Специальные принципы международного воздушного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2015 в 16:32, курсовая работа

Краткое описание

Международное воздушное право - совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные полеты и иные виды использования воздушного пространства.
Международное воздушное право возникло и развивалось как право гражданской авиации. Однако постепенно начали появляться нормы, регулирующие и иные виды использования воздушного океана, прежде всего, нормы, относящиеся к военному использованию и к экологической защите

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………… 3
Специальные принципы международного воздушного права ………. 5
Краткая характеристика международных конвенций, направленных на обеспечение безопасности воздушных сообщений …………………..... 8
Вклад Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в развитие международного воздушного права …………………………..... 11
Задача …………………………………………………………………... 13
Заключение …………………………………………………………………. 15
Список используемой литературы ………………………………………… 16

Файлы: 1 файл

кр международка.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение ……………………………………………………………………… 3

  1. Специальные принципы международного воздушного права ………. 5
  2. Краткая характеристика международных конвенций, направленных на обеспечение безопасности воздушных сообщений …………………..... 8
  3. Вклад Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в развитие международного воздушного права …………………………..... 11
  4. Задача …………………………………………………………………... 13

Заключение ………………………………………………………………….  15

Список используемой литературы ………………………………………… 16

 

Введение

Международное воздушное право - совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные полеты и иные виды использования воздушного пространства.

Международное воздушное право возникло и развивалось как право гражданской авиации. Однако постепенно начали появляться нормы, регулирующие и иные виды использования воздушного океана, прежде всего, нормы, относящиеся к военному использованию и к экологической защите. Соответствующие положения появились и в актах Международной организации гражданской авиации (ИКАО), которые содержат требование к государствам при определении правил полетов правительственных воздушных судов учитывать интересы безопасности навигации гражданских судов и выполнять по мере возможности общие правила полетов. Необходимость такого рода предписаний не вызывает сомнений. В результате формируется понятие международного воздушного права в широком смысле.

Международное воздушное право - отрасль международного права, включающая международные и внутригосударственные юридические принципы и нормы, определяющие правовое положение воздушного пространства и находящихся в нем летательных аппаратов, режим пользования им для целей гражданской авиации, регулирование отношений, возникающих по поводу воздушных передвижений, связанных с ними коммерческих операций и обеспечения безопасности полетов.

       Сфера действия международного воздушного права определяется с учетом подразделения атмосферы, простирающейся до высоты 100-110 км на воздушное пространство: суверенное - расположенное над территорией государств, и открытое или международное - находящееся за пределами государственных границ.

       Основу международного воздушного права составляют основные (общепризнанные) принципы общего международного права, в том числе принципы территориальной целостности государств и нерушимости их границ, запрет на применение силы и угрозы силой, разрешения межгосударственных конфликтов, включая территориальные споры, исключительно мирными средствами. В его состав, помимо этого, входят специальные принципы, детализирующие юридический статус воздушного пространства и общие условия пользования им в целях воздухоплавания: принцип полного и исключительного суверенитета государства над его воздушным пространством; принцип свободы полетов в открытом воздушном пространстве (над открытым морем и исключительной экономической зоной, проливами, используемыми для международного судоходства, над Антарктикой), принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации в плане ее конструктивной и технико-эксплуатационной надежности и борьбы с незаконными актами, угрожающими гибелью или другими инцидентами с летательными аппаратами.

 

Глава 1. Специальные принципы международного воздушного права.

Являясь отраслью международного права, воздушное право обладает рядом особенностей, с учетом которых его можно определить как систему специальных принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с использованием воздушного пространства по поводу полетов (передвижений) летательных аппаратов и общего режима деятельности в воздухе.

       Специальные принципы международного воздушного права - общеобязательные и общепризнанные нормы международного права, имеющие императивный характер, но распространяющие свое действие только на правоотношения, связанные исключительно с использованием воздушного пространства.

Принцип исключительного и полного суверенитета государств над их воздушным пространством закреплен как в международных соглашениях (например, в Чикагской конвенции 1944 года), так и в национальном законодательстве различных стран.

В соответствии с данным принципом, каждая страна в праве самостоятельно и в полном объеме определять правовой режим пользования частью земной атмосферы, расположенной в пределах ее государственных границ. Однако в своем национальном воздушном пространстве каждая страна также обязана обеспечивать возможность реализации другими государствами их права на пользование традиционными международными авиационными маршрутами, осуществление разрешенной коммерческой деятельности, получение льгот, привилегий и иммунитетов, предусматриваемых соответствующими нормативными актами. Кроме того, считается недопустимым произвольное закрытие в одностороннем порядке международных трасс полетов, вредоносное использование авиационной техники и т.д.

Для полетов иностранных летательных аппаратов через воздушное пространство государства обычно применяется разрешительный порядок (на основе договора о воздушных сообщениях или разового разрешения) или уведомительный (на основе специальных договоров), что не исключает получения специальных разрешений в каждом случае.

     Каждое воздушное судно во время полета и пребывания в пределах территории какого-либо другого государства обязано строго соблюдать действующие в этом государстве законы и правила, касающиеся воздушных сообщений.

        В соответствии с принципом суверенитета над своим воздушным пространством государства обычно устанавливают маршруты или трассы полетов и, если необходимо, запретные зоны для полетов, а также определяют правила радиосвязи и обеспечения безопасности полетов. При прибытии иностранного воздушного судна в аэропорт компетентные органы каждого государства вправе производить его досмотр и проверку документов (свидетельство о регистрации, удостоверение о пригодности к полетам, свидетельства о квалификации членов экипажа, списки пассажиров и т. п.). По российскому законодательству на иностранные воздушные суда, их экипажи и пассажиров, прибывающих в Россию или отбывающих из нее, распространяются паспортные, таможенные, санитарные и другие правила, а также правила ввоза и вывоза имущества.

Поскольку воздушное пространство является составной частью государственной территории, принцип суверенитета в воздушном пространстве выражает общее свойство государственного суверенитета - верховенство государства на всей территории и независимость в международных отношениях.

        Свобода полетов в открытом воздушном пространстве - воздушные суда (государственные и гражданские) вправе свободно летать в международном воздушном пространстве, которое исключено из-под юрисдикции какого-либо государства, при условии строгого соблюдения воздушным судом правил, установленных международным правом.

Принцип свободы полетов за пределами государственной территории действует в отношении открытого воздушного пространства, расположенного над исключительной экономической зоной и открытым морем. Так, согласно подпункту «b» пункта 1 статьи 87 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS), заключенной в г. Монтего-Бее 10.12.1982, свобода открытого моря включает, в частности, свободу полетов.

При пользовании свободой полетов государства обязаны соблюдать правила полетов, рекомендованные ИКАО, предотвращать инциденты в воздушном пространстве над открытым морем и не допускать его загрязнение, оказывать помощь терпящим бедствие морским и воздушным судам, не разрешать полеты своих воздушных судов без опознавательных знаков.

В соответствии со ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. свобода полетов над открытыми морями должна осуществляться с учетом заинтересованности всех других государств1.

Свобода воздушной навигации установлена и в воздушном пространстве над проливами, которые используются в целях международного мореплавания. Конвенция 1982 г. закрепила здесь право транзитного прохода (пролета), которое представляет собой реализацию свободы воздухоплавания при условии быстрого и непрерывного (беспосадочного) перемещения с соблюдением принятых ИКАО Правил полетов и соответствующих мер безопасности2.

     Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации - суверенное право каждого государства принимать меры технического, эксплуатационного, организационного, аэронавигационного и информационного характера, обеспечивающие выполнение международных и внутренних полетов без угрозы для жизни и здоровья людей, обязанность государства поддерживать высокий уровень безопасности в отношении любых полетов.

В соответствии с этим принципом государства обязаны: а) принимать меры по обеспечению технической надежности авиационной техники, аэропортов, вспомогательных служб и воздушных трасс; б) вести борьбу с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.

Первое направление предполагает принятие государством при регистрации воздушного судна предусматриваемых применимыми международными актами мер по обеспечению конструктивной и иных видов технико-эксплуатационной надежности самолетов, их оборудования, различной авиационной техники, четкой работы управляющих и вспомогательных служб – диспетчерских, метеорологических, радиолокационных и др.

Юридическое регулирование состоит в обеспечении безопасности полетов посредством применения административных, уголовно-правовых, гражданско-правовых и иных мер. Данное направление обеспечения безопасности гражданской авиации проявляется в организации на международном и национальном уровнях борьбы с незаконными актами, угрожающими воздухоплаванию. Нормативную основу для проведения мероприятий такого рода образуют двух- или многосторонние соглашения.

Практически во все двусторонние соглашения о воздушном сообщении включены положения о взаимных обязательствах по поддержанию должного уровня безопасности, а также процедуры сотрудничества по вопросам устранения или разрешения ситуаций, связанных с актами или угрозами незаконного вмешательства против безопасности гражданской авиации (статья 16 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о воздушном сообщении, заключённого в г. Санкт-Петербурге 23.11.2010; статья 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о воздушном сообщении, заключенного в г. Москве 14.01.1994; статья 13 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германии о воздушном сообщении, заключено в г. Бонне 14.07.1993 и т.д.).

В преамбуле Чикагской конвенции главной задачей провозглашено создание таких условий для международной гражданской авиации, при которых она может развиваться безопасным и упорядоченным образом.

 Выполнение данной задачи возложено на ИКАО. С этой целью государства в рамках ИКАО периодически, по мере необходимости, разрабатывают международные регламенты (правила, стандарты, рекомендации и т. д.), которые касаются: годности воздушных судов к полетам и квалификации летного и технического персонала; регистрации воздушных судов и бортовой документации; систем связи и аэронавигационных карт; характеристик аэропортов и посадочных площадок; правил полетов и практики управления воздушным движением, а также всех других вопросов, касающихся безопасности и эффективности аэронавигации.

В  целом регламенты ИКАО способствуют повышению безопасности и эффективности международной гражданской авиации, поскольку они содействуют практическому внедрению различными государствами единых или сходных летно-технических норм и правил полетов гражданских самолетов, основанных на новейших достижениях в области международной аэронавигации.

В связи со случаями захвата и угона гражданских воздушных судов, которые подрывали безопасность воздушных сообщений, в ИКАО было разработано специальное Приложение 17 к Чикагской конвенции — «Безопасность. Защита гражданской авиации от актов незаконного вмешательства». В приложении подчеркивается, что во всех вопросах, связанных с защитой международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, первостепенное значение имеет безопасность пассажиров, экипажа, наземного персонала и общества в целом.

 

В международно-правовой литературе высказывается мнение, согласно которому в рамках международного воздушного права действует еще один правовой принцип — принцип взаимности, который означает предоставление симметричных прав или преимуществ перевозчикам договорившихся государств с учетом взаимных интересов и возможностей, реальных обстоятельств, связанных с организацией регулярных полетов.

Принцип взаимности играет исключительно важную роль в защите и обеспечении экономических интересов как государства, так и авиаперевозчиков при осуществлении международных воздушных перевозок.

Специальные принципы международного воздушного права служат платформой для формирования и применения системы юридических норм, институтов или же процедур, в соответствии с которыми осуществляется практическая деятельность пользователей воздушным пространством.3

 

Глава 2. Краткая характеристика международных конвенций, направленных на обеспечение безопасности воздушных сообщений.

Одной из важнейших задач для обеспечения безопасности аэронавигации является закрепление в конвенционном порядке выше указанных принципов и норм, а также регулирование взаимоотношений, возникших между пользователями воздушной средой.

Основным документом в области международного воздушного права является Конвенция о международной гражданской авиации, заключенная в Чикаго в 1944 году, участниками которой являются свыше 160 государств, в том числе — с 1970 года — СССР (ныне — республики бывшего СССР).

Чикагская конвенция:

- является объединяющим международным  нормативным актом, на основе  которого развиваются, модифицируются  и разрабатываются новые нормативные  документы;

- регулирует и обеспечивает  единообразный технологический режим международной аэронавигации путем принятия стандартов и рекомендаций, разрабатываемых ИКАО;

- является уставом ИКАО, определяющим  долгосрочные и оперативные задачи  деятельности этой международной  организации, имеющей статус специализированного  учреждения ООН.

Информация о работе Специальные принципы международного воздушного права