Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 23:49, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм –финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Внешний государственный долг во все большей мере преобразуется в долг государственных (или контролируемых государством) компаний нерезидентам. На подобные компании, а также Сбербанк и Внешторгбанк приходится треть корпоративного долга нерезидентам. По сути, внешний государственный долг на начало 2006 г. составлял не около 85 млрд. долл. (федеральный долг), а более чем в 1,5 раза больше (федеральный долг и долг государственных предприятий) 2. Если в 1999-2002 гг. совокупный внешний долг сокращался, то с 2003 г. начался его рост, причем исключительно за счет долгов государственных предприятий. Это ведет к снижению качества внешнего государственного долга, в котором все меньшую долю занимает федеральный долг и все большую менее надежный корпоративный долг.
Трансформация
внешнего государственного долга во
внутренний государственный долг. Внешний
государственный долг погашается за
счет заимствований на внутреннем рынке.
В результате с 2002 г. началось быстрое
увеличение внутреннего государственного
долга. В 2006-2008 гг. в соответствии с
прогнозом социально-
В итоге роста заимствований на внутреннем рынке в стране возобновилось строительство - пирамиды государственных ценных бумаг по образцу создававшейся в 1994-1998 гг. пирамиды ГКО-ОФЗ.
Изменение
структуры внутреннего
Уход
с рынка внутреннего
Погашение в 2005 г. части задолженности Парижскому клубу за счет средств стабилизационного фонда. В 2006 г. предполагается продолжить использование средств фонда для погашения долгов Парижскому клубу. Однако перспективы использования его средств не ясны. Минфин предлагает передать управление фондом Центральному банку РФ. Это означает, что средства стабилизационного фонда не будут использоваться для погашения внешнего долга, а станут инструментом денежного регулирования, проводимого Банком России.
Резкий рост совокупного национального долга, включая государственный внешний и внутренний, а также корпоративный долг. Происходит это прежде всего за счет роста корпоративного долга. Объем корпоративных облигаций вырос с менее чем 0,5 млрд. долл. в начале 2000 г. до 12 млрд. долл. к середине 2005 г. Объем кредитов и прочих размещенных средств, выданных российскими банками предприятиям и организациям нефинансового сектора, увеличился в 2001-2005 гг. с 1177 млрд. руб. до 3150 млрд. руб. Корпоративный долг нерезидентам превысил 3500 млрд. руб. Весь совокупный национальный долг России к лету 2005 г. достиг почти 11 трлн. руб.
Анализ
изменения характера
В соответствии
с законом "О федеральном бюджете
на 2006 г." почти весь внутренний государственный
долг придется на среднесрочные и
долгосрочные ОФЗ. Между тем в 2006
г. выпуск новых облигаций
Особо следует обратить внимание на быстрый рост совокупного национального долга - федерального, муниципального, корпоративного. В соответствии с прогнозом экономического и социального развития России внешний и внутренний государственный долг к концу 2008 г. составит 3433 млрд. руб., или 11% ВВП. Корпоративный внутренний долг при сохранении тенденций 2002-2004 гг. превысит 12200 млрд. руб. - 38% ВВП. С учетом корпоративного долга нерезидентам (29% ВВП) совокупный национальный долг к концу 2008 г. будет равен 870 млрд. долл. (78% ВВП). При этом расходы федерального бюджета на обслуживание государственного внешнего и внутреннего долга достигнут 9 млрд. долл., качество совокупного национального долга ухудшится из-за трансформации внешнего государственного долга в менее надежный корпоративный долг нерезидентам[21] .
Заключение
Целью
проведенного исследования является анализ
сущности государственного долг, государственного
бюджета, его структуры и
В результате
изучения существующей литературы по
интересующей нас проблеме и проведенного
анализа можно сделать
Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования. Государственному бюджету принадлежит центральное место в системе государственных финансов.
Государственный
бюджет представляет систему бюджетов,
включающую в себя федеральный бюджет,
бюджеты субъектов Федерации
и местные бюджеты. Отношения
между отдельными бюджетами строятся
на основе принципа бюджетного федерализма,
согласно которому за бюджетом каждого
уровня закрепляются свои доходы и
расходы, которые он должен финансировать.
Основным источником поступлений в
бюджет являются налоги, однако наряду
с ними доходы могут формироваться
за счет неналоговых поступлений, займов
и эмиссии денег. Расходы бюджета
подразделяются на текущие, обеспечивающие
текущие потребности
В современных
условиях типичным явлением для государственного
бюджета большинства стран стал
бюджетный дефицит – превышение
расходов над доходами. Бюджетный
дефицит может быть следствием неблагоприятной
экономической конъюнктуры или
результатом целенаправленно
4. Постоянный бюджетный дефицит ведет к возникновению государст- венного долга. В зависимости от источников займа государственный долг может быть внутренним и внешним. Внутренний долг – это задолженность правительства владельцам государственных ценных бумаг – резидентам дан- ной страны. Значительная государственная задолженность негативно влияет на экономику: ведет к усилению поляризации общества, отрицательно сказывается на темпах экономического роста, расходы по обслуживанию госдолга усиливают бюджетный дефицит. Внешний государственный долг (задолженность другим странам, иностранным компаниям, банкам и международным экономическим организациям) погашается за счет выручки от экспорта, что также может отрицательно сказываться на темпах экономического развития.
Позитивные
сдвиги в структуре бюджета
Список литературы
Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2004.
Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000.
Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике на 2007год и на среднесрочную перспективу»// Российская газета, 3 июня 2006 г., с.3.
Федеральный закон от 27.12.2005 №147-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» // Российская газета, 28 декабря 2006г., с.2-4.
Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ 2004.
Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации – www.minfin.ru
Воронин, Ю., Кабашкин, В. Управление государственным долгом. // Экономист. – 2006 - №1. С. 58-67.
Матвеева, Т.Ю. Основы экономической теории: Учеб. пособие для вузов / Т.Ю. Матвеева, И.Н. Никулина. – М.: Дрофа, 2003. – 448 с.; ил.
Шабалин, А. Динамика государственного и корпоративного долга // Экономист. – 2006 - №3. С. 50-57.
Экономика: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2005. – 896 с.
Пекарский С. Э. Государственный долг.// Экономический журнал ВШЭ. – 2006 - №3. C. 309–332.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru/
[1] Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2004.
[2] Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000.
[3] Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2004.
[4] Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000.
[5] Федеральный закон от 27.12.2005 №147-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год» // Российская газета, 28 декабря 2006г., с.2-4.
[6] Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2004.
[7] Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000.
[8] Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000.
[9] Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
[10] Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2000.
[11] Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.