Государственное регулирование экономики в различных теоретических моделях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение основных научных направлений об экономической роли государства и их характеристика.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику основных научных направлений об экономической роли государства;
- проанализировать особенности современной экономической системы и роли государства в ней;
- изучить необходимость государственного вмешательства в экономику и функции государства в современной экономической системе;

Файлы: 1 файл

Теория.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещении всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос «Что, как и для кого производить?» одной единственной формой собственности – государственной, а ответ на основной экономический вопрос – строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно  корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система – это, прежде всего, гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей.

В настоящее  время большинство экономистов, да и правоведов, едины в том, что  при рассмотрении соотношения рынка  и государства необходимо использование  как экономических (рыночных) инструментов, так и государственно-правового регулирования в обеспечении стабильного развития экономики.

Решение же проблемы о том, «сколько государства» должно «присутствовать» в экономике, зависит  от множества факторов. Государственно-правовое регулирование экономики - величина переменная и в различные временные периоды она может изменяться. Так, в настоящее время в кризисных условиях необходимость поддержки наиболее важных секторов экономики, обеспечения утвержденных социальных программ обусловливает более активное государственно-правовое регулирование экономических отношений. При этом важно учитывать, что экономика представляет собой достаточно сложное явление, имеющее собственную структуру. В отдельных секторах экономики, группах отраслей государство может играть большую или меньшую роль. Данное обстоятельство не может игнорироваться при решении проблемы обеспечения эффективного государственно-правового регулирования экономики.

В юридической  литературе в связи с этим справедливо  выделяют несколько правовых режимов  регулирования экономики.

Первый из них, который условно можно обозначить как режим активного регулирования  экономики, должен охватывать сферы, особо  важные с точки зрения экономической  безопасности: производство и транспортировка  нефти и нефтепродуктов, газа, энергоснабжение, связь, инновационные технологии, формирование госрезерва и т. д.

Второй режим  предполагает умеренное государственное  регулирование экономики, ограничивающееся определением необходимых параметров деятельности предпринимательских  структур (утверждение технических регламентов, правил и т. п.), но не затрагивающее, как правило, свободу договора в различных экономических сферах.

Третий правовой режим – минимальный – может относиться к таким видам коммерческой деятельности, как организация туризма, зрелищных мероприятий, пассажирских перевозок и т. п., где возможности для государственного регулирования минимальны [9; С. 226].

На значение и необходимость государственно-правового  регулирования экономики обращают внимание в своих исследованиях  многие правоведы. Так, В. С. Якушев, говоря об управлении экономическими процессами со стороны государства, справедливо замечает: «Наша страна начинает отказываться от идеи, что рыночная экономика якобы саморазвивающееся явление, не допускающее государственного регулирования. Сейчас необходимость участия государства в управлении экономикой становится общепризнанной. Более того, получает признание мысль об усилении влияния государства на все жизненные процессы: государство призвано принять на себя ответственность за состояние не только экономики, но и всех сторон жизни общества. К этому его обязывает действующая Конституция» [31; С.27].

Что же представляет собой государственное регулирование  экономики? Действующее законодательство не дает определения указанной категории  и не раскрывает ее признаки. Лишь в нескольких законах, посвященных государственному регулированию отдельных отраслей и подотраслей национальной экономики предприняты попытки сформулировать определение такого сложного экономико-правового явления, как государственное регулирование. В большинстве нормативных правовых актов понятие государственного регулирования вообще не раскрывается.

Таким образом, экономической и юридической литературе рядом авторов предприняты попытки сформулировать определение категории государственного регулирования. В большинстве случаев последнее раскрывается через категорию «деятельность». Так, В. П. Орешин определяет государственное регулирование экономики как деятельность органов государственной власти по воздействию на процесс общественного воспроизводства в целях достижения общественно полезных результатов [14; С.14]. С экономической точки зрения приведенное определение представляется вполне справедливым как акцентирующее основное внимание на процессах, связанных с упорядочением экономики с целью достижения общественно полезных результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, исходя из изложенного материала  можно сделать следующие выводы.

Во-первых, необходимость  вмешательства  государства  в  экономику  и цели такового определяются целым комплексом причин микро- и макроэкономического характера и в основном связаны с преодолением фиаско (провалов) рынка.

Во-вторых, методы такого регулирования опираются  либо на системы законодательных  актов и государственную собственность - административные меры, либо на систему внутренних стимулов - косвенное  экономическое  воздействие.

В-третьих, государственное  вмешательство в  экономику  имеет  целый ряд очень существенных негативных последствий, которые следует  учитывать при разработке и реализации правительственных программ.

В-четвертых, система  целей и методов их достижения может быть представлена как модель регулирования. Основными для смешанной  экономики  являются  кейнсианская  модель и неоконсервативная, опирающиеся  на соответствующие теоретические школы. Содержание каждой из моделей определяется конкретными условиями социально-экономического развития страны, требующими решения тех или иных приоритетных целей, прежде всего преодоления безработицы и  экономического  спада в  кейнсианской  модели и инфляции и проведения структурной перестройки экономики - в неоконсервативной. При этом первая модель строится на признании активной роли государства в стабилизации экономики, вторая предполагает преимущественно пассивную позицию государства и отдает предпочтение силам рыночной саморегуляции.

В-пятых, актуальной проблемой является теоретическая  разработка и практическое освоение модели государственного регулирования  в странах с переходной экономикой, так как традиционные рецепты  государственного воздействия на экономику во многих случаях оказываются несостоятельными.

Очень часто  государство является первопричиной  изменений экономического поведения  предпринимателей. От решений, принимаемых  правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

Следует отметить, что государство не должно вмешиваться  в те сферы экономики, где его  вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

В целом трудно переоценить роль государства в  экономике. Оно создает условия  для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х - начале 80-х годов. Из-за слишком активного государственного вмешательства из страны начался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. В таком случае необходима приватизация и дерегулирование, что и было сделано в 1986 году.

Как мне кажется, основная задача государства состоит  в том, чтобы удерживать "золотую  середину" в сфере влияния на рыночную экономику.

 

Список  использованных источников

 

1. Алентьев Е.О. История экономических учений. Волгоград, 2007. – 250 с.

2. Анкере Э. История европейского права. М.,2008. – 178 с.

3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. / Пер. с англ. – М., 2011. – 155 с.

4. Блауг М. Меркантилизм. М., 2011. – 210 с.

5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. М., 2008. – 300 с.

6. Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве // МзиМО. 2010. -  №11. – 197 с.

7.Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформа в России (теория и практика). - М., 2009. – 354 с.

8. Государственное регулирование экономики в России // Инвестиции в России. – 2010. - №10. – 379 с.

9. Занковский С. С. Предпринимательское (хозяйственное) право в XXI веке: преемственность и развитие // Государство на рубеже веков. Экологическое и природоресурсное право, трудовое право, предпринимательское право. М., 2007. – 255 с.

10. Иохин В.Я. Экономическая теория – М.:2009. – 169 с.

11. Куликов Л. М. Основы экономической теории. Учеб. Пособие. – М.: Финансы. 2010. – 234 с.

12. Майнбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М., 2007. – 377 с.

13. Ман Т. Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией ответ на различные возражения, которые обычно делаются против нее // Хрестоматия по истории экономики. М., 2011. – 145 с.

14. Орешин В. П. Государственное регулирование национальной экономики. М., 2008. – 200 с.

15.Основы экономической теории / - Под ред. Николаева И. – ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 334 с.

16. Плотников И.С. Меркантилизм. М., 2007. – 215 с.

17.Предпринимательское право: Учебник / Под ред. Е.Губина., П.Лахина – М.: Юрист, 2009. – 175 с.

18. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. М., 2007. – 228 с.

19.Ревенков А. Планирование в системе государственного регулирования экономики. // Экономист. – 2011. -№8. – 389 с.

20. Розенберг Д.И. История политической экономии. Т. 1. М., 2008. – 284 с.

21.Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории – М.:2007. – 300 с.

22. Старилов Ю.Н. Курс административного права. М., 2009. – 166 с.

23.Сторчева М. А. Обзорная лекция по меркантилизму. М., 2011. – 78 с.

24. Сторчева М.А. Основы экономики: Учебник. М., 2010. – 134 с.

25.Танци В. Роль государства в экономике: эволюция концепций  // МЭиМО. –2008 - №10. – 256 с.

26.Холодилин К. А. Становление экономической теории в трудах меркантилистов. М., 2007. – 376 с.

27. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. М.: БЕК, 2009. – 259 с.

28. Худокормов А.Г. История экономических учений. М., 2008. – 160 с.

29. Экономика: Учебник. /  Под ред. доц.  А.С.Булатова. – М.: Изд-во БЕК, 2010. – 200 с.

30. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Часть 1./Макконел К.Р., Брю С.Л – М.:  Республика, 2011. – 300 с.

31. Якушев В. С. Гражданский кодекс Российской Федерации и гражданское законодательство // Цивилистические записки. Межвузовский сборник научных трудов. М., 2007. – 245 с.


Информация о работе Государственное регулирование экономики в различных теоретических моделях