А.Файоль и его роль в создании теории современного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Разработка проблем научного управления, развернувшаяся в начале XX столетия и сосредоточившая свое внимание на деятельности и специализации руководителя, столкнулась с необходимостью анализа построения и создания принципов функционирования организации в целом. Ответом на эту потребность практики стали работы Анри Файоля, предложившего ряд организационных принципов, необходимых для эффективного управления компанией.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...стр3-4
Глава 1………………………………………………………………..
Биография А.Файоля…………………………………………………стр5
Личность Анри Файоля ……………………………………………стр5-6
Управление как администрирование………………………………стр7-9
Глава 2………………………………………………………………….
2.1 Функция управления………………………………………………стр10-13
2.2 Принципы управления…………………………………………….стр14-18
2.3 Значение теории администрации…………………………………стр19
Заключение……………………………………………………………...стр20
Литература…………………………………………………………….. .стр21

Файлы: 1 файл

Курсовик по Файолю 2.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

 

 

Различие между  функциями и принципами в следующем. Функции - обязательные элементы управленческого  процесса. Выпадение одного из  таких  элементов ведет  к нарушению всей технологии управления. Они четко выверены,  структурированы и являются частью «науки администрирования».  Напротив, принципы воплощают субъективный опыт руководителя, его философию, они не жестко связаны между собой, поэтому могут заменяться в зависимости от конкретной ситуации. Привязка к ситуации также не является жестко детерминированной. В противоположность закрытой системе функций, совокупность принципов всегда открыта, она обогащается за счет нового управленческого опыта. Принципы составляют особый раздел - «искусство администрирования».

Разумеется, не все принципы одинаково важны, чего не скажешь о функциях. Есть более  важные и менее важные принципы. К приоритетным Файоль относил два  принципа - единство командования и  единство руководства.

Трудно сказать, по каким критериям дифференцировал  свои принципы Файоль, но, зная их содержание, об истинных причинах можно догадаться. Некоторые принципы имели особого  значения, поскольку представляли собой  афористические высказывания или точку  зрения здравомыслящего человека. Допустим, принцип порядка сводился к простой формуле: «место для каждого и каждому свое место». Стабильный персонал, сплоченный коллектив нужны на любом предприятии. С этим никто не спорит  в силу самоочевидности проблемы. То же самое следует сказать о корпоративном духе, равенстве,  подчинении общей цели, дисциплине.

Все они выражают давно известные вещи, хотя их последовательное применение ведут к успеху. В принцип  вознаграждения, в отличие от Тейлора, Файоль вообще не внес ничего нового, ограничившись перечислением известных ему систем оплаты и их оценкой.

 

О централизации  он в целом выразился еще более  кратко:

 

Сама  по себе она не есть ни добро, ни зло, все зависит от меры.

 

Принципы разделения труда и власти заслуживают особого внимания. Они определяют структуру организации и притом такую, которая во многом напоминает бюрократическую организацию Макса Вебера. Принцип разделения труда гласит о том, что каждое должностное лицо в иерархии должно специализироваться  на выполнении определенного круга обязанностей. Без разделения обязанностей нет четкой координации,  действий и любая фирма будет, представлять собой неуправляемое сборище людей, где каждый делает, что захочет, дублируя функции другого. Если не осуществлено разделение обязанностей по подразделениям для выполнения конкретных задач, то не имеет смысла разрабатывать какую бы, то ни было структуру организации.

Файоль, как  и другие представители классической школы, полагал, что рабочие должны выполнять узко - специализированные виды физического труда с ограниченным числом производственных операций. Низший, или исполнительский промежуточных должностей. Интеграции и структурная целостность обеспечивают принципом, в соответствие с которым каждый работник должен получать приказы только от одного начальника. Сфера деятельности каждого должностного лица определена в терминах диапазона контроля, числа подчиненных и функциональных обязанностей исполнителей.

Власть у  Файоля определяется, как право командовать  и возможность заставлять других подчиняться себе. Наибольшими правами наделены руководители высшего звена. Они же, как правило, обладают самым большим объемам знаний компетенцией. Таким образом, устанавливается прямая связь, свидетельствующая о рациональном устройстве всей организации. Руководители среднего соответственно меньше знаниями и властью.

 Третей переменной, тесно связанной с властью  и знаниями, выступает  ответственность.  Будет справедливо, полагал Файоль, что чем больше власти и  знаний, тем больше ответственности,  и наоборот. Однако в действительности поведение менеджеров бывает совсем иным:

 

Они стремятся к наибольшей власти, но избегают ответственности.

 

Файоль различал легитимную (должностную, формальную) власть и персональную (неформальную). Первая вытекает из занимаемой должности, Вторая - из индивидуальных качеств. Хороший лидер сочетает в себе и то, и другое.

 

Концепция Файоля оставила заметный след в развитии менеджмента, и не только европейского. Разработанная им теория администрирования, функции управления и некоторые принципы поведения до сих пор активно применяются  в практической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение  теории администрации.

 

Классическое  разграничение функций управления на предприятии, разработанное А.Файолем, прошло проверку временем (с 1923 г.). Все новомодные теории управления, касающиеся этого вопроса, ничего лучше не смогли предложить. На практике именно классификация управленческих функций по Файолю остается в своей основе без изменений.

Применение   теории Файоля в практической работе руководителя даст возможность:       

 правильно  определять приоритеты в вашей  работе;      

 правильно  ее планировать;      

 быстро и  эффективно выполнять корректирующие  действия.

Зная эти  теории, руководитель сможет взглянуть  на стоящие перед ним проблемы как бы со стороны. Это позволит руководителю:

Ÿ             определиться в своем окружении и увидеть решаемые проблемы в их взаимосвязи с другими, а, следовательно, найти "точку отсчета" для начала работы и уточнить проблемы;

Ÿ             оценить целесообразность своих действий;

Ÿ             уточнить, каких ресурсов не хватает для эффективного решения проблем.

Все это поможет  найти новые способы и пути решения проблем организации.

Многие принципы управления до сих пор имеют практическую ценность.

В дальнейшем многие исследователи занимались изучением и теоретическим описанием принципов управленческой деятельности, однако все они были только последователями Файоля, развивавшими, дополнявшими и конкретизировавшими его учение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Я думаю, что Анри Файоль являлся ключевой фигурой в истории менеджмента. Уникальный характер  его работ трудно переоценить. Файоль впервые подверг серьезному научному анализу не работу других, а свои собственные обязанности и зоны ответственности. Он рассмотрел свои администраторские обязанности с беспристрастностью столь же ценной, сколь и редкой.

Файоль развил мысль Тейлора о том, что менеджмент и администрирование должны изучаться  с научных позиций. Он показал, что  совершенствование управления не сводится к повышению производительности труда или к планированию деятельности подчиненных организационных единиц, - оно должно стать предметом более пристального рассмотрения и практического административного освоения людьми, стоящими во главе организации.

Концепция Файоля оставила заметный след в развитии менеджмента, и не только европейского. Разработанная им теория администрирования, функции управления и некоторые принципы поведения до сих пор активно применяются  в практической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

 

1. Дункан У.  Основополагающие идеи в менеджменте. - М.: Дело, 1996 г.

2. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма  до японизации / Пер. с англ. под  ред. В.А.Спивака. – С-Пб: Питер, 2001.

3. Семенова И.И.  История менеджмента: Учеб. пособие  для вузов. - .: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. –222с.

4. Кравченко  А.И. История менеджмента: Учеб. пособие для студентов вузов.  – М.: Академический Проект, 2000. –  352с.

5. Виханский  О.С., Наумов А.И., Менеджмент: Учебник.  –3-е изд. – Гардарики, 2001. –  528с.

6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1996. – 704 с.

7 Кравченко  А.И. История менеджмента: Учебное  пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект, 2002.

8 Кредисов А.И. История  учений менеджмента. - Киев: ВИРА-Р, 2000.

9  Менеджмент (Современный  российский менеджмент): Учебник  / Под ред. Ф.М. Русинова, М.Л.  Разу. - М.: ФБК-ПРЕСС, 2000.

10  Мескон М.Х., Альберт  М., Хедоури Ф. Основы менеджмента:  Пер. с англ. - М.: Дело, 2004.

 

 


Информация о работе А.Файоль и его роль в создании теории современного менеджмента