Финансовый менджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

Необходимость принятия решения так же стара, как и само человечество. С глубокой древности люди, приступая к какой-либо деятельности, раздумывали над ее возможными последствиями и принимали решения, выбирая тем или иным способом зависящие от них условия и параметры этой деятельности для успешного достижения поставленных целей. Во многом успех деятельности определяется правильностью прогноза последствий принятых управленческих решений. П

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (6).docx

— 59.88 Кб (Скачать)

Необходимость принятия решения  так же стара, как и само человечество. С глубокой древности люди, приступая  к какой-либо деятельности, раздумывали  над ее возможными последствиями  и принимали решения, выбирая  тем или иным способом зависящие  от них условия и параметры  этой деятельности для успешного  достижения поставленных целей. Во многом успех деятельности определяется правильностью  прогноза последствий принятых управленческих решений. Принятие решения — основа организационной, управленческой деятельности. В эпоху простых экономических  отношений эти решения могли  приниматься без специального экономического и математического анализа, просто на основе опыта, здравого смысла и  интуиции. Такой способ принятия решений  не утратил своего значения и в  наше время, особенно в сравнительно простых ситуациях, где последствия  легко просчитываются. 
Сложнее обстоит дело с принятием решений, когда речь идет о деятельности в новых, недостаточно изученных и меняющихся условиях, когда принятые решения неизбежно затронут множество людей и скажутся на внутренней и внешней экономической ситуации. В таких случаях приходится опираться на большое количество данных, относящихся не столько к прошлому опыту, сколько к прогнозируемому будущему. В страховой деятельности необходимо дополнительно учитывать опасность снижения или даже утраты платежеспособности из-за неточной оценки принимаемых на страхование рисков. Следовательно, выбранное решение должно по возможности гарантировать нас от ошибок, связанных с вероятностным характером самого прогнозирования, и быть успешным для широкого диапазона изменений внешних условий деятельности. Выбор и обоснование такого решения обычно базируются на системе экономического анализа и математических расчетов, позволяющих устранить или хотя бы минимизировать негативные последствия неудачного решения. 
К увеличению роли и значения финансового менеджмента привел резкий рост значения финансов в жизни общества. Финансовый менеджмент — это управление финансами хозяйствующих субъектов, финансовый анализ, планирование, а также нахождение и распределение капитала. Он охватывает все основные сферы финансов, распространяется на все сегменты финансового рынка и входит составной частью в управленческую деятельность. 
Как отмечалось в предыдущем параграфе, специфика деятельности страховщиков состоит в предварительном сборе средств клиентов (страховых премий), чтобы в дальнейшем при наступлении определенных событий (страховых случаев) произвести гарантированные выплаты страховых возмещений и обеспечений. В отличие от иных видов бизнеса, точная оценка предстоящих расходов страховщика на страховые выплаты невозможна в принципе, поскольку речь идет о возможных, вероятных событиях, которые хотя и происходили в прошлом, но каждый раз по-иному и со своими индивидуальными, неповторяющимися последствиями. Поэтому прогнозирование финансовых последствий этих событий (суммарных расходов на страховые выплаты) на планируемый период страховой деятельности основывается на изучении случившихся аналогичных событий в прошлом с применением методов математической статистики и неизбежно содержит неточности, как методические (обработка средних величин и оценка колебаний случайных величин относительно их среднего значения), так и фактические, связанные с неполным соответствием анализируемого статистического материала и принимаемых настрахование рисков. В результате, страховой менеджмент, как общий, так и финансовый, вынужден иметь дело с риском нехватки собранной страховой премии и сформированного страхового фонда на предстоящие выплаты по заключенным договорам страхования, т.е. с риском неплатежеспособности. Этот риск является специфическим для страхового бизнеса. С учетом этой специфики финансовый менеджмент в страховом бизнесе можно определить как управление привлеченными и собственными финансами для достижения стратегической цели бизнеса при соблюдении нормативных требований к финансовойустойчивости страховой компании. 
Другой объективный риск — потеря инвестиционного дохода и инвестиционных вложений вследствие конъюнктурных колебаний рынка и экономических кризисов. Но этот риск является общим для всего финансового предпринимательства. 
Понятие стратегической цели в страховом бизнесе требует отдельного рассмотрения (см. в 2.1 и в гл. 8). Здесь же отметим, что эта цель в силу важнейшей социальной роли страхования должна учитывать не только интересы собственника бизнеса, но и интересы общества и государства. Сложившаяся в развитых странах практика корпоративного управления показывает, что стратегические цели бизнеса формулируются в миссии корпорации. Этот подход начинает внедряться в корпоративное управление и в России. Например, миссия Ингосстраха лаконично выражена в его рекламном слогане «Ингосстрах платит. Всегда», отражающем общественную цель страхования в защите имущественных интересов страхователей, реализующуюся через страховое возмещение убытков, понесенных страхователями в результате страховых случаев. В целом миссию страхового бизнеса можно сформулировать как удовлетворение общественной потребности в надежной страховой защите. 
Соответственно задачи финансового менеджмента вытекают из стратегической цели. Надежность страховой защиты определяется финансовой устойчивостью страховщика и полнотой страховой выплаты в соответствии с условиями договора страхования. Тогда основные задачи финансового менеджмента в страховании можно сформулировать следующим образом. 
1. Финансовое планирование на основе принятой стратегии развития. 
2. Формирование и использование уставного капитала в соответствии с требованиями действующего страхового законодательства и в размере, достаточном для исполнения принятых страховых обязательств. 
3. Установление стоимости страховых услуг, адекватной принимаемым на страхование рискам и планируемым собственным расходам компании. 
4. Формирование и размещение страховых резервов в соответствии с действующим страховым законодательством и дополнительными требованиями к возвратности и ликвидности. 
5. Контроль за расходами компании, прежде всего, за соответствием уровня страховых выплат структуре страховых тарифов. 
6. Контроль за текущим состоянием платежеспособности компании и его соответствием требованиям законодательства. 
7. Контроль за достижением ключевых финансовых показателей в целом, а также по функциональным и линейным подразделениям. 
8. Своевременная и полная уплата налогов и сборов. 
9. Формирование обязательной и дополнительной управленческой отчетности и доведение ее до заинтересованных лиц. 
Финансовый менеджмент реализуется в присущих ему функциях и имеет выраженную специфику — управление денежными потоками, поэтому его функции предопределены задачами финансов страховой компании. Наряду с традиционными методами планирования, калькуляции, бюджетирования, финансового анализа и контроля, финансовый менеджмент в страховом бизнесе должен применять методы математической статистики, теории вероятности и исследования операций. Особую роль в финансовом менеджменте страхового бизнеса играют экспертные заключения по оценке принимаемых на страхование рисков и оценке ущерба от страховых случаев, составляемые техническими, медицинскими, финансовыми и юридическими экспертами. Важнейшей особенностью инструментария страхового финансового менеджмента является системность его применения, поскольку только сочетание различных методов и инструментов позволит получить объективную информацию для принятия финансового решения. Инструментарий финансового менеджмента рассматривается на протяжении всей книги.

Информация играет исключительно  важную роль в корпоративном управлении. Только на основе внешней и внутренней информации возможно правильное позиционирование предприятия в окружающей среде  и постановка стратегических целей. Реализация стратегии предусматривает  детализацию целей, уточнение планов и бюджетов. Затем на основе учетных  данных осуществляется план-фактный  анализ, позволяющий оценить успешность выполнения стратегических планов. 
Информационное обеспечение финансового менеджмента заключается в подготовке, нахождении и использовании общеэкономической, бухгалтерской, финансовой, коммерческой, статистической, экспертной и другой информации. Важным источником информации для управления финансами на предприятии является обязательная бухгалтерская и налоговая отчетность, а инструментом для ее использования — обеспечение менеджмента электронными системами коммуникаций. Для крупных предприятий и организаций информационное обеспечение управления — одна из наиболее острых, а иногда и критических проблем, поэтому необходимо постоянное повышение квалификации и компьютерной грамотности финансовых менеджеров. В настоящее время система бухгалтерского и налогового учета автоматизируется. В качестве примера можно привести известную систему «1С». Но, несмотря на очевидные преимущества, перевод бумажных документов в электронную форму — сложная проблема. Для крупных предприятий это связано с огромным потоком документов, для мелких — с их ограниченными финансовыми возможностями, недостатком квалифицированных кадров и т.п. 
Вопросы информационной поддержки финансового менеджмента должны рассматриваться в неразрывной связи с вопросами информационной поддержки корпоративного управления в целом. Необходима единая интегрированная система информационного обеспечения. Известно немало определений информационных систем, однако применительно к рассматриваемым вопросам можно воспользоваться следующим: информационно-управляющая система — это формальная структура сбора, обработки и передачи данных для выдачи руководству информации, необходимой для принятия решения. Общей целью информационной системы является облегчение эффективного выполнения функций планирования, контроля за производственной деятельностью, а самой важной ее задачей — выдача нужной информации нужным людям и в нужное время. 
Необходимость обработки информации с целью ее анализа, обобщения и представления в удобной для анализа форме возникла давно, и также давно были найдены соответствующие формы, например бухгалтерский анализ, журнал учета поступлений и выплат, различные статистические отчеты. Увеличение объемов деятельности, различных форм обязательной отчетности, объема вычислительных операций в условиях постоянно растущих затрат на содержание квалифицированного персонала вызвали потребность в автоматизации процесса обработки и распределения информации. В идеале автоматизированная информационно-управляющая система должна обеспечивать возможность обработки и получения информации в необходимой форме в реальном масштабе времени, т.е. практически сразу после появления первичной информации о каком-либо событии. Автоматизация позволяет повысить качество информации, а именно: ее точность, достоверность, актуальность, полезность и полноту отражения всей совокупности значимых фактов. 
Особую проблему в решении вопросов информационного обеспечения управления страховым бизнесом представляет получение информации о внешней среде. Внешняя среда компании включает экономические условия, потребителей, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, профессиональные общественные организации, технику и технологию, и другие составляющие. Эти взаимосвязанные факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри страховой компании. Большое значение имеет и тот факт, что, хотя компания и зависит полностью от внешней среды, эта среда, как правило, находится вне пределов влияния самой компании. 
С каждым годом приходится учитывать все большее количество факторов внешней среды, и процесс этот принимает поистине глобальный характер. Выделяют две основные группы факторов — прямого и косвенного воздействия. 
К факторам прямого действия относятся факторы, которые непосредственно влияют на операции компании и могут испытывать на себе, в свою очередь, влияние проводимых ею операций. Применительно к страховщикам такими факторами являются: 
- нормативная среда, т.е. законодательные и нормативные акты о страховании; 
- состояние (конъюнктура) страхового рынка на территории, где действует компания (платежеспособность клиентов, их потребность в различных видах страхования, конкурентная среда и Др.); 
- географическое положение территории (природно-климатическая зона, наличие границ с другими государствами, население, наличие и вид коммуникаций и т.д.); 
- социально-экономическое положение территории (вид и уровень развития промышленности, сельского хозяйства экономические связи и формы этих связей с другими территориями, уровень жизни и занятость населения); 
- состояние территориального финансового рынка (качественный состав действующих банковских и финансовых учреждений, инвестиционная политика и инвестиционные инструменты и т.п.); 
- состояние территориального рынка труда (наличие специалистов, оплата труда, затраты на обучение и переподготовку). 
В отличие от предприятий промышленности и сферы нестраховых услуг страховщики в большей степени зависят от природной и социально-экономической среды. Это объясняется влиянием природных и техногенных факторов на вероятность возникновения страховых случаев и, следовательно, на объем выплат и финансовые результаты деятельности, а также отсутствием повсеместного устойчивого спроса на страховые услуги и, как следствие, зависимостью спроса от территориальных особенностей размещения промышленности, транспортных узлов и терминалов, а также уровня жизни населения. 
К факторам непрямого или косвенного воздействия следует отнести факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на результаты работы компании, но, тем не менее, сказываются на них: общее состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для бизнеса события в других странах. На молодой российский страховой рынок в наибольшей степени косвенное воздействие оказывает состояние экономики и групповые интересы в отраслях отечественной промышленности. 
Факторы внешней среды имеют ряд общих черт, определяемых состоянием самой среды — это взаимосвязанность, сложность, подвижность и, наконец, неопределенность. Последняя имеет двоякий характер: в силу нашего незнания каких-либо параметров воздействующих факторов и вследствие сознательного противодействия внешней среды в рамках какого-либо фактора, например конкуренции, таким образом, чтобы его действие было неожиданным и причинило деятельности компании максимальный вред. Неопределенность внешней среды еще более усложняет деятельность страховой компании, внося в нее элементы неизвестности и случайности, аналогичные спортивным играм. 
Таким образом, мы можем определить финансовый менеджмент в страховании как процесс управления финансами страховой компании в изменяющихся и неопределенных внешних условиях. 
Взаимодействие страховой компании с внешней средой можно представить в виде входящих и исходящих информационных и финансовых потоков, обрабатываемых и управляемых компанией. 
Стабильность и интенсивность информационных потоков в рассматриваемый период определяется действующими факторами (состоянием) внешней среды и управляющими воздействиями на нее. 
Немаловажен вопрос формы и структуры информации. Если правовая информация оформлена в виде общедоступных текстов кодексов, законов и подзаконных актов и комментариев к ним, то информацию об экономическом положении территории и населения, состоянии местных финансовых страховых рынков, потребностях в страховых услугах и т.п. в готовом виде найти очень трудно и обычно для ее получения необходимо заказывать специальные маркетинговые исследования. Отметим, что объективность таких исследований, по ряду причин, невысока. Поэтому особую роль в управлении страховым бизнесом и его финансами играет правильно организованный маркетинг. 
Как внешняя, так и внутренняя информационная среда страховой компании характеризуется постоянными и переменными факторами. Относительно постоянными можно считать факторы, задаваемые различными нормативными актами, географическое и социально-экономическое положение региона и другие факторы, на которые страховщик не может оказать или оказывает очень слабое влияние. Переменными являются набор предлагаемых страховых услуг и условия их предоставления клиентам, страховые тарифы, условия инвестиционных вложений, уровень собственных расходов, условия сострахования и перестрахования, подбор и условия мотивации персонала и другие управляющие воздействия. 
Внутренняя информационная среда поддерживается обязательной и дополнительной финансовой отчетностью и системой коммуникаций, преимущественно, в электронном виде. При формировании отчетности очень важно соблюдать меру в ее количестве и числе контролируемых факторов, соответствующих техническим возможностям ее обработки и человеческим возможностям восприятия и анализа.

1. Страхование как отрасль  финансовой деятельности возникло  из разделения общественного  труда и развивалось по мере  осознания человеком ценности  своей жизни, здоровья и имущества  в условиях окружающих его  опасностей. Цели страхования достигаются  в результате страховой деятельности  — коммерческой, преследующей получение  прибыли, и некоммерческой, как  в социальном, так и во взаимном  страховании. 
2. Экономическая сущность страхования выражается в экономических отношениях по передаче риска в обмен на уплату премии, имеющих гражданско-правовую форму и характеризующихся случайностью и вероятностью, статистической наблюдаемостью и возможностью математического расчета; фактической возможностью страховых случаев; замкнутой солидарностью раскладки ущербов (в пользу пострадавших страхователей за счет всех страхователей данного страхового фонда); наличием временных и пространственных границ раскладки ущербов, возвратностью части страховых взносов, направленной в страховые резервы. 
3. Финансы — это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) и включающих формирование и использование денежных доходов, обеспечение кругооборота средств в воспроизводственном процессе, организацию взаимоотношений с другими предприятиями, бюджетом, банками, страховщиками и пр. Финансы включают в себя формирование денежных фондов, их распределение, анализ и контроль за их использованием и коммуникативные финансовые отношения. 
4. Финансовый механизм — это способы использования финансовых ресурсов, а также форма организации финансов предприятия. Использование финансовых ресурсов осуществляется посредством применения финансовых методов, приемов, рычагов, инструментов, принципов и предполагает соответствующее правовое, нормативное и информационное обеспечение. Финансовые методы — это форма осуществления финансовых отношений, их взаимосвязь с производственно-хозяйственным процессом. 
5. Страховая деятельность во многом отличается от других видов финансового предпринимательства. Это проявляется в специфических рисках и особой ответственности, которая лежит на страховщике. В экономически развитых странах страхование считается стратегическим сектором экономики ввиду своего стабилизирующего воздействия на экономику не только через функцию возмещения ущерба от неблагоприятных событий, но и через страховые компании, которые выступают в роли финансовых аккумуляторов в рыночных процессах. Поэтому особое внимание уделяется финансовому состоянию страховщика. 
6. Финансы страховой компании представляют собой регулируемые государством денежные отношения, возникающие в процессе формирования и использования собственных, привлеченных и заемных финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы страховой организации — это денежные средства в форме доходов и внешних поступлений, необходимые для обеспечения жизнедеятельности страховой компании по оказанию страховой защиты. 
7. Страховщик формирует и использует средства страховых резервов, покрывая ущерб страхователя. Страховые резервы и собственные средства страховщика должны быть обеспечены активами, соответствующими требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности. 
8. Под финансовым состоянием страховой компании обычно понимают реальные условия размещения и использования средств страхового фонда. Финансовая устойчивость (платежеспособность) определяется, с одной стороны, соотношением собственных средств и обязательств по договорам страхования, а с другой стороны, деятельностью, направленной на получение финансового результата: андер-райтерской и тарифной политикой, инвестиционной деятельностью, ограничением единичного риска. Во всех странах финансовая устойчивость страховщиков регламентируется государством. 
9. Информационное обеспечение финансового менеджмента представляет собой единство внутренних и внешних источников информации и заключается в подготовке, нахождении и использовании общеэкономической, бухгалтерской, финансовой, коммерческой, статистической, экспертной и другой информации. Важным источником информации для управления финансами на предприятии является обязательная бухгалтерская и налоговая отчетность, а инструментом для ее использования — информационные системы. 
10. Информационно-управляющая система — это формальная структура сбора, обработки и передачи данных для выдачи руководству информации, необходимой для принятия решения. Основной целью информационной системы является облегчение эффективного выполнения функций планирования, контроля за производственной деятельностью, а самой важной ее задачей — выдача нужной информации нужным людям и в нужное время.

Информационное  обеспечение финансового менеджмента

В условиях рыночной экономики  значение объективной финансовой информации и, соответственно, финансовой отчетности занимает приоритетные позиции.

Финансовая отчетность - это совокупность форм отчетности, составленной на основе данных финансового учета с целью предоставления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении фирмы в виде, удобном и понятном для принятия этими пользователями определенных деловых решений.

Информация должна содержать сведениядля: 

  • Оценки финансового состояния
  • Оценки потока денежных средств
  • Принятия инвестиционных решений 

Основными пользователями финансовой отчетности выступают: 

  • инвесторы (собственники, рядовые акционеры, институциональные инвесторы);
  • кредиторы (коммерческие банки и другие институциональные заимодавцы, поставщики, которые на основании финансовой информации фирмы вырабатывают условия коммерческого кредитования данной фирмы);
  • профсоюзы и служащие по поводу оценки способности данного объекта выплачивать более высокую зарплату;
  • заказчики продукции по поводу оценки ее способности выполнять взятые обязательства;
  • государственные органы по поводу выполнения налоговых обязательств, выполнения требований государственного регулирования финансовой деятельности;
  • население по поводу перспектив деловых контактов с экономическим объектом;
  • деловые и научные круги, изучающие потенциальное место в своей отрасли, на национальных и зарубежных рынках, а также определяющие ее рейтинги. 

Стороны, заинтересованные в  получении информации в зависимости  от их запросов и потребностей, можно  условно разделить на две категории: внешние и внутренние.

Внутренние пользователи - менеджеры, руководство, финансовые менеджеры. В некоторых случаях в данную группу относятся и собственники предприятия.

Внешние пользователи - кредиторы, потенциальные инвесторы, контрагенты предприятия, налоговые органы, финансовый рынок в лице фондовой биржи и прочие.

 
Рис. 1 Пользователи финансовой отчетности

Эффективное решение задач  финансового менеджмента требует  использования адекватных информационных ресурсов, которые по источникам формирования и отношению к управляющему объекту  можно разделить на внутренние и внешние.

Внешние информационные ресурсы - к данной группе относится информация о других производителях, возможных потребителях, поставщиках. Такая информация может быть получена на информационных рынках. Выделяют следующие основные секторы мирового рынка информации:

1. Деловая информация, обслуживающая  сферу бизнеса: 

  • макроэкономическая (характеризует общее состояние экономики);
  • финансовая (характеризует конъюнктуру различных рынков);
  • биржевая (о котировках на фондовом рынке);
  • коммерческая (содержит сведения о предприятиях, их производственных связях и пр.);
  • статистическая (экономическая, финансовая, биржевая и др. информация, представленная в виде динамических рядов);
  • деловые новости (представляется информационными агентствами и охватывает различные сферы бизнеса). 

2. Научная и профессиональная  информация.

3. Социально-политическая  и правовая информация.

4. Массовая и потребительская  информация.

Внутренние информационные ресурсы - данная группа содержит информацию, которая создается в процессе функционирования предприятием и формируется специалистами его различных подразделений.

Внутренние информационные ресурсы могут быть организованы:

1. по экономическому содержанию: 

  • данные управленческого учета;
  • различные сметы и бюджеты;
  • плановые и оперативные данные о производстве и реализации;
  • данные о закупках и расходование сырья;
  • данные об издержках и пр.

2. по источникам формирования: 

  • бухгалтерия;
  • финансовый отдел и другие. 

Информация о работе Финансовый менджмент