Формы объединения предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 17:22, реферат

Краткое описание

Общей чертой всех рассмотренных структур является то, что они описывают структуру предприятия – одного юридического лица, Однако с усилением диверсификации производства и усложнением хозяйственной, деятельности у ряда предприятий возникает необходимость в объединении и интеграции под одной крышей разноплановых производств, каждое из которых требует определенной доли самостоятельности и своей структуры управления.

Файлы: 1 файл

Формы объединения предприятий.docx

— 22.16 Кб (Скачать)

Формы объединения предприятий

Общей чертой всех рассмотренных структур является то, что они описывают структуру предприятия – одного юридического лица, Однако с усилением диверсификации производства и усложнением хозяйственной, деятельности у ряда предприятий возникает необходимость в объединении и интеграции под одной крышей разноплановых производств, каждое из которых требует определенной доли самостоятельности и своей структуры управления.

В переходной экономике с осуществлением дерегулирования государственного сектора и отказом от директивных методов управления, упразднением существовавших ранее иерархических структур возрастает роль ассоциативных форм деятельности и интегрированных структур управленя предприятиями на основе рыночных принципов ведения хозяйства.

Поэтому появляются новые формы интеграции хозяйству субъектов:

1)      путем вхождения предприятий в вертикальные структуры (корпоративные группы), реорганизованных из отраслевых структур или создаваемых заново;

2)      на основе формирования горизонтальных ассоциативных образований.

Рассмотрим их основные формы.

Концерн – (англ. concern), одна из наиболее развитых форм объединений, характеризующаяся единством собственности и контроля, Впервые возникли после 1-й мировой войны 1914-18 вв. Германии. Дальнейшее их развитие было обусловлено ростом новых форм концентрации производства: комбинироваиия, прежде всего в черной и цветной металлургии, в переработке угля и нефть химической промышленности. В 20-х гг. в США широкое распространение получили концентрация и централизация капитала. Причем последний процесс шел по вертикали, т.е. состоял в объединении последовательных стадий обработки продукта, начиная от исходных видов сырья вплоть до выпуска готовых изделий разнообразного ассортимента. Со второй половины ХХ века в формировании концернов появились новые черты – усиление межотраслевого характера, связанное со специфическими условиями накопления капитала (диверсификация); рост научных и прикладных исследований, увеличение количества крупных научных лабораторий и экспериментальных цехов и отделений. Значительно увеличилось в послевоенные годы число международных концернов. Преимущества концернов связаны не только с выгодой крупных масштабов комбинированного производства, но и постоянным внедрением в производство новой техники и выпуском новых видов продукции, сосредоточением патентов, производственных ноу-xау, различных видов накопленных технических знаний, развитием самофинансирования и np. В Беларуси действуют отраслевые концерны. Например, концерн «Беллегпром» – это многоотраслевой промышленных комплекс республики, включающий текстильную, трикотажную, швейную, кожевенную, обувную, меховую и текстильно-галантерейную подотрасли, На его предприятиях также организовано производство искусственного трикотажного меха, фарфоро-фаянсовой посуды, резиновой и валяной обуви и других видов продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления. На долю концерна «Беллегпром» приходится около 80% продукции легкой промышленности, производимой в республике, в том числе по различным видам тканей, трикотажным и ковровым изделиям, обуви кожаной, посуде фарфоро-фаянсовой – от 85 до 99%, чулочно-носочным изделиям – около 65%, кожевенным товарам и искусственному трикотажному меху – 100%. В настоящее время в состав концерна входят 119 организаций с численностью работников около 80 тыс. человек, из них 101 – промышленные организации с численностью работников около 78,5 тыс. человек. Концерн проводит целенаправленную работу по расширению товаропроводящей сети как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Организации, входящие в состав концерна «Беллегпром», на внутреннем рынке открывают фирменные и ведомственные магазины, оптовые склады, магазины - склады и т.д.

Корпорация (акционерное общество) – это организация (союз организаций), созданная для защиты интересов и привилегий ее участников и образующая самостоятельное юридическое лицо. Корпорация может от своего имени подписывать контракты, брать кредиты, выдавать ссуды и т.д., причем отдельные акционеры не несут ответственности за ее действия. О главных ориентирах корпоративного управления говорит перечень проблем, выдвигавшихся на первое место в разные периоды развития:

·        1950-е годы – организация и оснащение производства;

·        1960-е годы – продукты;

·        1970-е годы – рынки;

·        1980-е годы – конкурентные преимущества;

·        1990-е годы – внешняя среда (экология, общественные перемены, технология). Управление корпорацией сходно организации управления отдельным акционерным обществом. Корпорации способствуют решению двух проблем; привлечение капитала для осуществления крупных проектов и распределение риска. 

Холдинг – представляет собой организацию, владеющую контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления, Холдинг является специфическим управленческим и финансовым ядром современных корпораций, конгломератов и иных организационных структур рынка. По характеру деятельности холдинги подразделяются на:

·        чистые – они ограничивают свою деятельность исключительно контрольными функциями по отношению к дочерним предприятиям;

·        смешанные (оперативные) – помимо контрольных, могут выполнять функции, связанные с предпринимательством в промышленности, торговле, транспортом и пр.

В настоящее время специалисты выделяют три основные формы холдингов: интегрированные промышленные компании; конгломераты; банковские холдинги. Их особенностью является то, что в них участвует государственный капитал. В отраслях, являющихся естественными монополистами (электрообеспечение, железнодорожные перевозки, почтовая связь, водо-, электро-, тепло-, газоснабжение) такой контроль себя вполне оправдывает. Однако это не оправдано в тех отраслях, которые должны действовать по рыночным законам.

Холдинг может быть создан либо в результате выделения определенной организационной структуры с последующей передачей акции уже существующих фирм, либо путем образования самим холдингом новых акционерных обществ при условии сохранения за ним контрольных пакетов акций этих обществ. В современных условиях крупные компании (в основном конгломератного типа) могут создавать и так называемые промежуточные холдинги (субхолдинги) – отдельные общества или подразделения в структуре компании, выполняющие строго определенные задачи (например, патентный холдинг, лицензионный, инвестиционный и пр.). Цель создания промежуточных холдингов – сосредоточить ресурсы на определеном направлении.

Функционирование холдинговых систем имеет ряд преимуществ перед отдельно взятыми компаниями:

  ·  возможность создания замкнутых технологических цепочек от добычи сырья до выпуска              готовой продукции и доведения ее до потребителя;

·        экономия на торговых, маркетинговых издержках;

·        использование преимуществ диверсификации производства;

·        возможность варьирования ресурсами в рамках системы.

Функции холдинговой компании может осуществлять банк или финансовая организация.

Консорциум – представляет собой одну из форм объединений, создаваемых на основе соглашения между несколькими банками, предприятиями, компаниями, фирмами, научными центрами, государствами для совместного проведения крупных финансовых операций по размещению займов, акций или осуществлении науко- и капиталоемких проектов, в том числе международных. Обычно возглавляется банком. Партнеры полностью. сохраняют свою экономическую и юридическую самостоятельность, за исключением той части деятельности, которая касается целей консорциума.

Конгломерат – представляет собой организационную форму объединения предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальных и вертикальных связей. Конгломератные слияния подразделяются на несколько типов функциональные, рыночно ориентированные, чисто конгломератные.

В нем объединены самостоятельные предприятия с различными типами структурного построения и общей штаб-квартирой. Основные цели создания: информационная, консультативная, координационная, кредитно-финансовая.: маркетинговая, правозащитная. Как правило, конгломераты представляют собой образования, ориентированные на развитие и максимизацию прибыли, независимо от сфер их деятельности. Основными способами их образования являются слияния и поглощение фирм различной производственной коммерческой ориентации. Слияние – это объединение нескольких фирм. в результате которого одна из них выживает, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование, Пути слияния различны, скупка активов, контрольного пакета акций, объединение (компании А, Б, В объединяются и образуют новую компанию Д). Поглощение происходит тогда, когда компания обменивает свои акции на акции другой с выгодными условиями (путем предоставления кредита, освобождения от налогов на сумму задолженности по процентам за кредит и пр.).

Ассоциация предприятий – это вновь созданная организация, которая выполняет работы по заказам нескольких предприятий и благодаря этому координирует их деятельность. Как правило, цель ассоциаций – лоббирование интересов входящих в их состав предприятий в органах государственной власти. Вновь созданные организации могут выполнять функции поиска новых даст рынков сбыта, вести научные исследования в интересах предприятий, оказывать помощь в материально-техническом снабжении. Ассоциация предприятий может координировать действия предприятий, но делать это на формальной основе путем выработки рекомендаций и консультаций с руководителями или собственниками предприятий. Создание подобной организации представляется целесообразным при объединении большого числа родственных, технологически слабо связанных между собой предприятий.

В целом, формирование и усиление корпоративных структур – одна из важных тенденций развития экономики. Именно крупные структуры составляют своего рода каркас индустриально развитых стран и мирового хозяйства в целом, повышают стабильность экономического сотрудничества, выступают в качестве партнеров государства в выработке и реализации стратегической линии в процессе модернизации экономики. Они являются эффективной формой консолидации материальных ресурсов и производственного капитала разных компаний. Эти общемировые тенденции начинают проявляться и в Беларуси. Поэтому возникает необходимость изучения мирового опыта формирования интеграционных структур.


Информация о работе Формы объединения предприятий