Европейская валютная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 23:00, курсовая работа

Краткое описание

ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА (ЕВС) — форма организации отношений стран — членов ЕС в валютной сфере, имеющая целью обеспечить устойчивое соотношение курсов национальных валют этих государств и тем самым содействовать стабилизации их внешнеэкономических связей в целом. ЕВС базируется на трех основных элементах. Первый — обязательство стран — участниц поддерживать колебание рыночного курса своих валют в пределах узкого диапазона — от взаимного центрального курса. Второй элемент ЕВС — специальная Европейская валютная единица (ЭКЮ), базирующаяся на корзине национальных валют. Третий элемент ЕВС — механизм оказания кредитной и взаимной финансовой помощи тем правительствам, которые испытывают финансовые затруднения при поддержании рыночного курса своей валюты в пределах согласованного диапазона отклонений. Этот механизм состоит из двух частей: системы краткосрочной (до 75 дней) взаимопомощи центральных банков на двусторонней основе и системы валютной поддержки на многосторонней основе из специального финансового фонда ЕЭС на условиях краткосрочного кредитования (до трех месяцев с правом пролонгации кредита еще на такой же срок) и среднесрочного финансирования (от 2 до 5 лет). ЕВС действует с 1979 г.

Оглавление

Введение
Глава 1. Становление и особенности европейской валютной системы
Глава 2. Современное состояние европейской валютной системы. Перспективы развития европейской валютной системы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

европейская в.с.( операции банков)ОК.docx

— 69.11 Кб (Скачать)

Что касается некоторых более  мелких стран региона, то возобновлению  роста их экономики мешают крупные  фискальные дисбалансы и дефициты платежных  балансов по текущим операциям. Такое  положение, по мнению аналитиков, является угрозой для региона в целом, тем более, что указанные дисбалансы в начале кризиса отмечались и  в промышленно развитых странах  Европы. С серьезными проблемами столкнулись  многие страны Европы с формирующимися рынками, "особенно те, которые имели  значительные дефициты платежных балансов по текущим операциям и сильно зависели от иностранных инвестиций. В частности, это относится к государствам Балтии, Болгарии и Румынии.

Прекращение бума в строительстве  и кредитовании, сопровождавшееся проблемами в банковском секторе, как отмечается, спровоцировало производственный коллапс  в некоторых странах Еврозоны. Существенное сокращение производства, затратные мероприятия по преодолению  кризиса и еще ряд одномоментных  факторов, указывают эксперты фонда, привели к образованию крупных  фискальных дефицитов в таких  странах зоны евро, как Греция, Ирландия, Литва, Португалия, Испания, а также  в Великобритании.

Несмотря на меры по корректировке  платежных балансов по текущим операциям, принятые во многих странах Европы с формирующимися рынками, эти показатели в ряде случаев остались на достаточно высоком уровне во многих странах  Еврозоны, которые не имели возможности  прибегнуть к девальвации национальных валют для решения данной проблемы. Резкое падение инвестиций (почти  на 11%) в 15 странах Евросоюза аналитики  считают важной причиной рецессии, а их возобновление станет основой  стабильного экономического оживления. Инвестиции в машины и оборудование пострадали от комбинации падающего  внешнего спроса и рекордного снижения уровня загрузки производственных мощностей  на фоне негативного влияния мирового финансового кризиса, который усложнил условия внешнего финансирования. Уровень  загрузки производственных мощностей, как предполагается, должен начать увеличиваться, но сдвиг в инвестициях  не ожидается до второй половины 2010 г. Инвестиции в жилищное строительство  пострадали из-за проблем на ипотечном  рынке, и для их восстановления, как  полагают аналитики, потребуется некоторое  время.

Среди других важных факторов, приведших к рецессии, авторы доклада  называют падение экспорта, вызванное  значительным снижением мирового спроса. Некоторых стран это коснулось  особенно ощутимо в силу ориентации на производство товаров на экспорт. В частности, Германия, ведущий экспортер  машин и оборудования, пострадала из-за чрезмерного падения промышленного  производства в странах Азии, а  также снижения импортного спроса со стороны стран – экспортеров  нефти. Сокращение немецкого экспорта сказалось на всей Европе. С возобновлением мировой торговли иностранные заказы начали расти, что поддерживает оживление  промышленного производства. Однако завышенные курсы многих региональных валют препятствуют расширению экспорта. Объемы импорта, значительно сократившиеся  в разгар кризиса, как ожидается, в 2010 г. вновь начнут увеличиваться. Средний уровень безработицы  в странах Еврозоны увеличился с 7,2% в марте 2008 г. до 9,7%в сентябре 2009 г. Однако условия занятости очень  различаются по странам. Например, в  Испании уровень безработицы к сентябрю прошлого года вырос на 9% по сравнению с мартом 2008 г. и достиг 19,5% экономически активного населения. В то же время в Германии данный показатель в указанный период увеличился с 7,2 до 7,6%. Эти различия, в частности, связаны с тем, что в экономике Испании большую роль сыграл коллапс рынка жилья. Меры по регулированию рынка занятости, принимаемые отдельными странами, часто связаны со снижением производительности труда и продолжительности рабочей недели. Поскольку уровень деловой активности в 2010 г., как ожидается, будет, не слишком высоким, не исключается дальнейший рост безработицы.

Общий уровень инфляции, равнявшийся 4% в середине 2008 г., с  июля по октябрь 2009 г. сменился отрицательным  показателем. Отчасти это связано  с колебаниями цен на мировом  рынке нефти. Влияние застойных  явлений в большей мере отразилось на базовой инфляции, размеры которой  во второй половине 2008 г. были близки к 2%, а в сентябре и октябре прошлого года уменьшились до 1,2%. По мере восстановления спроса ожидается рост базовой инфляции, однако она, как и общая инфляция, в 2010г., вероятно, не превысит 2%.

Согласно последним оценкам  Еврокомиссии, бюджетный дефицит  государств Еврозоны в 2009 г. возрос до 6,4% ВВП с 2% в предыдущем году В 2010 г. не исключается дальнейшее ухудшение  этого показателя. Увеличение бюджетного дефицита сопровождалось повышением уровня государственной задолженности: в 2008 г. он определялся в 69,3% ВВП, а в  г. уже в 78,2%. Авторы доклада считают  вполне вероятным его дальнейший рост в текущем году.

Денежная политика стран  ЕС в кризисный период оставалась очень активной. Европейский центральный  банк (ЕЦБ) снизил процентную ставку с 4,25% в июле 2008 г. до нынешнего 1% в мае 2009 г., т. Е. на 325 базисных пунктов. Банк Англии, как и другие центральные  банки региона, также прибегал к  значительному снижению своих процентных ставок, во многих случаях почти  до нуля.

Составители доклада отмечают наличие существенных рисков, связанных  с восстановлением общехозяйственной  конъюнктуры в странах Европы. К их числу они относят возможное  ухудшение ситуации на рынке труда  и связанное с этим ослабление внутреннего спроса, преждевременную  отмену стимулирующих мер, проблемы с возобновлением инвестиций в случае недостаточной загрузки производственных мощностей из-за малоактивного роста  спроса или трудностей с получением кредитов. Кроме того, завышенный курс евро и других западноевропейских валют  по отношению к доллару может  помешать расширению регионального  экспорта и привести к новой рецессии.

По данным последнего доклад ООН, экономика 12 "новых" стран  – членов ЕС в наибольшей степени  пострадала от мирового экономического кризиса. Их совокупный валовой продукт  в 2009 г. сократился на 3,7%, после того как в предыдущие годы отмечался  его стабильный рост. Экономический  спад в этой группе государств был  обусловлен падением экспортного спроса и ухудшением состояния мировой  финансовой системы. За исключением  Польши экономика которой в меньшей  степени ориентирована на экспорт, и всех остальных "новых" странах  ЕС отмечалось падение ВВП. Особенно значительным – в среднем примерно на 15% - оно было в странах Балтии

Несмотря на то, что в  конце прошлого года квартальные  показатели свидетельствовали о  некоторой экономической стабилизации в большинстве стран ЦВЕ, перспективы  на 2011 остаются неопределенными. В государствах Балтии, по-видимому, продолжится рецессия, а в остальных ожидается небольшой рост. Таким образом, средний показатель теми роста общехозяйственной конъюнктуры, вероятно, не превысит 1,2% Возвращение к росту экономики воздействием внешних кредитов в текущем году считается маловероятным. Для дальнейшего развития этим странам следует в большей степени полагаться на внутренние сбережения расширения экспорта.

В странах Балтии из-за слабого  внутреннего спроса наблюдалось  сокращение импорта, в результате определявшийся в 2008 г. Двузначной цифрой дефицит платежного баланса по текущим операциям  в прошлом году сменился положительным  сальдо. С одной стороны, это было связано с уменьшением импорта  и выплатой иностранным инвесторам, с другой с увеличением переводов  из стран, Евросоюза. По тем же причинам показатель в странах Центральной  Европы снизился на 2%.

Сильная зависимость от притока  иностранного капитала, как подчеркивается, привела к нестабильности. Банковские системы большинства "новых" стран  Евросоюза мирового финансового  кризиса шились новых поступлений  капиталов из стран ЕС и с мировых  финансовых рынков в целом, что нарушило нормальную деловую активность. В  странах Балтии и Болгарии, обреченных значительной внешней зараженностью, деноминированной в иностранной  валюте, валютные власти, опасаясь негативного  влияния на обязательства по обслуживанию, состояние платежного баланса бюджета, воздержались от девальвации своих  национальных валют.

В условиях кризиса правительства  и центральные банки стран  региона приняли некоторые экстраординарные меры, включая рекапитализацию банковского сектора и национализацию некоторых финансовых институтов, а также обращение за международной финансовой помощью. Важную роль в стабилизации ситуации в "новых" странах ЕС сыграли Евросоюз и МВФ: в 2008г. помощь была предоставлена Латвии и Венгрии и в 2009г. – Румынии. Помимо этого, в прошлом году Польша договорилась с МВФ об открытии гибкой кредитной линии для решения проблемы краткосрочной задолженности.

В 2010 г., как полагают, частное  потребление будет ограниченным в силу комбинации ряда факторов, включая  слабое потребительское доверие, высокий  уровень безработицы, снижение заработной платы в государственном секторе, стремление к увеличению накоплений, а так же повышение налога на добавленную  стоимость, предпринятое с целью  увеличения бюджетных поступлений. Капиталовложения, включая прямые иностранные  инвестиции, по-видимому, будут носить депрессивный характер, что в долгосрочном плане негативно отразится на производительности труда. Скорость восстановления деловой активности в "новых" странах  Евросоюза, по мнению составителей доклада, будет зависеть не только от внешнего окружения, но и от гибкости их внутренних рынков, включая способность их банковских секторов возобновить кредитование.

Столкнувшись в 2009 г. со значительным падением доходов, финансовые власти, в частности Венгрии и Латвии, вторично пересмотрели бюджеты, сократив расходную часть и повысив  косвенные налоги. Экономические  стимулы в этой группе стран в  основном ограничены мерами по снижению прямых налогов, усилиями по стимулированию экспорта и прямых иностранных инвестиций. В странах Центральной Европы гибкость курсов национальных валют  позволяет слегка обесценивать их относительно евро, что помогает экспорту оставаться конкурентоспособным. В странах  Балтии, где рецессия наиболее глубока, фискальная политика остается проциклической, поскольку в преддверии присоединения  к Еврозоне их правительства должны придерживаться строгих налоговых  критериев.

Кипр, Мальта, Словакия и  Словения являются членами Еврозоны и поэтому имеют очень низкую процентную ставку. Центральные банки  других стран этой группы, особенно Чехии, Венгрии, Польши и Румынии, могли  бы поддерживать свои процентные ставки на более высоком уровне, но были вынуждены постепенно снижать их во второй половине прошлого года по мере стабилизации национальных валют и  субсидирования инфляции. Тем не менее  их банковские сектора все чаще сталкиваются с несоблюдением обязательств по кредитам и ограничениями в области  расширения кредитования частного сектора.

В 2009 г. инфляция в "новых" странах Евросоюза была низкой в  результате удешевления продовольственных  товаров и энергоносителей и  сокращения внутреннего спроса. Застойный  рынок труда способствовал ослаблению давления в отношении заработной платы, в результате чего базовая инфляция в ряде стран была негативной величиной. Снижение уровня инфляции носило наиболее выраженный характер в странах с фиксированными валютными курсами. В то же время периоды обесценения валют в странах с гибкими валютными курсами внесли свой вклад в импорт инфляции. В 2010 г. инфляция в этой группе стран, как ожидается, останется низкой и может приблизиться к нулевой отметке в государствах Балтии.

Снижение экспорта и внутреннего  спроса наряду с другими факторами, как отмечается, привело в прошлом  году к росту безработицы в  регионе, несмотря на активные меры по поддержанию рынка труда. В странах  Балтии ее уровень вырос до 15% экономически активного населения с 4% в 2008 г. В  других странах этой группы безработица  увеличилась на 2-3 процентных пункта – в среднем примерного 10%. В 2010 г. не исключается дальнейший рост этого  показателя, что в долгосрочной перспективе  может привести к увеличению структурной  безработицы в указанном регионе.

В следующей таблице приводятся данные о темпах экономического роста  в отдельных странах Европы (%):

Таблица 1.

 

I

II

III

IV

V

Государства Евросоюза

2,2

2,9

0,8

-4,1

0,5

ЕС-15

2,1

2,6

0,6

-4,2

0,5

Австрия

2,3

3,5

2,0

-3,8

1,0

Бельгия

2,0

2,9

1,0

-3,5

0,4

Великобритания

2,5

2,6

0,6

-4,5

0,6

Германия

1,5

2,5

1,3

-4,8

1,2

Греция

4,1

4,0

2,9

-0,6

-0,4

Дания

1,5

1,6

-1,2

-3,0

1,1

Ирландия

2,1

3,6

2,0

-4,7

0,0

Испания

3,3

3,6

0,9

-3,8

-0,9

Италия

1,2

1,6

-1,0

-5,3

0,1

Люксембург

4,2

6,5

0,0

-4,5

0,4

Нидерланды

2,1

3,6

2,0

-4,7

0,0

Португалия

1,3

1,9

0,0

-3,5

0,1

Финляндия

3,1

4,2

1,0

-7,0

0,0

Франция

1,9

2,3

0,4

-2,2

0,7

Швеция

2,6

2,6

-0,2

-5,0

1,5

Новые страны ЕС

4,6

6,2

3,9

-3,7

1,2

Болгария

5,6

6,2

6,0

-5,7

2,0

Венгрия

3,6

1,2

0,6

-6,0

0,5

Кипр

4,2

6,1

2,5

-4,0

1,0

Латвия

7,2

10,0

-4,6

-17,5

-4,0

Литва

6,9

9,8

2,8

-15,9

-3,8

Мальта

2,2

3,7

2,1

-3,8

-0,6

Польша

4,2

6,8

5,0

1,1

2,5

Румыния

5,8

6,3

7,1

-7,6

0,1

Словакия

5,7

10,4

6,4

-4,5

1,2

Словения

4,3

6,8

3,5

-5,5

1,5

Чехия

4,2

6,1

2,5

-4,0

1,0

Эстония

6,9

7,2

-3,6

-12,0

-3,0

Прочие страны Европы

2,3

3,4

1,9

-2,0

0,7

Исландия

4,1

5,6

1,3

-6,3

0,5

Норвегия

2,4

3,1

2,1

-1,2

2,1

Швейцария

2,1

3,6

1,8

-2,5

-0,4

Информация о работе Европейская валютная система