Инновационная деятельность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 08:34, контрольная работа

Краткое описание

Цель моей работ анализ инновационной деятельности организации.
Инновационная деятельность организации есть система меро¬приятий по использованию научного, научно-технического и интел¬лектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовле¬творения как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.

Оглавление

ВВЕДЕ-НИЕ…………………………………………………………………….3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕ-НИЯ…………………………………………………………4
2. ИННОВАЦИИ КАК ОБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗА-ЦИИ…....7
3. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИЙ …………………………………9
4. УПРАВЛЕНИЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНО-СТИ…………………….…..……………….12
5.ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПРО-ЕКТ………16
6. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕК-ТА………….…16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….19
ЛИТЕРАТУ-РА………..……………………………………………………20

Файлы: 1 файл

КР Иннов деят предприят.doc

— 1.33 Мб (Скачать)

     Первая  стадия - внедрение новшества - является наиболее трудоемкой и сложной. Именно здесь велик объем расходов на освоение производства и выпуск опытной партии нового товара. На первой стадии воспроизводится и совершенствуется технология, отрабатывается регламент производственного процесса. И именно на данной  стадии наблюдается высокая себестоимость продукции и незагруженность мощностей.

     Вторая  стадия - стадия промышленного освоения производства - характеризуется медленным и растянутым во времени наращиванием выпуска продукции.

     Третья  стадия - стадия подъема - отличается быстрым наращиванием производства, значительным увеличением загрузки производственных мощностей, отлаженностью технологического процесса и организации производства.

     Четвертая стадия - стадия зрелости и стабилизации - характеризуется устойчивыми темпами наибольших объемов выпуска продукции и максимально возможной загрузкой производственных мощностей.

     Пятая стадия - стадия увядания или упадка - связана с падением загрузки мощностей, сворачиванием производства данного товара и резким уменьшением товарных запасов вплоть до нуля.

     Состав  и структура циклов жизни новой техники и технологии тесно связаны с параметрами развития производства. Частая смена техники и технологии создает большие сложности и нестабильность производства. В период перехода на новую техник и освоения новых технологических процессов снижаются показатели, эффективности всех подразделений предприятия. Вот почему инновациям в области технологических процессов и орудий труда должны, сопутствовать новые формы организации и управления, пооперационный, попроцессорный и подетальный расчет экономической эффективности.

     Анализ  продолжительности циклов жизни  новой техники и технологии проводится в следующей последовательности, включающей;

     1) определение общей продолжительности  циклов жизни изделие; данного семейства, поколения за всю историю, с тем чтобы установить устойчивую величину цикла данного вида техники или технологического процесса, в том числе и по стадиям;

     2) определение распределений продолжительностей циклов жизни и их стадий вокруг центральной тенденции, поскольку это является основой прогноза продолжительности циклов жизни будущего новшества;

     3) выработку базы стратегии и  тактики роста производства соответственно продолжительности стадий циклов жизни новой техники и технологии;

     4) распределение вероятностей продолжительности  циклов будущих образцов и пропорционально ей ресурсов во времени следующего цикла;

     5) тщательный анализ "факторов, влияющих  на продолжительность прошлых циклов, и экстраполяция результатов на прогноз их влияния на циклы жизни будущих изделий;

     6) формализацию методов сбора исходных данных и применение эконометрических моделей расчета.

     Методика  анализа продолжительности циклов жизни позволяет дать ответ о динамике технико-экономических показателей производства и прогнозировать тенденции развития.  

     4. УПРАВЛЕНИЕ, ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

     Успешные  исследования стимулируют рост финансирования, приводящий к полной невозможности дальнейших исследований.

     Управление  инновациями может рассматриваться  в трех основных аспектах:

     1. Управление НИОКР (объект управления  - непосредственно исследования и разработки).

     2. Управление инновационными проектами (объект управления - инновационные проекты).

     3. Управление внешними условиями, влияющими на эффективность осуществления инновационной деятельности.

     Инновационный проект охватывает жизненный цикл новшества от момента возникновения идеи до момента прекращения выпуска продукта или использования технологического процесса. Такой проект включает: НИОКР, освоение производства продукта и проведение пробных продаж, развертывание массового или серийного выпуска и работ по реализации продукта, поддержание выпуска и продаж, модернизацию и обновление продукта, прекращение его выпуска.

     Инновационный проект по существу является инвестиционным, осуществление которого требует долгосрочного связывания основных материальных и финансовых средств. Однако по сравнению с «классическим» инвестиционным проектом реализацию инновационного отличает.

     1. Относительно меньшая достоверность  предварительной экономической оценки в связи с высокой степенью неопределенности параметров проекта (сроков достижения намеченных целей, предстоящих затрат, будущих доходов), что вызывает необходимость применения дополнительных критериев оценки и отбора.

     2. Участие высококвалифицированных специалистов и использование уникальных ресурсов, что, в свою очередь, требует тщательной разработки отдельных этапов всего проекта.

     4. Возможность прекращения инновационного проекта без физического связывания инвестиций и, следовательно, значительных финансовых потерь.

     5. Вероятность получения представляющих  потенциальную коммерческую ценность побочных результатов, что, в свою очередь, требует гибкости управления проектом, способности к быстрому вхождению в новые отрасли бизнеса, рынки и т.д.

       Перечень задач, решаемых в процессе управления инновациями, чрезвычайно широк. Применительно к продуктовым инновациям он включает:

     • исследование рынка;

     • прогноз длительности, характера и стадий жизненного цикла нового продукта;

     • исследование конъюнктуры рынков ресурсов.

     Инновационный маркетинг - комплекс маркетинговых исследований и мероприятий, направленных на коммерчески успешную реализацию разработанных фирмой продуктов, технологий, услуг.

     Маркетинг в инновационной сфере имеет  следующие особенности:

     • межотраслевой характер результата инновационной деятельности (т.е. возможность реализации инноваций в различных областях и сферах деятельности);

     • ориентация на опытного, искушенного, часто коллективного покупателя;

     • обязательность рекламы: потребитель должен знать, в чем преимущество нового, как правило, незнакомого товара;

     • обязательное послепродажное обслуживание (связано с технологической сложностью наукоемкой продукции);

     • учет научно-технического уровни возможного потребителя, поскольку многие инженерные инновации не находят покупателя из-за технологической отсталости потребителя.

     Естественно, что в процессе маркетинговых  исследований определяется и предварительная эффективность инноваций, под которой подразумевают прежде всего экономическую эффективность, т.е. соотношение затрат и результатов реализации того или иного инновационного проекта. Поскольку прибыль является основным критерием деятельности любого предприятия, то именно связанные с ней показатели должны быть определяющими при оценке и отборе проекта.

     Эффективность инноваций оценивается на основе следующих показателей:

     • стоимости проекта с учетом источников его финансирования:

     • чистой текущей стоимости;

     • уровня рентабельности капитала;

     • внутренней нормы рентабельности;

     • срока окупаемости капиталовложений.

     Инновационные проекты, выходящие за рамки традиционных направлений бизнеса, сложно оценивать с точки зрения эффективности вложений, так как они связаны с неопределенностью. Проблема состоит в том, удастся ли свести неопределенность проекта к категориям риска, так как риск может быть подчинен определенному закону распределения вероятностей и поэтому, в принципе, быть управляемым.

     Любой риск может быть количественно охарактеризован вероятностью наступления нежелательного исхода.

     Каждое  предприятие вне зависимости  от формы собственности и размерных характеристик разрабатывает инновационную стратегию. К основным элементам инновационной стратегии предприятия относятся:

     - совершенствование уже производимых изделий и применяемых технологий;

     - создание и освоение новых продуктов и процессов;

     - повышение качественного уровня технико  - технологической, научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы предприятия;

     - повышение эффективности использования кадрового и информационного потенциала предприятия;

     - совершенствование организации и управления инновационной деятельностью;

     - рационализация ресурсной базы;

     - обеспечение экологической и технологической безопасности;

     - достижение на внутреннем и внешнем рынках конкурентных пре имуществ инновационного продукта в сравнении с продуктами аналогичного назначения.

     При разработке инновационной стратегии  необходимо решить следующие основные проблемы:

     - определение типа инновационной стратегии, наиболее соответствующего целям и рыночным позициям предприятия;

     - обеспечение соответствия инновационной стратегии организационной структуре, инфраструктуре и системе управления информацией на предприятии;

     - определение критериев успеха на возможно более ранних стадиях разработки инновационного проекта;

     - выбор оптимальной процедуры мониторинга и контроля за ходом реализации проекта. 
 

    5. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ  ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА 

     В рыночной экономике при разработке и внедрении новшеств наиболее распространен не нормативный, а проектный подход.

     В основе проектного подхода к деятельности предприятия, в том числе к его инновационной и инвестиционной деятельности, лежит принцип денежных потоков (cash how). При этом коммерческая эффективность деятельности как для проекта, так и для предприятия; определена на основании «Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования», утвержденных Госстроем, Министерством экономики, Министерством финансов и Госкомпромом РФ.

     Установлены следующие основные показатели эффективности  инновационного проекта:

     • финансовая (коммерческая) эффективность, учитывающая финансовые последствия для участников проекта;

     • бюджетная эффективность, учитывающая финансовые последствия для бюджетов всех уровней;

     • народно-хозяйственная экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, выходящие за пределы прямые финансовых интересов участников проекта и допускающие стоимостное выражение. 

     6. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА 

     В основе оценки эффективности проекта  лежит сравнительный анализ объема предлагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Сравниваемые величины относятся в большинстве случаев к различным временным периодам. Поэтому наиболее важное; проблемой в этом случае, так же как и при определении экономической эффективности новой техники и технологии, является проблема сопоставления доходов и затрат и приведения их в сопоставимый вид. Причиной необходимости проведения процесса дисконтирования (т.е. приведения в сопоставимый вид) может являться инфляция, нежелательная динамика инвестиций, падение промышленного производства, различные горизонты прогнозирования, изменения в налоговой системе и т.д.

     Методы  оценки эффективности проекта подразделяются на для группы, основанные:

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия