Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 19:20, курсовая работа
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды.
Введение.................................................................................................................3
1. Анализ макроокружения и его классификация
Экономическая компонента...............................................................................4
Правовая компонента…………………………………………………………..5
Политическая компонента …………………………………..………………...6
Социальная компонента…………………….………………………...……..…7
Технологическая компонента……………………………………………….....7
Технология анализа изучения отдельных компонентов……………………..9
Система отслеживания внешней среды…………………………………..…10
2. Анализ непосредственного окружения
2.1 Покупатели………………………………………………………………….…12
2.2 Поставщики…………………………………………………………………....14
2.3 Конкуренты……………………………………………………………………15
2.4 Рынок рабочей силы…………………………………………………….…….16
Заключение……………………………………………………………………...17
Список используемой литературы…………………………………………….
Изучение компонент макроокружения не должно заканчиваться только констатацией того, в каком состоянии они пребывали ранее или пребывает сейчас. Важно также вскрыть тенденции, которые характерны для изменения состояния отдельных важных факторов и попытаться предсказать тренды развития этих факторов, чтобы предвидеть то, какие угрозы могут ожидать организацию и какие возможности могут открыться перед ней в будущем.
Система
анализа макроокружения дает необходимый
эффект, если она поддерживается высшим
руководством и обеспечивает его
необходимой информацией, если она
тесно связана с системой планирования
в организации и, наконец, если работа
аналитиков, работающих в этой системе,
сочетается с работой специалистов по
стратегическим вопросам, которые в состоянии
проследить связь между данными о состоянии
макроокружения и стратегическими задачами
организации и оценить эту информацию
с точки зрения угроз и дополнительных
возможностей реализации стратегии организации.
Изучение
непосредственного окружения
Анализ покупателей как компоненты непосредственного окружения организации в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.
Профиль покупателя может быть составлен по следующим характеристикам:
Изучая покупателя, фирма также уясняет для себя, насколько сильны его позиции по отношению к ней в процессе торга. Если, например, покупатель имеет ограниченную возможность выбора продавца нужного ему товара, то его сила торговаться существенно ниже. Если же наоборот, то продавец должен стремиться заменить данного покупателя другим, который имел бы меньше свободы в выборе продавца. Торговая сила покупателя зависит, например, также от того, насколько существенно для него качество покупаемой продукции.
Существует ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя, которые обязательно должны быть вскрыты и изучены в процессе анализа. К числу таких факторов относятся:
При измерении показателя важно обращать внимание на то, кто платит, кто покупает и кто потребляет, так как необязательно все три функции выполняет одно и то же лицо.
Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п., от которых зависит эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта.
Поставщики материалов и комплектующих изделий, если они обладают большой конкурентной силой, могут поставить организацию в очень высокую зависимость от себя. Поэтому при выборе поставщиков важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал, с тем чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками. Конкурентная сила поставщика зависит от следующих факторов:
При изучении поставщиков материалов и комплектующих в первую очередь следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:
Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за покупателя и за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Такое изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого построить свою стратегию конкурентной борьбы.
Конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние покупатели ее продукта и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации.
Многие фирмы не уделяют должного внимания возможной угрозе со стороны вновь пришедших на их рынок и поэтому проигрывают в конкурентной борьбе именно им. Об этом очень важно помнить и заранее создавать барьеры на пути вхождения потенциальных пришельцев. Такими барьерами могут быть углубленная специализация в производстве продукта, низкие издержки за счет эффекта масштаба производства, контроль над каналами распределения, использование местных особенностей, дающих преимущество в конкуренции, и т.п. Однако очень важно хорошо знать то, какие барьеры могут остановить или помешать потенциальному пришельцу выйти на рынок, и воздвигать именно эти барьеры.
Очень большой конкурентной силой обладают производители замещающей продукции. Особенность трансформации рынка в случае с появлением замещающего продукта состоит в том, что, если им был убит рынок старого продукта, то он уже обычно не поддается восстановлению. Поэтому для того чтобы суметь достойно встретить вызов со стороны фирм, производящих замещающий продукт, организация должна иметь достаточный потенциал для перехода к созданию продукта нового типа. |
Анализ
рынка рабочей силы направлен на то, чтобы
выявить его потенциальные возможности
в обеспечении организации кадрами, необходимыми
для решения ею своих задач. Организация
должна изучать рынок рабочей силы как
с точки зрения наличия на этом рынке кадров
необходимой специальности и квалификации,
необходимого уровня образования, необходимого
возраста, пола и т.п., так и с точки зрения
стоимости рабочей силы. Важным направлением
изучения рынка рабочей силы является
анализ политики профсоюзов, оказывающих
влияние на этот рынок, так как в ряде случаев
они могут сильно ограничивать доступ
к необходимой для организации рабочей
силе.
Внешняя среда имеет важное значение для всех без исключения организаций. В целях выживания и развития в условиях чрезвычайно динамичной и неопределенной внешней среды (а это является общими характеристиками современного окружения отечественных промышленных предприятий) организациям необходимо приспосабливаться к изменениям, а также самим активно формировать свое будущее. Поэтому определяющее значение в рыночных условиях играет стратегическое управление, информационной основой которого является анализ макро- и микроокружения организации.
Анализ
среды — это очень важный для
выработки стратегии
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виханский О. С., Наумов А. И. «Менеджмент. Практикум по курсу». М.: «Гардарики», 2003 г.
2. Виханский О. С., А. И. Наумов. «Менеджмент». М.: «ЭКОНОМИСТЪ», 2004 г.
3. Виханский О. С. «Стратегическое управление». М.: «ЭКОНОМИСТЪ», 2003 г.
4. Мардас А. Н., Мардас О. А. «Организационный менеджмент». СПб.: «Питер», 2003 г.
5. Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. «Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии», шестая редакция. М.: «Банки и биржи, ЮНИТИ», 2003 г.