Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 12:59, реферат
Договоры заключаются для того, чтобы конкретно и четко определить взаимные права и обязанности сторон договора. Договорная форма закрепления международных отношений обусловливает стабильность международного правопорядка. Значение договоров определяется также и тем, что нет ни одной отрасли международного права, становление и развитие которой не связаны с договорами. Договоры как существенный элемент и залог стабильности правопорядка, как внутригосударственного, так и международного, образуют правовую основу отношений между государствами.
Право международных договоров представляет собой отрасль международного права, состоящую из норм и принципов, регламентирующих создание, действие и прекращение международных договоров.
Введение
1. Понятие и признаки международного договора
2. Классификация международных договоров
3. Стадии заключения международных договоров
4. Вступление договора в силу международных договоров
5. Недействительность международных договоров. Основания, порядок прекращения и приостановления
Заключение
Литература
Право международных
договоров
3.Согласие на
обязательность договора. С выражением
согласия на обязательность договора
связано вступление договора в силу. До
тех пор, пока государство не выразит свое
согласие на обязательность для него договора
в целом или его части, оно не будет связано
его положениями. В доктрине международного
права чаще всего указывают шесть наиболее
употребляемых способов выражения согласия
на обязательность договора, однако этот
перечень не является исчерпывающим, т.е.
возможны и другие
способы, о которых стороны могут договориться.
Наиболее распространенным способом выражения
согласия является подписание. Следует
различать подписание как способ выражения
согласия на обязательность договора
и подписание под условием последующей
ратификации, принятия, утверждения или
одобрения. Если в первом случае подписание
договора его участниками влечет за собой
его вступление в силу, то во втором случае
вступление в силу наступает только при
выполнении условия ратификации, принятия,
утверждения или одобрения. Необходимо
отличать подписание под условием ратификации
от упомянутого выше парафирования.
Под последним
принято понимать установление аутентичности
текста, окончательное согласование
текста международного соглашения, т.е.
согласие с текстом не идентично
с юридической точки зрения согласию
на обязательность договора. Как правило,
подписание как способ выражения согласия
на обязательность договора влечет за
собой вступление его в силу. В этом случае
в тексте договора прямо указывается,
что он вступает в силу со дня подписания.
Часто, однако, бывает
так, что в тексте договора отсутствуют
положения о его вступлении в
силу. Исходя из сложившегося в международной
практике правила, следует считать, что
такие договоры вступают в силу со дня
подписания. В российской практике значительное
большинство договоров заключается именно
путем подписания. Это связано с тем, что
по Конституции Президент и Правительство
наделены достаточно широкой собственной
компетенцией, в рамках которой они могут
принимать решения, влекущие за собой
обязательность договора для государства.
Двусторонние договоры подписываются,
как правило, представителями обоих договаривающихся
государств в одном месте и одновременно,
однако на практике встречались и случаи
подписания договора (главами двух государств
или их правительств) в каждой из столиц
и даже не в один день.
При подписании
двусторонних договоров должно соблюдаться
правило альтерната (т.е. очередности).
В экземпляре договора, предназначенном
для данного государства, его название
в заголовке, преамбуле и по всему тексту
помещается на первом месте, подписи уполномоченных
ставятся слева (в арабском тексте - справа).
Печать также ставится слева.
Многосторонний
договор может подписываться
в одном месте одновременно всеми
государствами, которые участвовали
в переговорах, но может быть открыт
для подписания в течение определенного
срока и в нескольких местах. Если
многосторонний договор составлен в нескольких
экземплярах и каждый имеет своего депозитария,
для участия в договоре достаточно подписи
под любым из них. Как правило, при подписании
многостороннего договора подписи ставятся
в порядке того алфавита, который выбран
участниками договора. В соответствии
со статьями 18 Венских конвенций 1969 и 1986
гг. государства или международные организации,
подписавшие договор под условием ратификации,
принятия или утверждения, обязаны воздерживаться
от действий, которые лишили бы договор
объекта и цели.
От указанных
действий государства или международные
организации обязаны
Обменное письмо
отличается от личной ноты тем, что
обмен письмами осуществляется не по
линии МИДа, а другими ведомствами.
Обычно обменное письмо составляется
от имени руководителя ведомства или его
заместителя и по форме напоминает личную
ноту. В основном путем обмена нотами или
письмами заключаются двусторонние договоры
технического характера (о безвизовых
поездках отдельных категорий граждан,
об условиях аренды зданий для нужд посольства
и т.д.).
Но в практике
встречаются и случаи обмена документами,
образующими договор, с большим
числом участников. По форме обменные
ноты или письма могут быть следующих
видов: 1) ноты (или письма), идентичные
по содержанию; 2) ноты (или письма), представляющие
собой предложение заключить договор
(с изложением его условий) и ответ на это
предложение с выражением согласия. Идентичными
по содержанию документами принято обмениваться
путем личного вручения в один и тот же
день. В тексте нот или писем, как правило,
подтверждается достижение договоренности
между двумя государствами (или их правительствами,
или ведомствами) по данному вопросу, и
излагаются условия такой договоренности.
Каждая сторона составляет ноту или письмо
на своем языке, но при этом прилагается
неофициальный перевод на язык другой
стороны.
Тексты должны
совпадать полностью. Обмен документами
в форме предложения и ответа на него происходит
следующим образом: в подобного рода ноте
или письме предлагается от имени своего
государства (его правительства или ведомства)
придти к договоренности по данному вопросу
и также излагаются ее условия. В заключительной
части принято говорить, что в случае согласия
другого государства (правительства, ведомства)
с изложенным в ноте данная нота и ответ
на нее составят договоренность между
двумя государствами (правительствами,
ведомствами), вступающую в силу с даты
ответной ноты. Ратификация международного
договора является окончательным его
утверждением высшим органом государства,
хотя это может быть обусловлено согласием
парламента. Ратификация происходит в
различных сторонах в различном порядке,
но этот порядок обязательно регламентируется
конституциями.
Так, Конституцией
США предусмотрено, что международные
договоры заключаются Президентом
при условии их одобрения двумя
третями присутствующих сенаторов
(разд. 2 ст. II). Сходное регулирование содержится
в Конституции Италии, согласно которой
ратификация осуществляется Президентом
при условии уполномочия его на это палатами
Парламента (ст. 80 и 87).
Во Франции в соответствии с Конституцией "Президент... ведет переговоры о заключении договоров и ратифицирует их" (ст. 50). На практике же в принципе порядок ратификации идентичен американскому, но с той разницей, что от имени президента договоры подписывают премьер-министр или министр иностранных дел, которые затем передают договор на рассмотрение парламента. В других государствах ведущая роль в процессе ратификации принадлежит парламенту (ФРГ, Венгрия и др.).
Право международных договоров
В России, в соответствии
с Федеральным законом "О международных
договорах Российской Федерации",
ратификация осуществляется Федеральным
Собранием Российской Федерации. Чаще
всего необходимость
В Российской Федерации
согласно ст. 15 Федерального закона "О
международных договорах Российской Федерации"
существует перечень международных договоров,
подлежащих обязательной ратификации.
К таким договорам относятся: 1) договоры
по вопросам прав и свобод человека и гражданина;
2) договоры по вопросам территориального
разграничения, включая договоры о прохождении
государственной границы Российской Федерации,
а также о разграничении исключительной
экономической зоны и континентального
шельфа Российской Федерации; 3) договоры,
затрагивающие основы межгосударственных
отношений, обороноспособности, разоружения
и контроля над вооружениями, обеспечения
мира и безопасности, мирные договоры
и договоры о коллективной безопасности;
4) договоры об участии в международных
объединениях, если предусматривается
передача им осуществления части полномочий
РФ или юридическая обязательность решений
их органов для РФ. Помимо указанных случаев
некоторые федеральные законы устанавливают
свои виды международных договоров, подлежащих
обязательной ратификации. Так, согласно
Федеральному закону от 19 июля 1998 г.
N 114-ФЗ "О военно-техническом
сотрудничестве Российской
Принятие договора
как способ выражения согласия на
обязательность договора следует отличать
от принятия текста договора. Во-первых,
принятие договора обычно употребляется
при заключении многосторонних договоров.
На практике принятие договора применяется,
если это предусмотрено в самом договоре,
при этом принятие в форме федерального
закона по своим правовым последствиям
аналогично ратификации. Присоединение
как способ выражения согласия на обязательность
договора применяется для того, чтобы
дать возможность стать участником договора
государству, не участвовавшему в переговорах
и не являющемуся участником договора
с самого начала. Присоединение не используется
как способ выражения согласия на обязательность
для государств, заключающих двусторонний
договор, в силу специфики двусторонних
договоров.
В принципе, если
в тексте договора возможность присоединения
предусмотрена, то он автоматически
становится многосторонним. В договоре
должны быть оговорены условия присоединения.
В литературе выделяются следующие виды
международных договоров: открытый (присоединиться
может любое государство, причем часто
употребляется формула "любое государство,
разделяющее объект и цели договора"),
полузакрытый (присоединиться может любое
государство, но при условии получения
согласия всех участников) и закрытый
(участвовать могут лишь государства,
отвечающие определенным критериям). Специально
указанное в международном договоре или
определенное учредительными документами
международной организации лицо, хранящее
подлинник международного договора, называется
депозитарием международного договора.
В соответствии со ст.
76 Венской конвенции 1969 г. и ст. 77 Венской конвенции 1986 г. в качестве депозитария могут быть назначены одно или несколько государств, международная организация или главное исполнительное должностное лицо такой организации. Например, депозитарием Венских конвенций 1969 и 1986 гг.является Генеральный секретарь ООН. В соответствии со ст. 77 Венской конвенции 1969 г. и ст. 78 Венской конвенции 1986 г.
в функции депозитария входят: хранение таких документов, как полномочия, ратификационные грамоты, документы о присоединении; подготовка заверенных копий с подлинника договора для рассылки их участникам, а также государствам и международным организациям, имеющим право стать участниками договора; информирование о документах, уведомлениях и сообщениях, относящихся к договору; изучение вопроса о том, находятся ли подписи, документы, уведомления и сообщения, относящиеся к договору, в полном порядке и надлежащей форме; сообщение государствам или международным организациям, имеющим право стать участниками договора, о том, когда было получено необходимое для вступления договора в силу число подписей, ратификационных грамот или документов, касающихся акта официального подтверждения, или документов о принятии, утверждении или присоединении; информация участников договора об оговорках, возражениях против них и о снятии оговорок; регистрация договора в Секретариате ООН, причем следует отметить, что все функции депозитария являются по своему характеру международными, и при их выполнении он должен действовать беспристрастно.
Сдача ратификационных
грамот на хранение определенному сторонами
депозитарию применяется при заключении
многосторонних договоров. Каждое договаривающееся
государство сдает грамоты правительству
государства-депозитария или международной
организации, избранной в качестве депозитария.
Если у многостороннего договора несколько
депозитариев, ратификационные грамоты
могут сдаваться каждому из них, но это
не обязательно. О сдаче ратификационной
грамоты на хранение депозитарию должен
быть оформлен соответствующим образом
и подписан протокол. Государство, сдавшее
грамоту на хранение, получает заверенную
копию протокола.