Интервьюирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 23:28, творческая работа

Краткое описание

Критерии классификации вопросов


По степени выраженности: явные, скрытые
По структуре: простые, сложные
По способу запроса неизвестного: уточняющие, восполняющие
По качеству возможных ответов: открытые, закрытые
По отношению к познавательной цели: узловые, наводящие
По правильности постановки: корректные, некорректные

Файлы: 1 файл

Интервьюирование.ppt

— 41.00 Кб (Скачать)

Интервьюирование 

«Хочешь получить  умный ответ- спрашивай умно».

Ф.Честерфилд

Критерии  классификации вопросов 

  • По степени  выраженности: явные, скрытые
  • По структуре: простые, сложные
  • По способу запроса неизвестного: уточняющие, восполняющие
  • По качеству возможных ответов: открытые, закрытые
  • По отношению к познавательной цели: узловые, наводящие
  • По правильности постановки: корректные, некорректные

Открытые  вопросы 

  • Открытые  вопросы формулируются таким образом, что­бы в них отсутствовал даже намек на какой-либо ответ. Они дают полную свободу выбора собеседнику. Такие вопросы особенно широко используются в начале беседы.
  • Открытые вопросы позволяют собеседнику выплеснуть переполняющие его чувства. Используя открытые вопросы, мы открываемся сами, и открываются наши собеседники.
  • Приведем примеры коротких открытых вопросов:
  • «Я Вас  внимательно слушаю»,
  • «О чём мы будем разговаривать сейчас?»,
  • «Поговорим»,
  • «Приступим»- раскрыть историю болезни и взять ручку в руки в ожидании речи пациента
  • Открытые вопросы могут быть заданы и невербально. Ведь, по сути дела, открытый вопрос является лишь стиму­лом, побуждающим собеседника говорить и не навязываю­щим ему никакой определенной темы.

Полузакрытые  вопросы 

  • Полузакрытый  вопрос очерчивает сферу ваших интересов в беседе:
  • «Каковы ваши жалобы?»,
  • «Сообщите о ваших ус­пехах»,
  • «Расскажите о своём здоровье»
  • Вопросы, которые начинаются со слова «как», ориенти­рованы на личность собеседника: «Как вы себя чувствуете?»
  • Вопрос, начинающийся со слова «что», ориентирован на факты и менее личностно значимое, например: «Что у вас случилось?»
  • Обороты
  • «Можете ли вы»,
  • «Не могли бы вы» дают до­полнительные возможности в беседе. Эти обороты могут смягчить жестко задаваемые вопросы. Вопросы, которые на­чинаются с «почему», часто вызывают протест у собеседни­ка. Мы стремимся избегать таких вопросов.

Закрытые  вопросы 

  • Закрытые  вопросы формулируются таким образом, чтобы получить точный и конкретный ответ. Один из вариантов закрытых вопросов — альтернативные вопросы, на которые есть только два ответа: «Да» или «Нет». Закрытые вопросы задаются преимущественно в конце беседы с целью уточне­ния деталей, они ориентированы на факты.
  • «Когда у Вас чаще болит голова?»
  • «У вас кашель с мокротой?»
  • «Вы плохо спите по ночам?»
  • « Вы принимаете при болях в сердце нитроглицерин?»
  • «Может, надо лечь в стационар?»
  • Когда мы задаем закрытые вопросы, мы сами закрываемся и закрывается собеседник. Эти вопросы формализуют беседу, делают ее менее доверительной.

Вопросы- меню 

  • Вопросы-меню строятся таким образом, что содержат в себе перечисление всех вариантов ответов. Они особенно подходят в беседе с неразговорчивыми собеседниками, с детьми, с людьми, имеющими интеллектуальные проблемы. Или когда вы стремитесь предоставить собеседнику выбор из ог­раниченного числа возможностей. Например, вы спрашивае­те у пациента:
  • «Вы желаете лечиться в условиях стационара, загородного санатория, амбулаторно или на дому?». В начале вопроса сформулировано утверждение о несомненном жела­нии пациента лечиться. Затем ему предлагаются варианты выбора.
  • Вопрос ребёнку- «У тебя боли  в области живота или сердца?»

Вопросы- фильтры 

  • Вопросы-фильтры предназначены для того, чтобы выб­рать или отказаться от какой-то темы, какого-то направле­ния беседы. Например, мы спрашиваем у мужчины: «А как складывается ваша семейная жизнь?» Он отвечает: «Я не женат и никогда не был женат». Это значит, что семейную жизнь мы обсуждать не будем.
  • Вопросы –фильтры могут касаться  проверки вредных привычек-
  • «Как действует на Вас алкоголь?» - ответ: «Я вообще не употребляю спиртное!»
  • Когда пациент вдруг меняет тему после вашего вопроса, то велика вероятность того, что вы задали вопрос-фильтр. Эта тема представляется ему важной и нежелательной для обсуждения. Правильнее сначала последовать за пациентом, а затем, если вам это необходимо, вернуться к прежней теме.

Это важно 

  • Важно, чтобы  вопросов было как можно меньше. Важно научиться избегать вопросы, которые мы задаем из-за соб­ственной  неуверенности или желания продемонстрировать  себя, свою информированность, осведомленность. Вопросы задаются по одному, и  каждый из них на своем месте  в контексте беседы.

Встреча с  пациентом 

  • Итак, открываются  двери вашего кабинета, и входит  но­вый пациент. Ваше преимущество  в том, что вы на своей территории. Его преимущество — в меньшем  уровне ответ­ственности.
  • В первые мгновения вы оцениваете его. Он оценивает вас. Каждый отвечает на свой вопрос: «Что можно ждать от этого человека?» Первый, интуитивный ответ уже готов. И если вы пишете или отвлечены телефонным разговором, то бесе­да может завершиться, так и не начавшись.
  • Вы побаиваетесь собеседника. Он боится вас. Вы думаете, что знаете, какой пациент вам желателен, какой нет. И у него есть образ терапевта, которому он мог и хотел бы дове­риться. Каждый сравнивает свои ожидания с реальностью.

Присоединение 

  • Для успеха  беседы опасно ваше нетерпение, сухой допрос, безразличное отношение  к собеседнику, формализм.
  • Вы начинаете присоединяться к собеседнику, показывать ему свою заинтересованность, внимание, персонализируя беседу. Предлагаете собеседнику расположиться в простран­стве кабинета.
  • Если вы настроены на формальный контакт, то просите его: «Присаживайтесь» — и ставите стул посредине комнаты. Он присядет на кончик стула, и спина его будет не защищена, и он не пожелает долго задерживаться в кабинете.
  • Если  вы заинтересованы  в продуктивном  контакте, но все  же с сохранением  значительной дистанции, то просите собеседника  сесть в те же  условия, в которых  находитесь вы. Он  садится на стул  или в кресло. Нижняя  часть его тела  закрыта столом. Оптимальный  угол взаиморасположения  ва­ших тел друг  к другу — 45 градусов.
  • Собеседник часто принимает закрытую позу. Можно на­звать несколько ее вариантов. Нижняя закрытая поза — когда нога закинута на ногу и закрывает гениталии. Верхняя закрытая поза — когда руки скрещены на груди. В этих позах он закрыт для нового опыта и готов к самозащите. Еще одна закрытая поза — когда кисти рук со сцепленными пальцами расположены внизу живота. Это поза человека самодостаточного, сосредоточенного на своем внутреннем мире. В отличие от двух предыдущих, она допускает интенсивный и продуктивный процесс мышления.
  • Уклоняясь от беседы, собеседник может отвернуться, напевать, прикрыть глаза или даже задремать.

Начало беседы 

  • Когда  вы заинтересованы  в более близком  контакте, то можно  сесть с собеседником  рядом на кушетке  или в крес­лах  таким образом, чтобы  между вами не  было никаких перегородок. Чем ближе ваши  тела, тем на более  близкий контакт  можно рассчитывать.
  • Когда вы настроены на директивное внушение, можно попросить собеседника сесть в кресло и встать над ним или же попросить его лечь на кушетку.
  • Итак, собеседник занял свое место.
  • Вы используете паузу и в первой половине беседы задае­те только открытые вопросы, стимулируя собеседника к рассказу. Вы говорите мало, он — много. Получив нужную информацию, вы переходите к полуоткрытым вопросам. В это время складываются наиболее благоприятные условия для отражения чувств собеседника.

Окончание  беседы 

  • Когда остается  уточнить только некоторые детали, можно перейти к закрытым вопросам. На этом этапе вы говорите  больше, чем собеседник. Здесь можно  активно использовать технологии  работы с проблемами интерпретации, совета, директивы, обратной связи.
  • Важно установить значение тех или иных слов для собеседника. Встреча завершается воздействующим резюме, и вы отсоединяетесь от собеседника.

Информация о работе Интервьюирование