Специальные принципы международного воздушного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 16:32, курсовая работа

Краткое описание

Международное воздушное право - совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные полеты и иные виды использования воздушного пространства.
Международное воздушное право возникло и развивалось как право гражданской авиации. Однако постепенно начали появляться нормы, регулирующие и иные виды использования воздушного океана, прежде всего, нормы, относящиеся к военному использованию и к экологической защите

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………… 3
Специальные принципы международного воздушного права ………. 5
Краткая характеристика международных конвенций, направленных на обеспечение безопасности воздушных сообщений …………………..... 8
Вклад Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в развитие международного воздушного права …………………………..... 11
Задача …………………………………………………………………... 13
Заключение …………………………………………………………………. 15
Список используемой литературы ………………………………………… 16

Файлы: 1 файл

кр международка.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

Кроме указанной конвенции на обеспечение безопасности воздушных сообщений направлены следующие международные нормативные акты.

Весьма существенную роль в регулировании правовых аспектов международных воздушных перевозок играет подписанная в Варшаве в 1929 году Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок. Ею были установлены единые для стран-участниц правила составления перевозочных документов, регламентированы вопросы ответственности, в том числе связанные с определением юрисдикции по спорам, возникающим из авиаперевозок, зафиксированы пределы ответственности перевозчика.

Важным направлением конвенционного правового регулирования в области воздухоплавания является Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Заключена в г. Токио 14.09.1963 г., вступила в силу 04.12.1969). СССР присоединился к Конвенции (Указ Президиума ВС СССР от 04.12.1987 N 8109-XI) с оговоркой и заявлением. Конвенция вступила в силу для СССР 03.05.1988. Россия сняла оговорку по пункту 1 ст. 24 (Федеральный закон от 03.03.2007 № 28-ФЗ). Данная конвенция направлена на обеспечение авиационной безопасности и применяется в отношении:  уголовных преступлений и актов, которые могут угрожать или угрожают безопасности воздушного судна либо находящихся на его борту лиц или имущества, либо актов, которые создают угрозу поддержанию должного порядка и дисциплины на борту. Слабой стороной Конвенции является то, что она не квалифицирует незаконный захват воздушного судна как международное правонарушение уголовного характера и не обязывает государства признавать подобные акты в качестве преступления по их национальному законодательству. Конвенция, кроме того, не распространяется на акты захвата, если таковые совершены по политическим или религиозным мотивам и не создали угрозы безопасности летательного аппарата. Наконец в ней не содержится никаких требований к государствам относительно передачи правонарушителей под юрисдикцию какой либо страны для целей применения к ним соответствующих уголовно-правовых санкций.

  • В этой связи была принята более полная Конвенция о борьбе с незаконным захватом судов (заключена в г. Гааге 16.12.1970), вступившая в силу 14.10.1971 была подписана и ратифицирована СССР Указом Президиума ВС СССР от 04.08.1971 с оговоркой в части непринятия нормы о рассмотрении споров в Международном Суде. Федеральным законом от 03.03.2007 № 28-ФЗ данная оговорка была снята. Данная конвенция направлена на пресечение актов незаконного захвата или осуществление контроля над воздушным судном, находящимся в полете и регламентацию действий договаривающихся государств в таких случаях. В ней содержится определение международного преступления, сочетающегося с насилием либо угрозой его применения, совершаемого при нахождении летательного аппарата в полете и непосредственно на борту. Конвенция объявляет преступлением действия любого лица на борту воздушного судна, находящегося в полете, требует, чтобы участники Конвенции применяли в отношении захвата воздушных судов «суровые меры наказания», требует, чтобы стороны заключали преступников под стражу с целью либо их выдачи, либо осуществления преследования по делу и требует, чтобы стороны оказывали друг другу содействие в связи с уголовным разбирательством, начатым согласно Конвенции.

Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (заключена в г. Монреале 23.09.1971) измененная Протоколом о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию (подписанным в г. Монреале 24.02.1988). СССР ратифицировал Конвенцию (Указ Президиума ВС СССР от 27.12.1972 N 3719-VIII) с оговоркой, сделанной при подписании. Конвенция вступила для СССР в силу 22.03.1973.

Закрепляет значительно более широкий перечень признаков для определения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, куда входят:

  • насилие в отношении лица, находящегося на борту судна в полете, если такой акт может угрожать безопасности летательного аппарата;
  • разрушение воздушного судна, находящегося в эксплуатации, или причинение ему повреждения, выводящего его из строя или угрожающее его безопасности в полете;
  • помещение на судно устройства или вещества, которые могут его разрушить или причинить ему повреждение, угрожающее безопасности в полете;
  • разрушение или повреждение аэронавигационного оборудования или вмешательство в его эксплуатацию, если это может угрожать безопасности воздушных судов в полете;
  • сообщение заведомо ложных сведений, создающих угрозу безопасности воздушного судна в полете.

Конвенция установила, что право на осуществление юрисдикции в отношении вышеперечисленных актов возникает у государства, на территории которого приземляется судно с преступником на борту, а также у государства, где он может оказаться.

В 1988 г. Монреальская конвенция была дополнена Протоколом о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию (Монреаль). В число таких преступлений были включены акты насилия в отношении лиц, если такими действиями причинен или мог быть причинен серьезный вред здоровью или смерть; акты разрушения или серьезного повреждения оборудования или сооружений международного аэропорта, либо расположенных в нем воздушных судов, не находящихся в эксплуатации; акты нарушения работы служб аэропорта, если эти акты угрожают или могут угрожать безопасности в аэропорту. Участники Протокола обязывались устанавливать свою юрисдикцию в отношении подобных преступлений в случае, когда преступник находится на их территории, но они не могут выдать его государству, на территории которого данное преступление было совершено.4 

Конвенция о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации (принята в г. Пекине 10.09.2010 на Дипломатической конференции по авиационной безопасности), не вступила в силу на 24.11.2014, открыта для подписания. Россия не участвует. В силу статьи 24 данной конвенции в отношениях между государствами-участниками она будет иметь преимущественную силу перед Конвенцией о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, подписанная в Монреале 23 сентября 1971 года с учётом изменяющего её Протокола от 24.02.1988.

Кроме того, практически во все двусторонние соглашения о воздушном сообщении включены положения о взаимных обязательствах по поддержанию должного уровня безопасности, а также процедуры сотрудничества по вопросам устранения или разрешения ситуаций, связанных с актами или угрозами незаконного вмешательства против безопасности гражданской авиации.

 

Глава 3. Вклад Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в развитие международного воздушного права.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) учреждена на основании ч. II Конвенции о международной гражданской авиации 1944 года. Уставными целями ИКАО, существующей с 1947 года, являются обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире и другие аспекты организации и координации международного сотрудничества по всем вопросам деятельности гражданской авиации, в том числе международных авиаперевозок.

Высшим органом является Ассамблея, в которой представлены все государства-члены. Собирается Ассамблея не реже одного раза в три года.

Постоянным органом ИКАО является Совет, ответственный за свою деятельность перед Ассамблеей. В Совете представлены 36 государств, избираемые Ассамблеей. СССР был членом Совета с 1971 года. В настоящее время Россия входит в состав Совета. Советом руководит президент, избираемый на три года. Сессии Совета обычно проводятся три раза в год.

Другими органами ИКАО являются Аэронавигационная комиссия, Авиатранспортный комитет, Юридический комитет, Комитет по совместной поддержке аэронавигационного обеспечения, Финансовый комитет, Комитет по незаконному вмешательству в дела гражданской авиации.

Говоря о направлениях деятельности ИКАО, необходимо отметить, что она принадлежит к международным организациям с развитой нормотворческой функцией. В Юридическом комитете ИКАО разрабатываются проекты многосторонних конвенций по отдельным вопросам международного воздушного права, которые затем принимаются на международных конференциях, созываемых под эгидой ИКАО. Примером могут служить Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года и Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 года.

Интересы международных воздушных сообщений, в первую очередь их безопасность и эффективность, требуют унификации и стандартизации национальных норм и правил. Таким видом нормотворчества ИКАО занимается с самого начала своей деятельности. Разработанные Советом унифицированные правила, именуемые международными стандартами и рекомендациями, составляют приложения к Чикагской конвенции. В этих документах детализируются требования, посвященные обеспечению технико-эксплуатационной и экологической безопасности летательных аппаратов, содержатся правила полетов по международным воздушным трассам, конкретизируются условия признания годности воздушных судов к полетам, методы управления воздушным движением, создания аэронавигационных карт, ведения бортовых документов. В настоящее время их 18. Тексты международных стандартов рассылаются государствам — членам ИКАО. Если государство-член в течение трех месяцев (ст. 90 Чикагской конвенции) не заявит о своем непринятии этих правил, они становятся обязательными для данного государства.

Одно из направлений деятельности ИКАО — оказание помощи развивающимся странам. Ежегодно помощь по линии ИКАО получают около 100 стран. Помощь осуществляется в трех основных формах: командирование экспертов, предоставление стипендий для подготовки специалистов в области гражданской авиации, поставка оборудования для аэропортов.

В целом миссия ИКАО состоит в организации и координации международного сотрудничества в деле практического использования в глобальном масштабе воздушного транспорта как международного, так и национального, т.е. гражданской авиации в целом.

 

Задача

Принцип разрешительного порядка международных полетов в суверенном воздушном пространстве является производным от принципа полного и исключительного суверенитета над воздушным пространством. В соответствии с этим принципом любые международные полеты иностранных предприятий и лиц допускаются только с разрешения суверенного государства.

Закон обычно определяет два основания правомерного выполнения полета иностранным воздушным судном в пределах национального воздушного пространства: международный договор, а если такового нет - специальное разрешение.

Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" в статья 14 «Разрешение инцидентов, связанных с нарушением режима Государственной границы» определил, что лица, воздушные суда, российские и иностранные морские, речные суда и военные корабли, другие транспортные средства, пересекшие Государственную границу в нарушение правил, установленных настоящим Законом, признаются нарушителями Государственной границы.

О случаях вынужденного залета в российское воздушное пространство командиры иностранных самолетов обязаны незамедлительно информировать соответствующий орган Пограничных войск РФ и затем действовать по указаниям последнего, либо по указаниям командира российского воздушного судна, прибывшего для выяснения обстоятельств инцидента и оказания необходимой помощи.

 Согласно Приложению к Соглашению между Правительством СССР и Правительством Пакистана о воздушном сообщении (заключено в г. Карачи 07.10.1963, далее Соглашение сторон) сторонами установлен маршрут «из Пакистана в Лондон», которым вправе следовать воздушное судно, назначенное авиапредприятием Пакистана.

Если рейс осуществлялся авиапредприятием Пакистана не назначенным Соглашением сторон, то в силу пункта «b» статьи 3 bis Чикагской конвенции ВВС России имели право требовать посадки в аэропорту «Шереметьево» гражданского воздушного судна, так как оно совершало полет над его территорией без разрешения.

Согласно пункту 1 статьи 18 Соглашения сторон воздушное судно назначенного авиапредприятия Пакистана (Пэкистан интернэйшнл эрлайнз корпорейшн) при полетах на территории России обязано подчиняться законам и правилам России, устанавливающим пункты входа и выхода, и следовать по маршруту и коридору, предписанному для полетов через ее территорию.

Согласно пункту 120 Постановления Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства РФ» разрешение на использование воздушного пространства РФ при выполнении международных полетов выдается российским и иностранным пользователям воздушного пространства РФ на основании представленного плана полета и одного из документов, в частности международного договора РФ.

На основании изложенного, можно сделать вывод, что при непредставлении плана полёта, а так же при осуществлении полёта вне специально выделенного воздушного коридора  ВВС России имели основание для принуждения к посадке «Боинг-747».

И более того, Постановлением Правительства РФ от 6 июня 2007 г. N 352 "О мерах по реализации ФЗ "О противодействии терроризму" разрешено применение оружия и боевой техники для пресечения полета воздушного судна путем уничтожения, если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы.

 

                                       Заключение

Международное право — особая правовая система, регулирующая отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения.

Основу международного воздушного права составляют основные (общепризнанные) принципы общего международного права, а также входят специальные принципы, детализирующие юридический статус воздушного пространства и общие условия пользования им в целях воздухоплавания.

Одной из важнейших задач для обеспечения безопасности аэронавигации является закрепление в конвенционном порядке принципов и норм, а также регулирование взаимоотношений, возникших между пользователями воздушной средой. Данные принципы и нормы закреплены рядом международных Конвенций.

   Сегодня действуют более 10 международных межправительственных авиационных организаций, которые играют ведущую роль в мировой системе коммуникаций на воздушном транспорте. Безусловным лидером является Международная организация гражданской авиации (ИКАО).

В основополагающих актах Международной организации гражданской авиации (ИКАО), в том числе Чикагской конвенции, разработаны и юридически закреплены правовые инструменты и процедуры их применения, с помощью которых эта международная организация проводит в жизнь свои решения.

Информация о работе Специальные принципы международного воздушного права