Содержание международно-правового регулирования положения иностранных граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 18:35, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследовать правовой статус иностранных граждан.
Объектом данного исследования является правовой статус иностранных граждан.
Предметом данного исследования являются правовые нормы, регулирующие правовой статус иностранных граждан.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общие вопросы правового положения иностранцев………………………...4
2. Содержание международно-правового регулирования положения иностранных граждан…………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы…………………………………………...20

Файлы: 1 файл

Международное право.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение

 

Вопрос правового регулирования положения иностранных граждан следует рассматривать в контексте соотношения частного и публичного права, поскольку лишь в этом случае отчетливо определяется сфера действия такого регулирования и соответственно его дальнейшее развитие.

Сегодня еще широко распространены популярные в период начала экономических реформ 90-х годов представления о том, что обеспечение интересов личности осуществляется в рамках частного права, а публичное право обеспечивает интересы государства и общества, часто даже в противовес интересам личности.

Цель данной работы – исследовать правовой статус иностранных граждан.

Объектом данного исследования является правовой статус иностранных граждан.

Предметом данного исследования являются правовые нормы, регулирующие правовой статус иностранных граждан.

При проведении исследования применялись такие методы научного познания, как сбор и анализ эмпирических данных, анализ методологической базы путем изучения учебной, научной, монографической и периодической литературы.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, два вопроса теоретической части, заключение и список использованной литературы.

 

 

1. Общие вопросы правового положения  иностранцев

 

Термин "физические лица" применяется в гражданском законодательстве и в международных соглашениях для обозначения людей как субъектов права. Понятие физического лица позволяет отграничить этих субъектов частноправовых отношений от лиц юридических. С позиций международного частного права к физическим лицам относятся все участники соответствующих правоотношений независимо от их гражданства, это могут быть российские граждане, граждане других государств и лица без гражданства. Иностранными гражданами признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства – это лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Для проблематики международного частного права имеют значение и определение понятий беженца и переселенца.1

Нормами международного частного права регулируются имущественные, личные неимущественные, семейные, трудовые и процессуальные права иностранцев.

Актуальность определения правового положения иностранцев в России и российских граждан за пределами России не подлежит сомнению. Это можно объяснить тем, что само число приезжающих в нашу страну и проживающих в ней иностранцев резко увеличилось, что, в свою очередь, определяется отменой многих административных ограничений и запретов для въезда и передвижения иностранцев, открытостью российской экономики для зарубежных инвесторов и предпринимателей, изменением порядка внешнеторговой деятельности, долгосрочным пребыванием большого числа строителей, рабочих иных профессий, специалистов из других стран, а также бурным развитием туризма.

Резко возросла и иммиграция российских граждан за границу, прежде всего в США, Израиль, Германию, Нидерланды и в ряд других государств. В одних случаях они уезжают для временного пребывания за рубежом с целью учебы, занятия научной, артистической, спортивной или иной профессиональной деятельностью, на лечение и отдых, в других – они встали на путь изменения постоянного места жительства, при этом в течение определенного периода такие лица сохраняли российское гражданство. Рост числа смешанных браков также приводит к увеличению числа российских граждан, выезжающих за границу.

Известно, что после распада СССР более 25 млн. людей стали нашими соотечественниками за рубежом, оказавшись за пределами своей Родины и неожиданно для самих себя превратившись в "национальные меньшинства" даже в тех государствах, где русскоязычное население составляет преобладающую или значительную часть. Защита прав соотечественников и русскоязычного населения в странах СНГ и Балтии стала важнейшей задачей российского государства и его внешней политики. В 1996 г. Правительством РФ была принята Программа мер по поддержке соотечественников за рубежом и в 1999 г. – специальный Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".

Основополагающее значение для определения правового положения иностранцев в любой стране должны иметь общепризнанные принципы и нормы общего международного права о правах и свободах человека.

Общепризнанные принципы и нормы международного права содержатся во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах и Факультативных протоколах к этому Пакту, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека.

Реализация и соблюдение прав человека, предусмотренных международным правом, таких как право покидать свою страну и возвращаться в нее, признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он ее гражданином, иностранным гражданином или лицом без гражданства, приобретают в современных условиях существенное значение. К лицам, в отношении которых действуют нормы международного частного права, с учетом специфики их правового положения относятся не только иностранные граждане, но и лица без гражданства, беженцы, лица, которым предоставляется политическое убежище, перемещенные лица и др.2

В соответствии с Конституцией в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (п. 1 ст. 17).

На необходимость применения судами международно-правовых документов о правах человека было обращено внимание Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия".

Во многих государствах применяется понятие "право иностранцев", которое сводится к определению особого режима для иностранцев в области публичного права. Обычно "право иностранцев" состоит из правил, касающихся поселения, поступления на работу и т.д. Имеется и точка зрения, согласно которой под "правом иностранцев" следует вообще понимать сумму норм, ограничивающих права иностранцев. Ограничения касаются главным образом права передвижения, права заниматься определенными профессиями, права приобретения недвижимости.

Есть страны, в которых традиционно "положение иностранцев" (la condition des etrangers) включается в международное частное право. Это Франция и страны, правовая система которых формировалась под влиянием французского права. В большинстве же современных государств, и в частности тех, где эта область детально регулируется (ФРГ, Австрия и др.), право иностранцев рассматривается как подотрасль административного права.

Таким образом, "право иностранцев" – это комплекс норм, определяющих специальный статус иностранцев, это не нормы коллизионного характера, а исключительно материально-правовые, регулирующие соответствующие отношения по существу. Обычно "право иностранцев" определяет правовой статус иностранцев как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле – это нормы в основном административно-правового характера; они касаются отличий правового статуса иностранца от правового статуса отечественных граждан. В широком смысле – это комплекс всех норм, определяющих статус иностранца в любом отношении: как устанавливающих отличия, так и признающих равный режим с отечественными гражданами, в том числе необходимых для осуществления деятельности иностранца как такового в пределах данного государства.

Во многих странах имеется подробно разработанное законодательство об иностранцах, в том числе и в тех, которые относятся к англо-американской системе "общего права" (common law). Но есть также страны, как, например, ФРГ, в которых традиционно право иностранцев отграничивается от международного частного права и в то же время регулируется отдельным законом (Законом об иностранцах 1990 г. в редакции 2004 г.), содержащим административно-правовые нормы.

В России и в других государствах СНГ, в КНР "право иностранцев" не считается самостоятельной отраслью в системе права. Это объясняется тем, что по предмету регулирования соответствующие нормы относятся к различным отраслям права: государственному, административному, гражданскому, трудовому, семейному, уголовному, процессуальному и т.д.

При решении коллизионных вопросов в законодательстве и доктрине ряда государств широко используется понятие личного закона физического лица (lex personalis), который призван регулировать все основные вопросы правосубъектности такого лица. Наибольшее распространение для определения такого закона получило применение принципа закона гражданства лица (lex patriae) в ФРГ, Австрии, Италии и других европейских странах. Однако в США, Англии и иных странах "общего права", а также в некоторых других государствах используются не привязки к закону гражданства, а привязка к закону места жительства (lex domicilii) или же смешанные системы. Так, по Закону о международном частном праве Эстонии 2002 г. в отношении лиц, имеющих гражданство нескольких государств, применяется гражданство того государства, с которым лицо имеет наиболее тесную связь, в отношении лиц без гражданства либо беженцев вместо гражданства применяется закон места жительства лица. Однако в отношении правоспособности и дееспособности физического лица, согласно этому Закону, применяется право государства места жительства данного лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Содержание международно-правового  регулирования положения иностранных  граждан

 

Для Российской Федерации систему международно-правовых норм, в части касающейся административно-правового регулирования положения иностранных граждан, можно представить в следующем виде:

- многосторонние международные  договоры, посвященные правам и  свободам человека и гражданина;

- международные договоры, определяющие  принципы правового регулирования  положения иностранных граждан; конвенции, касающиеся регулирования  положения иностранных граждан, разработанные и заключенные  в рамках МОТ;

- многосторонние договоры и  соглашения, заключенные в рамках межгосударственных объединений (для Российской Федерации это договоры, подписанные в рамках участия в Совете Европы, Содружестве Независимых Государств), касающиеся прав и свобод человека и гражданина, регулирующие правовое положение граждан государств СНГ в государствах-участниках;

- договоры, определяющие союзные  отношения Российской Федерации  и Республики Беларусь (Договор  о создании Союзного государства 1999 г., Соглашение о создании равных  условий субъектам хозяйствования 1998 г., Договор о равных правах граждан 1998 г.);

- двусторонние договоры Российской  Федерации о правовой помощи  по гражданским, семейным, уголовным  делам (по гражданским и уголовным  делам);

- консульские конвенции Российской  Федерации.

При анализе содержания международно-правовых норм, применимых к отношениям с участием иностранных граждан и формирующих основы административно-правового регулирования их статуса, можно выделить соответственно три группы:

1) нормы, посвященные правам и  свободам человека;

2) нормы, определяющие принципы административно-правового регулирования положения иностранных граждан на территории принимающего государства;

3) нормы, касающиеся административно-правового  положения отдельных категорий  иностранных граждан, нуждающихся  в особом регулировании и (или) защите (беженцы, национальные меньшинства, трудовые мигранты и т.п.). право иностранный гражданин статус

Многосторонние международные договоры, посвященные правам и свободам человека. Система международных норм, посвященных правам и свободам человека, а также правовые гарантии его защиты являются общим исходным началом и обязательным условием при формировании правового статуса иностранного гражданина и граждан принимающего государства. На иностранного гражданина полностью распространяются принципы защиты прав человека, которые проистекают из его существования как личности, а не из членства в каком-либо сообществе или государстве3. Общепризнанно, что права человека, в какой бы стране мира он ни проживал, находятся не только под защитой конституции и всей правовой системы этой страны, но и всего мирового сообщества4. В то же время недопустимо злоупотребление правами человека в ущерб правам народа и государства. Принцип демократии предполагает не противопоставление прав народа, человека и государства, а их гармонизацию5.

В международно-правовом регулировании прав и свобод человека можно выделить группу основополагающих актов (Устав ООН 1945 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международные пакты 1966 г.) и сложившуюся вокруг них систему международных договоров, регулирующих отдельные вопросы правового положения личности, развивающих и конкретизирующих требования этих основополагающих актов к соблюдению и уважению прав человека.

Устав ООН. Основой для современного международного права является требование ООН о всеобщем уважении к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. С принятием Устава ООН, занявшего позицию защиты прав человека и народа, была ограничена правовыми рамками свобода действий государства в международных отношениях и внутри страны.6

Устав ООН закрепил исходные начала о статусе личности. В статье 1 Устава в качестве цели ООН называется осуществление международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии, а в ст. 55 Устава говорится, что ООН содействует всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех.

Информация о работе Содержание международно-правового регулирования положения иностранных граждан