Территории в международном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 02:23, контрольная работа

Краткое описание

Территория является одним из необходимых признаков государства. На протяжении всей истории велись непрерывные войны за территорию. Защита территории – одна из главных задач государства. В современном международном праве утвердились такие важнейшие принципы, как неприменение силы, территориальная целостность, нерушимость границ. Государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности любого государства.

Оглавление

Введение
1. Понятие и виды территорий и их правовых режимов.
2. Понятие, составные части и правовой режим государственной территории.
Задача
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контр-МПП.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

3) воздушной границей  государственной территории являются боковые и высотные пределы его воздушного пространства. Никакие особые соглашения по воздушным границам не заключается.

По соглашению между государствами, как правило, устанавливаются сухопутные и водные границы. Морские границы устанавливает самостоятельно прибрежное государство внутригосударственным актом, принятым в соответствии с нормами и принципами международного права.

Границы между государствами устанавливаются на основании международного договора путем делимитации и демаркации границы.

Делимитация государственной границы - это определение положения и направления государственной границы по соглашению между сопредельными государствами, зафиксированное в международном договоре и графически изображенное на прилагаемых к договору листах топографической карты.

Демаркация государственной границы - это обозначение государственной границы на местности путем установления специальных пограничных знаков, столбов и т. п.

Редемаркация государственной границы - это проверка существующей и ранее демаркированной государственной границы, при необходимости сопровождаемая восстановлением разрушенных или утраченных пограничных знаков.

Закон «О государственной границе РФ» от 01 апреля 1993 г. с последующими изменениями и дополнениями, исходит из необходимости договорного закрепления границ: он содержит положения об установлении границ, их режиме, о пограничном режиме, полномочиях органов государства в сфере охраны границы.

Для обеспечения порядка в пограничных районах государства могут создавать в них специальный режим, называемый пограничным – в РФ в соответствии с ФЗ «О государственной границе РФ» 1993 г. – 5 км, в пределах которых пограничные органы обладают особыми правами.

Серьезные проблемы, связанные с границами возникли после распада СССР, т.к. у новых государств нет материальных возможностей обустроить границу. Это побудило обратиться к совместной охране. В 1995 г. Совет глав государств СНГ принял концепцию охраны внешних границ Пограничными войсками государств-участников СНГ. Документ закрепил деление границ на внутренние и внешние. Внутренними являются границы между государствами СНГ, на которые распространяется режим прозрачности. Внешние – это границы стран СНГ с сопредельными государствами, не входящими в СНГ. По договору с Арменией, последняя делегирует вопросы охраны государственной границы с Турцией и Ираном погранорганами РФ.

Охрана государственной границы РФ осуществляется пограничной службой ФСБ России в пределах пограничной территории, Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве  и в подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности РФ.

Пограничная служба ФСБ России вправе:

вести дознание, оперативно-розыскную, контрразведывательную и разведывательную деятельность по делам, отнесенным к их ведению;

задерживать лиц, совершивших незаконное пересечение государственной границы;

пресекать нарушения государственной границы.

В территориальных и внутренних водах в отношении иностранных невоенных судов ПС ФСБ России имеет право:

предложить судну изменить курс, если он может повлечь нарушение режима плавания;

остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает флаг, не отвечает на опрос, не подчиняется требованию изменить курс; по результатам осмотра судно может быть задержано;

снимать с судна и задерживать лиц, совершивших преступление на территории прибрежного государства;

осуществлять преследование «по горячим следам».

Для решения вопросов, связанных с поддержанием пограничного режима, для своевременного урегулирования пограничных инцидентов на определенные участки границы создан институт пограничных представителей (уполномоченных).

Правовой режим государственных границ.

Основное содержание принципа нерушимости границ можно свести к трем элементам:

1) признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

2) отказ от каких-либо территориальных притязаний на данный момент или в будущем;

3) отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

Принцип нерушимости границ имеет много общего с традиционным принципом международного права – неприкосновенности государственных границ. Содержание последнего включает обязанность государств соблюдать существующую линию границы на местности: не допускать произвольного перемещения линии границы на местности и ее пересечения без соответствующего разрешения или вне установленных правил. Оно включает также право каждого суверенного государства контролировать пересечение его границы людьми и транспортными средствами.

Принцип нерушимости границ и принцип неприкосновенности границ различаются по географической сфере своего действия. Принцип нерушимости границ, согласно Заключительному акту 1975 года, действует только в отношениях государств – участников этого акта, то есть европейских государств, а также США и Канады. Принцип неприкосновенности границ имеет более широкую сферу действия, поскольку является принципом общего международного права и действует на всех континентах, независимо от того, существуют или нет специальные соглашения по этому вопросу.

В современном международном праве наметилась тенденция к особой стабильности договоров о государственных границах. Обычно международные договоры могут прекращать свое действие в связи с истечением их срока, наступлением отменительного условия, возникновением войны, прекращением существования субъекта договора, денонсацией, отменой договора, его новацией и аннулированием. Этим обычным образом договоры о границах не могут прекращать свое действие. Такие договоры имеют целью окончательное установление границы и не заключаются на временный срок (договоры о временных демаркационных линиях составляют особую категорию). В теории и практике международного права существует концепция о том, что установление границы имеет в виду окончательность и стабильность такого установления. Договоры о границах не содержат положений и условий об их денонсации и, следовательно, денонсации не подлежат. Эти договоры не могут содержать и никаких отменительных условий. Возникновение войны также не прекращает действия договора о границе. Прекращение существования субъекта международного права не создает никаких прав у кого-либо на территории бывшего субъекта, за исключением случаев объединения на основе самоопределения. Односторонняя отмена договора о границе противоправна в своей основе. Новация договора о границе (изменение ее положения) возможна только по взаимному согласию сторон. Остается довольно сложным вопрос о том, дает ли право на аннулирование договора о границе существенное нарушение этого договора другой стороной, в частности, посредством агрессии с целью аннексии. По-видимому, трудно утверждать о существовании такого правила для всех случаев, хотя подобные прецеденты имели место после второй мировой войны.

Коренное изменение обстоятельств, при которых был заключен какой-либо договор, дает в некоторых случаях право на его прекращение. Это установлено в п. 1 ст. 62 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года. Однако п. 2 той же статьи устанавливает, что эта оговорка неприменима к договорам, устанавливающим границу.

Согласно Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года, правопреемство государств как таковое не затрагивает границ, установленных договором, или обязательств и прав, установленных договором и относящихся к режиму границы (ст. 11). Это означает, что если в силу самого факта правопреемства и возникают какие-либо основания для прекращения или изменения договорных прав и обязательств, то эти основания не могут быть использованы для изменения обязательств и прав, относящихся к режиму границы. Договоры о границах должны соблюдаться государством-преемником, если по взаимному согласию сторон не будет достигнуто решение об их изменении в соответствии с международным правом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Задача

              Определить, о каких правовых основаниях и способах изменения государственной территории идет речь:

  1. В 1803г. США купили у Франции за 15 млн. долларов Луизиану, в 1867г. – у России за 7,2 млн. долларов Аляску вместе с Алеутскими островами, в 1916г. – у Дании за 25 млн. долларов датскую группу Антильских островов. В данном случае имеет место продажа территории одним государством другому на основании международного договора.
  2. В 1951г. СССР и ПНР на основании заключенного договора (по просьбе ПНР) обменялись территориальными участками в районах Люблинского воеводства ПНР и Дрогобычской (ныне Львовской) области УССР вследствие экономического тяготения этих участков к смежным районам СССР и ПНР. В данном случае произошла цессия, обмен равноценными участками государственной территории.
  3. По соглашению между СССР и Ираном от 2 декабря 1954г. советские территории в районах Мугань, Деман, Эдд-Эвляр и Серахс отошли к Ирану, район Ферюза, который органически связан с Ашхабадом, был признан Ираном в качестве территории союза ССР. Это также цессия, обмен равноценными участками территории.
  4. По договору между СССР и Финляндией от 3 февраля 1947г. Финляндия уступила СССР территорию в 176 км2 в районе гидроэлектростанции Нискакоски на реке Наатсо-Йоки с находящимися на этой территории зданиями и сооружениями за 700 млн. финских марок. Данная ситуация представляет собой продажу участка территории одним государством другому на основании международного договора.
  5. В 1945г. было проведено всенародное голосование в МНР, в результате которого население этой страны высказалось за независимость своего государства. В данном случае имеет место изменение государственной территории путем всенародного голосования – плебисцита на основании права на борьбу за независимость.
  6. В 1949г. в результате всенародного опроса населения бывшая колония Чандернатор вышла из состава Французского союза, воссоединившись с Индией. Это было также совершено путем плебисцита на основании права нации на самоопределение.
  7. После окончания Второй мировой войны часть территорий побежденной фашистской Германии отошли к другим государствам: часть Рейнской области – Франции; Судеты – Чехословакии; Померания, Силезия, Данциг – Польше; часть Восточной Пруссии с городом Кенигсберг – Советскому Союзу. Данные территории были отторгнуты в качестве меры ответственности Германии за агрессию.
  8. После образования в 1947г. Исламской Республики Пакистан населенная бенгальцами территория Восточного Пакистана оказалась на положении колонии во вновь созданном государстве. Борьбу за независимость бенгальского народа возглавила созданная в 1949г. партия Народная Лига – признанный лидер национально-освободительного движения в этой стране. На выборах в Национальную Ассамблею в марте 1970г. эта партия одержала победу, получив 167 мест из 169, отведенных Восточному Пакистану (всего в ней 313 мест). В Провинциальной Ассамблее Народная Лига получила 288 мест из 310. Результаты выборов продемонстрировали волю бенгальского народа, его стремление идти по пути самоопределения. В ходе разгоревшейся борьбы за самоопределение бенгальского народа против режима Исламабада уже в следующем 1971г. Народная Лига объявила Восточный Пакистан независимым государством Народной Республикой Бангладеш. В данном случае на основании реализации народом права на самоопределение произошло образование нового независимого государства.

 

                              Заключение

 

Споры и разногласия о границах или о принадлежности отдельных участков территории являются в подавляющем большинстве случаев отголосками исторического процесса освоения новых территорий и становления четких государственных границ. Среди подобных споров можно выделить три типичных случая. В первом случае не существует ни делимитированной, ни демаркированной границы и спор идет о том, где и как эта граница должна быть установлена. Во втором случае либо существуют две соперничающие делимитации, происходящие из различных договоров, и спор идет о том, какая из них правомерна, либо спор происходит из различного толкования одной и той же делимитации. В третьем случае спор идет о принадлежности определенного участка территории, например острова. Все эти споры составляют одну категорию споров, а именно территориальных, в основе которых лежит вопрос о юридической принадлежности определенных участков территории.

Таким образом, территориальный спор образуется из-за различных позиций сторон (разногласий) относительно существования или действия норм международного права, договорных или обычных, определяющих юридическую принадлежность того или иного участка территории. Территориальные споры, как и все международные споры вообще, должны разрешаться согласно принципу мирного разрешения споров. Известно немало случаев, когда обострение территориального спора приводило к серьезным вооруженным конфликтам. Поэтому в данном случае особое значение приобретают положения принципа мирного разрешения споров, которые обязывают спорящие стороны прилагать соответствующие усилия для разрешения спора и тем временем воздерживаться от любых действий, которые могут обострить его до такой степени, что поставят под угрозу международный мир и безопасность.

Список использованной литературы

 

  1. Васильева Л.А. Международное публичное право: курс интенсивной подготовки / Л.А. Васильева, О.А. Бакиновская. – Минск: ТетраСистем, 2009.

2.      Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.); Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1972 г.); Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (1968 г.) // Международное публичное право: Сборник документов: в 2-х тт. - М., 1996.

3.      Договор об Антарктике (1959г.) // Действующее международное право. В 3-х томах / Сост. Ю.М.Колосов и Э.С.Кривчикова. – М., 1999. Том 3.

Информация о работе Территории в международном праве