Административные методы управления. Недостатки их применения и пути совершенствования на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:59, курсовая работа

Краткое описание

Общество с момента возникновения нуждается в управлении социальными процессами, воспроизводством социальной и духовной жизни. Управление производством связано с общественным характером труда. Оно обособилось в самостоятельный вид деятельности в ходе разделения труда, кооперации и расширения масштабов производства. Это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на его объект для достижения определенных результатов.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….……3
1. Понятие, сущность административных методов управления……………..5
2. Классификация административных методов управления…………………7
3. Нормативно-правовая база административных методов управления…..11
4.Недостатки применения административного метода управления………….14
5. Пути совершенствования административных методов управления ……...19
6.Практическая часть……………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………..27
Список литературы……………

Файлы: 1 файл

Курсовая Менедж.Административные методы управления.doc

— 156.00 Кб (Скачать)

        Административные методы управления  – мощный рычаг достижения  результатов поставленных целей  в случаях, когда нужно подчинить  коллектив и направить его  на решение конкретных задач управления. Идеальное условие их эффективности – высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления. Это особенно актуально в больших многоуровневых системах управления, к которым относятся крупные предприятия.

        В последнее время понизилась  роль административных методов  на предприятиях. Ряд противоречивых  процессов в обществе также  препятствуют использованию административных методов: это рост безработицы и частичная занятость на предприятиях, значительная инфляция в течение последних лет и несвоевременная выплата заработной платы, развитие бартерных сделок и низкая дисциплина поставок ресурсов, превышение темпов роста цен на потребительские товары над темпами роста заработной платы, утрату заводских традиций и нарушение привычного уклада жизни в семье.

     Основным  недостатком административных методов  является то, что их использование  не предусматривает учет интересов  исполнителей и поэтому интересы субъекта и объекта управления могут не совпадать и быть противоречивыми. Такое противоречие интересов отрицательно отражается на эффективности использования административных методов, на качестве выполнения соответствующих управленческих действий. Поэтому, как правило, требуется частое и регулярное повторение определенных административных регулирующих действий, постоянного контроля, т.е. элемент автоматизма отсутствует. 

     5.Пути совершенствования административных методов управления 

     В настоящее время наблюдается большой разрыв между практикой организации и управления трудовыми коллективами и соответствующими научными разработками. Административно-командные методы по-прежнему действуют в практике управления, хотя в ряде случаев предпочтение отдаётся экономическим рычагам.

     Работа  руководителей предприятия должна быть основана на определенных принципах  управления производства. Принципы управления – это основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей  по осуществлению управленческих функций. К принципам менеджмента можно отнести:

     1. Принцип оптимального сочетания  централизации и децентрализации  в управлении. Включает в себя  единоначалие и коллегиальность  в управлении. Единоначалие - выражается  в персональной ответственности любого руководителя за работу вверенного ему участка и наделение его правом принятия решений, обязательных для всех подчиненных. На предприятии этот принцип дополняется коллегиальной формой управления, обеспечивающей принятие более обоснованных всесторонне подготовленных решений.

     2. Плановость - в качестве главного  критерия эффективности производства  принимается выполнение установленных  плановых заданий.

     3. Принцип частной автономии и  свободы. Свобода хозяйственной  деятельности – профессиональная  свобода, свобода конкуренции, договоров и т. д.

     4. Принцип мотивации. Моральное  и материальное стимулирование.

     5. Принцип иерархичности и обратной  связи. Правильный подбор, подготовка  и рациональная расстановка кадров. Постоянный контроль за деятельностью  всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи.

     6. Принцип научной обоснованности  управления - определяется степенью  и глубиной использования объективных  законов развития общества и  закономерностей, присущих данной  отрасли производства, конкретным производственным условиям.

     7. Принцип сочетания прав, обязанностей  и ответственности. Каждый в  организации наделен конкретными  правами, несет ответственность  за выполнение возложенных на  него задач.

     8. Принцип демократизации управления. Участие в управлении всех сотрудников организации (долевая оплата труда, совместные денежные средства, вложенные в акции, единое административное управление, коллегиальное применение управленческих решений).

     В целом методика управления должна основываться на комплексной мотивации людей, которая включает три основные группы приемов:

     1) приемы мотивации работников: постановка  перед работником четких и  достижимых целей (например, рабочим,  превысившим оговоренную норму  выработки, выплачиваются премии); модификация поведения (применение наказаний и наград с целью улучшения поведения человека); переподготовка (прохождение курса обучения перспективным специальностям за счет организации);

     2) приемы мотивирования работы: усовершенствование  рабочих мест и расширение  сферы деятельности работников (т. е. такое распределение обязанностей в организации, при котором на работников возлагается больше ответственности за ее деятельность в целом); гибкий график работы (т. е. такой режим труда, при котором работники могут самостоятельно планировать время начала и окончания работы); телекоммуникации и домашние офисы (т. е. работа на дому с подключенными к офису телефоном, компьютером и факсом); сокращение рабочего времени и деление функциональной нагрузки как способ минимизировать число увольнений;

     3) приемы мотивирования организационной  деятельности: расширение полномочий  сотрудников (предоставление работникам  больших возможностей для участия  в повседневных делах организации); участие в достижении целей  (получение регулярных денежных  вознаграждений за успешные результаты коллективной работы) и др.

     Большие возможности в процессе управления предприятием наиболее полно реализуются  в автоматизированных системах управлениях (АСУ). Они повышают степень научной  обоснованности управления, так как  принятие решений не находится в зависимости от субъективного мнения и интуиции руководителя, а основывается на количественных характеристиках существующей и ожидаемой ситуации, которые формируются на базе использованных социальных моделей и вычислительной техники. АСУ содействуют освобождению руководства от механического выполнения большой текущей работы и сосредоточению внимания на творческом решении наиболее важных перспективных вопросов управления.

     В настоящее время нельзя управлять  чисто организационно-административными методами.

     Все многообразие методов управления (экономические, социальные, психологические, организационно-административные и др.) является эффективным только тогда, когда субъект управления на основе системного анализа использует ту их совокупность, которая необходима в данной конкретной управленческой ситуации. 

     6.Практическая часть 

     Задание

     Переоборудование  помещений и рабочих мест работников управления привело к повышению  производительности труда. Рассчитать годовой прирост прибыли, годовой экономический эффект и срок окупаемости единовременных затрат на данное переоборудование. Данные для расчета приводятся в таблице

     Решение:

     1. Определим годовую прибыль предприятия  до переоборудования:

     П = Р * Ф * 12 = 48 * 8,3 * 12 = 4780,8 тыс. руб.

     2. Т.к. производительность труда  увеличилась на 5 %, то и годовая  прибыль увеличилась на 5 %, т.е.: 4780,8*1,05=5019,84 тыс. руб

     3. ∆П= П2 – П1 , где П2 и П1 – прибыль предприятия, соответственно после и до переоборудования.

     ∆П= 5019,84 – 4780,8=239,04 тыс. руб

  1. Э = ∆П –0,15* К ,

    Где Э – годовой экономический эффект (тыс.руб.); 
    ∆П – годовая экономия (или годовой прирост) (тыс.руб.); 
    К – единовременные затраты (тыс.руб.);

     Э = 239,04  – 0,15*500= 164,04 тыс.руб.

     5. Определяем срок окупаемости  единовременных затрат по формуле: 

      ,

        

     Задание

     В целях сокращения трудозатрат на поиск и подготовку информации, необходимой  для управления, на предприятии внедрена автоматизированная информационная система (АСОУ). Рассчитать годовой прирост  прибыли, годовой экономический эффект и срок окупаемости единовременных затрат на создание АСОУ (включающих стоимость проекта АСОУ, стоимость технических средств для АСОУ). Исходные данные приведены ниже.

     1. Сокращение трудозатрат на поиск  и подготовку информации, DT = 21 000 чел.-ч/год;

     2. Средняя заработная плата одного  работника управления, a = 8000 руб./мес.;

     3. Увеличение выручки предприятия  вследствие повышения качества  управленческих решений, DД = 880000 р./год;

     4. Текущие затраты на функционирование  АСОУ, А = 160000 р./год;

     5. Единовременные затраты на создание  АСОУ К=2500000 р./год.

     Годовой фонд рабочего времени одного работника  принимается равным 1880 ч. При расчете  величины сокращения эксплуатационных расходов на управление текущие затраты  на функционирование следует учитывать со знаком минус.

     Решение

     Годовой экономический эффект определяется по формуле: 

       

     где – годовой прирост прибыли;

       – единовременные затраты  на разработку и внедрение  мероприятий.

     Годовой прирост прибыли определяется по формуле: 

       

     где – увеличение собственных доходов предприятия вследствие внедрения рассматриваемого мероприятия;

       – уменьшение эксплуатационных  расходов вследствие внедрения  мероприятия.

     Срок  окупаемости единовременных затрат определяется по формуле: 

      , 

     где – срок окупаемости единовременных затрат на разработку и внедрение мероприятия.

     Уменьшение  эксплуатационных расходов вследствие внедрения мероприятия вычисляется  по формуле: 

      ;

      912340,4 руб.; 

     Далее находим годовой прирост прибыли:  

      ;

      ; 

     Годовой экономический эффект определяется по формуле: 

     

       

     Определяем  срок окупаемости единовременных затрат по формуле:

      ,

        

     Задание

     Рассчитать  количество работников аппарата управления, сформировать органы управления

     В настоящее время в аппарате управления 19 человек.

     Наименование  функции управления      Трудовые  затраты (чел.-час)      Кол-во работников
  1. Планирование экономического и социального развития
     3700 3700*19/53790=1
  1. Управление организацией труда и заработной платой
     3800      1
  1. Организация работы с кадрами
     4720      2
  1. Бухгалтерский учёт и финансовая деятельность
     9240      3
  1. Управление техническим развитием
     8240      3
  1. Управление МТС
     6600      2
  1. Управление охраной труда и техникой безопасности
     7840      3
  1. Управление качеством продукции
     1950      1
  1. Управление маркетингом
     3500      1
  1. Энергетическое обслуживание производства
     4200      2
     Всего:      53790      19

Информация о работе Административные методы управления. Недостатки их применения и пути совершенствования на современном этапе