Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 16:32, курсовая работа
Международное воздушное право - совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные полеты и иные виды использования воздушного пространства.
Международное воздушное право возникло и развивалось как право гражданской авиации. Однако постепенно начали появляться нормы, регулирующие и иные виды использования воздушного океана, прежде всего, нормы, относящиеся к военному использованию и к экологической защите
Введение ……………………………………………………………………… 3
Специальные принципы международного воздушного права ………. 5
Краткая характеристика международных конвенций, направленных на обеспечение безопасности воздушных сообщений …………………..... 8
Вклад Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в развитие международного воздушного права …………………………..... 11
Задача …………………………………………………………………... 13
Заключение …………………………………………………………………. 15
Список используемой литературы ………………………………………… 16
Кроме указанной конвенции на обеспечение безопасности воздушных сообщений направлены следующие международные нормативные акты.
Весьма существенную роль в регулировании правовых аспектов международных воздушных перевозок играет подписанная в Варшаве в 1929 году Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок. Ею были установлены единые для стран-участниц правила составления перевозочных документов, регламентированы вопросы ответственности, в том числе связанные с определением юрисдикции по спорам, возникающим из авиаперевозок, зафиксированы пределы ответственности перевозчика.
Важным направлением конвенционного правового регулирования в области воздухоплавания является Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Заключена в г. Токио 14.09.1963 г., вступила в силу 04.12.1969). СССР присоединился к Конвенции (Указ Президиума ВС СССР от 04.12.1987 N 8109-XI) с оговоркой и заявлением. Конвенция вступила в силу для СССР 03.05.1988. Россия сняла оговорку по пункту 1 ст. 24 (Федеральный закон от 03.03.2007 № 28-ФЗ). Данная конвенция направлена на обеспечение авиационной безопасности и применяется в отношении: уголовных преступлений и актов, которые могут угрожать или угрожают безопасности воздушного судна либо находящихся на его борту лиц или имущества, либо актов, которые создают угрозу поддержанию должного порядка и дисциплины на борту. Слабой стороной Конвенции является то, что она не квалифицирует незаконный захват воздушного судна как международное правонарушение уголовного характера и не обязывает государства признавать подобные акты в качестве преступления по их национальному законодательству. Конвенция, кроме того, не распространяется на акты захвата, если таковые совершены по политическим или религиозным мотивам и не создали угрозы безопасности летательного аппарата. Наконец в ней не содержится никаких требований к государствам относительно передачи правонарушителей под юрисдикцию какой либо страны для целей применения к ним соответствующих уголовно-правовых санкций.
Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (заключена в г. Монреале 23.09.1971) измененная Протоколом о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию (подписанным в г. Монреале 24.02.1988). СССР ратифицировал Конвенцию (Указ Президиума ВС СССР от 27.12.1972 N 3719-VIII) с оговоркой, сделанной при подписании. Конвенция вступила для СССР в силу 22.03.1973.
Закрепляет значительно более широкий перечень признаков для определения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, куда входят:
Конвенция установила, что право на осуществление юрисдикции в отношении вышеперечисленных актов возникает у государства, на территории которого приземляется судно с преступником на борту, а также у государства, где он может оказаться.
В 1988 г. Монреальская конвенция была дополнена Протоколом о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию (Монреаль). В число таких преступлений были включены акты насилия в отношении лиц, если такими действиями причинен или мог быть причинен серьезный вред здоровью или смерть; акты разрушения или серьезного повреждения оборудования или сооружений международного аэропорта, либо расположенных в нем воздушных судов, не находящихся в эксплуатации; акты нарушения работы служб аэропорта, если эти акты угрожают или могут угрожать безопасности в аэропорту. Участники Протокола обязывались устанавливать свою юрисдикцию в отношении подобных преступлений в случае, когда преступник находится на их территории, но они не могут выдать его государству, на территории которого данное преступление было совершено.4
Конвенция о борьбе с незаконными актами в отношении международной гражданской авиации (принята в г. Пекине 10.09.2010 на Дипломатической конференции по авиационной безопасности), не вступила в силу на 24.11.2014, открыта для подписания. Россия не участвует. В силу статьи 24 данной конвенции в отношениях между государствами-участниками она будет иметь преимущественную силу перед Конвенцией о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, подписанная в Монреале 23 сентября 1971 года с учётом изменяющего её Протокола от 24.02.1988.
Кроме того, практически во все двусторонние соглашения о воздушном сообщении включены положения о взаимных обязательствах по поддержанию должного уровня безопасности, а также процедуры сотрудничества по вопросам устранения или разрешения ситуаций, связанных с актами или угрозами незаконного вмешательства против безопасности гражданской авиации.
Глава 3. Вклад Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в развитие международного воздушного права.
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) учреждена на основании ч. II Конвенции о международной гражданской авиации 1944 года. Уставными целями ИКАО, существующей с 1947 года, являются обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире и другие аспекты организации и координации международного сотрудничества по всем вопросам деятельности гражданской авиации, в том числе международных авиаперевозок.
Высшим органом является Ассамблея, в которой представлены все государства-члены. Собирается Ассамблея не реже одного раза в три года.
Постоянным органом ИКАО является Совет, ответственный за свою деятельность перед Ассамблеей. В Совете представлены 36 государств, избираемые Ассамблеей. СССР был членом Совета с 1971 года. В настоящее время Россия входит в состав Совета. Советом руководит президент, избираемый на три года. Сессии Совета обычно проводятся три раза в год.
Другими органами ИКАО являются Аэронавигационная комиссия, Авиатранспортный комитет, Юридический комитет, Комитет по совместной поддержке аэронавигационного обеспечения, Финансовый комитет, Комитет по незаконному вмешательству в дела гражданской авиации.
Говоря о направлениях деятельности ИКАО, необходимо отметить, что она принадлежит к международным организациям с развитой нормотворческой функцией. В Юридическом комитете ИКАО разрабатываются проекты многосторонних конвенций по отдельным вопросам международного воздушного права, которые затем принимаются на международных конференциях, созываемых под эгидой ИКАО. Примером могут служить Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года и Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 года.
Интересы международных воздушных сообщений, в первую очередь их безопасность и эффективность, требуют унификации и стандартизации национальных норм и правил. Таким видом нормотворчества ИКАО занимается с самого начала своей деятельности. Разработанные Советом унифицированные правила, именуемые международными стандартами и рекомендациями, составляют приложения к Чикагской конвенции. В этих документах детализируются требования, посвященные обеспечению технико-эксплуатационной и экологической безопасности летательных аппаратов, содержатся правила полетов по международным воздушным трассам, конкретизируются условия признания годности воздушных судов к полетам, методы управления воздушным движением, создания аэронавигационных карт, ведения бортовых документов. В настоящее время их 18. Тексты международных стандартов рассылаются государствам — членам ИКАО. Если государство-член в течение трех месяцев (ст. 90 Чикагской конвенции) не заявит о своем непринятии этих правил, они становятся обязательными для данного государства.
Одно из направлений деятельности ИКАО — оказание помощи развивающимся странам. Ежегодно помощь по линии ИКАО получают около 100 стран. Помощь осуществляется в трех основных формах: командирование экспертов, предоставление стипендий для подготовки специалистов в области гражданской авиации, поставка оборудования для аэропортов.
В целом миссия ИКАО состоит в организации и координации международного сотрудничества в деле практического использования в глобальном масштабе воздушного транспорта как международного, так и национального, т.е. гражданской авиации в целом.
Задача
Принцип разрешительного порядка международных полетов в суверенном воздушном пространстве является производным от принципа полного и исключительного суверенитета над воздушным пространством. В соответствии с этим принципом любые международные полеты иностранных предприятий и лиц допускаются только с разрешения суверенного государства.
Закон обычно определяет два основания правомерного выполнения полета иностранным воздушным судном в пределах национального воздушного пространства: международный договор, а если такового нет - специальное разрешение.
Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" в статья 14 «Разрешение инцидентов, связанных с нарушением режима Государственной границы» определил, что лица, воздушные суда, российские и иностранные морские, речные суда и военные корабли, другие транспортные средства, пересекшие Государственную границу в нарушение правил, установленных настоящим Законом, признаются нарушителями Государственной границы.
О случаях вынужденного залета в российское воздушное пространство командиры иностранных самолетов обязаны незамедлительно информировать соответствующий орган Пограничных войск РФ и затем действовать по указаниям последнего, либо по указаниям командира российского воздушного судна, прибывшего для выяснения обстоятельств инцидента и оказания необходимой помощи.
Согласно Приложению к Соглашению между Правительством СССР и Правительством Пакистана о воздушном сообщении (заключено в г. Карачи 07.10.1963, далее Соглашение сторон) сторонами установлен маршрут «из Пакистана в Лондон», которым вправе следовать воздушное судно, назначенное авиапредприятием Пакистана.
Если рейс осуществлялся авиапредприятием Пакистана не назначенным Соглашением сторон, то в силу пункта «b» статьи 3 bis Чикагской конвенции ВВС России имели право требовать посадки в аэропорту «Шереметьево» гражданского воздушного судна, так как оно совершало полет над его территорией без разрешения.
Согласно пункту 1 статьи 18 Соглашения сторон воздушное судно назначенного авиапредприятия Пакистана (Пэкистан интернэйшнл эрлайнз корпорейшн) при полетах на территории России обязано подчиняться законам и правилам России, устанавливающим пункты входа и выхода, и следовать по маршруту и коридору, предписанному для полетов через ее территорию.
Согласно пункту 120 Постановления Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства РФ» разрешение на использование воздушного пространства РФ при выполнении международных полетов выдается российским и иностранным пользователям воздушного пространства РФ на основании представленного плана полета и одного из документов, в частности международного договора РФ.
На основании изложенного, можно сделать вывод, что при непредставлении плана полёта, а так же при осуществлении полёта вне специально выделенного воздушного коридора ВВС России имели основание для принуждения к посадке «Боинг-747».
И более того, Постановлением Правительства РФ от 6 июня 2007 г. N 352 "О мерах по реализации ФЗ "О противодействии терроризму" разрешено применение оружия и боевой техники для пресечения полета воздушного судна путем уничтожения, если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы.
Международное право — особая правовая система, регулирующая отношения между государствами, созданными ими международными организациями и некоторыми другими субъектами международного общения.
Основу международного воздушного права составляют основные (общепризнанные) принципы общего международного права, а также входят специальные принципы, детализирующие юридический статус воздушного пространства и общие условия пользования им в целях воздухоплавания.
Одной из важнейших задач для обеспечения безопасности аэронавигации является закрепление в конвенционном порядке принципов и норм, а также регулирование взаимоотношений, возникших между пользователями воздушной средой. Данные принципы и нормы закреплены рядом международных Конвенций.
Сегодня действуют более 10 международных межправительственных авиационных организаций, которые играют ведущую роль в мировой системе коммуникаций на воздушном транспорте. Безусловным лидером является Международная организация гражданской авиации (ИКАО).
В основополагающих актах Международной организации гражданской авиации (ИКАО), в том числе Чикагской конвенции, разработаны и юридически закреплены правовые инструменты и процедуры их применения, с помощью которых эта международная организация проводит в жизнь свои решения.
Информация о работе Специальные принципы международного воздушного права