Территория и международное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:05, контрольная работа

Краткое описание

Под территорией в международном праве понимается пространство с определенным правовым режимом - часть земного шара (сухопутная, водная территория, недра, воздушное пространство), а также космическое пространство и небесные тела. Правовой статус территории определяется нормами внутригосударственного законодательства и международного права.

Файлы: 1 файл

Международное право.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

      Впервые в международной практике принцип общего наследия был сформулирован в принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 г. Декларации принципов, касающихся использования дна морей и океанов и его недр. Первым международно-правовым актом, закрепившим принцип, было Соглашение о деятельности государств на луне и других небесных телах 1979 г. Вторым таким актом явилась Концепция по морскому праву 1982 г:

      Указанные акты отражают ограниченную концепцию  общего наследия. В одном случае она ограничена небесными телами и их ресурсами, в другом -морским дном и его ресурсами. Между тем она по своей сути должна включать и само космическое пространство, и открытое море в целом. Ведь в упомянутых договорах содержится запрещение установления государственного суверенитета в отношении частей космического пространства и открытого моря или присвоения их. Все права на такие пространства принадлежат международному сообществу в целом. Использоваться они могут с учетом общих интересов и только в мирных целях. Нет сомнения, что принцип общего наследия получит дальнейшее развитие и ляжет в основу международного правопорядка. Эта тенденция детерминируется ростом значения общечеловеческих интересов.

 

Вопрос 2. Право международных  организаций

 

  Международная межправительственная организация - это  добровольное объединение суверенных государств или международных организаций, созданное на основе межгосударственного договора или резолюции международной организации общей компетенции для координации деятельности государств в конкретной области сотрудничества, имеющее соответствующую систему главных и вспомогательных органов, обладающее автономной волей, отличной от воль ее членов. 
Любая международная организация обладает следующими шестью признаками. 
1. Создание в соответствии с международным правом. 
Если международная организация создана неправомерно или ее деятельность противоречит международному праву, то учредительный акт такой организации должен быть признан ничтожным и действие его прекращено в кратчайший срок. 
Международный договор или любое из его постановлений недействительны, если их исполнение связано с каким-либо действием, являющимся согласно международному праву неправомерным. 
2. Учреждение на основе международного договора. Как правило, международные организации создаются на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т.д.). Объектом такого договора является поведение субъектов (сторон договора) и самой международной организации. 
Сторонами учредительного акта являются суверенные государства. Однако в последние годы полноправными участниками международных организаций являются также межправительственные организации. Например, Европейский Союз является полноправным членом многих международных рыболовных организаций. 
Международные организации могут быть созданы в соответствии с резолюциями других организаций, имеющих более общую компетенцию; 
3. Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности. 
Международные организации создаются для координации усилий государств в той или иной области. 
Международные организации призваны объединять усилия государств в политической (ОБСЕ), военной (НАТО), научно-технической (Европейская организация ядерных исследований), экономической (ЕС), валютно-финансовой 
(МБРР, МВФ), социальной (МОТ) и во многих других областях. Вместе с тем ряд организаций уполномочен координировать деятельность государств практически во всех областях (ООН, СНГ). 
Международные организации становятся посредниками между государствами- членами. 
4. Наличие соответствующей организационной структуры. Этот признак является одним из важных признаков наличия международной организации. Он как бы подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает ее от многочисленных других форм международного сотрудничества, 
Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и необходимую систему главных и вспомогательных органов. Высшим органом является сессия, созываемая один раз в год (иногда один раз в два года). Исполнительными органами являются советы. 
Административный аппарат возглавляет исполнительный секретарь (Генеральный директор). Все организации имеют постоянные или временные исполнительные органы с различным правовым статусом и компетенцией. 
5. Наличие прав и обязанностей организации. Права и обязанности любой организации в общей форме закреплены в ее учредительном акте, резолюциях высших и исполнительных органов, в соглашениях между организациями. Эти документы закрепляют намерения государств-членов, которые далее должны быть имплементированы соответствующей международной организацией. Государства вправе запретить организации предпринять те или иные действия, и организация не может превысить свои полномочия. Например, ст. 3 (5"С") 
Устава МАГАТЭ запрещает Агентству при выполнении своих функций, связанных с предоставлением помощи своим членам, руководствоваться политическими, экономическими, военными или иными требованиями, несовместимыми с положениями Устава этой организации. 
6. Самостоятельные международные права и обязанности организации. Именно сама организация как субъект международного публичного и частного права вправе избрать наиболее рациональные средства и методы деятельности. В этом случае государства-члены осуществляют контроль за тем, правомерно ли организация использует свою автономную волю. 
     Правосубъектность международной организации включает следующие четыре элемента:    

    а) правоспособность, способность иметь права и обязанности;

    б) дееспособность, способность организации  своими действиями осуществлять  права и обязанности;

    в) способность участвовать в  процессе международного правотворчества;

  г) способность нести юридическую  ответственность за свои действия. 
Одним из главных атрибутов правосубъектности международных организаций является наличие у них собственной воли. Источником воли международной организации является учредительный акт как продукт согласования воль государств-учредителей. 
Наиболее важными чертами правосубъектности международных организаций являются следующие качества. 
1. Признание качества международной личности со стороны субъектов международного права. Сущность данного критерия заключается в том, что государства-члены и соответствующие международные организации признают и обязуются уважать права и обязанности соответствующей межправительственной организации, их компетенцию, круг полномочий, наделять организацию и ее сотрудников привилегиями и иммунитетом учредительным актам все межправительственные организации являются юридическими лицами. 
Государства-члены наделяют их правом и дееспособностью в таком объеме, в каком это необходимо для выполнения их функций. 
2. Наличие обособленных прав и обязанностей. Этот критерий правосубъектности межправительственных организаций означает, что организации обладают такими правами и обязанностями которые отличны от прав и обязанностей государств и могут быть осуществлены на международном уровне. Например, в Уставе ЮНЕСКО перечислены следующие обязанности организации: а) способствование сближению и взаимному пониманию народов путем использования всех имеющихся средств информации; б) поощрение развития народного образования и распространения культуры; в) помощь в сохранении, увеличении и распространении знаний. 
3. Право на свободное выполнение своих функций. Каждая межправительственная организация имеет свой учредительный акт (в форме конвенций, уставов или резолюций организации с более общими полномочиями), правила процедуры, финансовые правила и другие документы, формирующие внутреннее право организации. Чаще всего при выполнении своих функций межправительственные организации исходят из подразумеваемой компетенции. При выполнении своих функций они вступают в определенные правоотношения с государствами- нечленами. Например, ООН обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с принципами, изложенными в ст. 2 Устава, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности. 
4. Право на заключение договоров. Договорную правоспособность международных организаций можно отнести к числу главных критериев международной правосубъектности, так как одну из характерных черт субъекта международного права составляет его способность к выработке норм международного права. 
В порядке реализации своих полномочий межправительственные организации имеют публично-правовой, частно-правовой или смешанный характер. В принципе, каждая организация может заключать международные договоры, что вытекает из содержания Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. В частности, в преамбуле этой Конвенции сказано, что международная организация обладает такой правоспособностью заключать договоры, которая необходима для выполнения ее функций и достижения ее целей. Согласно ст. 6 данной Конвенции правоспособность международной организации заключать договоры регулируется правилами этой организации. 
5. Участие в создании норм международного права. Правотворческий процесс международной организации включает деятельность, направленную на создание правовых норм, а также их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Следует особо подчеркнуть, что никакая международная организация, в том числе и универсальная (например, ООН, ее сцециализированные учреждения), не обладает "законодательными" полномочиями. Это, в частности, означает, что любая норма, содержащаяся в принятых международной организацией рекомендациях, правилах и проектах договоров, должна быть признана государством, во-первых, как международно-правовая норма, во- вторых, как норма, обязательная для данного государства. 
      Правотворчество международной организации не является беспредельным. Oбъeм и вид правотворчества организации определен в учредительном договоре. 
Поскольку устав каждой организаций индивидуален, то объем, виды и направления правотворческой деятельности международных организаций отличаются друг от друга. Конкретный объем полномочий, представленных международной организации в области правотворчества, можно выяснить только на основе анализа ее учредительного акта. 
В процессе создания норм, регулирующих отношения между государствами, международная организация может выступать в различных ролях. В частности, на начальных фазах правотворческого процесса международная организация может:

  а) быть инициатором, выступающим с  предложением о заключении определенного  межгосударственного договора;

  б) выступать как автор проекта  текста подобного договора;

    в) созвать в дальнейшем дипломатическую  конференцию государств с целью  согласования текста договора;

    г) сама сыграть роль такой  конференции, осуществляя согласование  текста договора и его утверждение в своем межправительственном органе;

  д) после заключения договора выполнять  функции депозитария;

е) пользоваться определенными полномочиями в области  интерпретации или пересмотра договора, заключенного при ее участии. 
6. Право обладать привилегиями и иммунитетами. Без привилегий и иммунитетов невозможна нормальная практическая деятельность любой международной организации. В одних случаях объем привилегий и иммунитетов определяется специальным соглашением, а в других - национальным законодательством. 
Однако в общей форме право на привилегии и иммунитета закрепляется в учредительном акте каждой организации. Так, ООН пользуется на территории каждого из своих членов такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для достижения ее целей (ст. 105 Устава). Имущество и активы 
Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), где бы они ни находились и кто бы ни являлся их держателями, обладают иммунитетом от обыска, конфискации, экспроприации или любой иной формы изъятия или отчуждения путем исполнительных или законодательных действий (ст. 47 
Соглашения об учреждении ЕБРР). 
7. Право на обеспечение выполнения норм международного права. Наделение международных организаций полномочиями по обеспечению выполнения норм международного права свидетельствует о независимом; характере организаций по отношению к государствам-членам и является одним из важных признаков правосубъектности. 
При этом основными средствами являются институты международного контроля и ответственности, включая применение санкций. Контрольные функции осуществляются двумя способами: путем представления докладов государствами- членами и наблюдением и обследованием: контролируемого объекта или ситуации на месте. 
Наиболее распространенной формой контроля является предоставление докладов государствами-членами. Например, Устав ЮНЕСКО обязывает каждое государство- член представлять Организации в те сроки и в той форме, которые определяет Генеральная конференция, доклады, содержащие сведения о законах, положениях и статистических данных, касающихся его учреждений и деятельности в области образования, науки и культуры, а также о выполнении рекомендаций и конвенций Генеральной конференции (ст. VIII). 
8. Международно-правовая ответственность. Выступая как самостоятельные образования, международные организации являются субъектами международно- правовой ответственности. 
Международные организации, например, должны нести ответственность за противоправные действия своих должностных лиц. Ответственность организаций может наступить в случае злоупотребления ими привилегиями и иммунитетами. 
Следует предположить, что политическая ответственность может наступить в случае нарушения организацией своих функций, невыполнения соглашений, заключенных с другими организациями и государствами, за вмешательство во внутренние дела субъектов международного права.
 
   

 

Задача  №1

Вооруженные  силы государства  А.  вторглись на территорию государства  Б.  При нанесении  бомбовых ударов по объектам государства  Б. использовались авиабазы государства В. Они были предоставлены по просьбе государства А. Государство Б. квалифицировало действия государства В. и А. как совершение агрессии и обратилось в Совет Безопасности ООН с просьбой применения санкций к этим государствам.

Государство В. заявило, что постановка вопроса о санкциях по отношению к нему неправомерна, так как его вооруженные силы в военных операциях против государства Б. участия не принимали.

Дайте правовую оценку действиям  всех государств. Нарушаются ли действиями государств А. и В. основные принципы международного права?

 

Ответ:

           Большим успехом в деле принятия эффективных коллективных мер предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии и других нарушений мира явилось принятие Генеральной Ассамблеей Определения агрессии как наиболее серьезной и опасной формы незаконного применения силы. В этом документе в соответствии с Уставом ООН дано общее определение агрессии (ст. 1), указан основной критерий квалификации агрессивного акта (ст. 2), перечислены основные акты агрессии (ст. 3), подтвержден преступный характер агрессии, влекущей за собой международную ответственность (ст. 5), и подчеркнуто, что данное определение не затрагивает ситуаций, в которых применение силы является законным (ст. 6 и 7). Утверждая Определение агрессии, Генеральная Ассамблея обратила на него внимание Совета Безопасности и рекомендовала ему по мере необходимости учитывать это определение в качестве руководства при установлении в соответствии с Уставом наличия акта агрессии.

          На основании п/п b, f ст.3 резолюции 3314 Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.1974 г., государства А. и В. проявили акт агрессии относительно государства Б.

    Из  источников юридических  оснований ответственности  за международные  преступления следует  особо выделить Устав  ООН. Во-первых, Устав  устанавливает в п. 1 ст. 1, что основной целью Организации является поддержание международного мира и безопасности и с этой целью принятие эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира. Таким образом, борьба с международными преступлениями, посягающими на мир и международную безопасность, является, несомненно, первоочередной задачей этой универсальной международной организации. Во-вторых, Устав определяет, что главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности возлагается на Совет Безопасности, который при исполнении своих обязанностей, вытекающих из этой ответственности, действует от имени членов Организации (ст. 24). Принимая во внимание значение для международного сообщества содержащихся в Уставе положений, можно говорить о том, что он был и остается основным источником юридических оснований ответственности государств за международные преступления.

      В международно-правовой доктрине уже высказывались мнения, что государство, являющееся жертвой агрессии, имеет право принимать немедленные меры в порядке самообороны: оно не обязано как государство, являющееся жертвой международно-противоправного деяния другого рода, пытаться предварительно получить возмещение. Очевидно также, что такая конструкция в принципе применима и к другим правонарушениям, затрагивающим интересы всего сообщества государств, то есть международным преступлениям. В случае их совершения любое государство правомочно и даже обязано подавлять их, хотя делается не непосредственно, а через институционализацию такого рода механизма в смысле возложения карательных функций на органы международного сообщества

      При осуществлении агрессии, как  международного преступления, наносится тяжелейший материальный ущерб и повышенный урон международному правопорядку, принципам и нормам международного права. Это должно, несомненно, отражаться и при определении соответствующих видов и форм ответственности государства-правонарушителя.

      При решении вопроса  об ответственности государства- правонарушителя помимо характера и объема причиненного международному сообществу ущерба должны приниматься в расчет и другие факторы. К их числу относится прежде всего определение степени его вины. Речь идет о том, что более тяжелый режим ответственности устанавливается, если ущерб явился следствием обдуманной и целенаправленной политики и противоправного умысла, что имеет место при большинстве международных преступлений по сравнению с ситуациями, когда государства допускают преступную небрежность.

      Соответственно  видам причиняемого международными правонарушениями ущерба в современном  международном праве  различаются два  основных вида ответственности  — материальная и  нематериальная.

      Реституция  — это возмещение государством-правонарушителем материального ущерба в натуре. Так, государство, у которого в результате неправомерного поведения государства-делинквента были захвачены промышленное оборудование или художественные ценности, имеет право на их возвращение. Широкое применение в международной практике получили и репарации, то есть возмещение причиненного материального ущерба ценностями, товарами, услугами, в том числе и использованием рабочей силы.

      В то же время современным  международным правом запрещены контрибуции, то есть имущественные  изъятия под видом возмещения военных издержек, не имеющие отношения к причиненному материальному ущербу и носящие характер военной дани в пользу государства-победителя. Формами нематериальной ответственности традиционно рассматривались ресторации и сатисфакции. Ресторация — это восстановление государством-делинквентом прежнего состояния с вытекающими для него неблагоприятными последствиями, а сатисфакция — удовлетворение им нематериальных требований пострадавшего государства по восполнению нематериального ущерба, например, его чести и достоинству.

Информация о работе Территория и международное право