Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 12:04, курсовая работа
Объектом исследования в данной курсовой работе является конкуренция и монополия.
Предмет исследования – антимонопольное регулирование.
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов функционирования монополии, а также мер государственного воздействия на их деятельность. Для достижения цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть сущность конкуренции, формы и методы конкурентной борьбы;
– выделить характерные черты монополии;
– показать, каким образом определяются цена и объем производства в условиях чистой монополии;
– изучить показатели монопольной власти;
– показать, в чем заключаются преимущества и недостатки монополий;
– проанализировать антимонопольное законодательство высокоразвитых в экономическом отношении стран, а также восточноевропейских стран;
– показать, каким образом осуществляется антимонопольное регулирование в Республике Беларусь.
В процессе выполнения курсовой работы используются учебные пособия по экономической теории как отечественных, так и зарубежных авторов, статистические материалы по теме работы, антимонопольное законодательство.
Введение 3
1. Роль конкуренции в рыночной экономике 5
1.1. Понятие, сущность, виды конкуренции .... 5
1.2. Формы и методы конкурентной борьбы 12
2. Антимонопольное регулирование 14
2.1. Положительные и отрицательные стороны монополии, антимонопольное законодательство и регулирование .... 14
2.2. Антимонопольное регулирование в зарубежных странах .... 16
3. Антимонопольное регулирование и антимонопольная политика в Республике Беларусь 20
3.1. Организация антимонопольного регулирования в Республике Беларусь ....20
3.2. Антимонопольная политика, меры по демонополизации экономики, антимонопольное законодательство Республики Беларусь 22
Заключение 28
Список использованных источников .... 32
Цель демонополизации - формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращения товаров, услуг и финансов за счет ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов на товарных рынках; устранение монополистических структур; снижение отрицательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и экономическим причинам.
Демонополизация
должна проводиться как акция, предшествующая
или сопутствующая
Основной формой реализации государственной антимонопольной политики Республики Беларусь и содействия развитию конкуренции является программирование - разработка программ по демонополизации народного хозяйства.
В результате реализации программ наметились позитивные тенденции в преодолении монополизма белорусской экономики. Улучшилось положение в сфере торговли и общественного питания, большинство действовавших на местных товарных рынках крупных торговых конгломератов было демонополизировано и коммерциализировано, многие государственные предприятия утратили монопольное положение на рынке оптовой торговли и т.д.
Однако
демонополизация экономики
Основой
антимонопольного регулирования является
антимонопольное
Закон содержит ключевые понятия, связанные с его содержанием и механизмом реализации:
- республиканский товарный рынок - сфера обращения товаров, услуг, ценных бумаг и инвестиций в пределах границ Республики Беларусь;
-
местный товарный рынок - сфера обращения
товаров, услуг, ценных бумаг и инвестиций
в пределах границ административно-
- хозяйствующие субъекты - юридические лица всех форм собственности, занимающиеся деятельностью по производству, реализации, приобретению товаров, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность;
- органы управления - исполнительные и распорядительные органы государственного управления республиканского и местного уровней, а также союзы, ассоциации, концерны и другие объединения, которым хозяйствующие субъекты частично или полностью делегировали права действий на рынке. Союзы, ассоциации, концерны и другие объединения могут рассматриваться и как органы управления, и как хозяйствующие субъекты.
Законом определена сфера применения антимонопольного законодательства: закон действует на всей территории Республики Беларусь и распространяется на отношения, в которых участвуют хозяйствующие субъекты, органы управления, должностные лица в процессе деятельности на республиканском и местных товарных рынках, включая кредитно-денежные и валютные. Закон применяется к правоотношениям хозяйствующих субъектов, органов управления, должностных лиц, приводящим к ограничению конкуренции на товарных рынках или другим отрицательным последствиям.
Действие Закона не распространяется на отношения, вытекающие из охраны изобретений, промышленных образцов, товарных знаков и авторских прав, за исключением случаев, когда эти права умышленно используются их обладателями в целях ограничения конкуренции.
Закон
рассматривает как
- соглашения хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию;
- злоупотребления доминирующим положением на рынке;
- формы недобросовестной конкуренции.
Закон устанавливает меры государственного воздействия, ограничивающие, пресекающие и предупреждающие монополистическую деятельность: государственный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке; их разукрупнение (разделение); государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов и органов управления, а также за созданием холдинговых компаний, приобретением акций, паев, долей участия в уставном капитале хозяйствующих субъектов. В законе определены круг полномочий антимонопольных органов по развитию товарных рынков и конкуренции, ответственность за нарушение закона.
Основные правила и процедуры реализации различных положений Закона нашли развитие в нормативных и методических документах, разработанных антимонопольными органами. К ним относятся:
- рекомендации по определению доминирующего положения на товарных рынках Республики Беларусь;
- положение о порядке антимонопольного контроля за приобретением акций и порядке признания юридических лиц контролирующими имущество друг друга;
- порядок рассмотрения и согласования проектов объединений хозяйствующих субъектов и приобретения акций, паев, долей участия в уставном капитале;
- порядок рассмотрения и согласования проектов создания холдинговых компаний и инвестиционных фондов;
- положение о порядке рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства;
- методические рекомендации по определению границ и объемов товарных рынков;
- временные методические рекомендации по выявлению и пресечению соглашений (согласованных действий), ограничивающих конкуренцию;
- временные методические рекомендации по выявлению и пресечению антиконкурентных ценовых соглашений;
- методические рекомендации по выявлению монопольных цен;
- положение о Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;
- рекомендации по разукрупнению хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке;
- положение о порядке согласования условий приватизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.
Важную роль в системе антимонопольного регулирования играют также Законы Республики Беларусь «О рекламе» и «О защите прав потребителей». Принятый в ноябре 1993 г. Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» определяет общие правовые, экономические и социальные основы защиты прав граждан — потребителей товаров. Закон распространяется на отношения потребителей с предприятиями, организациями, учреждениями, независимо от форм собственности, условий хозяйствования, а также с гражданами-предпринимателями. Закон Республики Беларусь «О рекламе» обозначил основные понятия в области рекламной деятельности, сферу применения закона, обосновал общие и специальные требования к рекламе, определил права и обязанности рекламодателей, рекламораспространителей и рекламопроизводителей, установил формы контроля за рекламной деятельностью, а также ответственность за нарушение настоящего закона.
Формирование
и совершенствование
Произведенное в курсовой работе исследование позволяет сделать следующие выводы.
1)
Конкуренция – существенное
Существует механизм конкуренции, специфические методы конкурентной борьбы.
2)
В экономической теории
3)
В условиях совершенной (
4)
Модели несовершенной
5) Абсолютная, или чистая, монополия существует тогда, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей (субститутов). Характерные черты монополии: единственный продавец; нет близких заменителей товара; чистый монополист сам диктует цену; чистый монополист не имеет прямых конкурентов.
Монополия характеризуется следующими негативными чертами: завышение цен по сравнению с конкурентной ситуацией; увеличение дифференциации доходов населения; уменьшение заинтересованности монополистов в обновлении производства и продуктов и развитии НТП; использование методов нечестной конкуренции.
6) Олигополия – это такая
Олигополистическая взаимосвязь может привести не только к ожесточенному противоборству, но и к соглашению. Виды соглашений : картели, скрытые сговоры, следование за лидером, или лидерство в ценах.
Олигополистическая структура рынков – признак развитой рыночной экономики, наиболее оптимальная структура рынка.
6)
Существует два основных
В предпринимательской практике существуют и недобросовестные методы конкуренции: экономический и промышленный шпионаж, подделка продукции конкурентов, обман потребителей, махинации с деловой отчетностью, коррупция, переманивание специалистов.
7)
Существуют различные виды
8)
Монополия имеет и
Информация о работе Антимонопольное регулирование и антимонопольная политика в Республике Беларусь