Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 09:52, курсовая работа
Федерация (лат. foederatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.
Введение.
Раздел 1. Понятие, формирование и устройство федеративных государств
Глава 1. Понятие и признаки федеративных государств
Глава 2. Образование федераций
Глава 3. Особенности разграничения компетенции в федеративных государствах мира
Раздел 2. Правовое регулирование государственных образований в федеративных государствах
Глава 1. Субъекты федерации
Глава 2. Особенности регионального управления в федеративных государствах
Глава 3. Вопросы сецессии субъектов
Заключение
План
Введение.
Раздел 1. Понятие, формирование и устройство федеративных государств
Глава 1. Понятие и признаки федеративных государств
Глава 2. Образование федераций
Глава 3. Особенности разграничения компетенции в федеративных государствах мира
Раздел 2. Правовое регулирование государственных образований в федеративных государствах
Глава 1. Субъекты федерации
Глава 2. Особенности регионального управления в федеративных государствах
Глава 3. Вопросы сецессии субъектов
Заключение
Глава 1. Понятие
и признаки федеративных
государств
Федерация (лат. foederatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.
Семь из восьми крупнейших государств мира имеют федеративное устройство. Их общая территория охватывает половину всей площади Земли, а население превышает 1,5 млрд. человек. Всего в мире насчитывается 26 федеративных государств, занимающих 51,8% поверхности Земли, жители которых составляют 39% мирового населения. Среди них два крупных североамериканских государства - США и Канада, европейские - ФРГ, Австрия, Швейцария, Бельгия, ряд государств Афро-Азиатского региона (Индия, Танзания, Объединенные Арабские Эмираты, Папуа - Новая Гвинея и др.).
Федерация как форма государственного устройства обладает рядом специфических признаков:
1.
Федерацию составляют
2.
В отличие от унитарного
3.
Субъекты федерации не
4.
В большинстве зарубежных
5.
В большинстве зарубежных
6.
Отличительным признаком
В настоящее время бикамерализм (двухпалатная внутренняя структура парламента) принят практически во всех федеративных государствах (исключение — Федеративная Республика Коморские острова, где существует однопалатный парламент). При этом нижняя палата повсеместно- орган общенационального представительства и формируется путем выборов по территориальным избирательным округам. Верхняя палата, напротив, может быть выборной или невыборной, она обеспечивает представительство субъектов федерации. При этом в одних странах (США,Австралии, Бразилии, Мексике, Швейцарии и др.) устанавливается равное представительство субъектов федерации в верхней палате, в других (ФРГ, Канаде, Индии, Австрии) представительство субъектов федерации в верхней палате определяется в зависимости от численности населения в том или ином субъект государства.
7.
В федеративном государстве
Если законодательные органы субъектов федерации действуют строго в рамках компетенции этого субъекта, то исполнительная власть обладает более широкой компетенцией.
При
этом субъект федерации не имеет
права выхода из состава федерации
(сецессии) и, как правило, не может
быть субъектом международных
Глава 2.
Образование федераций
Федеративное государство по своей природе является более демократичным, чем унитарное, поэтому федерации в основном имеют республиканскую форму правления. Есть, однако, и исключения. К федерациям с монархической формой правления относятся такие страны, как Бельгия, Малайзия, Канада, Австралия (последние две по чисто формальным основаниям). В Бельгии, Канаде и Австралии субъекты федерации организуются по республиканскому типу, а в Малайзии часть субъектов имеет республиканскую форму правления, часть — монархическую.
Федеративное государство образуется:
1)
в результате договора между
независимыми субъектами о
2)
путем присоединения к
3)
в результате повышения
4)
путем эволюции конфедерации
в федеративное государство с
превращением прежде
Ситуация, при которой два государства совместно осуществляют контроль над третьим, предоставляя последнему определенную степень автономии, именуется кондоминиумом (например, Андорра, находящаяся под совместным контролем Франции и Испании).
По
особенностям конституционно-правового
статуса субъектов
Централизованные и децентрализованные федерации. При сохранении особенностей составных частей высока степень централизации, ограничиваются права субъектов федерации. В ином случае преобладает тенденция большего учета специфики различных федерации, расширения их прав. Это различие определяется не только путем анализа конституционных документов, но и реальным положением дел.
Также,
от федерации необходимо отличать унитарные
государства с элементами политической
автономии, децентрализованное государство,
иные виды образований, использующих принципы
федерализма. К таким образованиям
относятся: конфедерация, отличающаяся
от федерации более высокой
Глава
3.Особенности разграничения
компетенции в
федеративных государствах
мира
Необходимость
разграничения предметов
Для
разграничения компетенции
- дуалистического федерализма
- кооперативного федерализма
Первый исключает, а последний обязательно предполагает совместные полномочия.
Классифицировать
способы разграничения
1) Исключительные полномочия федерации
2) Исключительные полномочия субъектов
3) Совместная компетенция федерации и субъектов
4) Остаточные полномочия не охваченные ни одним из перечисленных элементов.
Сами способы также могут быть сведены к 5 способам разграничения:
1) Конституция устанавливает исключительную компетенцию федерации, а все остальные вопросы относит к ведению её субъектов. Сама компетенция зачастую устанавливается путем перечисления вопросов, относящихся к её исключительному ведению (так была установлена, например, в Танзании, в Конституции 1977г., аналогичным образом содержит в себе компетенцию федерации Конституция Эфиопии). Само по себе понятие «исключительная компетенция» означает, что только федеральные органы обладают властными полномочиями в отношении перечисленных в конституции предметов ведения. В этом случае дается перечень вопросов, по которым только федеральные органы могут принимать законы, регулировать эти сферы отношений. Компетенция федерации может быть определена и «негативным способом» - путем запрета субъектам федерации принимать законы по указанным в конституции вопросам. К исключительной компетенции федерации обычно относятся важнейшие вопросы государственной жизни, касающиеся всего государства как целого: оборона страны, руководство вооруженными силами, внешние сношения, денежное обращение, сбор важнейших налогов и сборов, организация федеральных государственных органов и т.д.
Информация о работе Правовое регулирование государственных образований в федеративных государствах