Цели и задачи менеджмента в условиях глобализации экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Глобализация экономической деятельности является в настоящее время главной объективной тенденцией в развитии современного мира; она оказывает существенное влияние на экономическую и общественно-политическую жизнь всех без исключения национальных государств. Российская Федерация, вставшая на путь либерализации национальной экономики, также не является исключением. Последствия глобализации в российской экономике (положительные и отрицательные) испытывают не только отдельные компании, но и все население страны (доступность товаров, повышение цен, инфляция, и т.п.).

Оглавление

Введение
1 Глобализация как неизбежность развития общества
1.1 Понятие глобализации
1.2 Значимость и место менеджмента в процессе глобализации экономики
1.3 Роль менеджера в условиях глобализации экономики
2 Особенности развития менеджмента в условиях глобализации экономики
2.1 Цели менеджмента в условиях глобализации экономики
2.2 Задачи менеджмента в условиях глобализации экономики
Выводы и предложения
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»

Чебоксарский институт экономики и менеджмента (филиал)

Кафедра экономики, менеджмента и маркетинга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По курсу: «Менеджмент»

На тему: «Цели и задачи менеджмента в условиях глобализации   экономики»

 

 

 

                                                                          Выполнила студентка                                                                         

                                                                                 4 курса очного отделения

                                                                                специальности 080502-м

«Экономика и управление на

                                                                            предприятии со спец.

                                                                     машиностроение»

                                                                   Григорьева И.Н. 

                                                                                        Подпись_________________

 

                                                           Проверила:

                                                              Поняева Н.Г.

                                                                                 

 

 

 

 

Чебоксары

2006

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Глобализация как неизбежность развития общества

1.1 Понятие глобализации

1.2 Значимость и место менеджмента в процессе глобализации экономики

1.3 Роль менеджера в условиях глобализации экономики

2 Особенности развития менеджмента в условиях глобализации экономики

2.1 Цели менеджмента в условиях глобализации экономики

2.2 Задачи менеджмента в условиях глобализации экономики

Выводы и предложения

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Глобализация экономической деятельности является в настоящее время главной объективной тенденцией в развитии современного мира; она оказывает существенное влияние на экономическую и общественно-политическую жизнь всех без исключения национальных государств. Российская Федерация, вставшая на путь либерализации национальной экономики, также не является исключением. Последствия глобализации в российской экономике (положительные и отрицательные) испытывают не только отдельные компании, но и все население страны (доступность товаров, повышение цен, инфляция, и т.п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК НЕИЗБЕЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ    ОБЩЕСТВА

 

1.1             Понятие глобализации

Одним из ключевых процессов развития мировой экономики на грани ХХ—ХХI веков является прогрессирующая глобализация, т.е. качественно новый этап в развитии интернационализации хозяйственной жизни.

Экономическая интеграция вполне вписывается в процесс глобализации, составляя его ядро, а сама глобализация представляет собой более высокую стадию интернационализации, ее дальнейшее развитие, когда долго накапливающиеся количественные изменения привели к качественному скачку. Мир становится единым рынком для большинства ТНК и к тому же большинство регионов открыто для их деятельности.

Глобализация стала важнейшей реальной характеристикой современной мировой системы, одной из наиболее влиятельных сил, определяющих ход развития нашей планеты. Согласно преобладающей точке зрения на глобализацию, ни одно действие, ни один процесс в обществе (экономический, политический, юридический, социальный и т.д.) нельзя рассматривать ограниченно только как таковое (таковой). Глобализация международных отношений — это усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер общественной жизни и деятельности в области международных отношений. Она затрагивает практически все сферы общественной жизни, включая экономику, политику, идеологию, социальную сферу, культуру, экологию, безопасность, образ жизни, а также сами условия существования человечества. Исходя же из цели исследования, представленного в статье, рассмотрим понятие глобализации применительно только к мировой экономике.

Процессы глобального развития, в рамках которых структуры национального производства и финансов становятся взаимозависимыми, ускоряются в результате увеличения числа заключенных и реализованных внешних сделок. Глобализация, охватившая все регионы и секторы мирового хозяйства, принципиально изменяет соотношение между внешними и внутренними факторами развития национальных хозяйств в пользу первых. Ни одна национальная экономика независимо от размеров стран (крупные, средние, малые) и уровня развития (развитые, растущие или переходные) не может больше быть самодостаточной, исходя из имеющихся факторов производства, технологий и потребности в капитале. Ни одно государство не в состоянии рационально формировать и реализовывать экономическую стратегию развития, не учитывая приоритеты и нормы поведения основных участников мирохозяйственной деятельности.

Хотя понятие «глобализация» является в последнее время наиболее часто встречающимся в экономической литературе, до полной ясности этого термина, как в концептуальном плане, так и в практическом, еще очень далеко. Глобализационные процессы оцениваются неоднозначно. Приведем лишь две точки зрения.

Профессор социологии Калифорнийского университета (США) М.Кастельс определил глобализацию как «новую капиталистическую экономику», перечислив в качестве основных ее характеристик следующие: информация, знания и информационные технологии являются главными источниками роста производительности и конкурентоспособности; эта новая экономика организуется преимущественно через сетевую структуру менеджмента, производства и распределения, а не отдельных фирм, как раньше; и она является глобальной.

Глобализацию ряд специалистов представляет как достаточно узкое понятие: процесс сближения потребительских предпочтений и универсализация ассортимента предлагаемой продукции по всему миру, в ходе которого всемирные продукты вытесняют местные.

С другой точки зрения, глобализацию мировой экономики можно охарактеризовать как усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер и процессов мировой экономики, выражающееся в постепенном превращении мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний.

Процесс глобализации охватывает разные сферы мировой экономики, а именно:

- внешнюю, международную, мировую торговлю товарами, услугами, технологиями, объектами интеллектуальной собственности;

- международное движение факторов производства (рабочей силы, капитала, информации);

- международные финансово-кредитные и валютные операции (безвозмездное финансирование и помощь, кредиты и займы субъектов международных экономических отношений, операции с ценными бумагами, специальные финансовые механизмы и инструменты, операции с валютой);

- производственное, научно-техническое, технологическое, инжиниринговое и информационное сотрудничество.

Современная глобализация мировой экономики выражается в следующих процессах (рис. 1):

1) углублении, прежде всего, интернационализации производства, а не обмена, как это имело место ранее. Интернационализация производства проявляется в том, что в создании конечного продукта в разных формах и на разных стадиях участвуют производители многих стран мира. Промежуточные товары и полуфабрикаты занимают все большую долю в мировой торговле и в межкорпоративных трансфертах. Институциональной формой интернационализации производства выступают ТНК;

2) углублении интернационализации капитала, заключающемся в росте международного движения капитала между странами, прежде всего, в виде прямых инвестиций (причем объемы прямых иностранных инвестиций растут быстрее, чем внешняя торговля и производство), интернационализации фондового рынка;

3) глобализации производительных сил через обмен средствами производства и научно-техническими, технологическими знаниями, а также в форме международной специализации и кооперации, связывающих хозяйственные единицы в целостные производственно-потребительские системы; через производственное сотрудничество, международное перемещение производственных ресурсов;

Рис. 1. Компоненты глобализации мировой экономики

 

4) формировании глобальной материальной, информационной, организационно-экономической инфраструктуры, обеспечивающей осуществление международного сотрудничества;

5) усилении интернационализации обмена на основе углубления международного разделения труда, возрастания масштабов и качественного изменения характера традиционной международной торговли овеществленными товарами. Все более важным направлением международного сотрудничества становится сфера услуг, которая развивается быстрее сферы материального производства;

6) увеличении масштабов международной миграции рабочей силы. Выходцы из относительно бедных стран находят применение в качестве неквалифицированной или малоквалифицированной рабочей силы в развитых странах. При этом страны, использующие иностранный труд для заполнения определенных ниш на рынке труда, связанных с низкоквалифицированной и малооплачиваемой работой, пытаются удерживать иммиграцию в определенных пределах. В то же время современные телекоммуникационные технологии открывают новые возможности в этой области и позволяют безболезненно ограничить иммиграционные процессы. Любая компания в Европе, Северной Америке или Японии может с легкостью поручить выполнение, например, компьютерных работ исполнителю, находящемуся в другой стране, и незамедлительно получить готовую работу в своем офисе;

7) растущей интернационализации воздействия производства и потребления на окружающую среду, что вызывает рост потребности в международном сотрудничестве, направленном на решение глобальных проблем современности.

Прогнозируется, что в видимой перспективе глобализация повлечет за собой:

- интенсификацию интеграционных региональных процессов;

- большую открытость экономических систем государств, в настоящее время еще не полностью осуществивших либерализацию хозяйственной деятельности;

- беспрепятственный доступ всем участникам на любые рынки;

- универсализацию норм и правил осуществления торговых и финансовых операций;

- унификацию регулирования и контроля за рынками;

- стандартизацию требований к перемещению капитала, инвестиционному процессу и всемирной платежно-расчетной системе.

Установлено, что характерной чертой глобализации в экономике становится сочетание процессов автоматизации и интеграции. Это нашло отражение в «парадоксе Нейсбитта»: «Чем выше уровень глобализации экономики, тем сильнее ее мельчайшие участники». Дж. Нейсбитт отмечает движение, с одной стороны, к политической независимости и самоуправлению, с другой, — к формированию экономических альянсов.

Следовательно, парадокс глобализации в том, что чем богаче и крепче внутренние связи общества, тем выше степень его экономической и социальной консолидации, и чем полнее реализуются его внутренние ресурсы, тем успешнее оно способно использовать преимущества интеграционных связей и адаптироваться к условиям глобального рынка.

 

1.2 Значимость и место менеджмента в процессе глобализации    экономики

Отношение к глобализации как специалистов, так и всех жителей нашей планеты очень неоднозначно, а порой и диаметрально противоположно. Это связано с разными точками зрения на последствия глобализационных процессов, в которых одни усматривают серьезную угрозу мировой экономической системе, а другие видят средство дальнейшего прогресса экономики. Несомненно, последствия глобализации могут носить как позитивный, так и негативный характер, однако альтернативы ей нет, в связи с чем основное внимание в статье уделено исследованию опасностей (угроз), которые несут эти процессы, и возможностей и выгод, возникающих в процессе глобализации.

Прежде всего, важнейшим методологическим и практическим вопросом является определение соотношения между понятиями «глобализация», «интернационализация хозяйственной жизни», «международное экономическое сотрудничество», «международная экономическая интеграция», чему и будет посвящена первая часть статьи. А далее остановимся на сущности процесса глобализации, его предпосылках, конкретных проявлениях и позитивных и негативных последствиях.

В результате международной кооперации производства, развития международного разделения труда, внешней торговли и международных экономических отношений в целом происходит усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик, нормальное развитие которых невозможно без учета внешнего фактора. Данное явление принято называть интернационализацией хозяйственной жизни. Можно дать достаточно общее определение этого понятия:

Интернационализация хозяйственной деятельности — это усиление взаимосвязи и взаимозависимости экономик отдельных стран, влияние международных экономических отношений на национальные экономики, участие стран в мировом хозяйстве.

В своем развитии интернационализация экономики прошла ряд этапов. Первоначально она представляла собой международное экономическое сотрудничество: затрагивала, прежде всего, сферу обращения и была связана с возникновением международной торговли (конец XVIII — начало XX века). В конце XIX века набирает силу международное движение капитала.

Международное экономическое сотрудничество означает развитие устойчивых хозяйственных связей между странами и народами, выход воспроизводственного процесса за рамки национальных границ.

Следующим этапом явилась международная экономическая интеграция, объективно обусловленная углублением международного разделения труда, интернационализацией капитала, глобальным характером научно-технического прогресса и повышением степени открытости национальных экономик и свободы торговли. Интеграция в переводе с латинского (integratio) означает соединение отдельных частей в общее, целое, единое.

Международная экономическая интеграция — сближение и взаимоприспособление национальных экономик, включение их в единый воспроизводственный процесс в интернациональных масштабах.

Международную экономическую интеграцию можно охарактеризовать как процесс хозяйственного объединения стран на основе разделения труда между отдельными национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах путем развития глубоких устойчивых взаимосвязей.

Международная экономическая интеграция — это достаточно высокая, эффективная и перспективная ступень развития мировой экономики, качественно новый и более сложный этап интернационализации хозяйственных связей. На этой ступени происходит не только сближение национальных экономик, но и обеспечивается совместное решение экономических задач. Следовательно, экономическую интеграцию можно представить как процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.

Экономическая интеграция, в частности, выражается в:

- сотрудничестве между национальными хозяйствами разных стран и полной или частичной их унификации;

- ликвидации барьеров в движении товаров, услуг, капитала, рабочей силы между этими странами;

- сближении рынков каждой из отдельных стран с целью образования одного единого (общего) рынка;

- стирании различий между экономическими субъектами, относящимися к разным государствам;

- отсутствии той или иной формы дискриминации иностранных партнеров в каждой из национальных экономик и т.п.

Процессы экономической интеграции идут как на двусторонней, так и на региональной или на глобальной основе. В качестве характерной особенности интеграционных объединений в настоящее время можно назвать их развитие на региональном уровне: создаются целостные региональные хозяйственные комплексы с общими наднациональными и межгосударственными органами управления.

На современном этапе происходят глубокие изменения во всей системе международных отношений. Существенной их чертой становится глобализация. Схематично процессы, ведущие к экономической интеграции и глобализации, можно выразить взаимосвязанной цепочкой, представленной на рис. 2. Этапы, отраженные на рисунке, безусловно, несколько упрощенно характеризуют процесс интернационализации мировой экономики. В реальной действительности очень сложно выделить эти этапы в чистом виде, можно выявить только определенные тенденции, и существуют несомненно как прямые, так и обратные связи между ними. Так, например, говоря о глобализации как необратимом и объективном процессе, имеется ввиду именно тенденция развития, причем не всегда прямолинейная, а с зигзагами на определенных отрезках времени и с обратным движением. Процесс идет скорее по спирали, на очередном витке достигая развития на более высоком уровне. Несколько абстрактная схема приводится с целью попытки разграничить понятия «интернационализация хозяйственной жизни», «международное экономическое сотрудничество», «международная экономическая интеграция», «глобализация».

 

Рис. 2. Этапы интернационализации хозяйственной деятельности

 

Глобализация и интеграция — это многоуровневые явления, затрагивающее:

- региональную, национальную экономику (макроуровень);

- товарные, финансовые и валютные рынки, рынки труда (мезоуровень);

- отдельные компании (микроуровень).

На макроэкономическом уровне глобализация проявляется в стремлении государств и интеграционных объединений к экономической активности вне своих границ за счет либерализации торговли, снятия торговых и инвестиционных барьеров, создания зон свободной торговли и т.п. Кроме того процессы глобализации и интеграции охватывают межгосударственные согласованные меры по целенаправленному формированию мирохозяйственного рыночного (экономического, правового, информационного, политического) пространства в крупных регионах мира.

На микроэкономическом уровне глобализация проявляется в расширении деятельности компаний за пределы внутреннего рынка. Большинству крупнейших транснациональных корпораций приходится действовать в глобальных масштабах: их рынком становится любой район с высоким уровнем потребления, они должны быть способны удовлетворять спрос потребителей везде, независимо от границ и национальной принадлежности. Компании мыслят в глобальных категориях покупателей, технологий, издержек, поставок, стратегических альянсов и конкурентов. Различные звенья и стадии проектирования, производства и сбыта продукции размещаются в разных странах, унифицируясь в международном масштабе. Создание и развитие транснациональных фирм позволяет обойти множество барьеров (за счет использования трансфертных поставок, цен, благоприятных условий воспроизводства, лучшего учета рыночной ситуации, приложения прибыли и т.д.).

Учитывая, что для ТНК (особенно многонациональных и глобальных) внешнеэкономическая деятельность в большинстве случаев имеет более важное значение, чем внутренние операции, они выступают основным субъектом глобализационных процессов. Транснациональные корпорации — это основа глобализации, ее главная движущая сила.

 

1.3 Роль менеджера в условиях глобализации экономики

              В основе причин глобализации экономики лежат следующие факторы: технологические (в первую очередь, транспортные и информационные); экономические (концентрация и централизация капитала, рост международного разделения труда и т.п.); политико-интеграционные (создание наднациональных объединений, таможенных союзов, прозрачность национальных границ и т.п.); общественные (рост мобильности людей, ослабление роли традиций, обычаев и т.п.); институциональные (либерализация, дерегулирование, создание транснациональных компаний и т.п.); эколого-демографические (быстрый рост численности населения и его миграция, глобальный характер экологических проблем и т.п.); и инновационно-информационные (рост творческой активности людей, мобильность новых знаний и идей, быстрая материализация знаний, усиление роли информации и т.п.).

Действие практически всех указанных факторов с течением времени не ослабевает, а, наоборот, существенно усиливается, что предъявляет повышенные требования к экономической политике как отдельных государств в целом, так и транс национальных и национальных компаний.

Основным стержнем их экономической политики в настоящее время является стратегия, обеспечивающая создание конкурентных преимуществ, в свою очередь, позволяющих осуществлять эффективную экономическую деятельность в масштабах регионов или всего мира в целом.

Создание конкурентных преимуществ обеспечивается развитием и внедрением новых, прежде всего, высоких технологий, повышением качества производимых товаров и оказываемых услуг, а также увеличением требованием к образовательному уровню персонала компаний.

Сегодня является общепризнанной прямая зависимость между мощью экономики и достижениями в научных исследованиях и высоким образовательным уровнем населения стран. Поэтому неслучайно развитые страны (США, Япония, Германия и другие) имеют обширные национальные программы развития науки и образования населения.

Глобализация экономики предъявляет огромные требования к квалификации и творческому потенциалу руководителей и организаторов производства и сфер услуг – менеджеров. Управленческая деятельность в условиях глобализационной экономики требует обширных знаний  и специфических способностей организовывать работу громадных компаний со множеством филиалов и региональных объединений, на которых заняты многие тысячи сотрудников с разной культурой, моралью и специфическими потребностями.

В настоящее время актуальным является подготовка специалистов в области глобального менеджмента или международного бизнеса, которая уже начата в нескольких университетах западных стран (например, в США, Германии, Японии, Франции и др.).

Подготовка таких специалистов начата в ряде университетов и России (в основном, в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде). В течение нескольких лет подготовка специалистов в области глобального менеджмента ведется в Санкт-Петербургском Государственном Политехническом Университете (СПбГПУ) на базе Российско-Американской высшей школы управления (РА ВШУ).

Основная цель такой подготовки – дать студентам достаточный объем знаний и выработать у них практические навыки, необходимые для работы в области международного бизнеса, занимаясь проблемами глобального менеджмента.

Выполнение указанной цели возможно при соблюдении следующих требований к подготовке менеджеров в условиях глобализированной экономики:

1) фундаментальная общенаучная подготовка, основой которой является изучение математики, методов моделирования и естественно-мировоззренческих дисциплин;

2) глубокая экономическая и управленческая подготовка, основой которых являются циклы специальных дисциплин, раскрывающих экономические закономерности функционирования компаний, стран и мира в целом, а также принципы и методы управления ими;

3) широкая информационно-компьютерная подготовка, основой которой являются циклы дисциплин по информатике и программированию, системам поддержки и принятия решений, информационным системам управления и т.п;

4) углубленная подготовка по иностранным языкам, основой которой является английский язык, изучаемый на протяжении всего периода обучения, а также второй язык: немецкий или французский (по выбору), изучение которого начинается со 2-го курса;

5) обязательное включенное образование в течение одного или двух семестров, осуществляемое в одном из университетов Западной Европы;

6) производственная практика в течение одного-двух месяцев в качестве дублера менеджера в отечественных или зарубежных компаниях;

7) участие студентов в процессе обучения в научно-исследовательской работе с подготовкой рефератов или докладов на семинарах или конференциях и их публикацией.

              Кроме того, студенты, обучающиеся по программе глобального менеджмента, должны удовлетворять и соответствующим психо-физиологическим требованиям (способность работать в сложной и динамичной окружающей среде, с людьми разной культуры, разных этических норм, и т.п.), что обеспечивается, с одной стороны, их природными данными (что выявляется в результате их отбора), а с другой, - соответствующей подготовкой (тренингом делового общения, выявлением специфических ролей в коллективах или группах и т.д.).

              В условиях глобализированной экономики усиливается конкуренция не только транснациональных и национальных компаний, но и университетов и других высших учебных заведений, осуществляющих подготовку специолистов и, в первую очередь, менеджеров для работы в области глобального менеджера.

Чтобы обеспечить эффективную подготовку менеджеров для глобализированной экономики следует предоставить большую самостоятельность высшим учебным заведениям в части формирования учебных программ подготовки и содержания учебных планов (другими словами, ослабить роль Министерства образования и его соответствующих учебно-методических управлений) с одновременным усилением контроля со стороны Министерства образования за конечные результаты и качество подготовки специалистов.

Конкуренцию при подготовке менеджеров следует практиковать не только между университетами (что уже имеет во многих российских городах), но и внутри университетов, когда разные факультеты или Школы управления параллельно осуществляют такую подготовку по программам, несколько отличающимся друг от друга при сохранении, однако, основных целей подготовки менеджеров. Такой положительный опыт накоплен, в частности, в СПбГПУ, где несколько факультетов и институтов осуществляют подготовку менеджеров, конкурируя на здоровой основе, друг с другом.

Глобализация может привести к повышению производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и распространения передовых технологий, а также конкурентного давления в пользу непрерывного внедрения инноваций в мировом масштабе.

Глобализация экономической деятельности является объективным явлением современного мира, последствия которого еще мало изучены и исследованы. Задача высшей школы состоит в том, чтобы адекватно реагировать на объективные требования этого процесса и, по возможности, вовремя учитывать их, корректируя содержание и формы подготовки специалистов. В этом и заключается то спасительное средство, позволяющее университетам успешно функционировать в современном и глобальном мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В      УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

 

2.1 Цели менеджмента в условиях глобализации экономики 

              Начиная новое дело, создавая коммерческое предприятие, предприниматель, естественно, хочет и получить определенную прибыль. Однако, выбирая область своего бизнеса, необходимо ориентироваться на те товары, работы и услуги, которые пользуются спросом потенциальных покупателей, потребителей и клиентов. Функционируя в условиях непрекращающейся конкуренции, фирма должна заботиться о постоянном наращивании объемов производства, обновлении ассортимента, снижении издержек, повышении качества. В связи с этим логично говорить как о результативности, так и об эффективности предприятия, т.е. в первом случае оцениваются результаты деятельности, а во втором – степень выгодности предприятия (например, как отношение результата к издержкам). Повседневная забота о повышении результативности и эффективности работы фирмы и есть главная цель менеджмента. Кроме того, функцией менеджмента является собственно руководство и управление. При этом необходимо различать эти два понятия. Если управление есть элемент, функция организационных систем различной природы (биологической, социальной, технической), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддерживание режима деятельности, реализацию их программ, то руководство можно определить как процесс более высокого порядка, главной составляющей которого является определение миссии и цели организации. Другими словами, руководство – это направление действий на выполнение плана, ответ на вопрос: «Что делать?», а управление – обеспечение выполнения плана, т.е. ответ на вопрос: «Как делать?» и реализация плана с помощью подчиненных. Конечно, при работе с персоналом приходится отвечать и на более сложные вопросы: кем достаточно только руководить, а кем и руководить и управлять. А это уже зависит от квалификации сотрудников, опыта работы, сложности задания и других факторов.

              Другая цель менеджмента – обеспечение нужд клиентов, создание новых рынков. Это следует понимать, с одной стороны, как управление качеством выпускаемой продукции, выполненных работ, оказываемых услуг, а с другой – как управление ассортиментной политикой и поиск новых рынков сбыта.

  Концепция глобальных стратегий направлена на оптимизацию международной деятельности фирмы. В ней акцентируется внимание на необходимость выработке единой стратегии, направленной на оптимизацию деятельности всей корпорации, а не ее отдельных частей. Существуют разные направления этой концепции:

1) теория множественности целей, когда глобальная стратегия направлена на реализацию многих целей и отрицается максимизация прибыли в качестве главной цели;

2) признается, что оптимизация деятельности осуществляется в целях максимизации прибыли;

3) оптимизация деятельности направлена на получение максимальной прибыли в результате лучшего приспособления организационной структуры к изменяющимся условиям (децентрализация, координация);

4) оптимизация деятельности осуществляется путем совершенствования основных функций управления. В частности планирования (долгосрочного).

              Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

              Прибыльность фирмы свидетельствует об эффективности ее производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат (расходов на сырье, материалы, энергию, оплаты труда, финансирование) и максимизации доходов от результатов производства – выпуска продукции и услуг.

              Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль – не причина существования фирмы, а результат ее деятельности, который в конечном итоге определяется рынком. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопление в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуются определенные резервные денежные средства и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.

              Грамотная постановка целей определяет будущее организации. Цель должна быть поставлена четко и ясно, как правило, в показательной форме.

 

2.2 Задачи менеджмента в условиях глобализации экономики

Важнейшая задача менеджмента заключается в организации производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечении рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

В связи с этим и с учетом целей менеджмента в задачи менеджмента входят:

1) обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

2) стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;

3) постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;

4) постоянный поиск и освоение новых рынков.

              К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также:

- определение конкретных целей развития фирмы;

- выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;

- разработка стратегии развития фирмы – хозяйственных задач и путей их решения;

- выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;

- определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

- установление контроля за выполнением поставленных задач.

              Выполнение задач менеджмента по регулированию, организации, координации и контролю за производственным процессом и достижение намеченных целей получают оценку на рынке.

К основным задачам управления можно отнести:

- управление персоналом (коллективом, кадрами);

- управление качеством продукции;

- управление инновациями (нововведениями в организации);

- стратегическое управление (стратегия роста, стратегия ограниченного роста, стратегия сокращения, сочетание стратегий);

- управление финансовыми ресурсами;

- управление материальными ресурсами и запасами;

- управление информационными ресурсами;

- управление временными ресурсами (сетевое планирование);

- управление производительностью труда;

- антикризисное управление предприятием;

- управление маркетингом (маркетинговыми стратегиями, например, стратегиями «цена – качество»);

- управление по целям (МВО) (предположено в 1950-х гг. П.Друкером, предполагает правильную постановку цели(ей) и последующий переход к формированию функций и процессов управления; необходимо не только реагировать задним числом на негативную ситуацию, но и предварительно разрабатывать ряд мероприятий с целью ее недопущения);

- управление по результатам (цикличный процесс: постановка результатов (целей) – процесс ситуационного управления - контроль за результатами; на первый план выходят оперативная реакция на неожиданные ситуации и напористость менеджера).

              Задачей процесса управления любой организации является повышение прибыльности, снижение издержек и элиминирование (исключение) рисков. Для некоммерческих организаций (к каковым теперь также применимо понятие менеджмента) актуальным является как раз минимизация затрат (расходов на сырье, материалы, комплектующие изделия, топливо, энергию, оплату труда, амортизацию). Преодоление рисков и рисковых ситуаций касается всех предприятий независимо от их отношения к коммерции, поскольку любой бизнес связан с той иной долей риска.

              Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов– материальных, финансовых, трудовых и др.

              На современном этапе цели и задачи менеджмента существенным образом изменились, что связано с масштабным ростом международной деятельности крупных промышленных фирм, укреплением их размеров путем консолидации капиталов, появлением и развитием новых форм информационных коммуникаций и технологий.

              Крупные и крупнейшие фирмы, осуществляющие свою деятельность в мировом масштабе, ориентируют менеджмент на глобальный охват всех рынков и предприятий в разных странах. Менеджмент в транс национальных корпорациях приобретает черты международной деятельности, означающей необходимость приспосабливать формы и методы управления к условиям, складывающимся на мировом рынке в целом и на рынках отдельных стран. Это требует от менеджмента приспособления к новым условиям международной корпорации, причем как в краткосрочной, так и особенно в долгосрочной перспективе. Отсюда потребность в развитии стратегического менеджмента, сочетающего разработку и реализацию долгосрочных планов развития фирм в меняющейся внешней среде с решением задач внутрифирменного управления. Важную роль в реализации поставленных целей и задач играет принципиально новое технологическое обеспечение производственных и управленческих процессов, ведение бизнеса на новой, более рациональной технологической основе. Это привело к усложнению менеджмента в связи с необходимостью ориентации на глобальную сферу деятельности фирм, быструю адаптацию к меняющимся условиям внешней деловой среды, стремительному научно-техническому прогрессу и постоянному процессу инноваций, объективно необходимому для развития компаний. Поэтому в современных условиях менеджера крупных компаний одновременно решают практически все вопросы, касающиеся деятельности оперативно-производственного подразделения, и должны обладать высокой компетентностью как в вопросах маркетинга, планирования, финансов, мотивации персонала, так и в области технологии производственного процесса и внедрения инноваций. Этого требует применение в менеджменте комплексного подхода при решении поставленных целей и задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1.      Большов А.С. Менеджмент/ Учебное пособие.- СПб: Питер, 2000.- 106с.: ил.- (Серия «Краткий курс»).

2.      Владимирова А. Глобализация мировой экономики. //Менеджмент в России и за рубежом.- 2001.- №3.- с.97-111.

3.      Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2005.- 511с.- (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

4.                  Закиров Ш.М., Савруков Н.Т. Менеджмент: Конспект лекций. – СПб.: Политехника, 2001. – 180 с.

5.                  Кузнецов Ю. В., Подлесных В.И. Основы менеджмента. Издательство ОЛБИС, 1997.- 192с.

6.                  Менеджмент. Основные теоретические концепции менеджмента: Современный гуманитарный университет: 0022.21.04;4.- м.: ЮНИТА 1, 2000.- 62с.

7. Менеджмент: Теория, практика и пути развития: 2-я международная научно-практическая конференция: 10-12 ноябр. 1999г. Материалы конф/ Междунар. акад. наук высш. шк. и др.- М.: Нестор, 1999.-225с.

8. Менеджмент: Конспект лекций. – СПб.: Политехника, 2001. – 180с.

9. Муханова Н.В. Мировая экономика: Учеб. пособие/ Под общей ред. Прф. В.В. Кобзева. Спб.: Изд-во СПбГПУ, 2002. 118с. (Экономика и управление на предприятии).

10. Спиридонов И.В. Мировая экономика: Учеб. пособие.- М.: ИНФРА-М, 1999.-256с.

 

 

 

 

 

 

Позитивные последствия глобализационных процессов

Позитивное значение глобализации трудно переоценить: неизмеримо умножаются возможности человечества, более полно учитываются все стороны его жизнедеятельности, создаются условия для гармонизации. Глобализация мировой экономики создает серьезную основу решения всеобщих проблем человечества.

В качестве позитивных последствий (преимуществ) глобализационных процессов можно назвать:

Глобализация способствует углублению специализации и международного разделения труда. В ее условиях более эффективно распределяются средства и ресурсы, что в конечном счете способствует повышению среднего уровня жизни и расширению жизненных перспектив населения (при более низких для него затратах).

Важным преимуществом глобализационных процессов является экономия на масштабах производства, что потенциально может привести к сокращению издержек и снижению цен, а, следовательно, к устойчивому экономическому росту.

Преимущества глобализации связаны также с выигрышем от свободной торговли на взаимовыгодной основе, удовлетворяющей все стороны.

Глобализация, усиливая конкуренцию, стимулирует дальнейшее развитие новых технологий и распространение их среди стран. В ее условиях темпы роста прямых инвестиций намного превосходят темпы роста мировой торговли, что является важнейшим фактором в трансферте промышленных технологий, образовании транснациональных компаний, что оказывает непосредственное воздействие на национальные экономики. Преимущества глобализации определяются теми экономическими выгодами, которые получаются от использования передового научно-технического, технологического и квалификационного уровня ведущих в соответствующих областях зарубежных стран в других странах, в этих случаях внедрение новых решений происходит в краткие сроки и при относительно меньших затратах.

Глобализация способствует обострению международной конкуренции. Подчас утверждается, что глобализация ведет к совершенной конкуренции. На деле речь скорее должна идти о новых конкурентных сферах и о более жестком соперничестве на традиционных рынках, которое становится не под силу отдельному государству или корпорации. Ведь к внутренним конкурентам присоединяются неограниченные в действиях сильные внешние конкуренты. Глобализационные процессы в мировой экономике выгодны, прежде всего, потребителям, так как конкуренция дает им возможность выбора и снижает цены.

Глобализация может привести к повышению производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и распространения передовых технологий, а также конкурентного давления в пользу непрерывного внедрения инноваций в мировом масштабе.

Глобализация дает странам возможность мобилизовать более значительный объем финансовых ресурсов, поскольку инвесторы могут использовать более широкий финансовый инструментарий на возросшем количестве рынков.

Глобализация создает серьезную основу для решения всеобщих проблем человечества, в первую очередь, экологических, что обусловлено объединением усилий мирового сообщества, консолидацией ресурсов, координацией действий в различных сферах.

Конечным результатом глобализации, как надеются многие специалисты, должно стать всеобщее повышение благосостояния в мире.

Негативные последствия, потенциальные проблемы и опасности глобализации

Как мы уже отмечали, процессы глобализации в мировой экономике воспринимаются и оцениваются по-разному. Но по-разному к ним относятся не только отдельные ученые, специалисты и эксперты, но и жители разных стран. Глобализационные процессы чаще всего приветствуются в развитых странах и вызывают серьезные опасения в развивающемся мире. Это связано с тем, что преимущества глобализации распределяются неравномерно. Поэтому одним из основных вопросов, вызывающих наиболее жаркие дискуссии, является: кто оказывается в выигрыше от глобализации?

Современные глобализационные процессы развертываются, прежде всего, между промышленно развитыми странами и лишь во вторую очередь охватывают развивающиеся страны. Глобализация укрепляет позиции первой группы стран, дает им дополнительные преимущества. В то же время развертывание процессов глобализации в рамках современного международного разделения труда грозит заморозить нынешнее положение менее развитых стран так называемой мировой периферии, которые становятся скорее объектами нежели субъектами глобализации.

Следовательно, степень положительного влияния глобализационных процессов на экономику отдельных стран зависит от места, которое они занимают в мировой экономике, фактически основную часть преимуществ получают богатые страны или индивиды.

Информация о работе Цели и задачи менеджмента в условиях глобализации экономики