Права и свободы человека и гражданина, закреплённые в Конституции РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 02:22, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII-XVIII в.в., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер.

Оглавление

1. Конституция - как средство реализации основных прав и свобод человека и гражданина.
2. Понятие конституционных прав и свобод. Классификация основных прав и свобод по Конституции Российской Федерации 1993г:
а) личные;
б) политические;
в) социальные, экономические, культурные.
3.Понятие юридических гарантий, юридические гарантии в механизме реализации основных прав и свобод.
4. Заключение.

Файлы: 1 файл

права исвободы человека.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

                  

                                                           25

                   Более того, чем прочнее становятся основы конституционного строя, тем сильнее возрастает роль юридических, а равно и других гарантий прав и свобод. Под юридическими гарантиями понимаются те правовые средства и способы, с помощью которых в обществе обеспечивается гражданам реализации их прав и свобод. Юридические гарантии конституционных прав и свобод многочисленны и весьма разнообразны, но их объединяет одно присущее всем им свойство. Все они выражены и закреплены в законодательстве. Юридические гарантии выражаются прежде всего в нормах федерального законодательства, которые раскрывают и конкретизируют указанные права и свободы и устанавливают порядок их осуществления.          Однако отнюдь не все без исключения правовые нормы являются юридическими  гарантиями прав и свобод  граждан, а лишь те из них, которые содержат определенные средства и способы, при помощи которых достигается беспрепятственное пользование правами, защита прав и свобод и восстановление их в случае нарушения.   Поскольку все отрасли права  имеют нормы, закрепляющие те или иные средства и способы охраны, обеспечения и защиты прав и свобод, постольку можно говорить о конституционно- правовых, административно-правовых, уголовно-правовых и процессуальных гарантиях. Юридические гарантии прав и свобод непосредственно связаны с применением правовых норм и выражаются в правовой деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, самих граждан. Это достаточно отчетливо выражено в статье 18 Основного закона. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность   законодательной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.  

      26

                  В качестве правовых гарантий выступает не любая их  деятельность, а только та, с которой закон связывает наступление определенных  юридических последствий. Конституционные права и свободы эффективно могут   быть гарантированы лишь устойчивой, стабильной  практикой  работы  государственных органов, органов местного самоуправления,  их должностных  лиц, а также общественных объединений,  которая в целом обеспечивает гражданам пользование правами и свободами, предотвращает их от возможных нарушений. Гарантией конституционных прав и свобод граждан служит лишь такая деятельность государственных органов и должностных лиц, которая отвечает строго закону и направлена на возможно полное осуществление в качестве гарантий конституционных прав и свобод граждан выступает не только сам результат деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и общественных объединений, но механизм, определенный законом порядок осуществления этой деятельности. Абсолютное большинство гарантий в виде условий обеспечивает благоприятную обстановку в атмосфере которой гражданин может эффективно пользоваться своими конституционными правами и свободами. Такие условия образуют внешнюю среду деятельности каждого человека и гражданина и не зависят от его воли и желания, ибо они имеют корни в общественном и государственном строе. Гарантии в виде средств и способов обеспечения и охраны конституционных прав и свобод также создаются не каждым отдельным гражданином, а обществом, государством, коллективом и используются ими для претворения указанных прав и свобод в жизнь. Однако вместе с этим существуют и такие условия и средства обеспечения охраны конституционных прав и свобод граждан формирование и пользование которыми во многом зависит от них самих, их воли и желания.  

         27

                   Наша Конституция содержит целый  ряд положений правоохранительного  свойства, которые обеспечивают  как пользование правами и  свободами, так и порядок их  восстановления. Последних сравнительно  много "каждому, - сказано в  части 1статьи 46 Конституции, - гарантируется судебная защита прав и свобод".

В части 1 статьи 45 закреплена норма, обобщающая различные виды государственной  поддержки прав и свобод и правила  их восстановления в случае нарушения  последних " государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется". В осуществлении этого конституционного положения задействованы все органы государства и некоторые общественные структур. К правам, направленным на охрану других прав и свобод, относятся также: право на жалобу, право на судебный иск, право обвиняемого на защиту и другие. Указанную группу прав можно именовать как категорию прав, выражающую правомочия граждан по защите своих прав и свобод. Таким образом по объекту основные права и свободы можно разделить на две группы: 1) составляют те права, которые предусматривают пользование определенными социальными благами,

2) направлена  на охрану других прав и  свобод личности.

                    Конституционное право каждого  на судебную защиту означает, что любое лицо может подать жалобу о нарушении его прав и свобод в соответствующий суд, а последний обязан ее принять, рассмотреть по существу и вынести законное и обоснованное решение.

                  Расширен круг органов и лиц,  решение и действие которых  могут быть обжалованы в суд. При этом подчеркивается, что ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.  

        28

                       К коллегиальным и единоличным действиям (решениям), которые могут быть обжалованы в суд, отнесено и представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятие решений). В статье 46 Конституции указано, что гражданин вправе подать жалобу, если приведенные последствия  наступили в результате бездействия указанных  органов и лиц. Указанная статья Конституции РФ не допускает каких-либо ограничений права на обращение в суд, и если гражданин считает, что обжалуемое им действие или решение в области обеспечения обороны и государственной безопасности страны нарушает его права и свободы, он вправе и в этом случае искать защиту в суде.  Необходимо также отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 46 Конституции РФ  каждому предоставляется  возможность в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

                  Сейчас возникла реальная возможность осуществления  этой нормы. Российская Федерация вступила в Совет Европы , который основан в 1949 году  десятью странами-учредителями. За это время организация завоевала заслуженный авторитет. В настоящее время она насчитывает 39 членов. Основные направления деятельности исходят из одной главной идеи - демократия для человека. Основным документом, на котором строится деятельность Совета Европы является Европейская конвенция о правах человека и основных свободах , принятая 04.11.50. Конвенция  закрепила основные стандарты прав человека в Европе, обязала государства быть последовательными в их реализации, закрепила международную систему прав и свобод человека.  

                     29

                Цель Конвенции -поставить в  центр Европейской политики человека. Гражданин России может чувствовать себя отныне более уверенно, поскольку его права подлежат защите Европейским сообществом. Она может осуществиться посредством подачи жалобы любым гражданином , о чем говорит статья 25 Конвенции.  Жалоба в Европейской традиции имеет один аспект, который не знаком россиянину. Согласно Конвенции жалоба - это сигнал возникновения нарушения прав и свобод человека, а не только "обращение",  в государственный или иной орган с просьбой принять меры по устранению допущенных правонарушений.  Статья 27 Конвенции закрепляет обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы. Предусмотрено, что жалоба не подлежит рассмотрению, если она анонимна, либо аналогично жалобе, которую уже рассмотрели, или она является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования и если к тому же содержащей относящейся к делу новой информации, также,  если необоснованно либо признанно, что гражданин злоупотребил правом подачи жалобы в Европейский суд по правам человека. Суд примет жалобу от гражданина лишь на нарушение тех прав и свобод, которые содержатся в Конвенции. Это перечень традиционных гражданских и политических прав. К ним относятся права на жизнь, свободу от пыток, свободу от рабства, личную свободу, законное судопроизводство, частную жизнь, свободу мысли, свободу выражения, свободу ассоциаций и на создание семьи.

                         Огромную роль в гарантии прав  и свобод гражданина в последнее  время играет существование законов  "О свободе совести и   религиозных объединениях " от 09.09.97 г. , Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав гражданина РФ" от 06.12.94 года с дополнением от 26.11.96 года, Федеральный закон от 19.05.95 "Об общественных объединениях".

                          30

                  Хотелось бы особо отметить федеральный закон "Об уполномоченных по правам человека в РФ" от 26.02.97, в котором определен порядок назначения и снятия с должности уполномоченного по правам человека в РФ,  его компетентности, организационных форм и условий его деятельности.

Реализация  прав и свобод может выражаться в  форме фактического право обладания , пользования , распоряжения ими или  в защите , восстановлении прав в  случае их нарушения; все это составляет содержание юридического  процесса претворения их в жизнь. Наиболее полно оно выражается в пользовании теми социальными благами, которые предусмотрены соответствующими конституционными правами и свободами.  Чтобы пользоваться правами, необходимо не только по закону, но и фактически обладать ими. Фактическое обладание основными правами и свободами всегда предшествует пользованию ими, ибо нельзя пользоваться тем, чем не обладаешь. Любое записанное в Конституции право содержит не один, а несколько вариантов возможного поведения, и каждым из них гражданин может воспользоваться. В соответствии с Основным законом он всегда обладает большими правовыми возможностями, чем в данный момент пользуется. Если рассматривать содержание прав и свобод российских граждан во всем объеме, то есть совокупность всех предусмотренных данными нормативными актами возможностей, то обладание ими по общему правилу сопровождается пользованием. В ряде случаев обладание записанными в Конституции РФ правами и свободами вообще трудно отделить от пользования ими. Именно так обстоит дело в сфере личной безопасности и частной жизни. Обладая конституционными правами на неприкосновенность личности, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, граждане повседневно пользуются ими.

            31

                     Во всех тех случаях, когда  для реализации прав и свобод  граждан нет необходимости вступать  в конкретные правоотношения, обладание   правами и свободами трудно  отделить от пользования ими.  По общему правилу права и  свободы выступают как реализующиеся возможности, и эта их реализация есть не что иное, как способ их существования. Восстановление нарушенных прав и свобод не является непременной формой реализации основных прав и свобод граждан. Напротив, оно составляет отступление от основного правила. Основная тяжесть работы по защите прав и свобод граждан ложится на суды общей юрисдикции и прежде всего на районные суды. Конституционный Суд РФ также играет большую роль в обеспечении гарантий судебной защиты прав и свобод граждан. Конституционный суд РФ  - судебный орган конституционного контроля, самостоятельного контроля,  независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности его определяются Конституцией РФ и Федеральным Конституционным законом "О Конституционном Суде РФ" от 21.06.94 г. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт и прочее. Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, применённым или подлежащем применению в конкретном деле, для объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в Федеральном законе. В отличии от других судов Конституционный Суд не рассматривает жалобы на неправильное применение закона, приведшее к ущемлению прав граждан, и не разрешает гражданско - правовые и экономические споры, не рассматривает уголовные дела.  

          32

                    Его назначение другое - проверять  конституционность случае признания  закона или его отдельных частей  неконституционными они утрачивают  силу и не могут применяться.  Таким образом, судебную защиту получает не то лицо, обратившееся с жалобой, но и другие граждане, права которых оказались под угрозой. Что же касается конкретного дела, в котором был применен закон, признанный неконституционным, то оно подлежит пересмотру в обычном порядке утратившим право пользования жилым помещением.  Таким образом, Конституционный Суд РФ в пределах своих полномочий активно участвует в защите прав и свобод граждан,  выступая как судебный орган конституционного контроля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         33

    Заключение.                  

                    Конституционные права  и свободы граждан нередко игнорируются и нарушаются, что не может не компрометировать идею правового государства, подрывая веру в него. Граждане справедливо сетуют на проявления бюрократизма, бездушное чиновничье администрирование, всевластие местных руководителей, действующих нередко произвольно, вопреки закону. По сути дела в стране нет ещё системы эффективной защиты прав граждан от ведомственного и чиновничьего произвола. Особую тревогу вызывает состояние социально-экономических прав, в особенности права на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы, на гарантированное социальное обеспечение. Сложившаяся ситуация в сфере прав и свобод несомненно отражает переходный характер российского общества. В первую очередь, сказывается неудовлетворительная ситуация в сфере экономики, отсутствия у государства необходимых средств. Но "списывать" слабости и недостатки в обеспечении конституционного статуса личности только на это было бы неверно. Свою негативную роль играют другие факторы: всё ещё непреодолимое неуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимой ответственности за их нарушение, незавершенность законодательства об обеспечении защиты прав и свобод человека, а также недостатки в работе государственных структур, несущих ответственность за состояние социальной сферы. И это понятно: речь идет о высшем принципе предназначения государства -заботе о человеке. Вместе с тем крайне важно привлечь к решению проблем силы общества - негосударственный бизнес, различного рода предпринимательские и банковские союзы, науку, разнообразные общественные объединения. Необходим одновременно строгий и постоянный контроль общественности за соблюдением прав и свобод человека в стране.  

Информация о работе Права и свободы человека и гражданина, закреплённые в Конституции РФ