Анализ социально-экономического положения г.Пермь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 09:24, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является город Пермь.
Предметом исследования в курсовой работе является социально-экономическое развитие города Пермь.
Целью курсовой работы является проведение анализа социально-экономического положения города Пермь.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Закрепить знания и умения, полученные в процессе обучения;
2.Приобрести навыки анализа состояния и развития города Пермь;
3.Выявить основные проблемы социально-экономического развития города и найти пути их решения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава I. Понятие и методики анализа социально-экономического положения муниципального образования……………………………………………………..6

1.Определение и характеристика муниципальных образований………...…6
2.Описание основных методик анализа социально-экономического положения муниципального образования…………………………………9
Глава II. Характеристика объекта исследования………………………………..19

2.1. Общие сведения об объекте исследования………………………………19

2.2. Социальное развитие……………………………………………….………20

2.3. Экономика муниципального образования………………………………..32

2.4. Сравнительная характеристика статистических показателей г. Перми и края……………………………………..…………………………………………..33

Глава III. Анализ проблем муниципального образования и выявление путей их решения……………………………………………………………………………37

3.1. Оценка положения города Перми…………………………………………37

3.2. Ранжирование проблем муниципального образования и нахождение путей их преодоления……………………………………………………………42

Заключение……………………………………………………………………...…46

Список используемой литературы……………………………………………….49

Приложение………………………………………………………………………..52

Файлы: 1 файл

курсач Кристин.doc

— 893.50 Кб (Скачать)

Характерной чертой системного анализа является поиск наиболее эффективных решений проблем, который начинается с определения и упорядочения целей деятельности системы, при функционировании которых возникли эти проблемы. Одновременно устанавливается соответствие между целями, возможными путями их реализации и необходимыми для этого ресурсами.

     Целью системного анализа является выработка  конкретных практических рекомендаций при выборе наиболее эффективного, наилучшего варианта решения на основе полной и всесторонней проверки различных  вариантов действий с точки зрения количественного и качественного сопоставления использованных ресурсов с тем эффектом, который был получен.

     По  мнению ученых исследующих методологию  системного анализа, наиболее важными  задачами этого метода являются:

1) правильно и с возможно большей четкостью сформулировать проблему, перевести ее из разряда реструктуризированных в разряд слабо структуризированных;

2) собрать  наиболее полную информацию, относящуюся  к делу, с тем, чтобы наметить  примерные мероприятия по исследованию проблемы и последующей разработке системы;

3) выявить  в полном объеме назначение  системы, которая решает проблему  с целью определения ее состава,  метода действия и взаимодействия  с другими системами;

4) разработать  различные варианты возможного  развития системы при различных внешних условиях, создающихся в будущем, с целью подготовки информации для последующего принятия решений;

5) выбрать  единственный наилучший курс  развития системы при определенных  условиях с учетом динамики  их изменения в перспективе;

6) определить  основные цели развития социально-экономических  объектов, детализировать их по  подсистемам и видам деятельности;

7) проверить  эффективность взаимодействия подсистем  экономической системы, установить  возникшие диспропорции и слабые  звенья, наметить мероприятия по их исправлению;

8) сформулировать  цели создания автоматизированной  системы управления, обосновать  ее функциональную структуру,  разработать план ее поэтапной  разработки и внедрения;

9) упорядочить  руководство разработкой сложного  комплексного проекта, выявить основные функции управления и на этой основе обосновать организационную структуру управления.

     Объектом  такой методики является город, а в структуру  города можно выделить главные подсистемы:

  1. социальная сфера;
  2. население;
  3. территория;
  4. градообразующая и градообслуживающая сферы.

     Системный анализ обычно проводится за предшествующий трехлетний период по нескольким направлениям:

    • демографическая ситуация;
    • природные ресурсы;
    • социальная сфера;
    • уровень жизни;
    • финансы;
    • производство продукции;
    • инвестиции;
    • потребительский рынок;
    • жилищно-коммунальный комплекс;
    • комплекс транспортный;
    • экология.

     Анализ  завершается формулированием основных проблем требующих решения, создавая тем самым, основу для структуры  целей и задач комплексного дальнейшего  развития и прогноза.

     Минимальная система критериев  и показателей, необходимых  для организации  мониторинга социально-экономических  процессов муниципального образования

     Использование методики, предложенной Ореховским П.А. – начальником информационно-аналитического управления аппарата советников при главе городского самоуправления Омска, профессором Омского государственного университета, доктором экономических наук, бывшим вице-мэром города Обнинска, позволяет достаточно точно анализировать социально-экономическую ситуацию в городе. Данная методика впервые была реализована в 1992-1993 гг. в г.Обнинске Калужской области. Отдельные элементы этой методики, так или иначе, используются в большинстве городов России.

  1. Характеристики населения:
    • численность населения и его половозрастной состав;
    • таблица коэффициентов дожития;
    • число незанятых;
    • структура безработицы;
    • механический и естественный прирост.
  2. Жилой фонд и инженерные коммуникации:
    • общее количество домов на территории города с указанием количества жилых единиц в домах (квартир, койко-мест);
    • структура жилого фонда с указанием количества квартир и датой последнего капитального ремонта;
    • характеристики маневренного жилого фонда: количество домов, единиц жилья (кв.м., квартир, койко-мест);
    • распределение жилого фонда по жилищно-эксплуатационным конторам;
    • распределение внутриквартальных площадей за различными ЖЭКами с характеристикой их состояния на текущий момент - наличие благоустройства;
    • стоимость строительства 1 кв.м. жилья (по видам: типовое, индивидуальное, по сериям домов, с указанием стеновых материалов, общей площади дома, количества квартир, сроков строительства);
    • характеристика рынка недвижимости.
  3. Характеристика рабочих мест. Градообразующие предприятия и организации инфраструктуры:
    • список предприятий, зарегистрированных в городе на текущую дату, с указанием профиля, вида деятельности, вида деятельности, юридического адреса, Ф.И.О. исполнительного директора;
    • основные технико-экономические показатели предприятия;
    • площадь земельного участка, принадлежащего предприятию;
  4. Распределение городских земель:
    • площадь города: всего и городские зоны.
  5. Финансовые и материальные балансы. Состояние окружающей среды:
    • баланс денежных доходов и расходов населения;
    • сводный финансовый баланс(отчет за истекший период, прогноз но следующий год);
    • баланс водопотребление и очистки стоков;
    • баланс производства и потребления тепла и горячей воды;
    • баланс производства и потребления электроэнергии;
    • баланс потребления природного газа;
    • баланс хранения и переработки твердых бытовых отходов;
  6. Прочее:
    • уровень жизни населения;
    • уровень преступности;
    • аварии, чрезвычайные происшествия;
    • политическая стабильность.
 

     Методика  Абдурахимова Ю.В.

     В своей работе, ученый приводит следующие  индикаторы социально-экономического положения муниципального образования2 (см. Табл. 1.1). 
 
 

     Таблица 1.1

Статистическая  оценка Ед. изм. Социологическая оценка Ед. изм.
Уровень жизни
  • Миграционный прирост (прибыль) на 1 тыс. жителей;
  • Доля лиц с высшим незаконченным и средним специальным образованием среди населения в возрасте 15 лет и старше;
  • Среднемесячные денежные доходы на 1 жителя;
  • Розничный товарооборот на 1 жителя;
  • Общая площадь благоустроенного жилья на 1 жителя;
  • Число домашних телефонов на 1 жителя;
  • Число легковых автомобилей индивидуального пользования на 1 тыс. жителей.
 
чел. 

% 
 
 

тыс.р. 

тыс.р. 

кв.м. 

шт. 
 
 

шт.

  • Доля населения считающего свое здоровье хорошим или очень хорошим;
  • Среднемесячный денежный доход на одного члена семьи;
  • Доля населения со средним уровнем денежных доходов;
  • Доля населения с денежным доходом выше среднего уровня;
  • Доля населения, считающего себя среднеобеспеченным;
  • Доля населения, считающего себя богаче других;
  • Доля населения, считающего высокие цены наиболее угрожающей проблемой.
 
% 

тыс.р. 

% 

% 
 

% 

% 
 

%

Уровень социальной напряженности
  • Численность лиц нетрудоспособного возраста на тыс. чел. трудоспособного возраста;
  • Доля зарегистрированных безработных среди экономически активного населения;
  • Средняя продолжительность безработицы;
  • Число зарегистрированных преступлений на 10 тыс.чел.;
  • Число самоубийств на 100 тыс. жителей;
  • Доля преступного электората среди всех избирателей.
 
чел. 
 

% 

мес. 
 

чел. 

чел. 

%

  • Доля населения, считающего угрозу безработицы угрожающей проблемой;
  • Доля населения, считающего преступность наиболее угрожающей проблемой;
  • Доля населения, испытывающего напряженность, раздражение, страх и тоску;
  • Коэффициент удовлетворенности населения своей жизнью;
  • Доля населения, считающего, что терпеть бедственное положение уже невозможно;
  • Коэффициент социального оптимизма населения;
  • Уровень доверия населения государственным, правовым и общественным институтам.
 
% 

% 
 

% 
 

% 
 

% 

% 
 

%

 
     Индикатор      Характеристика  индикатора
  1. Интегральные индикаторы уровня жизни
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Показатели  материальной обеспеченности населения
 
 
 
  1. Жилищные  условия населения
 
 
  1. Показатели социальной напряженности
  • Фонд заработной платы;
  • Среднемесячная заработная плата;
  • Динамика численности постоянного населения;
  • Ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
  • Уровень младенческой, детской и материнской смертности;
  • Уровень образования населения;
  • Соотношение занятых в экономике и общей численности населения;
  • Уровень безработицы;
  • Численность пенсионеров;
  • Средний размер назначенных месячных пенсий по возрасту и минимальный размер пенсий;
  • Совокупные и денежные номинальные и реальные доходы;
  • Покупательная способность доходов;
  • Индекс потребительских цен;
  • Децильный коэффициент дифференциации доходов населения;
  • Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини);
  • Обеспеченность населения жильем (размер общей и жилой площади в расчете на одного жителя города);
  • Доля расходов на оплату жилья в потребительских расходах населения;
  • Коэффициент преступности (общее число зарегистрированных преступлений в расчете на 100 тыс. среднегодового наличного населения).

 

     

     Проект «Городской барометр»

     Система индикаторов социально-экономического развития муниципальных образований, использующихся в проекте «Городской барометр», включает 117 показателей, сгруппированных в 7 крупных блоков и 22 подблока по основным направлениям муниципальной экономики и социальной сферы (см. Таблицу 1.3).

     Эксперты  Фонда «Институт экономики города», разрабатывавшие индикаторы, решали задачу поиска ограниченного количества наиболее важных для каждой сферы  муниципальной жизни индикаторов, отражающих качественные процессы в  муниципальной экономике и социальной сфере.3

Таблица 1.3. Количество индикаторов социально-экономического развития муниципальных образований по структурным блокам

Блоки и подблоки индикаторов Количество  индикаторов
1. Уровень жизни

1.1. Демографические  показатели

1.2. Доходы населения

14

10

4

2. Экономическая база муниципального  образования

2.1. Производственный  сектор

2.2. Занятость

2.3. Малое предпринимательство

2.4. Инвестиционная  деятельность

16

4

5

3

4

3. Муниципальные финансы, нежилая  недвижимость и землепользование

3.1. Бюджет

3.2. Муниципальная  нежилая недвижимость и землепользование

25 

11

14

4. Сфера услуг и городское хозяйство

4.1. Жильё и  его доступность

4.2. Жилищно-коммунальное  хозяйство

4.3. Коммунальные  услуги

4.4. Транспортные  услуги

4.5. Услуги связи  и информационные услуги

4.6. Услуги бытового  обслуживания и общественное  питание

4.7. Культурно-просветительное  обслуживание

4.8. Социальная  защита

4.9. Здравоохранение

4.10. Образование

4.11. Благоустройство

4.12. Охрана порядка

4.13. Рекреационная  сфера

4.14. Торговля

62

9

9

5

6

3

2

2

5

7

4

3

2

2

2

3

Информация о работе Анализ социально-экономического положения г.Пермь