Содержание международно-правового регулирования положения иностранных граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 18:35, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследовать правовой статус иностранных граждан.
Объектом данного исследования является правовой статус иностранных граждан.
Предметом данного исследования являются правовые нормы, регулирующие правовой статус иностранных граждан.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общие вопросы правового положения иностранцев………………………...4
2. Содержание международно-правового регулирования положения иностранных граждан…………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………...20

Файлы: 1 файл

Международное право.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

Международный кодекс прав человека. Всеобщая декларация прав человека 1948 г., положения которой приобрели значение обычных норм международного права, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах образуют группу основополагающих международных документов (также называемых международным кодексом (биллем) о правах человека), развивающих и конкретизирующих сформулированные в Уставе ООН требования к соблюдению и уважению прав человека, формирующих стандарты, из которых должно исходить национальное законодательство7.

Всеобщая декларация прав человека в ст. 1 провозглашает: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах". Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в этой Декларации, без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного происхождения. В статье 6 Декларации также устанавливается, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности. Все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона. Каждый человек имеет право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, ущемляющей права и свободы человека, изложенные в Декларации (ст. 7).

Для того, чтобы перевести эти идеи в более обязывающую форму, в 1966 г. были подписаны: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Государства-участники взяли на себя обязательства принять необходимые законодательные меры по обеспечению предусмотренных в Пактах прав и свобод. В отношении иностранных граждан они действуют частично, с учетом ограничений, вытекающих из статуса иностранца. Отличия в правах между гражданами и негражданами (иностранными гражданами и апатридами) опираются на нормы международного права, вытекают из самой природы гражданства как устойчивой правовой связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах следует, что каждый гражданин вправе принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей, допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе. В статье 12 этого Пакта определено: каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит в пределах этой территории право на свободное передвижение и свобода выбора места жительства; каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную; упомянутые права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в Пакте иными правами.

Развивающими эти основные акты и применимыми к регулированию правового положения иностранцев являются следующие международные договоры: Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.), Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него (1948 г.), Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973 г.), Конвенция о правах ребенка (1989 г.), Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990 г.) и некоторые другие.

Основным международным документом, непосредственно посвященным правовому положению иностранцев в принимающем государстве, является принятая 13 декабря 1985 г. Резолюцией Генеральной ассамблеи ООН 40/144 Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (далее – Декларация). Декларация была принята в целях обеспечения прав лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, и направлена на всестороннее регулирование проблем иностранных граждан.

Под категорией "иностранец" Декларация подразумевает любое лицо, не являющееся гражданином государства, в котором оно находится (ст. 1). Права, провозглашенные в Декларации, не должны толковаться как узаконивающие незаконное проникновение иностранца в государство, а также как ограничивающие право любого государства принимать законы и правила, касающиеся въезда иностранцев и условий их пребывания, или устанавливать различия между его гражданами и иностранцами (ч. 1 ст. 2). Каждое государство должно опубликовывать свое национальное законодательство или правила, касающиеся иностранцев.

Декларация обязывает иностранцев соблюдать законы государства пребывания и уважать обычаи и традиции народа этого государства (ст. 4). Принимающим государством для иностранцев могут быть установлены ограничения, которые необходимы в демократическом обществе для защиты государственной безопасности, общественной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения или прав и свобод. Они должны быть совместимы с правами, признанными в соответствующих международных документах.

Статья 5 Декларации закрепляет следующие права иностранцев, которыми они пользуются в соответствии с внутренним законодательством и с учетом соответствующих международных обязательств государства:

a) право на жизнь и личную  неприкосновенность; ни один иностранец  не может быть подвергнут произвольному  аресту или содержанию под  стражей; ни один иностранец не  должен быть лишен свободы  иначе как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом;

b) право на защиту от произвольного  или незаконного вмешательства  в личную и семейную жизнь  и в отношении жилища или  переписки;

c) право на равенство перед  судами, трибуналами и всеми другими органами и учреждениями, отправляющими правосудие, и, при необходимости, на бесплатную помощь переводчика при уголовном разбирательстве и когда это предусмотрено законом, при других разбирательствах;

d) право на выбор супруга, на брак, на создание семьи;

e) право на свободу мысли, мнения, совести и религии; право исповедовать  свою религию или убеждения  с учетом лишь таких ограничений, которые предусмотрены законом  и которые необходимы для защиты  общественной безопасности, порядка, здоровья или нравственности населения или основных прав и свобод других;

f) право на сохранение своего  родного языка, культуры и традиций;

g) право на перевод доходов, сбережений  или других личных денежных  средств за границу с учетом  внутренних валютных правил.

С учетом таких ограничений, которые предусмотрены законом и которые необходимы в демократическом обществе, иностранцы пользуются следующими правами:

a) правом покидать страну;

b) правом на свободное выражение  своего мнения;

c) правом на мирные собрания;

d) правом владеть имуществом  как единолично, так и совместно  с другими с учетом внутреннего  законодательства.

К числу гарантий, необходимых для осуществления определенных в Декларации основных прав и свобод, относятся: недопустимость произвольного лишения свободы, недопустимость вмешательства в личную и семейную жизнь и в отношении жилища и переписки; равенство перед органами, осуществляющими правосудие (п. "c" ст. 5); недопустимость пыток и жестокого обращения, а также недопустимость без согласия быть подвергнутым медицинским и научным опытам (ст. 6), недопустимость лишения имущества (ст. 9). К гарантиям следует отнести предоставление свободы общения с консульством или дипломатическим представительством государства, гражданином которого является иностранец (ст. 10)8.

В статье 7 Декларация регламентирует вопросы высылки, допуская возможность для иностранца "на представление доводов против своей высылки", а также право обжалования действий принимающего государства. Иностранец, на законном основании находящийся на территории государства, может быть выслан с территории этого государства только во исполнение решения, вынесенного в соответствии с законом. Если императивные соображения государственной безопасности не требуют иного, он имеет право: а) на представление доводов против своей высылки; б) на пересмотр своего дела компетентной властью или лицом (лицами), специально назначенными компетентной властью; в) быть представленным для этой цели перед этой властью. Запрещается индивидуальная или коллективная высылка иностранцев на основании расовой принадлежности, цвета кожи, религии, культуры, родового, национального или этнического происхождения.

В статье 8 Декларации за иностранцами, проживающими на законном основании на территории государства и при условии соблюдения законов государства, в котором они проживают или находятся (ст. 4), закрепляются следующие права, которыми иностранцы пользуются в соответствии с национальными законами:

a) право на условия труда, отвечающие  требованиям безопасности и гигиены, на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, в частности, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной оплатой за равный труд;

b) право вступать в профессиональные союзы и другие организации или ассоциации по своему выбору и участвовать в их деятельности;

c) право на охрану здоровья, медицинское  обслуживание, социальное обеспечение, социальное обслуживание, образование  и отдых при условии, что они выполняют требования согласно соответствующим правилам и что это не возлагает на ресурсы государства чрезмерного бремени.

Таким образом, Декларация представляет собой первый универсальный документ, рекомендации которого направлены на урегулирование вопросов, связанных с пребыванием (на законном основании) иностранцев в любом государстве. Декларация достаточно кратка в силу ограниченности круга прав, предоставляемых иностранцам национальным законодательством. Важной особенностью этого международного документа является акцент на преимуществе внутреннего законодательства в предоставлении иностранцам конкретных прав (ч. 1 ст. 5). Исходя из смысла Декларации, можно сделать вывод, что на первое место выдвигается вопрос об имплементации международных норм в национальное законодательство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Влияние международного права на национальные правовые системы постоянно возрастает и сегодня охватывает практически все сферы правового регулирования. Объективно это вызвано расширением международного общения и сотрудничества, развитием связей между государствами, а также гражданами разных государств и различными их объединениями. Возрастающая международная активность государства и его граждан требует сближения его внутренних правил с общепринятыми стандартами и положениями международного права. Российская Федерация, активно участвующая в международных отношениях и стремящаяся развивать свои международные связи, также не находится в стороне от этого процесса. При этом для правового регулирования ряда общественных отношений международное право имеет особое значение, и прежде всего это касается регулирования правового положения иностранных граждан, поскольку оно по своей природе тесно связано с международными и межгосударственными отношениями, а взаимовыгодное регулирование возможно на основе международных соглашений. Таким образом, рассмотрение вопроса правового регулирования положения иностранных граждан нельзя признать достаточно полным, если при этом не обратиться к международно-правовым аспектам его регулирования.

Нормы, касающиеся иностранных граждан, предусмотрены и в консульских конвенциях. Существуют соглашения со многими государствами о выдаче на основе взаимности многократных виз на въезд и выезд сотрудникам посольств, журналистам и членам их семей. С рядом стран заключены соглашения о взаимных безвизовых поездках граждан по служебным, общественным, личным делам и в качестве туристов. Нормы, относящиеся к иностранным гражданам, имеются также в соглашениях об экономическом и техническом сотрудничестве, торговых соглашениях, соглашениях о морском и торговом судоходстве, воздушном сообщении, культурном и научном сотрудничестве в области международного туризма и др.

На основании всех этих международных договоров складывается современная система, и определяются основы административно-правового регулирования положения иностранных граждан в Российской Федерации.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Богуславский М.М. Международное частное право. - М., 2009.
  2. Звеков В.П. Международное частное право: Учебник. - М.: Юрист, 2012.
  3. Лукашук И.И. Глобализация, государство, право. XXI век. - М., 2010.
  4. Лукашук И.И. Конституции государств и международное право. - М., 2008.
  5. Манолов К.И. Юридические основы регулирования международно-правового статуса иностранцев. - Тверь, 2013.
  6. Смирнова Е.С. Проблемы правового статуса иностранцев в условиях глобализации. - М., 2013.

Размещено на Allbest.ru

1 Богуславский М.М. Международное частное право. - М., 2009. – С. 244

2 Манолов К.И. Юридические основы регулирования международно-правового статуса иностранцев. Тверь, 2013. - С. 29.

3 Смирнова Е.С. Проблемы правового статуса иностранцев в условиях глобализации. - М., 2013. - С. 113.

4 Конституционное право зарубежных стран / Под ред. М.В. Баглая, Ю.Н. Лейбо, Л.М. Энтина. - М., 2009. - С. 90.

5 Лукашук И.И. Конституции государств и международное право. - М., 2008. - С. 10.

6 Лукашук И.И. Глобализация, государство, право. XXI век. - М., 2010. - С. 36.

7 Звеков В.П. Международное частное право: Учебник. - М.: Юрист, 2012. - С. 78.

8 Смирнова Е.С. Проблемы правового статуса иностранцев в условиях глобализации. - М., 2013. - С. 113.

 


Информация о работе Содержание международно-правового регулирования положения иностранных граждан