Административный менеджмент как понятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 23:44, курсовая работа

Краткое описание

Опыта отечественных и зарубежных предприятий позволяет сформулировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития. В соответствии с этим формируется система управления персоналом предприятия. В качестве базы для её построения используются методы, разработанные наукой и апробированные практикой.

Файлы: 1 файл

Понятие и виды методов административного менеджмента.docx

— 69.45 Кб (Скачать)

        Введение

 

Опыта отечественных и зарубежных предприятий позволяет сформулировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития. В соответствии с этим формируется система управления персоналом предприятия. В качестве базы для её построения используются методы, разработанные наукой и апробированные практикой.

       Различают три метода управления персоналом:

  • Административный метод (организационно-распорядительный);
  • Экономический метод;
  • Социально-психологический метод

         Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «метод кнута». Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов производства и по способам воздействия известны как «метод пряника». Социально- психологические методы базируются на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны как «метод убеждения».

         В реальной жизни на практике не применяется только какой-либо один из метод управления персоналом. Руководители предприятия при работе с персоналом «смешивают» все три метода, для того чтобы добиться оптимальной отдачи от своих подчинённых и, тем самым, добиться успехов в своей деятельности. А теперь рассмотрим каждый метод подробнее.

 

 

  1. Административный менеджмент как понятие

 

         Методы управления в наиболее общем виде представляют собой приемы и способы осуществления последовательных и непрерывных функций менеджмента.

        Методы административного менеджмента можно определить как совокупность приемов и способов, применение которых позволяет обеспечить нормальное и эффективное функционирование управляющей и управляемой подсистем системы управления.

        В зависимости от масштабов применения можно выделить общие, системные и локальные методы управления. Общие методы применимы практически в любых управленческих процессах независимо от их сущности и специфики. Системные относятся к конкретным системам управления, а локальные обращены к отдельным элементам управленческих систем.

По отраслям и сферам применения можно выделить методы управления, применяемые в государственном управлении, бизнесе, торговле, промышленности и т. п.

         Наибольшее распространение получила классификация методов управления, обусловленная их содержанием. С указанной позиции выделяют организационные, административные, экономические и социально-психологические методы управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы управления персоналом

 

Функция управления реализуется посредством определенных методов, то есть способов их осуществления.

Методы управления – это способы воздействия управляющей подсистемы – субъекта управления на управляемую подсистему – объект управления – на управляемую подсистему – объект управления (работник, коллектив, организационно-экономический объект управления) для достижения поставленных целей. Различают методы управления и методы процесса управления. Методы управления характеризуют законченный процесс воздействия на объект управления; методами процесса управления выполняются лишь отдельные работы. Различают так же методы прямого и косвенного воздействия формальные и неформальные. При использовании методов прямого воздействия предполагается получить непосредственный результат воздействия; методами косвенного воздействия создаются условия для достижения высоких результатов. Соотношение методов формального и неформального воздействия отражает характерные черты стиля управления.

В системе методов управления выделяются общие методы. К ним традиционно относятся экономические, административные (иногда их называют организационными) и социально-психологические методы.

 

 

         2.1 Экономические методы управления

 

Экономические методы управления представляют совокупность способов воздействия на экономические интересы объекта управления, основанных на сознательном использовании требований экономических законов. Эти методы можно подразделить на две группы:

  • методы используемые федеральными, региональными и муниципальными организациями;
  • методы используемые предприятиями (организациями).

К первой группе относятся налоговые системы и кредитно-финансовые механизмы страны и региона, т.е. экономические факторы внешней среды предприятия.

Вторую группу составляют:

  • система материального поощрения работников;
  • система ответственности за качество и эффективность работы;
  • экономические нормативы функционирования организации (фондовооруженность и производительность труда, нормы рентабельности по видам продукции и т.д.), которые разрабатываются на основе маркетинговых исследований, анализа основных показателей качества продукции, уровня производства и включаются в бизнес план;
  • коммерческий расчет.

Важнейшим экономическим методом управления является стимулирование персонала, направленное на повышение качества и эффективность работы каждого и осуществляемое путем использования инструментов мотивации и оптимизации ради гармонии отношений личности и общества. К современным формам экономического стимулирования относят:

  1. формирование системы заработной платы в зависимости от количества и качества труда;
  2. бонусы в виде дополнительных вознаграждений, премий, надбавок к основной заработной плате;
  3. участие работника в распределении прибыли организации;
  4. предоставление работнику льгот и привилегий в виде формирования пенсионного фонда, обеспечения безопасности работника, предоставления ему льгот в оплате транспортных услуг, аренды жилья и детских учреждений, в обучении, повышении квалификации, организации лечения и отдыха работника и членов его семьи, предоставление работнику льгот при приобретении продукции, выпускаемой организацией;
  5. предоставление работнику льготных кредитов;
  6. льготное страхование жизни работника и др.

Наряду с перечисленными формами стимулирования возможно применение системы штрафов и порицаний, снижения или полного снятия льгот.

Важным экономическим методом управления в масштабах предприятия, позволяющим достичь прибыльности бизнеса, является коммерческий расчет. Этот метод ведения хозяйства (в нашей стране его называют хозяйственным расчетом) предусматривает сопоставление в денежной форме произведенных затрат и получения результатов хозяйственной деятельности и обеспечение прибыльности деятельности. В рамках коммерческого расчета используются такие экономические рычаги и инструменты, как политика в области ценообразования издержек производства и обращения, финансирования и кредитования, а также прибыли, фондоотдачи, рентабельности, заработной платы. Причем использование этих рычагов должно быть комплексным, т.е. охватывать все рычаги без исключения, и системным – охватывать весь объект управления по всей его иерархии.

Существуют различные способы и формы использования таких экономических рычагов и инструментов. Так, политика ценообразования ориентирована на приспособлении структуры и уровня цен к требованиям и условиям рынка. В отношении издержек производства и обращения первостепенное значение придает снижению затрат на каждом этапе деятельности за счет совершенствования технологии производства, повышения качества продукции, улучшения материально-технического снабжения и форм хозяйственных связей между предприятиями, повышения производительности труда, экономии на затратах труда, а также на транспортных, экспедиторских административных и других расходах.

Политика в области финансирования и кредитования предусматривает определение источников финансирования и распределение средств по важнейшим отделениям и дочерним компаниям на определенный период, размещение средств между отдельными подразделениями с целью получения устойчивой прибыли в масштабе всей фирмы, обеспечение лучших условий получения займов и кредитования.

 

 

       2.2 Социально-психологические методы управления

 

Социально-психологические методы управления направлены на управление социально-психологическими процессами в коллективе для достижения поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов.

Объектами управления социально-психологическими процессами являются:

  1. личностные характеристики работников, а так же психические и психофизиологические особенности;
  2. способы организации труда и рабочих мест;
  3. система подбора, расстановки, подготовки и переподготовки кадров;
  4. информационное обеспечение и его использование;
  5. система стимулирования работников;
  6. морально-психологический климат в коллективе;
  7. социально-бытовые условия работников.

Управление социально-психологическими процессами включает:

  1. разработку норм и нормативов социально-психологических процессов;
  2. анализ, учет и контроль выполнения норм и нормативов социально-психологических процессов;
  3. разработку мероприятий по нормализации и оздоровлению протекания социально-психологических процессов;
  4. организацию и контроль за выполнением разработанных мероприятий;
  5. регулирование социально-психологических процессов.

Важное значение в обеспечении высокой эффективности работы коллектива имеет создание и сохранение в нем благоприятного морально-психологического климата (МПК). Важнейшими признаками его на предприятии, в организации являются:

  • настроение в коллективе (его жизнерадостность, оптимизм);
  • доброжелательность и объективность оценки работы исполнителей;
  • творческая атмосфера в коллективе;
  • согласие и единство действий в коллективе;
  • отсутствие “показухи” и формализма в работе;
  • доверительность, непринужденность отношений между членами коллектива;
  • эмоциональная включенность и взаимопомощь членов коллектива в различных ситуациях;
  • отсутствие давления руководителей на подчиненных;
  • достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел;
  • взаимная требовательность членов коллектива и общая ответственность;
  • принятием каждым членом коллектива на себя ответственности за положение дел в организации (подразделении);
  • удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
  • доброжелательная и деловая критика;
  • свободное выражение мнения при обсуждении вопросов;
  • отсутствие в коллектив затянувшихся, дисфункциональных конфликтов;
  • высокая степень взаимопомощи и пр.

Для обеспечения благоприятного морально-психологического климата в коллективе требуются специальные знания и умение руководителей. В качестве специальных мер следует использовать: научно обоснованный подбор кадров, обучение и периодическую аттестацию менеджеров, формирование трудовых коллективов с учетом психологической совместимости работников, социально-психологические методы, способствующие выработке у членов коллектива навыков взаимопонимания и взаимодействия, соответствующий стиль руководства.

При формировании коллектива и исследовании межличностных отношений рекомендуется составлять социоматрицы и социограммы. Они позволяют определять отношения членов группы друг к другу и степень сплоченности коллектива, выявлять лидера, а также устанавливать социометрический статус и эмоциональную экспансивность работников.

Важный блок методов управления трудовым коллективом социального характера составляет так называемый социальный пакет.

Социальный пакет – это дополнительные прямые и непрямые (косвенные) выгоды, преимущественно материального характера, которые работодатель предоставляет своему сотруднику. Набор этих благ можно условно разделить следующим образом.

 

Рис. 1. - Структура социального пакета

 

          Из рисунка видно, что прямые выгоды работающих можно, хотя и непросто, разделить на материальные и нематериальные составляющие.             

      Первые включают:

  • премии по результатам работы за месяц, год;
  • участие в прибыли организации;
  • бонусы и т.д.

      Нематериальные выгоды:

  • ордена и медали;
  • почетные грамоты;
  • нагрудные знаки и значки;
  • повышение статуса;
  • почетные звания и др.

В то же время непрямые выгоды можно разделить на гостребования и элементы (формы) корпоративного обслуживания. При этом гостребования могут включать:

  • пенсионное обеспечение;
  • оплату учебных отпусков;
  • оплату очередных отпусков;
  • оплату отпусков по болезни, отпусков по уходу за детьми и т.д.

К основным элементам (методам) корпоративного обслуживания можно отнести:

Информация о работе Административный менеджмент как понятие