Антимонопольное регулирование и антимонопольная политика в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 12:04, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования в данной курсовой работе является конкуренция и монополия.
Предмет исследования – антимонопольное регулирование.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов функционирования монополии, а также мер государственного воздействия на их деятельность. Для достижения цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть сущность конкуренции, формы и методы конкурентной борьбы;
– выделить характерные черты монополии;
– показать, каким образом определяются цена и объем производства в условиях чистой монополии;
– изучить показатели монопольной власти;
– показать, в чем заключаются преимущества и недостатки монополий;
– проанализировать антимонопольное законодательство высокоразвитых в экономическом отношении стран, а также восточноевропейских стран;
– показать, каким образом осуществляется антимонопольное регулирование в Республике Беларусь.
В процессе выполнения курсовой работы используются учебные пособия по экономической теории как отечественных, так и зарубежных авторов, статистические материалы по теме работы, антимонопольное законодательство.

Оглавление

Введение 3
1. Роль конкуренции в рыночной экономике 5
1.1. Понятие, сущность, виды конкуренции .... 5
1.2. Формы и методы конкурентной борьбы 12
2. Антимонопольное регулирование 14
2.1. Положительные и отрицательные стороны монополии, антимонопольное законодательство и регулирование .... 14
2.2. Антимонопольное регулирование в зарубежных странах .... 16
3. Антимонопольное регулирование и антимонопольная политика в Республике Беларусь 20
3.1. Организация антимонопольного регулирования в Республике Беларусь ....20
3.2. Антимонопольная политика, меры по демонополизации экономики, антимонопольное законодательство Республики Беларусь 22
Заключение 28
Список использованных источников .... 32

Файлы: 1 файл

курсовая Антимонопольное регулирование.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

    Цель  демонополизации - формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращения товаров, услуг и финансов за счет ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов на товарных рынках; устранение монополистических структур; снижение отрицательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и экономическим причинам.

    Демонополизация должна проводиться как акция, предшествующая или сопутствующая приватизации. В противном случае могут развиваться негативные процессы, возрастает сопротивление новым предпринимателям, а приватизация будет затруднена перспективой последующей демонополизации.

    Основной  формой реализации государственной  антимонопольной политики Республики Беларусь и содействия развитию конкуренции является программирование - разработка программ по демонополизации народного хозяйства.

    В результате реализации программ наметились позитивные тенденции в преодолении монополизма белорусской экономики. Улучшилось положение в сфере торговли и общественного питания, большинство действовавших на местных товарных рынках крупных торговых конгломератов было демонополизировано и коммерциализировано, многие государственные предприятия утратили монопольное положение на рынке оптовой торговли и т.д.

    Однако  демонополизация экономики Республики Беларусь требует решения еще множества проблем. Усложняет ситуацию и то, что реализация мер антимонопольной политики с целью формирования конкурентной среды и перехода к эффективной экономике взаимосвязана с финансовой стабильностью, антиинфляционными мерами, ценовой, инвестиционной и экспортно-импортной политикой. Антимонопольная политика требует совершенствования деятельности в сферах права, перераспределения прав собственности, деконцентрации производства, государственного воздействия на условия возникновения и развития конкурентных рыночных отношений.

    Основой антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство, представленное серией законодательных и нормативных актов, направленных на предупреждение, пресечение и ограничение монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, сговоров и соглашений на рынке, подрывающих конкуренцию. Отправным началом и основой формирования республиканского антимонопольного законодательства стал Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», принятый в 1992 году. Он дал юридическое обеспечение ограничению, пресечению и предупреждению монополистической деятельности, защите конкуренции в интересах стимулирования развития производства товаров и услуг, необходимых потребителям. Закон отражает специфику белорусского антимонопольного законодательства и показывает, что антимонопольная деятельность является необходимой составной частью рыночных преобразований, обеспечивает возможность их эффективного осуществления.

    Закон содержит ключевые понятия, связанные  с его содержанием и механизмом реализации:

    - республиканский товарный рынок - сфера обращения товаров, услуг, ценных бумаг и инвестиций в пределах границ Республики Беларусь;

    - местный товарный рынок - сфера обращения товаров, услуг, ценных бумаг и инвестиций в пределах границ административно-территориальных единиц;

    - хозяйствующие субъекты - юридические лица всех форм собственности, занимающиеся деятельностью по производству, реализации, приобретению товаров, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность;

    - органы управления - исполнительные и распорядительные органы государственного управления республиканского и местного уровней, а также союзы, ассоциации, концерны и другие объединения, которым хозяйствующие субъекты частично или полностью делегировали права действий на рынке. Союзы, ассоциации, концерны и другие объединения могут рассматриваться и как органы управления, и как хозяйствующие субъекты.

    Законом определена сфера применения антимонопольного законодательства: закон действует на всей территории Республики Беларусь и распространяется на отношения, в которых участвуют хозяйствующие субъекты, органы управления, должностные лица в процессе деятельности на республиканском и местных товарных рынках, включая кредитно-денежные и валютные. Закон применяется к правоотношениям хозяйствующих субъектов, органов управления, должностных лиц, приводящим к ограничению конкуренции на товарных рынках или другим отрицательным последствиям.

    Действие  Закона не распространяется на отношения, вытекающие из охраны изобретений, промышленных образцов, товарных знаков и авторских прав, за исключением случаев, когда эти права умышленно используются их обладателями в целях ограничения конкуренции.

    Закон рассматривает как разновидности  монополистической деятельности акты и соглашения, ведущие к ограничению конкуренции:

    - соглашения хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию;

    - злоупотребления доминирующим положением на рынке;

    - формы недобросовестной конкуренции.

    Закон устанавливает меры государственного воздействия, ограничивающие, пресекающие и предупреждающие монополистическую деятельность: государственный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке; их разукрупнение (разделение); государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов и органов управления, а также за созданием холдинговых компаний, приобретением акций, паев, долей участия в уставном капитале хозяйствующих субъектов. В законе определены круг полномочий антимонопольных органов по развитию товарных рынков и конкуренции, ответственность за нарушение закона.

    Основные  правила и процедуры реализации различных положений Закона нашли развитие в нормативных и методических документах, разработанных антимонопольными органами. К ним относятся:

    - рекомендации по определению доминирующего положения на товарных рынках Республики Беларусь;

    - положение о порядке антимонопольного контроля за приобретением акций и порядке признания юридических лиц контролирующими имущество друг друга;

    - порядок рассмотрения и согласования проектов объединений хозяйствующих субъектов и приобретения акций, паев, долей участия в уставном капитале;

    - порядок рассмотрения и согласования проектов создания холдинговых компаний и инвестиционных фондов;

    - положение о порядке рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства;

    - методические рекомендации по определению границ и объемов товарных рынков;

    - временные методические рекомендации по выявлению и пресечению соглашений (согласованных действий), ограничивающих конкуренцию;

    - временные методические рекомендации по выявлению и пресечению антиконкурентных ценовых соглашений;

    - методические рекомендации по выявлению монопольных цен;

    - положение о Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;

    - рекомендации  по разукрупнению  хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке;

    - положение о порядке согласования условий приватизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.

    Важную  роль в системе антимонопольного регулирования играют также Законы Республики Беларусь «О рекламе» и «О защите прав потребителей». Принятый в ноябре 1993 г. Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» определяет общие правовые, экономические и социальные основы защиты прав граждан — потребителей товаров. Закон распространяется на отношения потребителей с предприятиями, организациями, учреждениями, независимо от форм собственности, условий хозяйствования, а также с гражданами-предпринимателями. Закон Республики Беларусь «О рекламе»  обозначил основные понятия в области рекламной деятельности, сферу применения закона, обосновал общие и специальные требования к рекламе, определил права и обязанности рекламодателей, рекламораспространителей и рекламопроизводителей, установил формы контроля за рекламной деятельностью, а также ответственность за нарушение настоящего закона.

    Формирование  и совершенствование законодательной  базы антимонопольного регулирования в республике - длительный процесс, связанный с реализацией общих принципов формирования рыночной среды: вносятся изменения и дополнения в действующие законодательные акты, разрабатываются новые законопроекты, положения, нормативные документы.

 

Заключение

 

     Произведенное в курсовой работе исследование позволяет сделать следующие выводы.

     1) Конкуренция – существенное звено  рыночной экономики, ее механизма. В самом общем виде под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными лицами (конкурентами), заинтересованными в одной и той же цели. Экономическая конкуренция – это рыночное соперничество, или соревнование экономически обособленных товаропроизводителей, столкновение их интересов, связанных с реализацией продукции одним и тем же покупателям с целью добиться приверженности к своей продукции и получения наибольшей прибыли или дохода.

     Существует  механизм  конкуренции, специфические методы конкурентной борьбы.

     2) В экономической теории принято  рассматривать модели совершенной и несовершенной конкуренции.

     3) В условиях совершенной (свободной)  конкуренции конкурентная борьба ведется посредством удешевления товаров, т. е. преимущественно путем снижения издержек производства. На рынке присутствует одновременно множество фирм, ни одна из которых не занимает значительной доли рынка, т. е. их действия не могут повлиять на спрос и предложение товара и на рыночную цену. Вход на рынок и выход из него не связаны с какими-либо трудностями. Продукция является однородной (сходной). Покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах на товары и всех видах затрат, необходимых для их производства. Покупатели знают все, что им нужно о характеристиках продукта, а все производители располагают равной информацией о производственной технологии.

     4) Модели несовершенной конкуренции: монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т. е. способностью фирм воздействовать на рынок, и прежде всего на цены.

     5) Абсолютная, или чистая, монополия  существует тогда, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей (субститутов). Характерные черты монополии:  единственный продавец; нет близких заменителей товара;  чистый монополист сам диктует цену; чистый монополист не имеет прямых конкурентов.

     Монополия характеризуется следующими негативными  чертами: завышение цен по сравнению с конкурентной ситуацией; увеличение дифференциации доходов населения;  уменьшение заинтересованности монополистов в обновлении производства и продуктов и развитии НТП;  использование методов нечестной конкуренции.

      6) Олигополия – это такая структура  рынка, когда в отрасли функционирует несколько крупных фирм, производящих идентичную или до некоторой степени дифференцированную продукцию. На одном конце спектра олигополия превращается в то, что называется открытой монополией, на  другом конце – олигополия превращается в монополистическую конкуренцию - при которой ни одна фирма не контролирует значительную часть всего рынка данной продукции.

     Олигополистическая  взаимосвязь может привести не только к ожесточенному противоборству, но и к соглашению. Виды соглашений : картели, скрытые сговоры, следование за лидером, или лидерство в ценах.

     Олигополистическая  структура рынков – признак развитой рыночной экономики, наиболее оптимальная структура рынка.

     6) Существует два основных метода  конкуренции – ценовой и неценовой. Неценовые методы  конкуренции: более высокое качество пред- и послепродажных услуг, более длительный гарантийный срок, поставку оборудования на основе принципа «готовая продукция в руки».

     В предпринимательской практике существуют и недобросовестные методы конкуренции: экономический и промышленный шпионаж, подделка продукции конкурентов, обман потребителей, махинации с деловой отчетностью, коррупция, переманивание специалистов.

     7) Существуют различные виды монополии: чистая, естественная, государственная, искусственная. Доля чистого монополиста на рынке составляет как правило, 100%. Естественная монополия образуется в сфере деятельности, где по природным, технологическим и иным условиям исключается или ограничивается существование конкурентных рынков. Государственная монополия охватывает сферы деятельности органов власти и управления, в функции которых входит обеспечение безопасности и других интересов государства.

     8) Монополия имеет и положительные,  и отрицательные стороны. Положительно то, что монополия концентрирует ресурсы и экономит на издержках за счет высоких объемов производства, а также участвует в инновационном процессе, требующем вложения крупных средств на научные разработки. Богатая фирма может позволить себе вывести на рынок новый товар по ценам, не покрывающим издержки.

Информация о работе Антимонопольное регулирование и антимонопольная политика в Республике Беларусь