Территории в международном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 02:23, контрольная работа

Краткое описание

Территория является одним из необходимых признаков государства. На протяжении всей истории велись непрерывные войны за территорию. Защита территории – одна из главных задач государства. В современном международном праве утвердились такие важнейшие принципы, как неприменение силы, территориальная целостность, нерушимость границ. Государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности любого государства.

Оглавление

Введение
1. Понятие и виды территорий и их правовых режимов.
2. Понятие, составные части и правовой режим государственной территории.
Задача
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Контр-МПП.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

-              уничтожение старых и запрещение строительства новых военных укреплений, сооружений, объектов,

-              запрет производить набор в армию,

-              запрет на содержание в данной зоне армии, вооруженных сил, кроме небольших групп полицейских для поддержания исключительно внутреннего порядка,

-              запрет на полеты военных самолетов,

-              запрет военного Обучения населения.

При частичной или ограниченной демилитаризации государство обязуется не осуществлять отдельные виды вышеуказанных действий. Режим частичной демилитаризации может включать:

-              ликвидацию отдельных видов военных объектов, сооружений,

-              запрет на строительство новых военных объектов, сооружений,

-              ограниченность контингента вооруженных сил на данной территории,

-              ограниченность нахождения определенных видов вооружений на данной территории.

Конкретный режим демилитаризованной территории определяется в соответствующем соглашении, которое, в принципе, может содержать только запрет на использование определенной территории в военных целях. Такое указание в международном праве признается как установление режима полной демилитаризации.

Так, в соответствии с Соглашением СССР и Финляндией об Аландских островах 1940 г. Финляндия обязалась демилитаризовать эти острова, не укреплять острова и не предоставлять их для вооруженных сил других государств. Также на архипелаге Шпицберген по Договору 1920 г. не допускается создание морской базы и строительство каких-либо укреплений.

По мирному договору с Италией 1947 г. были демилитаризованы важные в стратегическом отношении острова Средиземного моря, принадлежащие Греции (Договор о Деканезских островах), Италии (Планоза, Пантеллерия), Югославии (остров Пелагоза). Частично демилитаризованы острова Сардиния, Сицилия, но на севере Сардинии расположена морская база для американских подводных ракетоносцев и вблизи Комизо (Сицилия) – нарушение мирного договора с Италией 1947 г. Нередко демилитаризация дополняется нейтрализацией.

Демилитаризацию необходимо отличать от разоружения. Режим демилитаризации применяется к определенной территории, режим разоружения - к определенному государству как субъекту международного права.

Нейтрализация - это международно-правовой режим, установленный в отношении определенной территории, означающий запрет на ведение военных действий или использование данной территории в качестве театра военных действий, в том числе запрещение производства военного строительства. Установление режима нейтрализации определенной территории не означает нейтралитета государства, на территории которого выделена данная зона. Государство вправе принимать участие в военных действиях, за исключением нейтрализованной части. На нейтрализованной территории допускается содержание ограниченного военного контингента для осуществления права на самооборону.

Демилитаризация и нейтрализация очень часто дополняют друг друга. Например, Суэцкий канал является демилитаризованным (в пределах трех морских миль от берегов канала запрещено возводить укрепления, могущие помешать свободе судоходства, в том числе военные) и нейтрализованным (изъят из театра военных действий). Аналогичный режим имеет архипелаг Шпицберген.

В качестве сравнительно новых институтов демилитаризации и нейтрализации международное право выделяет:

1) создание безъядерных зон – это частично демилитаризованная и частично нейтрализованная территория, на которой запрещено размещение самого ядерного оружия и сопутствующих установок, сооружений, механизмов для обслуживания. Данная зона исключается из сферы применения ядерного оружия при возникновении военных конфликтов. Такими зонами являются Латинская Америка (Договор Тлателолко 1967 г.), южная часть Тихого океана (Договор Раротонга 1985 г.);

2) демилитаризация и нейтрализация дна морей и океанов;

3) демилитаризация и нейтрализация космического пространства (в том числе Луны и других космических тел).

К территориям со смешанным режимом относятся:

1 группа -  континентальный шельф и экономическая зона. Эти районы не находятся под суверенитетом государств и не входят в состав государственной территории, но каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и экономической морской зоны и на охрану природной среды (объем этих прав определяет Конвенция о континентальном шельфе 1958 г. и Конвенция по морскому праву 1982 г.);

2 группа – международные реки, проливы, перекрываемые территориальными водами прибрежных государств и международные каналы, входящие в состав территорий прибрежных государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие, составные части и правовой режим государственной территории.

 

Термин «территория» используется в международном праве для обозначения некоторого земного, а также внеземного пространства, отграниченного от других пространств определенными поверхностями (границами) и имеющего тот или иной юридический статус (например, статус государственной территории) и соответствующий ему правовой режим.

Собственно земное пространство с точки зрения его юридического статуса подразделяется на две крупные категории – пространство, составляющее территорию государств и каждого из них в отдельности, и пространство, находящееся вне пределов государственной территории (территорий).

Государственная территория – это земное пространство, находящееся под суверенитетом данного государства, иными словами, пространство, в пределах которого государство осуществляет верховную власть и которым оно распоряжается, организуя его в административном (для целей управления) отношении и устанавливая его правовой режим (в целом, а также отдельных его составляющих частей).

Понятие территории государства дается и в международных конвенциях. Например, Конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. под территорией государства понимает сухопутные территории и прилегающие к ним территориальные воды, находящиеся под суверенитетом, сюзеренитетом, протекторатом или мандатом данного государства, а также признает, что каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством над своей территорией.

Государственная территория должна использоваться таким образом, чтобы это использование не наносило ущерба другим государствам. Например, как акт агрессии квалифицируются действия государства по предоставлению своей территории иностранному государству для совершения актов агрессии против третьего государства.

Государственные территории следует отличать от территорий, на которые распространяется национальная юрисдикция, но государственными они не являются. Например, Конституция Российской Федерации в ст. 67 устанавливает, что Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

В пределах своей территории государство осуществляет свою исключительную юрисдикцию в отношении всех находящихся на его территории физических лиц (граждан, иностранцев и апатридов) и их объединений (юридических лиц и общественных организаций).

Установление правового режима государственной территории – дело, относящееся к внутренней компетенции каждого государства, за исключением случаев, когда оно взяло на себя соответствующие международные обязательства по общему международному праву или в силу локальных соглашений об этом с другими государствами.

Внутригосударственное право предусматривает также, как правило, необходимость сохранения входящей в состав государственной территории естественной среды обитания населения, содержит нормы о природопользовании, отражающие и соответствующие международные обязательства государств.

Юрисдикция государства в силу его суверенитета в принципе территориальная, т.е. действует в пределах его территории. Однако в отношении уголовных преступлений международного характера по соглашению между заинтересованными государствами может быть установлена их экстерриториальная юрисдикция, предусматривающая право государства – участника соглашения преследовать за такие преступления лиц по своему национальному праву или выдать их государству, на территории которого совершено преступление, или государству гражданства преступного лица.

Национальное право устанавливает обычно также персональную юрисдикцию государства в отношении граждан, совершивших особо тяжкие преступления (например, государственная измена) вне территории отечественного государства. Но осуществиться такая персональная юрисдикция может лишь в том случае, когда подозреваемое в таком преступлении лицо окажется во власти отечественного государства, т.е. в пределах его территориальной юрисдикции.

Территорию государства составляют сухопутное пространство, внутренние (национальные) воды, земные недра, воздушное пространство и территориальное море для государства, имеющего выход к морю.

Сухопутное пространство может состоять из сухопутного массива (земного континента или его части), а также из ряда сухопутных массивов, разделенных между собой территорией другого или других государств. Неотъемлемую часть государственной территории составляют также принадлежащие данному государству и расположенные в открытом море острова.

В состав государственной территории ряда государств, в том числе России, входят, в частности, все земли и острова, находящиеся в пределах полярного сектора данного государства. Полярные секторы включают пространства в пределах установленных линий, проведенных от Северного полюса до северных сухопутных границ данного государства. Внутренние (национальные) воды государства составляют воды внутренних морей, озер, каналов, рек, воды морских портов и гаваней, некоторых заливов и бухт; пограничные воды – рек, озер, каналов и других водотоков, по которым проходит государственная граница. Государство устанавливает правовой режим своих внутренних вод и условия пользования ими (судоходства, рыболовства или иного промысла), в том числе условия пользования ими, в частности для захода в открытые морские порты иностранных морских судов и военных кораблей. Как правило, однако, условия судоходства, промысла и иной эксплуатации пограничных вод (рек, озер, каналов и т.д.), захода судов в воды сопредельного государства регулируются по соглашению между этими государствами.

В состав государственной территории стран, имеющих морское побережье, входит также пояс морских вод определенной ширины, именуемый территориальным морем. Соответствующий морской пояс устанавливается и вокруг островных владений государства. Территориальное море, как и другие части территории государства, находятся под суверенитетом прибрежного государства со всеми вытекающими из этого последствиями.

Особую специфику территориального моря составляет то, что, согласно действующему международному праву, иностранные суда пользуются так называемым правом мирного прохода через эти воды.

Недра земли на технически доступную глубину в пределах сухопутных и водных просторов государственной территории также находятся под суверенитетом данного государства. Оно регулирует условия разведки и эксплуатации естественных ресурсов и богатств этих недр.

Ныне общепризнано неотъемлемое право народов и государств свободно распоряжаться своими национальными естественными богатствами и ресурсами без какого бы то ни было вмешательства или давления извне.

Воздушное пространство над сухопутной территорией, внутренними водами и территориальным морем государства – неотъемлемая часть его государственной территории.

Правовой режим его воздушного пространства устанавливается данным государством. Однако государства на взаимных началах и по взаимному согласию берут на себя международные обязательства о полетах на их территорию и через их территорию иностранных воздушных аппаратов. Эти обязательства составляют предмет регулирования международного воздушного права.

В состав государственной территории входят суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, пределы которых определяются государственной границей.

Государственная граница - это линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, отделяющая территорию одного государства от территории другого государства.

В международном праве в соответствии с тремя средами выделяют следующие виды границ:

1) сухопутная граница, как правило, проводится с учетом особенного рельефа местности (горы, реки и другие характерные признаки) – орографические границы. Нередко приходится проводить границы между условными точками без естественных ориентиров по прямой линии (геометрические границы). Известны также так называемые географические (астрономические) границы, совпадающие с меридианами и параллелями географической сетки. Такими являются границы арктического сектора России. Широко применялись такие границы при разграничении колониальных владений в Африке. Будучи проведенными без учета местных условий, они разделяли племена, резали естественные и хозяйственные комплексы.

2) водная граница, подразделяется на речные, озерные, морские. На реках границы устанавливаются по соглашению между прибрежными государствами: на судоходных реках – по тальвегу (линии наибольших глубин) или посередине главного фарватера, на несудоходных реках –посередине реки. На озерах и иных водоемах границы устанавливаются по прямой линии, соединяющие выходы сухопутной границы к берегам озера. Проходящая по реке, озеру или иному водоему граница не перемещается при изменении очертания берегов или уровня воды и при отклонении русла реки.

Информация о работе Территории в международном праве