Внешнеэкономическая сделка

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:05, контрольная работа

Краткое описание

Специфика международных экономических отношений приводит к формированию особого правового режима для договоров в этой области. Но необходимо определить, что следует понимать под договорами в сфере внешнеэкономических связей. Сам предмет требует особого регулирования, а оно, в свою очередь, предполагает достаточно чёткое определение предмета регулирования. Вопрос о границах понятий " внешнеторговая сделка", "внешнеэкономическая сделка" является вопросом разграничения "внутреннего" и "внешнего" правовых режимов, то есть норм, регулирующих операции во внешнеэкономической сфере и отношения, таковыми не являющимися.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Понятие внешнеэкономических сделок
1.1.Понятие и особенности внешнеэкономических сделок……………………4
1.2.Классификация внешнеэкономических сделок……………………………..5
Глава 2. Особенности правового регулирования внешнеэкономических сделок
2.1.Характерные черты правового регулирования внешнеэкономических сделок……………………………………………………………………………...7
2.2. Международное право в регулировании внешнеэкономических сделок……………………………………………………………………………..11
2.2.1. Краткая характеристика международных договоров……………14
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы

Файлы: 1 файл

контрольная по мчп.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Таким образом, правовое регулирование внешнеэкономических сделок представляет собой достаточно сложную систему, состоящую из разных по своей природе, но тесно взаимосвязанных и взаимодействующих элементов: норм международного публичного права, норм национального, прежде всего международного частного, права, и норм негосударственного регулирования.

             

2.2 Международное право в регулировании внешнеэкономических сделок

 

Международное право, регулируя отношения между государствами

в экономической сфере, оказывает возрастающее влияние и на правовую регламентацию внешнеэкономических сделок. Роль международного права в регулировании внешнеэкономических сделок осуществляется в двух направлениях:

во-первых, установление правовых основ осуществления международных экономических связей, их правового режима,

во-вторых, создание единообразного правового регулирования внешнеэкономических сделок на основе унификации материально-правовых и коллизионных норм.

Рассматривая первое направление прежде всего отметим торговые договоры, заключаемые на двусторонней основе (они могут иметь разное наименование: договор о дружбе, торговле и мореплавании; договор о торговле и навигации; договор о торговле и экономическом сотрудничестве и др.). Заключаемые бессрочно ли на длительные сроки, они устанавливают общую правовую основу не только для торговых, но и любых иных экономических отношений между договаривающимися государствами. Их называют торговыми в силу исторической традиции, так как торговля в течение многих столетий была единственным видом межгосударственных экономических связей. В последнее время в развитие торговых договоров или вместо них заключают межправительственные соглашения о торговом, научно-техническом и экономическом сотрудничестве[6].

Данные договоры решают большой круг вопросов, имеющих принципиальное значение для участников внешнеэкономических сделок: определяют субъекты, правомочные осуществлять торговые или экономические связи в целом со стороны каждого договаривающегося государства; предоставляют друг другу правовой режим (как правило, режим наибольшего благоприятствования) в отношении таможенного обложения, порядка ввоза и вывоза товаров, транспортировки товаров, транзита, торгового мореплавания; определяют правовой режим деятельности физических и юридических лиц одной стороны на территории другой; содержат общий порядок расчетов, вытекающих из торговых и иных экономических отношений (иногда государства заключают специальные двусторонние договоры о расчетно-денежных отношениях).

С рядом государств Россия заключает межправительственные соглашения о товарообороте или соглашения о товарообороте и платежах. В них устанавливаются контингента товаров, составляющие товарооборот между договаривающимися государствами на двусторонней основе. В отличие от торговых договоров они заключаются на короткие сроки (6—12 месяцев), при большем сроке ежегодно подписываются дополнительные протоколы. Соглашения обязывают государства обеспечить оговоренные поставки, т. е. выдавать беспрепятственно выдачу лицензий и создавать другие условия для ввоза и вывоза в пределах согласованных контингентов товаров. Часто они определяют порядок расчетов.

По своему содержанию к соглашениям по товарообороту близко примыкают товарные соглашения, заключаемые на многосторонней основе. С помощью установления квот для каждого участвующего государства на куплю-продажу определенного товара на международном рынке государства стремятся предотвратить резкие колебания цен. Подобные соглашения существуют по нефти, каучуку, олову, пшенице, какао, кофе, сахару и пр.               Государства обязуются не допускать ввоз и вывоз соответствующих товаров за пределами установленных квот.

Рассмотренные международные договоры регулируют взаимоотношения между участвующими государствами. Но их положения имеют правовые последствия и для сторон внешнеэкономических сделок, если стороны находятся под юрисдикцией договаривающихся государств. Понятно, что если договором установлен режим наибольшего благоприятствования по таможенным платежам, то стороны внешнеэкономической сделки не вправе претендовать на иной режим. Сделка, выходящая за пределы квоты, установленной для государства международным договором, юридически не может быть исполнена и т. д.

Однако, несмотря на взаимосвязь сделки с международными договорами, она обладает юридической самостоятельностью. Это означает, что:

1) стороны при заключении внешнеэкономической сделки обязаны руководствоваться положениями соответствующих международных договоров;

2) после того, как сделка заключена, права и обязанности сторон определяются самой сделкой;

3) если после заключения сделки государства внесут изменения в содержание международных договоров, то они порождают гражданско-

правовые обязательства дли сторон сделки только после того, как такие изменения будут внесены сторонами в сделку.

Второе направление роли международного права в регулировании внешнеэкономических сделок проявляется в создании режима их единообразного правового регулирования в разных государствах, что достигается посредством унификации соответствующих норм коллизионного права и норм материального гражданского права, т. е. унификации права международной торговли.

Здесь важно подчеркнуть, что для российских лиц, участвующих во внешнеэкономической деятельности, принципиальное значение имеют лишь те международные договоры, которые обязательны для Российской Федерации. Прежде всего это Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств — участников СНГ 1992 г., Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 г. (СНГ), Оттавская конвенция о международном финансовом лизинге 1988 г[7]. Анализ этих договоров будет сделан ниже.

 

2.2.1 Краткая характеристика международных договоров

 

Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) предусматривает, что составной частью правовой системы нашего государства являются международные договоры Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Применительно к внешнеэкономическим контрактам важное значение имеют два вида международных договоров.

К первому из них относятся договоры, устанавливающие режим торговли в отношениях между двумя государствами или группой государств. Например, договоры о торгово-экономическом сотрудничестве, товарообороте и платежах, платежные соглашения.

Договоры второго вида содержат гражданско-правовые правила, регулирующие имущественные отношения, возникающие из внешнеэкономических контрактов.

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980г. является важнейшим многосторонним международным соглашением, содержащим унифицированные материально-правовые нормы в области международной купли-продажи товаров. Постоянно растущее число участников этого соглашения, необходимость обеспечения совершенного механизма сделок по купле-продаже товаров и их значимость в современном международном экономическом обороте подчеркивают особую важность этого документа[8].

Венская конвенция 1980г. — это итог многолетних усилий, осуществленных в рамках Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Значительную роль в успехе Венской конвенции сыграл тот факт, что в работе над проектом Конвенции приняли участие представители всех современных социально-экономических и правовых систем. Текст Конвенции — плод компромисса, который в любом случае полезнее, чем его отсутствие.

Конвенция состоит из четырех частей:

часть I — «Сфера применения и общие положения»;

часть II — «Заключение договора»;

часть III — «Купля-продажа товаров»;

часть IV — «Заключительные положения».

Часть II и часть III имеют самостоятельное значение: государство по его усмотрению может заявить об обязательности для себя либо обеих частей Конвенции, либо одной из них (ст. 92). Этим правом воспользовались правительства Дании, Норвегии, Финляндии, Швеции и Исландии, заявившие, что они не считают себя связанными положениями части II Конвенции «Заключение договора». Так же следует помнить, что такие государства как Великобритания, Япония, Индия не являются участниками Конвенции.

Для международных коммерческих контрактов характерно также применение методов невластного правового регулирования, когда правило поведения создается участниками делового оборота. Существенная роль в системе международного невластного регулирования принадлежит обычаям международного делового оборота (обычаям международной торговли), под которыми понимаются единообразные устойчивые правила, сложившиеся в предпринимательской практике, не имеющие обязательной юридической силы, но становящиеся обязательными для участников коммерческой сделки при условии указания на это обстоятельство в коммерческом контракте[9].

Разработка единообразных правил, адресованных участникам коммерческих контрактов, реализуется тремя способами:

1) путем разработки отдельных сводов единообразных условий, предлагаемых сторонам для включения в договоры (в виде Правил толкования международных торговых терминов — Инкотермс, Единообразных правил и обычаев для документарных аккредитивов, Единообразных правил и обычаев по инкассо, Единообразных правил для гарантий по требованию);

2) путем разработки типовых контрактов, на основе которых стороны могут провести переговоры и заключить конкретную сделку;

3) путем разработки единообразного регулирования договорных отношений (в виде Принципов международных коммерческих договоров УНИДРУА, Принципов Европейского договорного права), которые представляют собой вершину реализации частноправового метода унификации.

Широко в современной практике применяются Принципы международных коммерческих договоров, систематизированные УНИДРУА. Разработка документа продолжалась свыше 20 лет, в настоящее время действуют Принципы в редакции 2004г.

Главная особенность Принципов УНИДРУА состоит в том, что они разработаны не в виде международных конвенций или модельных законов, а как правила, которые предназначены для использования участниками международных контрактных отношений по их волеизъявлению. Принципы УНИДРУА не являются международным договором или типовым контрактом, согласованным коммерческими предпринимательскими структурами. Указанный документ не предполагает никакого их одобрения или утверждения со стороны государств, а предназначен для применения к международному коммерческому контракту при условии, что его участники согласятся подчинить свои отношения названным сводам специальных правил. Сходные документы разрабатывались в международной практике и ранее, но главным образом неправительственными организациями. В данном же случае к подобному опыту обратилась межправительственная организация.

Принципы включают общие положения; положения (глава 1), относящиеся к заключению контрактов и полномочиям представителей (глава 2); действительности, толкованию, исполнению контрактов (главы 3, 4); содержанию и правам третьих лиц (глава 5); уступке прав, переводу обязательств, передаче договоров (глава 9); исковой давности (глава 10). Выделены такие важные вопросы, как права стороны, в отношении которой не исполнено обязательство, прекращение контракта, убытки и порядок их возмещения.

Вопросы международной купли-продажи товаров регулируются также Соглашением об общих условиях поставок товаров между организациями государств — участников СНГ от 20 марта 1992г., которое вступило в силу с 1 июля 1992г., а также сохранившими нормативный характер Общими условиями поставок товаров из Союза ССР в Китайскую Народную Республику и из Китайской Народной Республики в Союз ССР от 13 марта 1990г. (ОУП СССР-КНР), Общими условиями поставок товаров между внешнеторговыми организациями Союза ССР и внешнеторговыми организациями Корейской Народно-Демократической Республики (ОУП СССР — КНДР, 1981г.), Общие условия поставок товаров между организациями СССР и СФРЮ (ОУП СССР — СФРЮ, 1977г.), Общие условия поставок товаров из стран — членов Совета Экономической Взаимопомощи в Финляндскую Республику и из Финляндской Республики в страны — члены Совета Экономической Взаимопомощи (ОУП СЭВ — Финляндия, 1978г.). Целью данных соглашений является создание благоприятных условий для сохранения и развития хозяйственных связей между субъектами хозяйствования соответствующих государств с учетом заключенных между ними соглашений об экономическом сотрудничестве[10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Внешнеэкономические сделки — соглашения, договоры, контракты, в ко­торых хотя бы одна из сторон является иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом и содержанием которых являются опе­рации по ввозу из-за границы товаров или по вывозу товаров за границу либо какие-нибудь подсобные операции, связанные с ввозом или вывозом товаров.

По объекту внешнеэкономические сделки подразделяются:

на договор внешнеторговой (международной) купли-продажи товара; договор подряда; до­говор мены; договор лизинга; договор комиссии; договор страхования; договоры на предоставление различных услуг по оказанию техниче­ского содействия в сооружении промышленных объектов и выполне­нии строительных, научно-исследовательских, проектных работ, пе­редаче различной документации и т. д.

Информация о работе Внешнеэкономическая сделка