Государство как общественное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:14, контрольная работа

Краткое описание

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин "государство" обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество.

Оглавление

Введение 3
1. Государство как общественное явление 4
1.1 Природа, сущностные характеристики государства 4
1.2 Общие признаки государства 9
2. Основные формы государства 11
2.1 Форма правления 11
2.2 Политико-административное устройство государства 16
2.3 Политический режим 19
Заключение 21
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ГМУ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 40.77 Кб (Скачать)

Обязательность  членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой  добровольно и не обязательно  для населения, государственное  гражданство человек получает с момента рождения.

Претензия на представительство общества как  целого и защиту общих интересов  и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство  и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

Определение общих признаков государства  имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для  международного права. Государство  — субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации  признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями.

В современном  международном праве выделяются три минимальных признака государства: территория, народ, объединенной правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Отмеченные  выше признаки отличают государство  от других организаций и объединений, однако еще не раскрывают его связь  с обществом, факторы, лежащие в  основе его возникновения и эволюции. 

2. Основные формы  государства

     2.1 Форма правления

Осознавая государство как форму, содержанием  которой является народ, нетрудно понять, что не всегда форма соответствует  содержанию и тогда народ пытается изменить государство, используя различные  методы и средства — бунты, революции  или правовое переустройство формы государства.

Форма государства  — это не отвлеченное понятие  и не политическая схема, безличная  к жизни народа, а строй жизни  и живая организация народа, это  способ организации и осуществления государственной власти.

Форма государства  имеет три выражения: форма правления; форма политико-административного  устройства; политический режим.

Форма правления  — это организация высших органов  государства, порядок образования  и взаимоотношений, степень участия граждан в их формировании.

Среди современных  форм правления выделяются монархия и республика.

Монархиями  являются четвертая часть государств Земли, что свидетельствует о сохранении монархического сознания, уважения к традициям. Вместе с тем, большинству современных людей свойственны рационалистическое сознание и приверженность республике.

Республика  — форма правления, при которой  все высшие органы государственной  власти либо избираются непосредственно  народом, либо формируются общенациональными  представительными учреждениями.

Современное государствоведение различает следующие виды республиканской формы правления: парламентскую, президентскую и смешанную парламентско-президентскую. Вид республики определяется тем, кто реально влияет на исполнительную власть.

Исполнительная (административная) власть — это  аппарат государственного управления, институты исполнительной власти в  их совокупности на всех иерархических  уровнях управления, компетенция  государственных органов и государственных  служащих, их практическая деятельность.

Исполнительная  власть концентрирует фактическую мощь страны, ибо:

осуществляет  всю организационную повседневную работу по управлению различными процессами жизнедеятельности общества, наведению и поддержанию порядка;

имеет универсальный  характер во времени и в пространстве, т.е. осуществляется непрерывно и везде, где функционируют человеческие коллективы;

имеет предметный характер: опирается на конкретные территорию, контингента: людей, информационные, финансовые и иные ресурсы, использует инструменты служебных продвижений, награждений, распределений материальных и духовных благ и др.;

использует  не только организационно-правовые, административно-политические методы воздействия, но имеет право на легитимное принуждение.

Закон, впрочем, всегда оставляет «свободное поле»  для административной власти, возможность  действовать по усмотрению. Злоупотребление  полномочиями, самоуправство — деформация государственной власти, которая  может привести к административной власти. 

Именно в  силу огромного влияния на жизнь  общества исполнительная власть во всех республиках имеет статус подзаконной, т.е. действует на основе и в рамках законов, принимаемых представительной властью, выступает как вторичная власть.

1. Парламентская  республика предусматривает приоритетную  роль парламента в конституционно-правовом  отношении. Парламент формирует  правительство и в любой момент  может отозвать его вотумом  недоверия. Доверие парламента  — обязательная предпосылка для  деятельности правительства. Политическая  ответственность правительства  только перед парламентом. Глава  правительства назначается парламентом.  Правительство формируется на  основе соглашений парламентских  политических фракций, в результате  контролируется не только и  не столько парламентом, сколько  политическими партиями. Если влиятельных  партий немного, то исполнительная  власть приобретает высокую степень  стабильности и способности* к  принятию управленческих решений.  Многопартийная система может  способствовать дестабилизации, частой  смене правительства, министерской  чехарде. Существует дуализм исполнительной  власти: наряду с правительством, постом премьер-министра сохраняется  пост главы государства — президента  или монарха. Президент в парламентской  республике — «слабый» президент,  т.е. избирается парламентом, а  не всенародно. Можно признать, что  он усваивает функции монарха:  царствует, но не правит. Парламент  является единственным органом,  непосредственно легитимированным  народом. Чтобы не допустить  сверхконцентрации власти парламента, конституцией предусматривается механизм сдерживания и контроля его со стороны главы государства (президента или монарха), его право на роспуск парламента (или одной из его палат) в целях проведения новых выборов.

2. Президентская  республика возникла в США  на основе учета опыта британского  парламентаризма и была законодательно  закреплена в Конституции 1787 г.  Широкое распространение получила  в Латинской Америке (Бразилия, Мексика, Уругвай и т.д.). Президентской  республике присущи следующие отличительные признаки.

Президент и парламент в равной степени  легитимированы народом. Президент — «сильный», избран народом и к нему может апеллировать в случае конфликта с парламентом. Президент одновременно является главой государства и главой правительства, значит, отсутствует дуализм исполнительной власти. Президент нуждается в согласии парламента на формирование правительства, нов выборе своей «команды» он свободен и независим от политической поддержки парламента, не руководствуется принципом партийной принадлежности при подборе министров. Парламент не может сместить правительство с помощью вотума недоверия. Чтобы не допустить сверхконцентрации власти у президента, конституцией предусматривается механизм сдержек и противовесов его власти: президент не вправе распустить парламент, а парламент может инициировать импичмент президента.

3. Смешанная  форма президентского и парламентского  способов правления предусматривает  ослабление позиции исполнительной  власти правительства и сбалансирование  властных полномочий президента  и парламента. Используется как  в странах с устойчивой демократией  (Франция), так и в республиках,  создающих новую государственность  и стремящихся учесть недостатки  и адаптировать преимущества  той и другой формы правления.  Для нее характерны следующие  отличительные признаки. 

Президент и парламент в равной степени  легитимированы народом. Оба института участвуют и в формировании, и в отстранении правительства. Правительство, таким образом, несет «двойную» ответственность. Парламент может выразить недоверие правительству (его главе, продолжающему исполнять обязанности до решения президента). Очевидно большое значение политического фона для стабильности правительства. Многопартийная система, разногласия между фракциями в парламенте затрудняют работу правительства и вынуждают его обращаться за поддержкой к президенту. Предусматривается механизм взаимных сдержек и контроля высших институтов государственной власти: президент имеет право вето на законы, принимаемые представительной палатой, и право роспуска палат, а парламент может инициировать и отстранить от должности президента в случаях, предусмотренных конституцией.

Выбор той  или иной формы правления осуществляется народом путем принятия конституции  или одобрения ее основополагающих принципов на конституционных референдумах или учредительных собраниях, съездах. При этом определяющее влияние на решение народа оказывают культурные, правовые, политические традиции, конкретно-исторические условия, а зачастую и чисто субъективные факторы.

  
 
 
 
 

2.2 Политико-административное устройство государства

Понятие политико-территориального устройства государства характеризует  способ политической и территориальной  организации государства, систему  взаимосвязей людей, проживающие в  центре и различных регионах, и  распределения власти на территории государства между центральными и местными органами государственной власти.

Государство объединяет разнородные в этническом, религиозном, языковом, культурном отношениях социальные общности, в результате чего возникает потребность обеспечить взаимодействие этих общностей и целостность государства. К тому же управление большим государством, имеющим значительную территорию и многочисленное население, из одного центра чрезвычайно трудно, если вообще возможно.

Различаются три основные формы территориального устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация, каждой из которых свойственны свои принципы организации территории и взаимосвязей между центром и местами.

1.Принцип  унитаризма означает, что государство  не имеет в своем составе  иных государственных образований  на правах его субъектов. Унитарное  государство — единое, оно может  делиться только на административно-территориальные  части, не обладающие суверенитетом.  На местах действуют государственные  органы и должностные лица, подчиненные  центральным органам власти.

2.Принцип  федерализма — это система  основных признаков и принципов  определенной формы государственного  устройства, совокупность структур, норм и методов государственного  управления, устанавливающих взаимодействие  центра и мест, обеспечивающих  рациональное и эффективное функционирование федеративного государства в интересах как федерации в целом, так и ее субъектов.

Смысл федерализма  в том, чтобы обеспечить такое  соединение различных групп, которое  позволяло бы осуществлять общие  цели и при этом сохранять самостоятельность частей.

К сущностным признакам федерализма относятся: государственно-подобный характер объединенных в единое государство территориальных единиц — субъектов федераций; конституционное разграничение компетенций между ними и центром; недопустимость изменений границ без их согласия.

К основным принципам федерализма относятся: добровольность объединения государств и подобных образований в единое государство; принятие федеральной  конституции и конституций субъектов  федерации; однопорядковый конституционный статус субъектов федерации и их равноправие; конституционно-правовые разграничения суверенитета федерации и суверенности ее субъектов; общие территория и гражданство; единая денежная и таможенная системы, федеральная армия и другие институты государства, обеспечивающие его безопасное существование и функционирование.

Федерализм  как принцип стал этимологической  основой для производного от него и более узкого по смыслу понятия — федеративное государство.

Федеративное  государство, федерация — одна из основных форм организации государства, сложная структура которой состоит  из нескольких государств или государственно-подобных образований, обладающих конституционно закрепленной политической самостоятельностью вне пределов и полномочий общего государства в целом.

Теоретической основой федерализма является концепция  суверенитета народа, выражающаяся в  государственном суверенитете.

Суверенитет — политико-правовое обоснование  и определение приоритетной принадлежности у того или иного субъекта (монарха, народа, государства и его составных  частей) независимости и самостоятельности  в решении своих внутренних дел  и во внешних отношениях.

В теории суверенитета выделяется общая система взаимодействующих  принципов, концентрированно отражающая его наиболее существенные признаки: неотчуждаемость; неограниченность; верховенство власти; неделимость; неабсолютность власти; юридическое равенство фактически во многих случаях неравных социальных субъектов; приоритет народного суверенитета.

3. Принцип  конфедерализма объединяет самостоятельные государства для решения общих актуальных проблем. Конфедерацию, строго говоря, нельзя назвать формой государственного устройства. Это временный межгосударственный союз, образованный на основе международного договора, члены которого полностью сохраняют свой государственный суверенитет. Основные признаки конфедерации: отсутствие единой территории; неограниченное право выхода из союза; центральное правительство зависит от правительств независимых государств, поскольку содержится на их средства; финансовые средства на общие цели, единую политику формируются из взносов членов союза; вооруженные силы конфедерации находятся под общим командованием; общая согласованная международная политика не исключает самостоятельной позиции членов конфедерации в конкретных вопросах; юридически все члены равноправны, но реально приоритетную роль в конфедерации играет государство с более высоким военно-экономическим потенциалом.

Информация о работе Государство как общественное явление