как на основную, тогда как среди руководителей благополучных предприятий указывают лишь 5%). В качестве наиболее серьезной проблемы для получения внебюджетных финансовых ресурсов 7% руководителей неблагополучных предприятий рассматривают необходимость передачи инвестору контрольного пакета акций, весьма вероятно, опасаясь, что утрата контроля за предприятием приведет к их смещению с руководящих постов. Закономерно и то, что руководителей, считающих важной проблемой отсутствие личных связей в банковской сфере, больше всего среди представителей неблагополучных предприятий – при объективном подходе эти предприятия оцениваются как наиболее рискованные заемщики.
Несовершенство механизмов предоставления государственных гарантий при займах в наибольшей степени затрагивает интересы полярных сторон – благополучного и кризисного бизнеса. Однако характер связанных с этим проблем в указанных группах различен: в то время как благополучные предприятия, сами по себе удовлетворяющие требованиям иностранных инвесторов, не могут снизить страховой риск без получения соответствующих государственных гарантий.
Направления использования финансовых средств предприятий. В качестве основного из них практически все респонденты отметили формирование необходимых для текущего производства оборотных средств; на втором месте по приоритетности идет закупка и модернизация оборудования (см. табл. 3.1.). Сравнение приоритетов в использовании финансовых средств в зависимости от масштабов бизнеса дало следующие результаты.
Таблица 3.1.
Основные направления
Направления использования средств |
Место, которое занимают расходы
по данному направлению в | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Пополнение оборотных средств |
58 |
11 |
- |
1 |
1 |
Покупка, модернизация, ремонт оборудования |
24 |
36 |
11 |
1 |
- |
Ремонт помещений |
5 |
12 |
20 |
4 |
3 |
Реклама предприятия и его продукции |
- |
13 |
16 |
11 |
9 |
Покупка транспорта |
6 |
6 |
10 |
4 |
4 |
Строительство и приобретение зданий, помещений |
7 |
2 |
8 |
1 |
2 |
Обучение персонала |
- |
6 |
9 |
12 |
7 |
Выплата дивидендов по акциям предприятия |
1 |
3 |
4 |
7 |
1 |
Приобретение ценных бумаг, паев банков |
- |
1 |
1 |
- |
1 |
Приобретение государственных ценных бумаг |
- |
- |
1 |
- |
1 |
Приобретение ценных бумаг, паев или иное вложение средств в предприятия |
- |
- |
1 |
- |
1 |
Приобретение земельных |
- |
- |
1 |
- |
- |
Специфичным именно для малого бизнеса является использование значительных в масштабах ресурсов на приобретение транспорта и рекламу (четвертое и пятое место соответственно). Для среднего и крупно бизнеса третьим по значимости направлением вложения средств выступает ремонт помещений (вероятно, это связано с наличием излишков площадей и стремлением сдать их в аренду или продать по высокой цене). Заметно меньше средств по сравнению с крупными и средними предприятиями малые фирмы расходуют на обучение персонала – будучи в основном созданными в последние три-четыре года, последние имели возможность проводить активную политику по подбору специалистов и куда меньше были озабочены трудоустройством высвобождаемого персонала. Малые предприятия в силу большей мобильности и приверженности руководства «рыночным стандартам» поведения, как правило, более активны в операциях на фондовом рынке, в частности с государственными и корпоративными ценными бумагами. Напротив, крупные предприятия, имеющие устойчивые поступления, к настоящему времени в основном, по-видимому, уже сформировали собственную производственную и финансовую инфраструктуры (или, по крайней мере, осуществили необходимые вложения), чем и объясняется их незначительная активность в приобретении акций (паев) предприятий и банков.
3.3. Роль банков в привлечении инвестиций
Ситуация в экономике, сложившаяся к настоящему времени делает особенно актуальным вопрос об инвестициях. Признаки экономической стабилизации налицо. Падение ВВП и промышленного производства в целом существенно замедлилось. В сентябре отмечен рост промышленного производства на 0,3% по сравнению с августом. Сохраняются низкие темпы инфляции, укрепляются позиции национальной валюты. Однако продолжает оставаться неблагоприятной ситуация в инвестиционной сфере. За первую половину 2007г. инвестиции в основной капитал сократились по сравнению с соответствующем периодом 2006г. на 8,4 %. Следует подчеркнуть, что это сокращение произошло на фоне низкой инфляции, существенного снижение доходности государственных ценных бумаг. Сохранение тенденций инвестиционного спада не позволяет пока говорить о достаточности предпосылок перехода к устойчивому экономическому росту. Необходимо отметить, что в ряде отраслей наблюдающийся рост и оживление основанный на использовании имеющихся производственных мощностей, бывших хронически незагруженными на протяжении последних нескольких лет. Устойчивый же и долговременный рост может быть обеспечен только за счет введения новых мощностей и применения новых технологий, а это, в свою очередь, обязательно предполагает рост инвестиций в реальный сектор экономики.
Важную роль в повышении инвестиционной активности и обеспечении экономического роста призваны сыграть банки. Однако в настоящее время банки еще не стали аккумулятором заметных инвестиционных ресурсов, ни их эффективным оператором. Причины такого положения многообразны. Но, если говорить кратко, то неустойчивость общеэкономической ситуации в полной мере проявляется и в банковском секторе. Более того, ряд факторов, в целом благоприятных с точки зрения макроэкономики, оказывает на развитие кредитных организаций довольно противоречивое влияние. Так, существенное замедление темпов инфляции, падение доходности государственных ценных бумаг, порой отрицательная доходность валютного и фондового рынков приводят к ухудшению финансового положения кредитных организаций. Распространенная логика, что в таких условиях свободные финансовые ресурсы, а за ними и все банки устремятся в реальный сектор экономики, на практике дает сбой. Инвестиций по-прежнему нет. И пока нет оснований считать, что в ближайшее время они будут.
Во-первых, остаются запредельно высокими риски вложений в промышленность. Особенно это касается капиталоемких инвестиционных проектов. В настоящее время кредитование промышленных предприятий, которое призвано, как правило, возместить временную нехватку оборотных средств, носит краткосрочный характер, и осуществляются или под контрольные экспортные поставки, или под готовую ликвидную продукцию. Степень риска долгосрочных капитальных вложений остается несовместимой с потенциально возможной нормой прибыли от этих вложений.
Во-вторых, падение доходности на финансовых рынках уменьшает инвестиционные возможности банков, делает неустойчивым их финансовое положение. Банки, озабоченные состоянием текущей ликвидности, вряд ли склонны к инвестиционным проектам. Следует также отметить, что и при условии относительно благополучной экономической конъюнктуры совокупные финансовые ресурсы значительной части российских кредитных организаций недостаточны для обеспечения серьезных капитальных вложений в промышленность, транспорт и связь.
В-третьих, уход государства из инвестиционной сферы в целом, негативно сказывается на инвестиционном климате. Это влияние проявляется как в подрыве доверия к инвестиционному процессу со стороны частных инвесторов, так и в разрушении механизма ’’запуска’’ инвестиций. Идея правительства и Минэкономики о том, что каждый рубль государственных инвестиций способен привлечь 4 рубля негосударственных средств, срабатывает, но с обратным знаком. Каждый рубль недофинансирования со стороны государства приводит к бегству из инвестиционной сферы нескольких рублей средств потенциальных негосударственных инвесторов. Если государство не хочет брать на себя инвестиционные риски и не находит для этого средств, то почему сектор должен брать на себя такую инициативу и какие-либо обязательства. Невнимание государства к проблемам инвестиций проявляется как в срыве государственных инвестиционных программ, так и в провале Бюджета развития. За январь-июль 2007г., по информации Минфина, государственные инвестиции профинансированы лишь на 32 % от утвержденного лимита с учетом секвестирования.