Анализ власти и лидерствf в социальной организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:25, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена потребностью в комплексном изучении состояния и перспектив развития власти и лидерства в социальной организации, прежде всего, ее ролью в жизни конкретных социальных групп и общества в целом. Проблема власти и лидерства в социальной организации, видоизменяясь в соответствии с характером общественного развития, особенно актуализируется в условиях современной трансформации социально-политической системы общества, смены ценностной, политических установок и ориентиров.

Файлы: 1 файл

Политология.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

В основе эталонной власти лежит харизма руководителя. Харизма — это власть, построенная не на логике, не на давней традиции, а на силе личных качеств или способностей лидера. Власть примера, или харизматическое влияние, определяется отождествлением исполнителя с лидером или влечением к нему, а также от потребности исполнителя в принадлежности и уважении. В противоположность безличному «должностному» влиянию традиции, харизматическое влияние — целиком личное. Исполнитель представляет себе, что у него есть много общего с лидером и на уровне подсознания ждёт, что подчинение, возможно, сделает его похожим на руководителя или, по крайней мере, вызовет к нему уважение.[27]

Люди чаще испытывают влияние тех, кто обладает восхищающими их чертами характера и кто является их идеалом, похожими на которого они хотели бы быть. Руководитель, слывущий харизматической личностью, также может иметь и использовать власть примера. Руководители часто служат примером поведения для подчиненных.[28]


Глава 2. Исследование власти и влияния на подчиненных в организации.

2.1.           Баланс власти и лидерства в организации.

 

Концепция зависимости также подтверждает несостоятельность еще одного распространенного представления о власти. Многим людям кажется, что обладание властью подразумевает возможность навязывать свою волю, независимо от чувств, желаний и способностей другого лица. Если бы это было так, то назначенные руководители организаций постоянно имели бы власть для оказания влияния, по крайней мере, на собственных подчиненных. Но сейчас повсеместно признается, что влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности управляющего. Не существует настоящей абсолютной власти, так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях.[29]

В условиях организации, к примеру, власть лишь отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот либо другой человек в данной ситуации определяется не уровнем его формальных возможностей, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица. Это можно выразить следующей формулой:

Уровень влияния облеченного властью лица А на лицо Б = степени зависимости лица Б от лица А.

Традиционно управляющий имеет власть над подчиненными потому, что последние зависят от него в таковых вопросах, как повышение заработной платы, рабочие задания, продвижение по службе, расширение возможностей, ублажение социальных потребностей и т.п. Но в некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над управляющим, так как последний зависит от них в таковых вопросах, как нужная для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в остальных подразделениях, чье содействие нужно для управляющего, влияние, которое подчиненные могут оказывать на собственных коллег, и способность подчиненных делать задания.

Суммируя причины, которые способствуют появлению власти у подчиненных, Дэйвид Меканик заключает: «В той же степени, в какой одно лицо зависит от другого, они потенциально подвержены власти этого другого лица. Внутри организаций одно лицо делает остальных зависимыми от него методом контроля доступа к информации, людям и инструментарию, которые мы определяем следующим образом: Информация включает знания об организации, людях, нормах, процедурах, способах и т.д. Люди — это все те, кто состоит в организации, от кого зависит организация. Инструментарий — это аспект физических средств организации либо её ресурсов (оборудование, машины, средства и т.п.)».[30]

Научные исследования подтвердили, что подчиненные владеют властью. Одно из исследований показало, что даже у вспомогательного персонала больниц есть власть, так как лечащие врачи зависят от них. Эта зависимость создалась из-за укороченного рабочего дня врачей, большого размера нужной административной работы и малой заинтересованности в ней со стороны врачей. В итоге появился молчаливый сговор, по которому вспомогательный персонал получал больше возможностей для принятия решений в отношении больных в обмен на выполнение неких административных функций за врачей. Если врач нарушал этот уговор, персонал не выдавал ему информации, не подчинялся приказам и вообще не сотрудничал. Это создавало трудности в обработке нужной документации и получении уточненной медицинской информации, нужной врачу для каждодневной лечебной работы.[31]

Другое исследование нашло, что тюремные надзиратели в некой степени также зависят от заключенных. Хотя надзиратели имеют право подать рапорт на заключенных за неповиновение, нередкие рапорты создали бы у тюремного начальства впечатление, что надзиратели не в состоянии добиться повиновения и поддерживать порядок. Поэтому надзиратели допускают некие нарушения тюремных правил со стороны заключенных в обмен на более покорное поведение.

Управляющий обязан сознавать, что поскольку подчиненные тоже владеют властью, внедрение им либо ею в одностороннем порядке собственной власти в полном объеме может вызвать у подчиненных такую реакцию, при которой они захотят показать свою власть. А это, в свою очередь, может привести к напрасной растрате усилий и понизить уровень заслуги целей. Поэтому эффективный управляющий старается поддерживать разумный баланс власти: достаточной для обеспечения заслуги целей, но не вызывающей у подчиненных чувства обездоленности и, отсюда, — непокорности.

Не считая подчиненных, над управляющим могут иметь власть его коллеги. К примеру, если управляющий по денежным либо производственным вопросам зависит от услуг отдела по обработке данных, начальник этого отдела будет иметь над ним некоторую власть. Возросшее значение компьютеров в организациях привело к тому, что возросла власть персонала отделов обработки данных. Чем больше нужной информации, ресурсов либо услуг один управляющий дает другому, тем больше его либо её власть над этим иным управляющим. Поскольку секретари начальников, как правило знают, с кем необходимо связаться, чтоб получить конкретную информацию, то они также держат в руках значительную долю власти. [32]

Джон П. Коттер отмечает, что управляющий может увеличить свою власть, дав иным возможность узреть, что они зависят от него в вопросах ресурсов, нужных для их работы. Эти ресурсы могут означать доступ к принципиальным персонам, информации, услугам, деньгам, необходимым собраниям и т.д.

Дэйвид Макклеланд, чьи исследования показывают, что эффективный управляющий имеет огромную потребность во власти, также замечает, что эффективный управляющий никогда не будет проявлять свою власть в приказной, ожидающей подчинения манере. Напротив, положительное либо социализированное лицо, осуществляющее власть, быстрее заботится о реализации групповых целей, помощи группе в их определении, обеспечивая группу средствами их заслуги, оказывая членам группы поддержку, утверждая для каждого размер его компетенции. [33]

Таким образом, управленческие решения осуществляются отдельными управленческими работниками – работниками-руководителями. Управление – это процесс влияния на подчиненных, являющийся методом вынудить их работать на достижение единой цели. Лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.

 

 



[1] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Экономистъ, 2003. - 121с.

[2] Басовский, Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие/ Л.Е. Басовский. - М.: Инфра - М, 2007. - 216с.

[3] Головин, А.В. Теория управления. Учебник / А.В. Головин. - М., 2001. – 472 с.

[4] Веснин, В.Р. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. перераб и доп. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007. – 512 с.

[5] Мескон, М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Базы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 1999. – 458 с.

[6]Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие/ Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА - М, 2007. - 216с

[7] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Экономистъ, 2003. - 405с.

[8]Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Экономистъ, 2003. - 406с.

[9]Басовский Л.Е. Менеджмент: Учебное пособие/ Л.Е. Басовский. - М.: Инфра - М, 2007. - 216с.

[10]Веснин, В.Р. Менеджмент: Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2007. – 121 с.

[11]Орлов А.И., Федосеев В.Н. Менеджмент в техносфере: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.И. Орлов, В.Н. Федосеев. - М.: Академия, 2003. - 384 с.

 

[12] Веснин, В.Р. Менеджмент: Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2007. – 121 с.

[13] Веснин, В.Р. Менеджмент: Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2007. – 122 с.

 

[14] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Экономистъ, 2003. – 408 с.

 

[15] Брасс, А.А. Менеджмент. Наука и практика конструктивного руководства / А.А. Брасс. - М.: Владос, 2004. –164 с.

 

[16]Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Экономистъ, 2003. - 528с.

 

[17] См. там же.

 

[18]Антонов, Н.Г., Пессель М.А. Менеджмент: Учебник / Н.Г. Антонов, М.А. Пессель. - М.: Гардарики, 2003. – 481 с.

 

[19] Кнорринг, В.И. Искусство управления / В.И. Кнорринг. - М., БЕК, 1997. – 219 c.

[20] Мескон, М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 1999. – 309 с.

[21] Мескон, М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 1999. – 312 с.

[22]Мескон, М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 1999. – 312 с.

[23]Кнорринг, В.И. Искусство управления / В.И. Кнорринг. - М., БЕК, 1997. – 219 c.

[24]Мескон, М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 1999. – 314 с.

[25]Камаев, В.Д. Учебник по основам управления / В.Д. Камаев. - М.: Владос, 2001. – 582 с

[26] Мескон, М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 1999. – 314 с.

[27]Мескон, М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Базы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 1999. – 458 с.

[28]Кнорринг, В.И. Искусство управления / В.И. Кнорринг. - М., БЕК, 1997. – 219 c

[29] Мескон, М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Базы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 1999. – 315 с.

[30]Мескон, М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Базы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 1999. – 316 с.

[31]Бункина, М.К. Теория управления: Учебное пособие / М.К. Бункина. - М.: ДИС, 2001. – 529 с.

 

[32]Абалкин, Л.И. Менеджмент / Л.И. Абалкин. - М.: Финстатинформ, 2005. – 548 с.

 

[33]См. там же.


Информация о работе Анализ власти и лидерствf в социальной организации