Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 23:00, курсовая работа
ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА (ЕВС) — форма организации отношений стран — членов ЕС в валютной сфере, имеющая целью обеспечить устойчивое соотношение курсов национальных валют этих государств и тем самым содействовать стабилизации их внешнеэкономических связей в целом. ЕВС базируется на трех основных элементах. Первый — обязательство стран — участниц поддерживать колебание рыночного курса своих валют в пределах узкого диапазона — от взаимного центрального курса. Второй элемент ЕВС — специальная Европейская валютная единица (ЭКЮ), базирующаяся на корзине национальных валют. Третий элемент ЕВС — механизм оказания кредитной и взаимной финансовой помощи тем правительствам, которые испытывают финансовые затруднения при поддержании рыночного курса своей валюты в пределах согласованного диапазона отклонений. Этот механизм состоит из двух частей: системы краткосрочной (до 75 дней) взаимопомощи центральных банков на двусторонней основе и системы валютной поддержки на многосторонней основе из специального финансового фонда ЕЭС на условиях краткосрочного кредитования (до трех месяцев с правом пролонгации кредита еще на такой же срок) и среднесрочного финансирования (от 2 до 5 лет). ЕВС действует с 1979 г.
Введение
Глава 1. Становление и особенности европейской валютной системы
Глава 2. Современное состояние европейской валютной системы. Перспективы развития европейской валютной системы
Заключение
Список использованной литературы
Что касается некоторых более мелких стран региона, то возобновлению роста их экономики мешают крупные фискальные дисбалансы и дефициты платежных балансов по текущим операциям. Такое положение, по мнению аналитиков, является угрозой для региона в целом, тем более, что указанные дисбалансы в начале кризиса отмечались и в промышленно развитых странах Европы. С серьезными проблемами столкнулись многие страны Европы с формирующимися рынками, "особенно те, которые имели значительные дефициты платежных балансов по текущим операциям и сильно зависели от иностранных инвестиций. В частности, это относится к государствам Балтии, Болгарии и Румынии.
Прекращение бума в строительстве
и кредитовании, сопровождавшееся проблемами
в банковском секторе, как отмечается,
спровоцировало производственный коллапс
в некоторых странах Еврозоны.
Существенное сокращение производства,
затратные мероприятия по преодолению
кризиса и еще ряд
Несмотря на меры по корректировке платежных балансов по текущим операциям, принятые во многих странах Европы с формирующимися рынками, эти показатели в ряде случаев остались на достаточно высоком уровне во многих странах Еврозоны, которые не имели возможности прибегнуть к девальвации национальных валют для решения данной проблемы. Резкое падение инвестиций (почти на 11%) в 15 странах Евросоюза аналитики считают важной причиной рецессии, а их возобновление станет основой стабильного экономического оживления. Инвестиции в машины и оборудование пострадали от комбинации падающего внешнего спроса и рекордного снижения уровня загрузки производственных мощностей на фоне негативного влияния мирового финансового кризиса, который усложнил условия внешнего финансирования. Уровень загрузки производственных мощностей, как предполагается, должен начать увеличиваться, но сдвиг в инвестициях не ожидается до второй половины 2010 г. Инвестиции в жилищное строительство пострадали из-за проблем на ипотечном рынке, и для их восстановления, как полагают аналитики, потребуется некоторое время.
Среди других важных факторов,
приведших к рецессии, авторы доклада
называют падение экспорта, вызванное
значительным снижением мирового спроса.
Некоторых стран это коснулось
особенно ощутимо в силу ориентации
на производство товаров на экспорт.
В частности, Германия, ведущий экспортер
машин и оборудования, пострадала
из-за чрезмерного падения
Общий уровень инфляции, равнявшийся 4% в середине 2008 г., с июля по октябрь 2009 г. сменился отрицательным показателем. Отчасти это связано с колебаниями цен на мировом рынке нефти. Влияние застойных явлений в большей мере отразилось на базовой инфляции, размеры которой во второй половине 2008 г. были близки к 2%, а в сентябре и октябре прошлого года уменьшились до 1,2%. По мере восстановления спроса ожидается рост базовой инфляции, однако она, как и общая инфляция, в 2010г., вероятно, не превысит 2%.
Согласно последним оценкам Еврокомиссии, бюджетный дефицит государств Еврозоны в 2009 г. возрос до 6,4% ВВП с 2% в предыдущем году В 2010 г. не исключается дальнейшее ухудшение этого показателя. Увеличение бюджетного дефицита сопровождалось повышением уровня государственной задолженности: в 2008 г. он определялся в 69,3% ВВП, а в г. уже в 78,2%. Авторы доклада считают вполне вероятным его дальнейший рост в текущем году.
Денежная политика стран ЕС в кризисный период оставалась очень активной. Европейский центральный банк (ЕЦБ) снизил процентную ставку с 4,25% в июле 2008 г. до нынешнего 1% в мае 2009 г., т. Е. на 325 базисных пунктов. Банк Англии, как и другие центральные банки региона, также прибегал к значительному снижению своих процентных ставок, во многих случаях почти до нуля.
Составители доклада отмечают
наличие существенных рисков, связанных
с восстановлением
По данным последнего доклад ООН, экономика 12 "новых" стран – членов ЕС в наибольшей степени пострадала от мирового экономического кризиса. Их совокупный валовой продукт в 2009 г. сократился на 3,7%, после того как в предыдущие годы отмечался его стабильный рост. Экономический спад в этой группе государств был обусловлен падением экспортного спроса и ухудшением состояния мировой финансовой системы. За исключением Польши экономика которой в меньшей степени ориентирована на экспорт, и всех остальных "новых" странах ЕС отмечалось падение ВВП. Особенно значительным – в среднем примерно на 15% - оно было в странах Балтии
Несмотря на то, что в
конце прошлого года квартальные
показатели свидетельствовали о
некоторой экономической
В странах Балтии из-за слабого внутреннего спроса наблюдалось сокращение импорта, в результате определявшийся в 2008 г. Двузначной цифрой дефицит платежного баланса по текущим операциям в прошлом году сменился положительным сальдо. С одной стороны, это было связано с уменьшением импорта и выплатой иностранным инвесторам, с другой с увеличением переводов из стран, Евросоюза. По тем же причинам показатель в странах Центральной Европы снизился на 2%.
Сильная зависимость от притока иностранного капитала, как подчеркивается, привела к нестабильности. Банковские системы большинства "новых" стран Евросоюза мирового финансового кризиса шились новых поступлений капиталов из стран ЕС и с мировых финансовых рынков в целом, что нарушило нормальную деловую активность. В странах Балтии и Болгарии, обреченных значительной внешней зараженностью, деноминированной в иностранной валюте, валютные власти, опасаясь негативного влияния на обязательства по обслуживанию, состояние платежного баланса бюджета, воздержались от девальвации своих национальных валют.
В условиях кризиса правительства и центральные банки стран региона приняли некоторые экстраординарные меры, включая рекапитализацию банковского сектора и национализацию некоторых финансовых институтов, а также обращение за международной финансовой помощью. Важную роль в стабилизации ситуации в "новых" странах ЕС сыграли Евросоюз и МВФ: в 2008г. помощь была предоставлена Латвии и Венгрии и в 2009г. – Румынии. Помимо этого, в прошлом году Польша договорилась с МВФ об открытии гибкой кредитной линии для решения проблемы краткосрочной задолженности.
В 2010 г., как полагают, частное
потребление будет ограниченным
в силу комбинации ряда факторов, включая
слабое потребительское доверие, высокий
уровень безработицы, снижение заработной
платы в государственном
Столкнувшись в 2009 г. со значительным падением доходов, финансовые власти, в частности Венгрии и Латвии, вторично пересмотрели бюджеты, сократив расходную часть и повысив косвенные налоги. Экономические стимулы в этой группе стран в основном ограничены мерами по снижению прямых налогов, усилиями по стимулированию экспорта и прямых иностранных инвестиций. В странах Центральной Европы гибкость курсов национальных валют позволяет слегка обесценивать их относительно евро, что помогает экспорту оставаться конкурентоспособным. В странах Балтии, где рецессия наиболее глубока, фискальная политика остается проциклической, поскольку в преддверии присоединения к Еврозоне их правительства должны придерживаться строгих налоговых критериев.
Кипр, Мальта, Словакия и Словения являются членами Еврозоны и поэтому имеют очень низкую процентную ставку. Центральные банки других стран этой группы, особенно Чехии, Венгрии, Польши и Румынии, могли бы поддерживать свои процентные ставки на более высоком уровне, но были вынуждены постепенно снижать их во второй половине прошлого года по мере стабилизации национальных валют и субсидирования инфляции. Тем не менее их банковские сектора все чаще сталкиваются с несоблюдением обязательств по кредитам и ограничениями в области расширения кредитования частного сектора.
В 2009 г. инфляция в "новых"
странах Евросоюза была низкой в
результате удешевления продовольственных
товаров и энергоносителей и
сокращения внутреннего спроса. Застойный
рынок труда способствовал
Снижение экспорта и внутреннего
спроса наряду с другими факторами,
как отмечается, привело в прошлом
году к росту безработицы в
регионе, несмотря на активные меры по
поддержанию рынка труда. В странах
Балтии ее уровень вырос до 15% экономически
активного населения с 4% в 2008 г. В
других странах этой группы безработица
увеличилась на 2-3 процентных пункта
– в среднем примерного 10%. В 2010
г. не исключается дальнейший рост этого
показателя, что в долгосрочной перспективе
может привести к увеличению структурной
безработицы в указанном
В следующей таблице приводятся данные о темпах экономического роста в отдельных странах Европы (%):
Таблица 1.
I |
II |
III |
IV |
V | |
Государства Евросоюза |
2,2 |
2,9 |
0,8 |
-4,1 |
0,5 |
ЕС-15 |
2,1 |
2,6 |
0,6 |
-4,2 |
0,5 |
Австрия |
2,3 |
3,5 |
2,0 |
-3,8 |
1,0 |
Бельгия |
2,0 |
2,9 |
1,0 |
-3,5 |
0,4 |
Великобритания |
2,5 |
2,6 |
0,6 |
-4,5 |
0,6 |
Германия |
1,5 |
2,5 |
1,3 |
-4,8 |
1,2 |
Греция |
4,1 |
4,0 |
2,9 |
-0,6 |
-0,4 |
Дания |
1,5 |
1,6 |
-1,2 |
-3,0 |
1,1 |
Ирландия |
2,1 |
3,6 |
2,0 |
-4,7 |
0,0 |
Испания |
3,3 |
3,6 |
0,9 |
-3,8 |
-0,9 |
Италия |
1,2 |
1,6 |
-1,0 |
-5,3 |
0,1 |
Люксембург |
4,2 |
6,5 |
0,0 |
-4,5 |
0,4 |
Нидерланды |
2,1 |
3,6 |
2,0 |
-4,7 |
0,0 |
Португалия |
1,3 |
1,9 |
0,0 |
-3,5 |
0,1 |
Финляндия |
3,1 |
4,2 |
1,0 |
-7,0 |
0,0 |
Франция |
1,9 |
2,3 |
0,4 |
-2,2 |
0,7 |
Швеция |
2,6 |
2,6 |
-0,2 |
-5,0 |
1,5 |
Новые страны ЕС |
4,6 |
6,2 |
3,9 |
-3,7 |
1,2 |
Болгария |
5,6 |
6,2 |
6,0 |
-5,7 |
2,0 |
Венгрия |
3,6 |
1,2 |
0,6 |
-6,0 |
0,5 |
Кипр |
4,2 |
6,1 |
2,5 |
-4,0 |
1,0 |
Латвия |
7,2 |
10,0 |
-4,6 |
-17,5 |
-4,0 |
Литва |
6,9 |
9,8 |
2,8 |
-15,9 |
-3,8 |
Мальта |
2,2 |
3,7 |
2,1 |
-3,8 |
-0,6 |
Польша |
4,2 |
6,8 |
5,0 |
1,1 |
2,5 |
Румыния |
5,8 |
6,3 |
7,1 |
-7,6 |
0,1 |
Словакия |
5,7 |
10,4 |
6,4 |
-4,5 |
1,2 |
Словения |
4,3 |
6,8 |
3,5 |
-5,5 |
1,5 |
Чехия |
4,2 |
6,1 |
2,5 |
-4,0 |
1,0 |
Эстония |
6,9 |
7,2 |
-3,6 |
-12,0 |
-3,0 |
Прочие страны Европы |
2,3 |
3,4 |
1,9 |
-2,0 |
0,7 |
Исландия |
4,1 |
5,6 |
1,3 |
-6,3 |
0,5 |
Норвегия |
2,4 |
3,1 |
2,1 |
-1,2 |
2,1 |
Швейцария |
2,1 |
3,6 |
1,8 |
-2,5 |
-0,4 |