Государственный долг РФ: его динамика и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 08:16, курсовая работа

Краткое описание

Идея государственного долга как некой общественной ноши возникает, потому что долги правительства, в конечном счете, являются долгами налогоплательщиков. Однако на основе данного подхода государственный долг как проблема не существует, за исключением той его части, которая принадлежит иностранцам, поскольку все граждане государства, вместе взятые, являются и держателями государственного долга, и должниками по нему.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Государственный долг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Сущность и причины образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …... 5
1.2 Формы и виды государственного долга. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Глава 2. Анализ состояния и динамика государственного долга РФ .. . . . . 11
2.1 Анализ динамики и структуры государственного внешнего долга РФ 11
2.2 Анализ динамики и структуры внутреннего государственного долга РФ24
Глава 3. Управление государственным долгом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
3.1 Проблемы погашения долга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
3.2 Принципы управления государственным долгом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
3.3 Основные причины образования долга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
3.4 Пути решения проблемы задолженности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

Файлы: 1 файл

окончательная курсовая.doc

— 566.50 Кб (Скачать)

В силу своего уникального положения Россия стремится к комплексному решению проблемы международной задолженности при соблюдении баланса интересов кредиторов и заемщиков.

Особенности по уплате  госдолга -Россия сейчас активно использует метод погашения внешней задолженности товарными поставками, но остальные приемы находятся в забвении. В свете предстоящих платежей участникам Парижского и Лондонского клуба кредиторов разработка программ конверсий внешнего долга России становится актуальной. В частности, перспективой могут стать обмен долговых обязательств на акции приватизированных предприятий, выкуп долгов правительства на рублевые средства с последующим направлением их на инвестиции. От проведения таких операций Россия получит не только облегчение долгового бремени, но и оживление работы по осуществлению программы приватизации и дополнительные инвестиции в реальный сектор экономики.

-на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;

-на развитие национального рынка государственных ценных бумаг;

-на активное использование инструмента выдачи государственных гарантий Российской Федерации.

Особое положение в составе государственного долга занимает внутренний государственный долг, который на 1 апреля 2010 года составлял 2094,73 млрд. руб. На протяжении последних нескольких лет на фоне понижающего тренда объема совокупной задолженности в процентах к ВВП страны (с 108,6% ВВП в 1999 г. до 5,8% ВВП в 2008 г. Объем ВВП России за 2010 год, по предварительной оценке Росстата, составил в текущих ценах 44 трлн 491,4 млрд рублей. Его реальный объем относительно 2009 года повысился на 4%. Индекс-дефлятор ВВП за 2010 г. по отношению к ценам 2009 г. составил 110,3%.) и сокращения абсолютного размера внешнего долга наблюдался устойчивый рост абсолютного объема государственного внутреннего долга. Что свидетельствовало о расширении внутренних источников дефицитного финансирования государственных расходов, которое неизбежно связано с масштабными эффектами вытеснения частного инвестиционного спроса на капитал.

3.4 Пути решения проблемы задолженности:

     1.  Конверсия долгов в собственность, другие активы стран-должников. Конверсия долгов в инвестиции в странах-должниках. Этот путь позволит России укрепить и расширить свои позиции в государствах-должниках, причем в наиболее перспективных отраслях.

     2. Получение от заемщиков различных товаров для насыщения внутреннего рынка (сырьевые, потребительские, продукция тропического земледелия). Недостаток этого способа в том, что большинство наших должников просто не имеют подобной продукции, а если она и есть, то ее предпочитают продавать на мировом рынке за твердую валюту.

     4. Аукционы по продаже обязательств иностранных должников России ее коммерческим банкам и фирмам, которые заинтересованы либо в приобретении товаров в этой стране, либо в длительном производственно-техническом сотрудничестве. Погашение части долга национальной валютой.

     5. Установление путем договоров определенной доли от суммы долга, которую страна-должник обязуется выплатить, а остальная часть просто списывается.

     Одна из основных проблем для России — участие в международных санкциях против ряда PC, которые являются нашими традиционными торговыми партнерами и должниками. Убытки от этого участия достигают 30 млрд. долл. Другая проблема состоит в том, что члены Парижского и Лондонского клубов готовы списать самым бедным странам (их 47) их долги, среди которых много российских должников.

     Страны СНГ должны России многомиллиардные суммы за поставки энергоносителей и другую российскую продукцию. Кроме того, что РФ является крупным должником, существует еще одна проблема: Россия является также кредитором. Из 57 стран-должников на 18 государств приходится 94% общей задолженности РФ. Из них на Кубу приходится 18,4%, Монголию — 11,4, Вьетнам — 10,6. Пути решения: 

   1)  приостановка поставок российских товаров в страны-неплательщики;

     2)  повышение штрафов до размеров, превышающих учетную ставку, за задержку банками перевода поступивших от клиентов средств;

     3)  расширение практики предоплаты поставок по заключенным

договорам;

     4) выплата задолженности имуществом стран-должников или оказание ими услуг России (строительство жилья на ее территории или возведение других объектов). Таким образом, проблема государственного долга на сегодняшний день по-прежнему остается и является одной из главнейших стратегических задач[11].

 

 

Заключение.

Курсовая работа была написана на основе обобщения реального опыта проведения современной Россией своих заимствований, регулирования государством рынка государственных долговых инструментов, проявившихся тенденций во взаимоотношениях государства с разными категориями инвесторов. На основе рассмотренных и изученных вопросов можно сделать следующие выводы, что основными задачами государства, направленными на поддержание стабильности рынка государственных заимствований является: сохранение объемов и структуры государственного долга, позволяющих гарантированно выполнять обязательства по его погашению и обслуживанию, а также рефинансировать долг независимо от состояния федерального бюджета; осуществление государственных внутренних заимствований в объеме, позволяющем активно развивать рынок корпоративных и муниципальных заимствований, обеспечивающих финансирование инвестиций; изменение структуры государственного долга Российской Федерации в части дальнейшего увеличения удельного веса внутреннего долга в структуре совокупного государственного долга.

              Проведя анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга РФ, и иследовавосновные пути совершенствования управления госдолгом можно сделать вывод главными целями долговой политики Российской Федерации на ближайшее будущее должно быть решение следующих задач:

- улучшение качества долга за счет снижения стоимости его обслуживания, совершенствования структуры;

- обеспечение стабильного обслуживания как внешних, так и внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации;

- содействие достижению инвестиционного кредитного рейтинга и его дальнейшему повышению, что не только обеспечит удешевление новых заимствований для государства и частных структур, но и будет способствовать приливу новых прямых и портфельных инвестиций;

- гибкое реагирование на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;

- обеспечение надежного механизма перевода заемных средств в инвестиции, ставящего реальные заслоны на пути их нецелевого использования. Дополнительные заемные средства должны привлекаться только для финансирования и кредитования приоритетных проектов и программ при условии их эффективного использования;

- усиление привлекательности российских долговых бумаг для широкого круга инвесторов, предотвращение резких колебаний их цены на мировых финансовых рынках;

- прогнозирование и избежание рисков, связанных со структурой долга, лучшее использование валютного фактора в снижении долговых выплат;

- максимальное использование для обслуживания долга дебиторской задолженности иностранных государств России, то есть зарубежных финансовых активов, а также задолженности предприятий и регионов по гарантированным государством валютным кредитам;

- более тесная координация государственной политики и политики внешних заимствований корпоративных структур, чтобы избежать ненужной конкуренции на финансовых рынках и рисков, связанных с возможным невыполнением корпоративных долговых обязательств;

- создание комплексной системы управления государственным долгом с участием органов государственной власти, которая позволит адекватно формулировать и реализовывать национальные интересы в этой сфере;

- совершенствование учета и мониторинга государственного долга, внедрения прогрессивных технологий по управлению долгом, позволяющих контролировать состояние долговой нагрузки экономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме реального времени.

Эти решения являются обоснованными не только по линии улучшения рынка внешнего и внутреннего государственного долга, но и по линии улучшения социально-экономического состояния страны и ее граждан. Как было сказано выше, снижение внешних государственных заимствований за счет увеличения внутренних, позволяет избежать перекладывания долгов нынешних поколений на плечи будущих. Также данная политика способствует укреплению национальной валюты и снижению экономической зависимости государства от ситуации на иностранных финансовых рынках. На примере современной стратегии Правительства Российской Федерации, можно сказать о правильности решений при ее выборе. Можно наблюдать первые ее результаты, такие как погашение основных внешних задолженностей перед мировыми кредитными организациями (это было возможно, в первую очередь, за счет создания стабилизационного фонда страны), что позволило в последующие годы больше средств тратить на социально значимые объекты и направления. Реализация социальных программ в области образования, здравоохранения, решения жилищного вопроса позволила после долгих лет забвения, наконец, улучшить положение в этих важных сферах социальной жизни общества.


Список использованной литературы

 

1.            Бюджетный кодекс Российской Федерации: [федер. закон принят Гос. Думой 31.07.1998 № 145-ФЗ по состоянию на 1 ноября 2009 г.] – М.: Издательство Юрайт, 2009

2.            Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: учеб. пособие. / И.Т. Балабанов - 2-е изд., доп. и перераб. М.: Финансы и статистика – 2006 - с.17

3.             Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие/ Г. М. Колпакова - 2-е изд., переработ. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 496 с.

4.            Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник / Под ред. ЛитовскихА.М  Шевченко И..: Юрайт-Издат. – 2006. –С.255..

5.            Воронин Ю. С. Управление государственным долгом / Ю. С. Воронин // Экономист. – 2006 - №1 - С.58 - 67.

6.            Златкис Б.И. Ситуация с госдолгом нуждается в аналитиках. // Финансы. 2008. - № 7. – С. 10 – 15. 37

7.            Лебедев А. И. Управление внешним долгом в России / А. И. Лебедев // Проблемы теории и практики управления – 2008 - №3 - С.37-40

8.             Моисеев А.К. Внешний долг России – состояние и проблемы платежеспособности. / А.К. Моисеев // Проблемы прогнозирования. – 2007. - № 4. - С. 99 – 107.

9.             Попкова Н.А. Управление государственным долгом6 проблемы и возможности. / Н.А. Попкова // Финансы. – 2010. - №1 – С.49-51.

10.         Саркисянц А. Проблема внешнего долга России: исторический аспект. // Аудитор. – 2007. - № 8. – С. 25 – 31.

11.       Селезнев А. Государственный долг: иллюзии и реальность / А. Селезнев Экономист – 2007 - №3 - С.31-40

12.       Хейфец Б.А. Внешний долг России. // Финансы. – 2008. - № 2. – С.22-24

13.       Чумаченко А.А. Государственный внутренний долг и государственные внутренние заимствования /А.А. Чумаченко // Рынок ценных бумаг. – 2008 - №16 - С.63-66.

14.       Шенаев В. Н. Проблема внешнего долга России / В. Н. Шенаев // Бизнес и банки – 2009 - №26 - С.1-3.

15.       Аналитическая лаборатория ”Веди”//www.vedi.ru

16.       Интернет-журнал «Экономика России XXI век»//www.ruseconomy.ru

17.       Министерство финансов Российской Федерации//www.minfin.ru

18.       Счетная палата РоссийскойФедерации//www.ach.gov.ru/bulletins

19.       Центральный банк Российской Федерации//www.cbr.ru

20.             Бюллетень счетной палаты Р.Ф. 2008г материалы с официального сайта счетной палаты Р.ф. Анализ состояния государственного внешнего долга исходный документ: http://www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 



[1] ЛитовскихА.М  Шевченко И.К Финансы денежное обращение и кредит: Учебник. – М.: Высшее образование, 2006. – С.251

[2] Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник / Под ред. ЛитовскихА.М  Шевченко И..: Юрайт-Издат. – 2006. –С.255.

[3] Бюллетень счетной палаты Р.Ф. 2008г материалы с официального сайта счетной палаты Р.ф. Анализ состояния государственного внешнего долга Исходный документ: http://www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/2008/schpal2008bull09/schpal812004bull9-11.htm.

[4] Лебедев А. И. Управление внешним долгом в России / А. И. Лебедев // Проблемы теории и практики управления – 2008 - №3 - С.37-40

Платежный баланс и внешний долг Р.Ф. 2010годВыпуск подготовлен Департаментом платежного баланса

Центрального банка Российской Федерации

При использовании материалов ссылка на Центральный банк Российской Федерации

обязательнаДанный сборник размещается в представительстве Центрального банка РоссийскойФедерации в сети Интернет по адресу: http://www.cbr.ru в рубриках «Издания Банка

России. Вестник Банка России» и «Статистика. Статистика внешнего сектора».

 

[5] Анализ расходов на обслуживание госдолга России в 2011-2013 гг.

[6] Моисеев А.К. Внешний долг России – состояние и проблемы платежеспособности. / А.К. Моисеев // Проблемы прогнозирования. – 2007. - № 4. - С. 99 – 107.

[7] Чумаченко А.А. Государственный внутренний долг и государственные внутренние заимствования /А.А. Чумаченко // Рынок ценных бумаг. – 2008 - №16 - С.63-66

[8] Чумаченко А.А. Государственный внутренний долг и государственные внутренние заимствования /А.А. Чумаченко // Рынок ценных бумаг. – 2008 - №16 - С.63-66.. Министерство финансов Российской Федерации//www.minfin.ru

 

[9] Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие. – М.: Перспектива, 2007. Счетная палата РоссийскойФедерации//www.ach.gov.ru/bulletins

 

 

[10]10 Интернет-журнал «Экономика России XXI век»//www.ruseconomy.ru

 

11     [11]Бюллетень счетной палаты Р.Ф. 2008г материалы с официального сайта счетной палаты Р.ф. Анализ состояния государственного внешнего долга исходный документ: 

http://www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata.htm

 


Информация о работе Государственный долг РФ: его динамика и структура