Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:21, курсовая работа
Вопросы рынка труда, занятости и безработицы являются очень актуальными в наше время, как в России, так и во всем мире. Высокий уровень безработицы является одной из важнейших социально-экономических проблем. Во времена СССР считалось, что у нас полностью реализуется всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы, как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались.
•социально-культурные,
национально-этнические, обуславливающие
различия в уровне подвижности населения
и приемлемых формах организации занятости;
Столь
специфический набор
Современный рынок руда в
Открытый рынок
труда в свою очередь представлен
официально организованной и неофициальной
(по преимуществу) частями.
Открытый рынок труда охватывает все трудоспособное население, фактически ищущее работу и нуждающееся в профориентации, подготовке и переподготовке, все вакантные рабочие места и должности, а также ученические места в государственном и негосударственном секторах.
Официальная часть открытого рынка включает в себя рабочую силу и вакансии, зарегистрированные в федеральной службе занятости, и ученические места в системе профессионального образования. Неофициальная часть открытого рынка аккумулирует ту часть спроса на труд, учебные места, которые неопосредуются услугами органов трудоустройства и учебных структур профессионального образования. Их согласование осуществляется на основе прямых контактов с работодателями, а также опосредуется различного рода посредниками негосударственными структурами, осуществляющими подбор подходящей работы, подготовку, повышение квалификации и овладение дефицитными новыми профессиями.
Скрытый
рынок труда образуют работники,
сохраняющие статус занятых, но имеющие
в ближайшей перспективе достаточно высокую
долю вероятности потерять работу - на
условиях договора или контракта.
Россия по многим исходным
параметрам рыночной экономики
существенно отличается от индустриально
развитых стран Запада и Востока, на опыт
которых в области регулирования процессов
занятости и рынка труда принято сейчас
опираться при выборе ориентиров социально-экономической
политики, модели рынка труда и принципов
перестройки общественной организации
труда и занятости.
Россия
имеет огромную по протяженности
и разнообразную по природно-климатическим
условиям территорию при значительно
менее развитой, чем в индустриально развитых
странах, и более отсталую по показателям
эффективности и качества систему транспорта,
связи и информации, которая не соответствует
требованиям цивилизованного рыночного
хозяйства, законам бизнеса, нуждается
в коренном перевооружении на новой технической
основе и крупномасштабных финансовых
инъекциях.
Российский рынок труда
Рынок труда в России еще
до сих пор функционирует в
условиях независимости института
социального партнерства, который только
зарождается и охватывает не все уровни.
Это крайне затрудняет выработку политики
солидарности и согласия в вопросах ценообразования,
заработной платы, доходов, налоговой
системы с учетом интересов разных субъектов
рынка труда, существенно снижает роль
этого инструмента регулирования в становлении
рыночного механизма распределения и
перераспределения рабочей силы, основанного
на стоимостных отношениях.
Российский рынок плохо
-подготовить
работодателя и работника к установлению
контакта, оказывать всестороннюю помощь
в их взаимодействии с целью максимально
возможного сокращения разрыва между
спросом и предложением рабочей силы;
-осуществлять
превентивную работу по содействию занятости
для предотвращения "перегрева" свободного
рынка труда;
-координировать
деятельность властных структур, систем
занятости, образования и социальной защиты,
общественных организаций и объединений
работодателей.
Отсутствует
достаточная по степени охвата и
качеству показателей информация о
спросе на рабочую силу, необходимая для
организации работы по обеспечению занятости
населения в рамках официального рынка
труда.
В формировании трудовых
Тем
не менее за последние годы заметно
улучшились качественные характеристики
трудовых ресурсов: значительно возрос
образовательный потенциал трудоспособного
населения; выросла доля более высоких
ступеней образования в образовательной
структуре.
Состоявшаяся
трансформация и наблюдаемая
интенсификация современных процессов
в сфере занятости (рост безработицы, высвобождение,
усиление мобильности, отмирание старых
и нарождение новых профессий, углубление
многоукладности, расширение альтернативных
форм занятости, мощная многоаспектная
сегментация рынка труда, нарастание масштабов
скрытой и потенциальной рабочей силы)
требует оперативной разработки новых
подходов, более совершенного механизма
и более эффективных мер для решения проблем
занятости.
Развитие
рыночных отношений в сфере занятости
заметно тормозится атрофированной
к восприятию рынка психологией общества,
устаревшими мотивационными стереотипами
в сфере труда, всеобъемлющим кризисом
экономики. Тем не менее реформирование
в системе занятости России находится
в процессе - формируется российская модель
рынка труда, учитывая истрико-социальные
условия развития страны и ее регионов,
а также все атрибуты смешанной экономики
(которая также находится в стадии становления).
Значимой особенностью российского рынка
труда является его региональная доминанта
поскольку формирование рыночного механизма
функционирования экономики, включая
рынок труда, заметно сместилось на региональный
уровень. Основная нагрузка работы с населением
по поводу занятости выполняется региональными
службами занятости. Идет процесс территориальной
сегментации рынка труда со специфическими
характеристиками. Децентрализация рынка
труда усиливает значение региональной
сферы занятости как основной составной
части воспроизводства регионального
хозяйственного комплекса, воспринимающего
на себя функции регулирования. Соответственно
и система управления (регулирования)
рынком труда формируется и нуждается
в укреплении прежде всего на региональном
уровне.
Реализация
синтезированной модели рынка труда
предполагает также включение в
число приоритетов политики занятости
создание его инфраструктуры, адекватной
складывающимся рыночным отношениям.
В наиболее общем виде ее можно определить
как совокупность учреждений и институтов
содействия занятости (включая государственные
и негосударственные структуры, постоянного
и временного характера, общественные
организации и кадровые службы предприятий)
в единстве с нормативно-правовой средой
их деятельности, которые призваны в совокупности
обеспечить наиболее эффективным путем
эффективность спроса и предложения рабочей
силы, реализацию права на труд и социальную
защиту. Создание инфраструктуры рынка
труда - необходимое условие формирования
новой культуры трудовых отношений, отвечающих
специфике рыночной системы хозяйства.
Характеризуя
в целом состояние рынка труда
в России, важно знать, как проявляются
на нем отдельные составляющие -
спрос и предложение. Рассматривая
первую сторону, отражающую собой емкость
рынка труда, следует отметить одну особенность:
спрос на рабочую силу (это в равной степени
относится и к ее предложению) переходит
из состояния "стабильности", характерной
для 80-х годов нашей экономики, в стадию
"неопределенности", а если быть более
точным, то происходит относительное сокращение
спроса на рабочую силу. Об этом говорят,
в частности, данные о наличии числа вакансий,
среди который преобладающая часть связана
непосредственно с физическим трудом
(около 90 % вакансий). Естественно, с развитием
новых рыночных структур происходит относительное
увеличение спроса на работников таких
сфер, как кредитование, страхование, налоговых
инспекций, нотариальных и юридических
служб, но следует заметить, что в данные
сферы, как правило, набираются работники
вне служб занятости, поэтому определить
точное число вакансий здесь не представляется
возможным. Одновременно сокращается
число занятых, а значит, и вакансий, в
науке и научном обслуживании, проектных
организациях, сокращается также спрос
на "женскую" рабочую силу. Не случайно,
численность среди последних среди безработных
колеблется около цифры 70 %.
Что
касается второй стороны рынка труда-
предложения рабочей силы, то оно
растет, о чем свидетельствуют
данные регистрации безработных
в центрах занятости. Наметилась
четкая тенденция к росту числа официально
зарегистрированных безработных, что
говорит об общем росте предложения рабочей
силы, т.е. людей желающих работать и предлагающих
свой труд обществу. По функциональному
признаку на рынке труда преобладает предложение
рабочей силы, имеющие профессии физического
труда.
Отмеченное
состояние российского рынка
труда вполне объяснимо, ибо этот
рынок находится пока еще в
начальной стадии своего становления
и не может быть отнесен в настоящее
время к разряду гибких, а тем
более цивилизованных и регулируемых
рынков. То есть для нашего рынка характерны
стихийное его формирование, становление
и развитие, пока еще не сложилась единая
инфраструктура рынка труда (равно и других
рынков), что же касается бирж труды (равно
и служб занятости), то они занимаются
в большей своей части лишь сбором информации
о наличии рабочих мест (хотя в ряде городов,
в частности в Санкт-Петербурге, проводятся
так называемые "ярмарки" рабочих
мест для молодежи, что, в общем-то, заслуживает
внимания для обобщения этого опыта), регистрацией
незанятого населения, выдачей пособий
по безработице и т.п. При этом важно отметить,
что информация, получаемая данными службами,
не всегда полная и всесторонняя, ибо поступает
она в эти организации главным образом
со стороны государственных предприятий,
коммерческие структуры пытаются, как
правило, решать вопросы набора рабочей
силы, особенно исполнителей интеллектуального
труда, посредством своих внутренних каналов
Развитие ситуации на рынке труда показывает,
что центры занятости и биржи труда должны
заниматься не только перечисленными
выше проблемами, но также и выработкой
стратегии и тактики в области занятости,
прогнозирования занятости в ее профессионально-
Формирование
организованного рынка труда
должно опираться на следующие принципы:
во-первых,
наличие условий для
во-вторых,
свобода найма и увольнения всеми
работодателями (в лице государственных
предприятий и учреждений, частных предприятий
и т.д.) при обязательном соблюдении норм
трудового законодательства, защите интересов
граждан и плане гарантий занятости, условий
труда, его оплаты. Иными словами - свобода
спроса на рабочую силу.
в-третьих,
свободное движение заработной платы
и других законных видов доходов
при соблюдении установленного законом
гарантированного минимума. Регулирование
доходов должно происходить только
через налоговую систему, основанную
на прогрессивной шкале;