Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 20:16, курсовая работа
Содержание инновационной деятельности в экономической сфере является создание и распространение новшеств в материальном производстве. Она представляет собой звено между научной и производственной сферой, в результате взаимосвязи которых реализуются технико-экономические потребности общества..
Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности. В конечном счете, эти методы предопределяются спецификой инновационного труда и кругооборота средств, получения экономического дохода и инновационного продукта.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
2. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 9
2.1. Формирование государственной инновационная
политики в зарубежных странах 10
3. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
В ОБЛАСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 16
4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКАЗЫ 18
4.1. Особенности государственного регулирования
инновационной деятельности в Российской Федерации 19
4.2. Оценка эффективности инвестиционного проекта 22
5. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПТИМИЗИРОВАННОГО
ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА 25
5.1. Чистый приведенный доход 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 27
Основной задачей федеральной инновационной политики является создание благоприятного инновационного климата для материализации государственных приоритетов научно технического развития в экономической сфере. «Общегосударственная политика направлена на решение проблем межотраслевого и отраслевого характера, приводящим к кардинальному изменению технологической базы страны и требующих концентрации ресурсов в масштабе национальной экономики.» Общие вопросы инновационной политики отражены в указах Президента в подготовке которых участвуют отделы аппарата Президента, а также Совет по научно технической политике при Президенте. Являясь консультативным органом, Совет информирует Президента о процессах, происходящих в научно технической сфере в стране и за рубежом; разрабатывает предложения о стратегии научно технической политики и формировании приоритетных направлений в ее реализации; подготавливает предложения по заключению межгосударственных соглашений по научно техническим вопросам; и т.п. Органы законодательной власти – Государственная Дума и Совет Федерации – имеют право на законодательные инициативы в сфере инновационной деятельности.
Правительственная комиссия по научно технической политике , возглавляемая Председателем Правительства, «координирует деятельность министерств и ведомств в инновационной сфере, обеспечивая согласованную работу федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов , отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной политики в инновационной сфере, по стимулированию реализации в производстве научно технических достижений.» Исключительной прерогативой государства является правовое регулирование инновационной деятельности. Однако до сих пор отсутствует законодательное закрепление инновационной деятельности, прав инноваторов, механизма разработки и реализации инновационной политики. Комиссия по научно технической политики, созданная при Правительстве, для координации действий государственных органов управления в вопросах развития инновационной деятельности, приняла Положение «О приоритетных направлениях развития науки и техники и перечне критических технологий федерального уровня».
Одна из функций государства по поддержке инновационной деятельности – руководство формированием федеральных целевых программ. Разработка ведется в рамках государственных научно технических программ. Координацию усилий государства по поддержке инновационной деятельности осуществляют три ведомства – Министерство экономики, Министерство промышленности, науки и технологий и Государственный комитет по промышленной политике. Министерство экономики непосредственно разрабатывающее государственную инновационную политику, определяет приоритеты в развитии отраслей национальной экономики, основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной деятельности.
Координацию выполнения стратегии развития промышленности осуществляет Госкомитет по промышленной политике. Этот Госкомитет разрабатывает предложения по основным направлениям инвестиционной политике, осуществляет меры по развитию предпринимательства, конкуренции, поддержке малого и среднего бизнеса в промышленном комплексе страны. А также, Госкомитет определяет перспективные направления НИОКР в промышленности. Бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит осуществляет Министерство финансов . Сейчас, в условия кризиса экономики безвозвратное бюджетное финансирование распространяется только на фундаментальные исследования. Во всех остальных случаях финансирования предоставляется на срочной, возвратной и платной основе.
Функционируют специальные государственные органы (Госкомитет по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства), которые финансируют предпринимательские проекты и предоставляют государственные гарантии под кредиты коммерческих банков и других финансовых структур. Государственные внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности финансируют мероприятия за счет внебюджетных фондов, создаваемых в соответствии с Постановлением Правительства. Внебюджетные фонды создаются за счет добровольных отчислений предприятий и организаций Субъектами образования внебюджетных фондов являются: o Министерство промышленности , науки и технологии , формирующее Украинский фонд технологического развития; o федеральные министерства, создающие внебюджетные фонды соответствующих министерств; o другие федеральные органы исполнительной власти, образующие внебюджетные фонды ведомств; o корпорации, концерны и ассоциации, которые формируют внебюджетные фонды объединений. Федеральный экологический фонд Украины осуществляет поддержку инновационной деятельности в этой сфере.
Из средств Фонда, образующихся за счет платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, финансируются научно исследовательские работы , внедрение ресурсосберегающих экологически чистых технологий. Общий кризис государственного финансирования мешает эффективной и скоординированной работе внебюджетных фондов. Преодоление сложившегося положения в нашей стране можно в результате осуществления структурной перестройки национальной экономики, чему способствовала бы роль государства как заказчика и потребителя принципиально новой техники и технологий.
Государственное регулирование инновационных процессов одно из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения.
4.2. Оценка эффективности инвестиционного проекта
В целях диверсификации фирмы и увеличения объема продаж на предприятии, выпускающим машиностростроительную продукцию для химической промышленности, разработан инновационный проект «Создание нового оборудования для переработки пластмасс – усовершенствованной модели термопластоавтомата и организация нового производства – цеха по выпуску изделий из пластмасс методом литья под давлением на базе новых термопластоавтоматов.
Учитывая потребности регионального рынка изделий из пластмасс (на основании маркетинговых исследований), необходимо создание соответствующих мощностей. Для этого требуется оснащение создаваемого производства изделий из пластмасс 90 термопластоавтоматов, срок службы которых составляет 5 лет. Производительность термопластоавтомата (литьевой машины) зависит от устанавливаемой на нем пресс формы – литьевой формы и составляет от 90 до 120 тыс. шт. изделий в год (в нашем случае производительность = 110 тыс. шт.).
Учитывая имеющие на предприятии заделы по конструированию усовершенствованной модели термопластоавтомата, для перехода к выпуску нового оборудования необходимо проведение работ по созданию и эксплуатации опытного образца. Предусматривается наладить производство усовершенствованных термопластоавтоматов через год после начала работы над проектом. Создаваемое производство изделий из пластмасс методом литья под давлением предполагается оборудовать термопластоавтоматами в течение 3 х лет – с 2002г. по 2004г. Для производства усовершенствованных термопластоавтоматов требуется проведение частичной реконструкции производства литьевых машин за счет соответствующего инвестирования. Удельные капитальные вложения составят 1500 тыс. руб. на единицу нового оборудования, т.е. на 1 термопластоавтомат.
При проведении частичной реконструкции производства заменяются отдельные виды основных фондов. Предполагается, что ликвидационная стоимость оборудования будет достаточна для покрытия расходов, связанных с демонтажем старого оборудования и подготовке его к продаже. Предварительно проведенные расчеты издержек производства термопластоавтоматов позволяют оценить стоимость единицы оборудования для оснащения производства изделий из пластмасс – 2000 тыс. руб. Для создания производства изделий из пластмасс методом литья под давлением предполагается использовать имеющийся на предприятии старый производственный корпус, произведя в нем соответствующую перепланировку и ремонтно строительные работы.
Капитальные вложения на эти цели составят 20000 тыс. руб. в целом на весь цех. Кроме того, монтажные работы и наладка термопластоавтоматов требует единовременных затрат в размере 250 тыс. руб. на единицу оборудования. Цена изделия из пластмасс определяется на основании маркетинговых исследований по ассортименту изделий предлагаемых к выпуску и реализации. Текущие затраты планируются следуюим образом: в 2002г. и 2003г. – 0,62 руб. на 1 руб. реализуемой продукции, с последуюим их снижением в 2004г. – 2006г. до 0,52 руб. и увеличением их в 2007г. и 2008г. до 0,55 руб. Амортизация оборудования определяется исходя из нормы – 20% в год.
Износ приспособлений целевого назначения (пресс форм, устанавливаемых на термопластоавтоматах) оценивается ориентировочно в размере 20% от вличины амортизации производственного оборудования. Амортизация производственного здания определяется исходя из нормы – 4% в год. Ставка налога на прибыль составляет 30%. Исходя из сложившегося финансово хозяйственного положения предприятия, ставку дисконта следует принять равной 17%. Оценка эффективности инновационного проекта выполняется в 3 этапа:
1. Расчет исходных показателей по годам;
2. Расчет показателей эффективности;
3. Анализ показателей эффективности и оценка эффективности инновационного проекта.
5. Анализ показателей эффективности
и оценка эффективности оптимизированного
инновационного проекта
5.1. Чистый приведенный доход
ЧПД определяется при сопоставлении величины производственных инвестиций и общей суммой денежного потока в течении прогнозируемого периода времени и характеризует превышение суммарных денежных поступлений над суммарными затратами для соответствующего проекта. Так как ЧПД данного проекта величина положительная (ЧПД=201,262>0), то имеет место превышение денежного потока над инвестиционными вложениями, следовательно, проект к рассмотрению принимается. 2. Индекс доходности При расчете ИД сравниваются две части потока платежей: доходная и инвестиционная.
ИД показывает, сколько дохода получает инвестор в результате осуществления этого проекта на каждый вложенный рубль. В рассматриваемом проекте ИД>1 (1,57), следовательно, проект можно считать экономически эффективным.
Период окупаемости данного инновационного проекта 4,47 лет. То есть, в результате оптимизации инновационного проекта, мы получили значительно улучшенное значение показателя периода окупаемости.
Внутренняя норма доходности Для оценки эффективности проекта сравним значение ВНД с нормой дисконта. В нашем случае ВНД = 37,94%, что превышает ставку дисконта 17% и ЧПД>0, следовательно, проект считается эффективным.
Заключение
При сравнении исходного инновационного проекта с оптимизированным можно сделать следующие выводы: ЧПД оптимизированного инновационного проекта в 5,45 раза превышает ЧПД исходного проекта. В результате мероприятий по оптимизации инновационного проекта было достигнуто увеличение ЧПД на 164,333 млн. руб. (ЧПД(исх. пр.) = 36,929 млн. руб.; ЧПД (опт. пр.) = 201,262 млн. руб.). Следовательно, оптимизированный инновационный проект является более эффективным. . Показатель ИД удобен при сравнении различных проектов. Проект, у которого ИД больше, следует считать наиболее эффективным. В нашем случае ИД (опт.пр.=1,57) > ИД (исх. пр.= 1,114), следовательно целесообразно принять оптимизированный проект. . Значение показателя периода окупаемости оптимизированного проекта также указывает на целесообразность принятия этого проекта.
Посредством пересмотра некоторых показателей удалось сократить период окупаемости инновационного проекта с 6,282 лет до 4,47 лет. Более короткий период окупаемости свидетельствует о снижении инвестиционного риска и повышения ликвидности проекта. . Проект считается эффективным, если его внутренняя норма доходности больше ставки дисконта и ЧПД положительное. В данном проекте эти условия выполняются: при ЧПД = 247,232 млн. руб. ВНД = 37,94>17. В заключении необходимо сказать, что несмотря на высокие показатели эффективности оптимизированного проекта, соответствующие показатели исходного проекта указывают на хорошую экономическую эффективность.
Тем более, что в оптимизированном проекте не учтены дополнительные затраты, сопровождающие проведение мероприятий по оптимизации проекта. Однако, предполагается, что эти затраты существенно не повлияют на показатели эффективности и на эффективность проекта в целом. Следовательно, утвердительное решение о принятии проекта должно быть принято в отношении оптимизированного инновационного проекта.
Список использованной литературы.
1) Ермасов С.В. Финансовое стимулирование инновационной деятельности – СПЭА, 1997;
2) Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999;
3) Кирова Е.А. Налоги и предпринимательство в России. – М.: 1998;
4) Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. – М.: Экзамен, 2001;
5) Лапшина О.В. Курс лекций по дисциплине «Инновационный менеджмент» МГУИЭ. – М.: 2001.
6) Ратанин П.И. Инновационное предпринимательство в переходный период России к рынку. – М.,1993;
7) Смирнов С. Поддержка российского предпринимательства// Вопросы Экономики. – М., 1999 №2;
8) Чайковская Н.В. Дисциплина инновационного рынка: формирование и эффективность. – М. Луч, 1995
26