Анализ внутренней среды организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

В первой части будет рассмотрено понятие «организация», её виды и основные черты.
Во второй части будет описана внутренняя среда организации, охарактеризованы основные составляющие организации, такие как кадры, технология, структура, цели и задачи. Далее будет подчеркнута взаимосвязанность всех элементов организации и влияние на них факторов внешней среды.
В следующей части будет рассмотрен такой важнейший элемент стратегического планирования, как анализ внутренней среды. Анализ среды нужен для определения стратегии поведения предприятия и проведения этой стратегии в жизнь. Таким образом, целью данной работы является изучение внутренней среды организации для более эффективного принятия управленческих решений, необходимых для успешной деятельности компании.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1
1. Понятие «организация»…………………..………………...………………..4
2. Переменные внутренней среды организации……………………………..7
2.1 Цели …………………………………………….……………..……….…..7
2.2 Структура……………………………………….………………..………..10
2.3 Задачи ………………………………………….……………….…...........12
2.4 Технология …………………………………….…………….…………...13
2.5 Люди…………………………………………….………………….……...15
2.6 Взаимосвязь внутренних переменных …………….……………………18
3. Анализ внутренней среды…………...……………………………………...19
3.1 Анализ использования трудовых ресурсов …..………………………...20
3.2 Анализ производства и реализации продукции…………...…………...21
3.3 Анализ маркетинговой деятельности…………...……………………….25
3.4 Анализ финансовых результатов ….….…………………………………30
3.5 Swot-анализ………………………………………………………………. 32
Глава 2
Краткая организационная экономическая характеристика ТК «Интурист»...
Глава 3
Анализ внутренней среды организации на примере ТК «Интурист» ……….
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы

Файлы: 1 файл

менеджмент АНЯ! черновой вариант!.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

    а) удельный вес новой продукции  в общем ее выпуске;

    б) удельный вес аттестованной и  не аттестованной продукции;

    в) удельный вес продукции высшей категории  качества;

    г) удельный вес продукции, соответствующей  мировым 

        стандартам;

    д) удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

    Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

  • полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания);
  • надежность (долговечность, безотказность в работе);
  • технологичность, характеризующая эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
  • эстетичность изделий.

    Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

    Первая  задача анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

    Для обобщенной оценки выполнения плана  по качеству продукции используются разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.

    По  продукции, качество которой характеризуется  сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.

    При оценке выполнения плана по первому  показателю фактическую долю каждого  сорта в общем объеме продукции  сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов.

    Одним из важнейших факторов повышения эффективности производства на промышленных предприятиях является обеспеченность их основными фондами в необходимом количестве и ассортименте и более полное их использование.

    Задачи  анализа - определить обеспеченность предприятия и его структурных подразделений основными фондами и уровень их использования по обобщающим и частным показателям, а также установить причины их изменения; рассчитать влияние использования основных фондов на объем производства продукции и другие показатели; изучить степень использования производственной мощности предприятия и оборудования; выявить резервы повышения эффективности использования основных средств.

    Анализ  обычно начинается с изучения объема основных средств, их динамики и структуры. Фонды предприятия делятся на промышленно-производственные и непромышленные, а также фонды непроизводственного назначения. Производственную мощность предприятия определяют промышленно-производственные фонды. Кроме того, принято выделять активную часть (рабочие машины и оборудование) и пассивную часть фондов, а также отдельные подгруппы в соответствии с их функциональным назначением (здания производственного назначения, склады, рабочие и силовые машины, оборудование, измерительные приборы и устройства, транспортные средства и т.д.). Такая детализация необходима для выявления резервов повышения эффективности их использования на основе оптимизации структуры.

    Следующий этап анализа - изучение обеспеченности предприятия основными производственными фондами. Обеспеченность отдельными видами машин, механизмов, оборудования, помещениями устанавливается сравнением фактического их наличия с плановой потребностью, необходимой для выполнения плана по выпуску продукции. Обобщающими показателями, характеризующими уровень обеспеченности предприятия основными производственными фондами, являются фондовооруженность труда и техническая вооруженность труда. Показатель общей фондовооруженности труда рассчитывается отношением среднегодовой стоимости промышленно-производственных фондов к среднесписочной численности рабочих в наибольшую смену (имеется в виду, что рабочие, занятые в других сменах, используют те же средства труда). Уровень технической вооруженности труда определяется отношением стоимости производственного оборудования к среднесписочному числу рабочих в наибольшую смену. Темпы его роста сопоставляются с темпами роста производительности труда. Желательно, чтобы темпы роста производительности труда опережали темпы роста технической вооруженности труда. 

       3.3 Анализ маркетинговой  деятельности

Целенаправленное  осуществление производственно-сбытовой деятельности предприятия на основе изучения рынка и приспособления к нему производства продукции обеспечивает самостоятельное структурное подразделение предприятия — служба маркетинга. Ее деятельность концентрируется на решении четырех взаимосвязанных задач:

    • организации процесса создания конкурентоспособной продукции;
    • проведении гибкой ценовой политики;
    • организации эффективной системы сбыта;
    • управлении продвижением товаров на рынке.

  Кроме того, маркетингу отводится ведущая  роль в определении требований, предъявляемых к качеству продукции, жизненному циклу товара.

    Единый  подход к решению маркетинговых  задач обеспечивают скоординированные целевые установки предприятия в области реализации продукции, задаваемые важнейшими экономическими показателями - объемом продаж, массой прибыли, уровнем рентабельности, размером рыночной доли предприятия и т. п. Для их достижения разрабатывается и проводится маркетинговая политика. Ее основу составляют цели маркетинговой деятельности предприятия.

    Формулирование  целей маркетинга целесообразно  начинать с уточнения основных приоритетов предприятия на рынке производимой продукции. Для этого необходимо ответить на ряд частных вопросов, которые помогают выделить основные ориентиры производственно-хозяйственной деятельности предприятия в создавшихся рыночных условиях:

    1. Какие изменения произошли на рынке производимой продукции?

    Получить ответ на данный вопрос можно на основе ревизии процесса реализации продукции и методов маркетинга. Необходимо уточнить:

    • изменился ли рынок по объему, структуре, географическому расположению и характеру реализации товаров;
    • появились ли ниши на рынке и используются ли они;
    • что предпринимают конкуренты и что в их деятельности отличается от деятельности анализируемого предприятия;
    • как изменилось распределение долей рынка между предприятиями;
    • насколько точно известны потребности покупателей;
    • соответствует ли маркетинговая деятельность предприятия реально существующему рынку.
 

    Уточнить  изменения, происшедшие на рынке, поможет  общая характеристика элементов  маркетинговой среды предприятия.

     2. В каком направлении должно развиваться предприятие?

    Ответ на этот вопрос необходимо начать с формулировки общих целей предприятия на ближайшую перспективу. В результате необходимо иметь четкое представление о том:

    - в чем состоят приоритеты развития  и какой вид деятельности в общей специализации предприятия выполняет роль:

    а) основного, приносящего основную массу  дохода;

    б) наиболее обещающего с точки зрения возможных 

        инвестиций;

    в) буфера при непредвиденных ухудшениях условий 

         деятельности по другим направлениям;

    г) кандидата на постепенное сворачивание;

    - на какие условия реализации (объемы продаж, ассортимент, условия оплаты и др.) необходимо ориентировать маркетинг предприятия;

    - на основе какого типа стратегии  должна строиться маркетинговая  деятельность (насыщение рынка, развитие  рынка и его изменение, разработка новых товаров, диверсификация).

    - похожих на приемы конкурентов.  Это заставляет искать новые, оригинальные пути выделения своей продукции и приносит на рынок разнообразие. Имитация - губительный путь при реализации данной стратегии.

    Вместе  с тем, как показывает опыт, одновременное использование нескольких способов дифференциации может привести к попытке сделать "все для всех", то есть перейти на путь унификации и, таким образом, испортить имидж, который создает предприятие на рынке. Наиболее типичное направление использования стратегии дифференциации состоит в сосредоточении усилий на одном из мотивов приобретения продукции потребителями и развитии своих возможностей с целью более полного и качественного удовлетворения специфических потребностей. 

    Стратегия сегментирования  рынка

Если  представленные выше стратегии конкуренции  основываются на обслуживании всего  рынка, то стратегия сегментирования  направлена на обеспечение преимуществ  над конкурентами в обособленном и часто единственном сегменте рынка, выделяемом на основе географического, психографического, поведенческого или демографического принципов. Основная идея стратегии заключается в том, что предприятие может обслуживать свой узкий целевой рынок более эффективно, чем конкуренты, которые рассредоточивают свои ресурсы на всем рынке. В результате создается преимущество над конкурентами либо дифференциацией товаров на основе более полного удовлетворения нужд целевого рынка, либо путем достижения меньших издержек при обслуживании выбранного сегмента.

    Следовательно, не преследуя цели обеспечения лидерства  в снижении себестоимости и/или  дифференциации продукции на всем рынке, предприятие, основываясь на рыночных тенденциях, достигает таких результатов в целевом сегменте. Имея низкую себестоимость продукции или предлагая большой выбор продукции для конкретного, например, географически обособленного сегмента, предприятие защищает себя от противодействий со стороны предприятий, использующих другие стратегии конкуренции. 

    Стратегия внедрения новшеств

Современный мировой опыт конкуренции неопровержимо  доказывает, что абсолютное большинство  монополий, образовавшихся в последнее  время, возникло на базе открытий, изобретений  и других новшеств, позволивших создать  новый, до этого неизвестный рынок  с широкими возможностями и перспективой ускоренного роста. Современные лидеры в автомобильной, авиационной, электротехнической и электронной промышленности возникли из небольших пионерных фирм. Последние десятилетия подтвердили эту закономерность в области производства компьютерной техники, разработки программного обеспечения, создания специальных видов вооружения.

    Предприятия, придерживающиеся стратегии внедрения  новшеств, не связывают себя необходимостью снижать себестоимость производимой продукции, дифференцировать ее или разрабатывать конкретный сегмент рынка, а сосредоточивают усилия на поиске принципиально новых, эффективных технологий, проектировании необходимых, но неизвестных до сих пор видов продукции, методов организации производства, приемов стимулирования сбыта и т.п. Главная цель - опередить конкурентов и единолично занять рыночную нишу, где конкуренция отсутствует или ничтожно мала. По понятным причинам подобная революционизация рынка является источником больших объемов продаж и сверхприбыли, однако в большинстве случаев (8 из 10) заканчивается банкротством из-за неготовности рынка воспринять новшества, технической или технологической недоработанности нового изделия, занятости каналов распределения, отсутствия опыта тиражирования нововведения и других причин. Большой риск следования данной стратегии, объясняемый высокой степенью неопределенности ее результатов, сопоставим с венчурным риском, что удерживает многие фирмы от специализации в этом бизнесе. 

  Стратегия немедленного реагирования на

  потребности рынка

Наличие платежеспособного спроса на конкретный вид продукции лишь в теории автоматически  создает его предложение. На практике большинство предприятий не в состоянии заниматься деятельностью, не соответствующей их профилю.

Информация о работе Анализ внутренней среды организации