Проблема отграничения международных правонарушений от смежных деяний

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:29, контрольная работа

Краткое описание

Сущность недружественных актов и преступлений международного характера. Международное право не содержит запретов совершения недружественных актов, поэтому основную роль в урегулировании всех возникающих с ними проблем играют моральные и политические средства. Главный отличительный признак таких преступлений. Современное международное право запрещает насильственное изменение государственной территории. Межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Оглавление

1. Проблема отграничения международных правонарушений от смежных деяний 3
2. Территория в международном праве 5
2.1 Понятие территории в международном праве 5
2.2 Классификация территорий по правовому режиму 7
3. Правовой статус Европейского суда по правам человека 16
Список использованной литературы: 23

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Международному праву.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

     - возвращение территории в результате восстановления исторических прав на незаконно отторгнутые ранее части территории (по соглашению между СССР, США и Англией от 11 февраля 1945 года Советскому Союзу были возвращены Южный Сахалин и Курильские острова; по Потсдамскому соглашению Польше были возвращены исконно польские земли к востоку от Одер-Нейсе);

     - обмена государственными территориями по соглашению сторон (в 1954 году СССР и Иран обменялись участками своей территории);

     - применение мер ответственности за агрессию (отторжение Пруссии от Германии в 1945 г. и передача Восточной Пруссии Польше и СССР);

     - цессии - уступки права на территорию (в настоящее время не используется);

     - аренда территории - это временное предоставление одним государством другому государству права пользоваться на договорных началах частью своей территории (аренда США кубинской базы в Гуантанамо сроком на 99 лет; Диего-Гарсиа - сроком на 50 лет).

     30 марта 1867 года Россия продала США Аляску (вместе с Алеутскими островами) - за 7,2 млн. долларов (около 11 млн. золотых рублей). В 1803 году США купили у Франции Луизианну, в 1916 г. у Дании - группу Антильских островов.

     Пределы территориального верховенства государства  обозначены государственными границами1.

     2. Территории со  смешанным режимом - это территории, где действует одновременно нормы международного права и национального законодательства прибрежного государства. Они не входят в состав государственной территории, на них не распространяется суверенитет государства, но прибрежные страны имеют здесь суверенные права на разведку и разработку ресурсов, охрану окружающей среды.

     Условно территории со смешанным режимом  можно подразделить:

     - прилежащие, исключительные экономические зоны и континентальный шельф. Эти районы не находятся под суверенитетом государств и не входят в состав государственной территории, но каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и экономической морской зоны и на охрану природной среды (объем этих прав определяет Конвенция о континентальном шельфе 1958 года и Конвенция по морскому праву 1982 года);

     - международные реки, международные проливы, перекрываемые территориальными водами прибрежных государств и международные каналы, входящие в состав территорий государств.

     3. Территории с международным  режимом - это территория не входящая в состав государственной территории: водные пространства за пределами исключительных экономических зон; международный район морского дна; воздушное пространство за пределами государственной территории, Антарктика; космическое пространство и небесные тела, находящиеся в нем. Эта часть земной территории находится в общем пользовании государств и регулируется нормами международного права.

     Антарктика как пространство с особым международно-правовым режимом - это район южнее 60-й параллели южной широты, включающий материк Антарктида, шельфовые ледники и прилегающие воды.

     Международно-правовой режим Антарктики регулируется Договором 1959 года об Антарктике. В конференции участвовали 12 государств, в том числе которые выдвигали в разное время территориальные претензии на антарктические районы (Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Чили), так и государства не признавшие этих претензий (СССР, Бельгия, США, ЮАР и Япония).

     Договор не признает суверенитета какого-либо государства в каком-либо районе Антарктики. Вместе с тем договор не отрицает территориальных претензий, он их «заморозил», пока он находится в силе.

     Важнейшим результатом Вашингтонской конференции  явилась разработка и закрепление в Договоре основных правовых принципов деятельности в этом районе:

     1. Принцип мирного использования Антарктики, что проявляется в запрещении любых мероприятий военного характера, включая создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия. Таким образом, Антарктика не может стать местом военных действий и вооруженных конфликтов. Однако Договор не препятствует использованию военного персонала или оснащения для научных исследований или для любых других мирных целей.

     Запрещены любые ядерные взрывы и удаление в этом районе радиоактивных материалов.

     2. Принцип свободы научных исследований и международного сотрудничества в этой сфере. Он означает, что указанная деятельность может осуществляться любым государством на равноправной основе с другими участниками Договора.

     Процедура сотрудничества может выражаться в  обмене информацией относительно планов научных работ, научным персоналом между экспедициями и полярными  станциями, данными и результатами научных исследований и обеспечении свободного доступа к ним.

     Договор об Антарктике отводит существенную роль механизму обеспечения соблюдения, а также совершенствования и  конкретизации положений договора. Одним из важнейших элементов этого механизма являются Консультативные совещания участников договора, созываемые один раз в два года, не считая специальных сессий. Такие совещания созываются для обмена информацией, взаимных консультаций по вопросам Антарктики, а также разработке и рекомендации правительствам государств-участников мер, содействующих осуществлению принципов и целей договора.

     Другим  важным элементом механизма обеспечения  соблюдения договора является система инспекций.

     Каждое  государство, имеющее статус участника Консультативных совещаний, вправе назначить из числа своих граждан наблюдателей. Каждый наблюдатель имеет полную свободу доступа в любое время в любой или все районы Антарктики. Все районы Антарктики, включая все станции, установки и оборудования, морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки груза или персонала, всегда открыты для инспекции.

     Наблюдение  с воздуха может производиться  в любое время над любым  районом Антарктики каждой стороной, имеющей право назначать наблюдателей.

     Положения Договора об Антарктике получили развитие и дополнение в ряде других международных соглашений. Так, Конвенция о сохранении тюленей в Антарктике 1972 года разрешила отлов только 3 из 6 видов антарктических тюленей, определив при этом допустимые уровни их добычи, лимиты вылова по полу, размеру и возрасту.

     В 1980 году была заключена Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики, представляющая собой первый международно-правовой документ, базирующийся на экосистемном подходе, то есть исходящий из понимания необходимости комплексной защиты биоресурсов антарктических морей как единой, целостной системы. Конвенцией учреждена Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики, управомоченная выполнять научно-прикладные, информационные, организационные и контрольные функции.

     Условия и порядок разработки ископаемых природных ресурсов Антарктики определяется Конвенцией по регулирования освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 году. Однако она в силу не вступила в виду отрицательного отношения к ней большинства стран, особенно развивающихся.

     В 1991 году в Мадриде принят Протокол по охране окружающей среды (РФ ратифицировала 24 мая 1997 году), которым Антарктика провозглашена международным заповедником. Статья 7 Протокола запрещает любую деятельность в отношении минеральных ресурсов, за исключением научных исследований.

     Территории с особым международным режимом - демилитаризованные зоны и зоны мира. В их состав могут входить территории 1 категории или территории первых 3 категорий одновременно: Шпицберген, Аландские острова, Панамский и Суэцкий каналы2.

     Демилитаризация - это особый договор на установленный правовой режим определения районов, территорий и космических тел, в соответствии с которым там запрещаются все виды и формы военной деятельности.

     Так, в соответствии с Соглашением  СССР и Финляндией об Аландских островах 1940 году Финляндия обязалась демилитаризовать эти острова, не укреплять острова и не предоставлять их для вооруженных сил других государств. Также на архипелаге Шпицберген по Договору 1920 года не допускается создание морской базы и строительство каких-либо укреплений.

     По  мирному договору с Италией 1947 году были демилитаризованы важные в стратегическом отношении острова Средиземного моря, принадлежащие Греции (Договор о Деканезских островах), Италии (Планоза, Пантеллерия), Югославии (остров Пелагоза). Частично демилитаризованы острова Сардиния, Сицилия, но на севере Сардинии расположена морская база для американских подводных ракетоносцев и вблизи Комизо (Сицилия) - нарушение мирного договора с Италией 1947 г. Нередко демилитаризация дополняется нейтрализацией.

     Нейтрализация - особый, договор на устанавливаемый правовой режим определения территории, пространственных сфер и космических тел, в соответствии с которым там запрещается ведение военных действий и использование их в качестве базы для ведения войны: архипелаг Шпицберген, Антарктика, Луна и другие тела, зоны Суэцкого и Панамского канала и безъядерные зоны.

 

      3.  Правовой  статус Европейского  суда по правам  человека

 

     Согласно части 3 статьи 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Одним из таких органов является Европейский Суд по правам человека, образованный в рамках Совета Европы.

     Правовой  базой для его создания послужила  Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, вступившая в силу 3 сентября 1953 года3. По замыслу ее авторов этот документ не мог быть лишь слегка измененной копией Всеобщей декларации. Конвенция была призвана внести нечто новое в складывающуюся систему международно-правовой защиты прав человека. Этот замысел реализовался в учреждении наднациональной юрисдикции.

     Обязательства, вытекающие из положений Конвенции, представляют собой комплексный  механизм обеспечения соблюдения определенных стандартов в области прав и свобод человека. Конвенция и 13 Протоколов к ней содержат нормы, позволяющие  добиваться эффективного соблюдения положений посредством деятельности специальных контрольных органов4.  Таким органом стал учрежденный в 1959 году Европейский Суд по правам человека5. Следует заметить, что у граждан России возможность использовать этот механизм появилась сравнительно недавно: всего 5 лет назад.

     Европейский Суд по правам человека коренным образом  отличается от органов, действующих  на внутригосударственном уровне. Основные особенности заключаются в следующем:

     - круг дел, рассматриваемых судом, ограничен только случаями нарушения прав, которые перечислены в Конвенции и Протоколах к ней;

     - жалоба подается только на неправомерные действия официальных властей, то есть против соответствующего государства;

     - четко определен круг субъектов, участвующих в судебном разбирательстве: заявитель - только лицо, чье право непосредственно нарушено; другая сторона - государство, точнее, его органы, виновные в допущенном нарушении права, представляемое специально уполномоченным на то лицом (либо - при рассмотрении так называемых межгосударственных жалоб - с обеих сторон выступают государства);

     - особая процедура рассмотрения дела;

     - значимость решений суда по конкретному делу: нередко эти решения воздействуют не только на государство - ответчика по делу (для которого являются обязательными), но и на право и судебную практику других государств - участников Конвенции.

     Таким образом, можно говорить о Европейском  Суде по правам человека как об отдельном  виде судопроизводства.

     Сотрудничество  между Советом Европы и СССР и затем с Россией ведет свой отсчет с 1989 года, когда Парламентская Ассамблея Совета Европы установила связи с Верховным Советом СССР, предоставив ему статус специально приглашенного члена. В январе 1992 года этот статус был передан Верховному Совету РФ.

     7 мая 1992 года Россия подала заявку на вступление в Совет Европы в качестве полноправного члена, официальная церемония принятия состоялась 28 февраля 1996 года. Тогда же Россией были подписаны Конвенция и ряд Протоколов к ней. Федеральным законом от 30.03.98 г. N 54-ФЗ они были ратифицированы (с оговоркой и заявлениями).

Информация о работе Проблема отграничения международных правонарушений от смежных деяний