Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2015 в 17:46, курсовая работа
Цель написания работы:
раскрыть содержание и принципиальные особенности базовых моделей стратегического планирования.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Изучить теоретические основы стратегического планирования предприятия.
Рассмотреть методологические принципы каждой модели стратегического планирования.
Выявить существенные отличия между моделями.
Рассмотреть сущность и понятие контура стратегического планирования.
Введение…………………………………………………………………………3-4
Понятие стратегии развития предприятия.…………………………….5-6
Понятие стратегии по А. Чандлеру …………………..……….....5-6
Определение стратегии по И. Ансоффу ………………..……….7-8
Стратегия как единство «5Р» по Г. Минцбергу…………...…..9-11
Базовые модели стратегического планирования………………………..12
Модель Гарвардской школы бизнеса..………………………..13-16
Модель И. Ансоффа.…………………………..…………….....17-19
Модель Г. Стейнера.………………………….………………........20
Модель разработки стратегии М. Портера.…………………...21-22
Контур стратегического планирования……………………………...23-26
Заключение…………………………………………………………………...27-28
Список использованной литературы…………………………………………...29
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет социологии и социального управления
Кафедра социального менеджмента и туризма
Специальность – 080507.65 «Менеджмент организации»
Специализация – «Социальный менеджмент»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Стратегический менеджмент
На тему: «Базовые модели стратегического планирования».
студентка группы МО-З-4
Семенова Елизавета Владимировна
Руководитель:
д.псх.н., профессор
Москва 2014
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики благополучие
и дальнейшее развитие предприятия зависит
от умения правильно оценивать состояние
и перспективы спроса на производимые
или продаваемые ими товары и услуги, максимально
допустимый уровень затрат на них, позволяющий
при сложившихся на рынке ценах получить
прибыль, дающую возможность обеспечить
развитие производства и получение дохода
всеми его участниками.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том,
что четкая стратегия и процесс её формулировки
(стратегическое планирование) приносит
выгоды, как с финансовой, так и с чисто
психологической стороны. Применение
стратегического планирования позволяет
с наименьшими затратами достигнуть эффективности
в работе. Стратегическое планирование
является важнейшим средством достижения
главной цели предприятия, поэтому необходимость
стратегического планирования в наши
дни не вызывает сомнений.
Разработка стратегии организации начинается с определения основных ориентиров предпринимательской деятельности (так называемой ее философии) и оглашения соответствующего послания, в котором сообщается о ее предназначении (миссии). Исходя из этого, устанавливается форма реализации стратегии и делается ее окончательный выбор.
Объект исследования:
стратегическое планирование на предприятиях.
Предмет исследования:
базовые модели стратегического планирования.
Цель написания работы:
раскрыть содержание и принципиальные особенности базовых моделей стратегического планирования.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Глава 1. Понятие стратегии развития предприятия.
А. Чандлер, автор одной из пионерных работ в области стратегического планирования, считает, что стратегия — «это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей».
Данное определение представляет собой классический взгляд на саму сущность стратегии. Здесь мы сталкиваемся с прагматичным и полезным определением сущности стратегического процесса планирования и управления. Прежде всего в данном случае следует определить долгосрочные цели развития фирмы. Эти цели должны быть постоянными и не меняться до тех пор, пока внешние условия и (или) внутренние изменения не заставят руководство пересмотреть долгосрочные ориентиры развития фирмы. Не может быть ничего более деструктивного для предприятия, чем постоянное изменение целей развития или же колебания высшего руководства в определении будущей ориентации. Частая смена целей развития предприятия может закончиться плачевно, так как действия станут непонятны как внешним партнерам (поставщикам, потребителям, инвесторам), так и его работникам.
Вместе с тем стабильность целеполагания не предполагает такой же устойчивости в курсах действий, направленных на реализацию поставленных целей. В конечном счете курсы действий конкретизируются в виде неких программ действий, которые чаще всего ориентированы на более короткий период, чем долгосрочные цели, почему и могут корректироваться, что позволяет обеспечить большую эффективность реализации стратегических ориентиров развития предприятия.
Ресурсное обеспечение стратегических решений как третий элемент
понятийной триады определения А. Чандлера (цели — курсы действий (программы) — ресурсы) выступает в качестве ограничений реализации данного процесса. Действительно, нахождение некоторого соответствия между целями и программами, обеспечивающими их реализацию, с одной стороны, и распределение человеческих, финансовых, технологических и других видов ресурсов, с другой стороны, реализуют одно из требований стратегического процесса — его стабильность.
Знаменитый вопрос «Какие направления хозяйственной деятельности необходимо развивать?», предложенный учеными Гарвардской группы под руководством К. Эндрюса и Р. Кринстенсена, существенно дополняет и развивает определение стратегии А. Чандлера.
Речь идет о сегментации деловой активности предприятия, определяемой в западной литературе как структура предпринимательства. Данный вопрос рассматривается в контексте других двух вопросов: «Какими направлениями хозяйственной деятельности мы занимаемся, но не должны заниматься?» и «Какими направлениями хозяйственной деятельности мы не занимаемся, но должны заниматься?». Несмотря на правомерность постановки практические
ответы сопряжены с огромными трудностями. Это связано с отсутствием четких критериев по проблемам прогнозирования эффективности вида бизнеса в долгосрочной перспективе и вычленение самого направления хозяйственной деятельности (например, отраслевая или рыночная принадлежность). Вместе с тем ответ по существу определяет как сам процесс формирования стратегии, так и функционирование предприятия в целом (например, его организационную структуру).
Выбор направлений хозяйственной деятельности (структуры предпринимательства) скорее искусство, чем наука, поскольку нельзя найти адекватный формализованный алгоритм, обеспечивающий полную уверенность в эффективном решении поставленной задачи. Это является очень важным утверждением, во многом определяющим процедуры и методы процесса стратегического планирования и управления.
Известный специалист в области стратегического планирования И. Ансофф определяет стратегию как «набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности».
По И. Ансоффу, существует четыре различные групповые стратегии:
• правила, используемые при оценке результатов деятельности
фирмы в настоящем и будущем. Качественную сторону критериев оценки называют ориентиром, а количественное содержание — заданием;
• правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой (какие виды продукции и какие технологии разрабатывать, куда сбывать и т. д.). Этот набор правил называется продуктово-рыночной стратегией, или стратегией бизнеса;
• правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации. Эти правила называют организационной концепцией;
• правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность — основные оперативные приемы.
И. Ансофф выделяет несколько отличительных особенностей стратегии.
1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечивает рост и укрепление позиций фирмы.
2. Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы: во-первых, сосредоточить внимание на определенных участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.
3. Необходимость в данной
4. В ходе формулирования
5. При появлении более точной информации может быть поставлена под сомнение обоснованность первичной стратегии. Следовательно, необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии.
Определение стратегии, данное И. Ансоффом, несмотря на свою простоту и популярность среди отечественных специалистов в области стратегического планирования и управления, носит слишком общий характер. Более того, из первичного определения стратегии не ясно, чем стратегия отличается от политики высшего руководства данной фирмы. Именно поэтому И. Ансофф вынужден сразу же после первичного определения стратегии давать пояснения, вводя в оборот ряд вспомогательных терминов, таких как организационная концепция, задания, ориентиры (цели) и ряд других.
Более того, из определения И. Ансоффа следует, что чаще всего стратегия не может быть выражена явно. «Стратегии обычно стараются не обнаруживать. Они существуют либо как идеи, не подлежащие огласке, либо как размытое представление об общей цели фирмы, разделяемое всеми, но, как правило, далекое от четкой формулировки». Правда, даже И. Ансофф, противореча самому себе, подчеркивает, что в последнее время появляется все больше сторонников продуманной и корректно сформулированной стратегии. Он отмечает, что: «Это хорошо в быстро меняющихся условиях, когда времени на адаптацию мало, концентрация усилий всех сотрудников необходима».
Вместе с тем определение стратегии как набора правил для принятия решений позволяет прийти к очень важному и существенному для процедуры стратегического планирования и управления выводу — стратегию надо формулировать тогда, когда произошло или намечается преобразование внешней среды, а также качественные изменения системы ценностей высшего руководства фирмы.
Попытку дать наиболее обобщенное определение стратегии предпринимает Г. Минцберг. Он рассматривает стратегию как единство «5Р»: план (plan), образец, модель, шаблон (pattern), позиционирование (position), перспектива (perspective) и проделка, отвлекающий маневр (ploy).
Согласно Г. Мицбергу, стратегия как план есть некоторый набор курсов действий, сформированных в соответствии с ситуацией. Стратегия как план приводит нас к фундаментальному пониманию процесса человеческого познания — тому, что сначала намерения высшего руководства формируются в его сознании. Происходит это в соответствии с ценностями (приоритетами), которыми обладают руководители организации и используют при принятии хозяйственных решений.
Таким образом, в стратегии как плане формулируется мысленная реализация заранее определенных намерений высшего руководства.
Стратегия как шаблон, или образец, обращает наше внимание на тот факт, что данное понятие должно учитывать особенности поведения высшего руководства организации. Такое понимание стратегии обеспечивает сходимость, достижение постоянства в организационном поведении. Стереотипы поведения, которые, по мнению многих специалистов в области стратегического планирования, должны быть преодолены в стратегическом плане как условие его эффективности, воспринимаются Г. Минцбергом как условие его реализуемости.
Стратегия как позиционирование есть соотнесение организации, предприятия, к тому, что в теории управления принято называть внешней средой. Причем это соотнесение интересует нас не просто в «чисто теоретическом» аспекте, а как достижение предприятием неких конкурентных преимуществ по отношению к другим фирмам-соперникам и нахождение компромиссных (эффективных для всех сторон) решений для предприятий (организаций)-партнеров. Как говорит Г. Минцберг, в данном случае предприятие подобно организму, который ищет свою экономическую нишу чтобы успешно бороться за выживание в мире враждебности и нестабильности.
Стратегия как перспектива понимается Г. Минцбергом как концепция бизнеса организации. Она определяется как «воспринятый путь завоевания мира», т. е. некая идеология развития. Так, для фирмы IBM — это есть технологическая культура, для фирмы McDonald's — «качество, сервис, чистота, цена». Данное представление стратегии очень важно для понимания того факта, что она (как понятие) не может существовать только в умах высшего руководства предприятия, а должна быть воспринята всеми его работниками. Более того, стратегия как перспектива есть реализация действия «коллективного разума», т. е. индивидуумов, объединенных единым пониманием проблем и (или) единством стереотипов поведения.
Информация о работе Базовые модели стратегического планирования