Правовое регулирование международных трудовых отношений и условий труда иностранцев

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 13:47, реферат

Краткое описание

Интернационализация производства, происходящая в XX веке, усилила миграцию населения. Социально - экономические причины пользования иностранной рабочей силы в каком-либо государстве и положение труда рабочих и специалистов одной страны за ее пределами, пребывание за рубежом с целью получения образования и обучения отличаются от причин миграции населения по национальному признаку, в целях воссоединения семьей, в результате последствий военных действий, изменений в характере политического строя.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..………..……. 3
1.ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ИНОСТРАНЦЕВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………..….5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...…..12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………13

Файлы: 1 файл

реферат мчп.docx

— 30.93 Кб (Скачать)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Полоцкий государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра гражданского права

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Международное частное право»

Тема: «Правовое регулирование международных трудовых отношений и условий труда иностранцев»

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент, группа            (подпись) (И.О. Фамилия)

 

Руководитель:

Ассистент кафедры

Гражданского права                                          

(подпись) (И.О. Фамилия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новополоцк 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..………..……. 3

1.ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА  ИНОСТРАНЦЕВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………..….5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...…..12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Интернационализация производства, происходящая в XX веке, усилила миграцию населения. Социально - экономические причины пользования иностранной рабочей силы в каком-либо государстве и положение труда рабочих и специалистов одной страны за ее пределами, пребывание за рубежом с целью получения образования и обучения отличаются от причин миграции населения по национальному признаку, в целях воссоединения семьей, в результате последствий военных действий, изменений в характере политического строя. Однако конечным результатом этих миграций является образование значительной прослойки иностранных граждан, постоянно или временно находящихся на территории соответствующей страны и вступающих в этой стране в трудовые отношения с местными работодателями.

Многие государства ограничивают въезд, допуск иностранца в страну зависит от получения им разрешения на поступление на работу. Такие разрешения требуются по законодательству ФРГ, Франции, Великобритании, США, Австрии и других государств.

Так, в Кодексе труда Франции имеется специальный раздел, который называется «Иностранная рабочая сила и защита интересов национальной рабочей силы». Нормы этого раздела касаются доступа иностранцев к работе во Франции. Согласно ст. 341-2, для въезда в страну с целью поступления на работу по найму иностранец кроме документов и виз, требующихся в соответствии с действующими международными договорами и правилами, должен представить трудовой договор, завизированный административными властями, или разрешение на работу и медицинский сертификат. В разделе также предусмотрены, охрана прав иностранца, нанятого в нарушение установленных правил, порядок взимания штрафа с нанимателя, нарушившего установленный порядок приема иностранца; запрет осуществлять незаконные взимания с иностранных работников в пользу нанимателя. Все операции во Франции, связанные с приемом на работу и въездом иностранцев, возлагаются исключительно на Национальное управление по иммиграции.

В CШA, Австрии, Швеции и в ряде других стран установлены ежегодные квоты на въезд иностранцев, в том числе и для лиц, специально приезжающих для работы в соответствующей стране.

В этой связи определенное значение приобретает заключение Беларусью межправительственных соглашений о предоставлении нашим гражданам определенных квот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ИНОСТРАНЦЕВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Правовое регулирование труда иностранцев в Республике Беларусь осуществляется Конституцией Республики Беларусь, Трудовым кодексом, Законом Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 4 января 2010 г., Законом Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» от 30 декабря 2010 г. и иными нормативно-правовыми актами [1; 2; 3; 4]. В отношении иностранцев действует положение ст. 11 Конституции Республики Беларусь, устанавливающее национальный режим применительно к их правам и обязанностям, которое распространяется и на сферу трудовых отношений с участием иностранцев [1]. В Трудовом кодексе не выделено специально регулирование трудовых отношений с участием иностранцев, но права и обязанности, содержащиеся в Кодексе, в полном объеме действуют и в отношении иностранцев в случае их трудовой деятельности на территории Республики Беларусь. В соответствии со ст. 11 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»  постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы имеют право заниматься трудовой и предпринимательской деятельностью наравне с гражданами Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами, с учетом ограничений, которые действуют для иностранцев в отношении занятия должностей, назначение на которые требует принадлежности к гражданству Республики Беларусь [3]. В частности, иностранные граждане не могут быть в Республике Беларусь судьями, занимать должность прокурорского работника, следователя, нотариуса, должностного лица таможенных органов. Для временно пребывающих и временно проживающих иностранцев порядок занятия трудовой деятельностью определяется специальными законодательными актами Республики Беларусь [5, с. 351]

Временно пребывающие и временно проживающие иностранцы не вправе осуществлять в Республике Беларусь предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если иное не установлено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. Непосредственное правовое регулирование труда иностранцев со-держится в Законе Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. «О внешней трудовой миграции» [4]. В Законе содержится определение: трудящийся-иммигрант – это иностранец, не имеющий разрешения на постоянное про-живание в Республике Беларусь, въехавший в Республику Беларусь и осу-ществляющий трудовую деятельность по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь либо осуществляющий такую деятельность. В качестве основных принципов внешней трудовой миграции в Законе названы: добровольность; недопустимость незаконной внешней трудовой миграции; защита рынка труда Республики Беларусь; недопустимость найма трудящихся-эмигрантов и трудящихся-иммигрантов на условиях, уни-жающих их человеческое достоинство и наносящих вред здоровью; недо-пустимость дискриминации трудящихся - эмигрантов и трудящихся-мигрантов по каким-либо основаниям; недопустимость подмены трудовых отношений, основанных на трудовых договорах, обязательствами, возни-кающими из гражданско-правовых договоров Республики Беларусь [5, с. 352].

 Трудоустройство  иностранцев в Республике Беларусь  может осуществляться как при  содействии юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или иностранных организаций, оказывающих услуги по подбору персонала, так и самостоятельно. В Законе «О внешней трудовой миграции» названы следующие условия трудовой деятельности трудящихся-мигрантов в Республике Беларусь: 1) если занятие свободных рабочих мест (вакансий) не может быть обеспечено гражданами и иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь; 2) получение трудящимися-иммигрантами специального разрешения и заключение трудового договора. Закон предусматривает возможность установления Советом Министров Республики Беларусь с учетом государственных интересов и ситуации на рынке труда Республики Беларусь квот на привлечение иностранцев в Республику Беларусь для осуществления трудовой деятельности. Наниматель Республики Беларусь обязан получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, если количество иностранцев у нанимателя превышает десять человек [4]

 Порядок получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы определен в Инструкции о порядке выдачи разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь. Разрешение на привлечение иностранцев для осуществления трудовой деятельности выдается нанимателю Департаментом по гражданству и миграции при наличии заключения областного или Минского городского комитета по труду, занятости и социальной защите населения. Для получения разрешения наниматель или его представитель подает в Департамент по гражданству и миграции заявление установленной формы, а также другие документы. Каждый трудящийся-иммигрант обязан получить специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь. Заявление о выдаче специального разрешения подается нанимателем либо его представителем в подразделение по гражданству и миграции по месту государственной регистрации нанимателя Республики Беларусь. Для получения заключения о возможности осуществления иностранцем трудовой деятельности в Республике Беларусь подразделение по гражданству и миграции направляет запрос в орган по труду, занятости и социальной защите по месту государственной регистрации нанимателя. Прием на работу иностранцев без специального разрешения влечет к административной ответственности нанимателей [6].

 Наниматель  обязан заключить трудовой договор  с трудящимся-иммигрантом. В договоре, помимо сведений и условий, предусмотренных  частью второй ст. 19 Трудового  кодекса Республики Беларусь, также  должны быть указаны: – порядок, условия прекращения, изменения  и продления трудового договора; – условия переезда в Республику  Беларусь, питания, проживания, медицинского  обслуживания трудящегося-мигранта. Трудовой договор должен быть  заключен в письменной форме  на русском или белорусском  языке, а также на родном или  понятном для трудящегося-иммигранта  языке. Трудящимся-иммигрантам при осуществлении трудовой деятельности в Республике Беларусь гарантируется: – равное с гражданами и иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь, вознаграждение за труд равной ценности; – выплаты, предусмотренные законодательными актами для граждан в связи с утратой ими здоровья, профессиональной трудоспособности или их смертью вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; – информирование подразделениями по гражданству и миграции трудящихся-иммигрантов о правовом положении иностранцев в Республике Беларусь; – получение в государственных органах информации о законодательстве Республики Беларусь [2, с.110]

Взимание налогов с трудящихся-иммигрантов производится в соот-ветствии с налоговым законодательством Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь. В частности, Рес-публикой Беларусь заключен ряд межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения, сфера регулирования которых ох-ватывает и доходы, получаемые от трудовой деятельности за рубежом. Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» в качестве прав трудящихся-мигрантов определяет: – доступное медицинское обслуживание за счет собственных средств, средств нанимателей и иных источников; – пенсионное обеспечение в соответствии с международными договорами Республики Беларусь; – беспрепятственный перевод за пределы Республики Беларусь заработанных денежных средств в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь; – ввоз в Республику Беларусь инструментов и оборудования, необходимых для исполнения трудовых обязанностей; – осуществление иных прав в соответствии с законодательством Республики Беларусь. К обязанностям трудящегося-мигранта относятся: – соблюдение законодательства Республики Беларусь; – наличие специального разрешения на трудовую деятельность; – выезд за свой счет из Республики Беларусь после прекращения трудового договора, если не имеется иных оснований для пребывания в Республике Беларусь. Если провести сравнение законодательства Республики Беларусь, регулирующего труд иностранцев и нормы международных конвенций, то следует признать, что в белорусском законодательстве не нашли отражения такие важные моменты по регулированию труда иммигрантов, как предельный срок пребывания трудящихся-иммигрантов в стране, участие в профсоюзах и, соответственно, коллективная защита трудовых прав, возможность въезда в страну семьи иммигранта и другое [7, с.280].

В правовом регулировании международных трудовых отношений применительно к Беларуси значительную роль продолжают играть международные договоры. Речь идет, прежде всего, о договорах, содержащих как материально-правовые, так и коллизионные нормы.

В Итоговом документе Венской встречи представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (январь 1989 г.) обращено внимание на необходимость улучшения экономических, социальных, культурных и других условий жизни рабочих-мигрантов и их семей, которые на законных основаниях проживают в стране пребывания.

Согласно Всеобщей декларации прав человека, каждый человек «имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту oт безработицы».

Республика Беларусь ратифицировала Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, в котором содержатся нормы, предусматривающие право на справедливые и благоприятные условия труда. Как отмечено в этом документе, право да справедливые и благоприятные условия груда включает: а)вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, всем трудящимся справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности; б) условия работы, отвечающие - требованиям безопасности и гигиены; в) одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации; г) отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни [8].

В правовом регулировании международных трудовых отношений важную роль играют конвенции Международной организации груда (МОТ). Ими установлены минимальные стандарты трудовых отношений. Все конвенции МОТ представляют собой международные договоры, подлежащие ратификации странами-членами и последующему исполнению [9, с.465].

БССР вступила в МОТ в мае 1954 г. Республика Беларусь в соответствии с теорией континуитета является продолжателем членства в этой международной организации.

За время членства в МОТ Беларусь стала участницей 49 конвенций из 187 принятых Организацией за всю историю ее деятельности. Республика Беларусь в числе немногих стран ратифицировала все восемь ключевых конвенций, определенных Декларацией МОТ 1998 г. в качестве основополагающих в деле охраны труда, к которым относятся: № 29 Конвенция о принудительном или обязательном труде; № 87 Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию; № 98 Конвенция о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров; № 100 Конвенция о равном вознаграждении за труд; № 105 Конвенция об упразднении принудительного труда; № 111 Конвенция о дискриминации в области труда и занятости; № 138 Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу; № 182 Наихудшие формы детского труда.

Конвенция МОТ № 105 «Об упразднении принудительного труда» предложила государствам, ратифицировавшим эту конвенцию, упразднить принудительный труд и не прибегать в какой-либо его форме в качестве: а) средства политического воздействия, воспитания или наказания; б) использования рабочей силы для нужд экономического развития; в) средства поддержания трудовой дисциплины; г) средства наказания за участие в забастовках [10].

Конвенция МОТ № 131 «Об установлении минимальной заработной платы» обязывает государства-члены МОТ ввести систему установления минимальной заработной платы. При определении размера этого минимума государство должно учитывать: потребности трудящихся и их семей, платежеспособность предпринимателей, общий уровень заработной платы различных категорий трудящихся и данной стране, требования экономического развития [11].

Конвенция МОТ № 95 «Об охране заработной платы» содержит нормы, относящиеся к упорядочению и ограничению вычетов из заработной платы. В соответствии с данной Конвенцией вычеты из заработной платы разрешаются только при соблюдении условий и размеров, определяемых национальным законодательством или установленных коллективными договорами или арбитражными решениями [12].

Конвенцией МОТ № 47 «О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю» предложено сократить продолжительность рабочего времени до сорока часов в неделю без понижения жизненного уровня трудящихся [13].

Информация о работе Правовое регулирование международных трудовых отношений и условий труда иностранцев