Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 12:13, контрольная работа
Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.
1. Понятие «адаптации». 3
2. Виды адаптации. 4
3. Социально-психологическая адаптация. 8
4. Стадии процесса трудовой адаптации. 9
5. Работоспособность человека. 10
6. Управление адаптацией работника 15
7. Литература 21
Успешной психофизиологической адаптации способствуют мероприятия по приспособлению среды к человеку: улучшение условий труда, учет эргономических требований при организации рабочего места (выбор соответствующего оборудования, планировка рабочего места), при конструировании оборудования, оргоснастки и т.д. Важными представляются мероприятия, направленные на снижение утомляемости человека.
Адаптация и ее сроки в значительной степени
зависят от организации системы профессионально-
Особую проблему представляет адаптация к труду в новых условиях хозяйствования. Это своего рода повторная адаптация: человек, оставаясь на своем рабочем месте, адаптированный к нему, должен приспосабливаться к новой экономической, социальной и психологической ситуации. Требование большей увязки оплаты труда с его конечными результатами заставляет активизировать использование своих возможностей, что часто сопровождается повышением интенсивности труда как за счет более высокого темпа работы, увеличения продолжительности рабочего времени, так и за счет игнорирования правил охраны труда и техники безопасности. Дезадаптация работника к таким условиям труда проявляется в повышении травматизма и заболеваемости, развитии некомпенсируемого утомления работника, не успевающего восстановить работоспособность к началу очередного рабочего периода.
Важную роль в адаптации работников играет психологический климат в коллективе. Деловые взаимоотношения развивают чувство товарищества и взаимопомощи, повышают трудовую активность работников, удовлетворенность трудом. С экономической точки зрения психологический климат и моральная обстановка на предприятии существенно влияют на продуктивность труда, действуя на психику и настроение людей.
Адаптация работника на производстве, эффективное управление этим процессом требуют большой организационной работы. Поэтому на многих предприятиях страны создаются специализированные службы адаптации кадров. Однако организационно это делается по-разному: в зависимости от численности персонала предприятия, структуры управления предприятием, наличия и организации системы управления персоналом, нацеленности администрации предприятия на решение социальных задач в сфере управления производством и других моментов.
Службы адаптации работника могут выступать
как самостоятельные структурные подразделения
(отдел, лаборатория) или же входить в состав
других функциональных подразделений
(как бюро, группа и отдельные работники)
- в отдел кадров, социологическую лабораторию,
отдел труда и заработной платы и т.п. Иногда
должность специалиста по адаптации вводится
в штатное расписание цеховых управленческих
структур. Важно, чтобы заводская служба
адаптации была составным звеном общей
системы управления кадрами на предприятии.
Основные задачи службы адаптации - разработка и внедрение с участием функциональных служб управления предприятием мероприятий по сокращению неблагоприятных последствий от работы неадаптированного работника, по стабилизации трудового коллектива, росту трудовой отдачи работников, повышению удовлетворенности трудом.
Важная
задача службы адаптации состоит
также в координации
Слагаемые эффекта от деятельности службы
адаптации - снижение уровня текучести,
уровня брака, сокращение числа поломок
оборудования и инструмента, срока выхода
на средний Уровень выполнения норм в
цехе, на участке, числа нарушений трудовой
дисциплины и т.п.
Литература:
1.Дружинин В.Н. Психология. Учебник для технических вузов.-Спб.:2000
2. Решетова З.Л. Психологические основы профессионального обучения.-
М., 1985.
3. Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. Психология и педагогика для техни-
ческих ВУЗов.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
4. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. /Под ред.
Радугина А.А. – М.: Просвещение,
1996.