Понятие субъекта международного права и виды субъектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:19, контрольная работа

Краткое описание

Государства являются основными субъектами международного права. Следовательно, большое внимание в лекции будет уделено рассмотрению вопросов об особенностях данного субъекта, основных правах и обязанностях государств. Складывающаяся политическая обстановка в мире позволяет утверждать, что вопросы о международном признании и правопреемстве государств являются на сегодняшний день очень важными и актуальными.

Оглавление

Введение 2
§ 1. Понятие субъекта международного права и виды субъектов. 3
§ 2. Государство как основной субъект международного права. 7
§ 3. Доктринальные и нормативные подходы к решению проблемы признания международной правосубъектности индивида. 13
Заключение 17
Задача. Решение. 18
Список использованных источников 22

Файлы: 1 файл

Моя контрольная.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

Международная деятельность субъектов  зарубежных федераций развивается  в следующих основных направлениях: заключение международных соглашений; открытие представительств в других государствах; участие в деятельности некоторых международных организаций5.

В федеративном государстве актуальным является вопрос об участии субъектов федерации в международных и внешнеэкономических отношениях. В связи с этим возникает вопрос о международно-договорной правоспособности и правовом регулировании международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. Для ответа на него необходим анализ соответствующих международно-правовых норм и национального законодательства.

Конституция Российской Федерации  отнесла международные договоры к ведению Федерации (ст. 71), их выполнение – к совместному ведению Федерации и субъектов (ст. 72). Отсутствие у субъектов права участия в международных договорах было подтверждено Конституционным Судом РФ в 2000 году. Однако это вовсе не означает отстранения субъектов от участия в договорном процессе и от осуществления международных связей.

Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 01.12.2007) «О международных договорах Российской Федерации» предусматривает участие субъектов в процессе заключения договоров, затрагивающих их полномочия               (ст. 4). Выделяются два вида таких договоров. Во-первых, договоры РФ, затрагивающие вопросы, относящиеся к ведению субъектов. Во-вторых, договоры, затрагивающие полномочия субъекта по предметам совместного ведения Федерации и субъектов.

Договор, затрагивающий вопросы, относящиеся  к ведению субъекта, не может быть заключен без согласования с его  органами власти. Основные положения  или проект договора, затрагивающего полномочия субъекта по предметам совместного  ведения (ст. 72 Конституции РФ), направляются федеральными ведомствами органам государственной власти заинтересованного субъекта. Полученные предложения и замечания рассматриваются при подготовке проекта договора6.

Вопросы о компетенции субъектов  Федерации в области прямых международных связей достаточно полно урегулированы Федеральным законом от 04.01.1999 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Субъекты имеют право в пределах своей компетенции заключать соглашения с административно-территориальными единицами иностранных государств и иными иностранными партнерами в соответствии с законами и договорами Федерации. В Договоре между Россией и Францией, заключенном в Париже 7 февраля 1992 г., говорится, что стороны будут «поощрять прямые связи между административно-территориальными единицами… в соответствии с целями настоящего Договора» (ст.20). На начало 2003 года субъектами Федерации было заключено более двух тысяч соглашений о межрегиональном и приграничном сотрудничестве.

Серьезное значение для субъектов РФ и для самой Федерации имеют связи с пограничными областями соседних государств. Из 89 субъектов 46 являются пограничными. В период существования СССР у них имелись тесные экономические, культурные и иные связи. Восстановление и развитие этих связей имеет существенное значение для заинтересованных стран7.

Нормативные акты некоторых субъектов  РФ предусматривают возможность  их участия в международных и  внешнеэкономических связях. Так, в  соответствии с п. «и», ч. 3, ст. 6 Устава Белгородской области от 31 декабря 2003 г. к ведению Белгородской области относятся международные и внешнеэкономические связи области.8

Что касается членства субъектов РФ в международных организациях, то уставы некоторых международных  организаций (ЮНЕСКО, ВОЗ и др.) допускают членство в них образований, не являющихся независимыми государствами. Однако, во-первых, членство в этих организациях субъектов РФ пока не оформлено, и, во-вторых, этот признак, как уже говорилось, далеко не самый главный в характеристике субъектов международного права.

Учитывая вышеизложенное, можно  сделать следующий вывод: хотя в  настоящее время субъекты РФ не обладают в полной мере всеми элементами международной  правосубъектности, тенденция развития их правосубъектности и оформления их в субъекты международного права налицо.

Таким образом, государства  являются основными субъектами международного права в силу присущего им государственного суверенитета. Суверенитет (государственный  или национальный) делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет возможность самостоятельного участия в международных отношениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3. Доктринальные и нормативные подходы к решению проблемы признания международной правосубъектности индивида.

 

 

Рост сотрудничества государств в области прав человека, как на универсальном, так и на региональном уровнях, увеличивает объем прав, предоставляемых индивиду различными международными соглашениями. Наличие у индивида прав и обязанностей в силу норм международного права, их защита в международных судебных и несудебных органах, а также способность нести ответственность за нарушение принципов и норм международного права, это объективные реалии современной международной жизни, которые свидетельствуют о международной правосубъектности индивида, объем которой определяется международными и внутригосударственными актами.

Рост сотрудничества государств в области прав человека, идет ли речь об универсальном или  региональном уровне, увеличивает объем  прав, предоставляемых индивиду различными международными соглашениями. Как следствие, на фоне этого наблюдается особый интерес к проблеме определения международно-правового статуса индивида в международном праве, который до сих пор остается одним из спорных в международно-правовой науке.

В настоящее время  часть представителей отечественной науки международного права (П.Н.Бирюков, Ю.М.Колосов, И.И. Лукашук, Н.А.Ушаков, С.В.Черниченко и др.) отрицают наличие качества субъекта международного права за индивидом. Однако все больше представителей отечественной науки международного права (К.А. Бекяшев, Н.В.Захарова, Г.В.Игнатенко,                          В.А. Карташкин, Р.А. Мюллерсон и др.) начинают склоняться к точке зрения, согласно которой наряду с традиционными субъектами международного права и иные лица, в частности индивиды, рассматриваются в качестве субъектов международного права.

Наиболее последовательным противником признания правосубъектности  индивидом является С.В. Черниченко. Индивид «не обладает и не может  обладать ни одним элементом международной  правосубъектности», считает он. По мнению С.В. Черниченко, индивида «нельзя «ввести в ранг» субъектов международного права путём заключения соглашений, допускающих прямые обращения индивидов в международные органы».9

Как отмечает К.А. Бекяшев  «субъекты меэждународного права должны: во-первых, быть реальными (действующими) участниками международных отношений; во-вторых, обладать международными правами и обязанностями;               в-третьих, участвовать в создании норм международного права; в-четвёртых, иметь полномочия по обеспечению выполнения норм международного права».10

В западной доктрине международного права, при в целом либеральном  подходе к вопросу о международном  статусе физических лиц, имеются  как сторонники (Э.Х. де Аречага, Г. Лаутерпахт, М.Н.Шоу, В. Эппс и др.), так и противники (Д. Анцилотти, Я. Броунли, П. Маланчук и др.) международной правосубъектности индивида.

Я. Броунли полагает, что «было бы бесполезно относить индивида к субъектам международного права, поскольку это предполагало бы наличие у него прав, которых в действительности не существует, и не избавляло бы от необходимости проводить различие между физическим лицом и иными видами субъектов международного права».11

По мнению Э.Х. де Аречага  «в самой структуре международного правопорядка нет ничего, что могло бы помещать государствам предоставить индивидам определённые права, вытекающие непосредственно из какого-либо международного договора, или предусмотреть для них какие-то международные средства защиты».12

Не ограничиваясь доктринальным  уровнем, решение вопроса о международной правосубъектности индивида необходимо рассматривать в первую очередь в аспекте международных норм по правам человека, механизмов их обеспечения и т.д. Различные универсальные (Устав Организации Объединенных Наций; Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г.; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г. и др.) и региональные (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.; Американская конвенция по правам человека от 22 ноября 1969 г.; Африканская хартия прав человека и народов, от 26 июня 1981г.) международно-правовые документы предусматривают нормы, предоставляющие индивиду международные права. Многообразие таких норм позволяет классифицировать их на «основные» и «обычные». Основные права и свободы составляют фундамент правового статуса индивида, на них покоится возможность возникновения остальных прав, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека.

Международная правосубъектность  индивида проявляется также и  в плане его международной  процессуальной (процедурной) правоспособности, выражающейся в праве индивида на прямые контакты с международными судебными и несудебными органами, которые предусмотрены, к примеру, Резолюцией 1235 (XLII) ЭКОСОС от 6 мая 1967 г., Резолюцией 1503 (XLVIII) от 27 мая 1970 г., Вторым Факультативным протоколом к Пакту о гражданских и политических правах, Боннским соглашением от 26 мая 1952 г., Протоколом № 11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и др. Особо в этом списке выделяется Европейский суд по правам человека, как наиболее эффективная система защиты прав человека, важными процессуальными элементами которой являются выборность судей, их участие в работе суда в личном качестве, а самое главное, процедура рассмотрения дела и правовые последствия вынесенного судом решения.

Международная правосубъектность  индивида проявляется и в его  международной деликтоспособности, предусмотренной рядом международных документов, среди которых: Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него 1948 г., Конвенция о неприменении срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г., Устав Международного Военного Трибунала для суда от 8 августа 1945 г.; Устав Международного военного Трибунала для Дальнего Востока от 19 января 1946 г.; Устав Международного трибунала для бывшей Югославии от 25 мая 1993 г.; Устав Международного трибунала по Руанде от 8 ноября 1994 г.; Римский Статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г., вступивший в силу 1 июля 2002 г.

Таким образом, вывод  очевиден - индивид является субъектом  международного права с ограниченным объемом правоспособности в силу обладания международными правами и обязанностями по международному праву, наличия у него международной процессуальной (процедурной) правоспособности, а также способности нести международную ответственность за нарушение международных норм и принципов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

 

Международное право  является самостоятельной правовой системой, особенности которой предопределяют специфику международной правосубъектности  и в конечном итоге качественные характеристики субъектов международного права.

Субъектом международного права является независимый (не подчиненный  какой-либо политической власти извне) участник международных отношений, обладающий правами и обязанностями, установленными международными договорами.

Выделяют две категории  субъектов международного права:

Первичные (основные, суверенные) – государства; нации и народы, борющиеся за свою независимость;

Производные (несуверенные) – международные организации; государственно-подобные образования.

Под международно-правовым признанием понимается акт государства, которым констатируется возникновение нового субъекта международного права и с которым этот субъект считает целесообразным установить дипломатические и иные основные на международном праве отношения.

Индивиды обладают международными правами и обязанностями, а также способностью обеспечивать выполнение субъектами международного права международно – правовых норм. Этого вполне достаточно для признания у индивида качеств субъекта международного права.

 

 

 

 

 

 

 

Задача:

 

Пункт 3 статьи 6 Конституции Мордовии гласит: «Республика является самостоятельным участником внешнеэкономических отношений». Устанавливается также, что осуществление внешних экономических связей находится в ведении Республики, а координация такой деятельности отнесена к совместному ведению Мордовии и Российской Федерации.

Вопрос: Каким образом применимые внутригосударственные акты РФ решают вопрос об объёме прав и обязанностей, то есть компетенции её субъектов в том, что касается внешних сношений?

 

Решение:

 

Согласно пункту «к»  статьи 71 Конституции Российской Федерации 1993 года в ведении РФ находятся внешняя политика и международные отношения, оборона и безопасность; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации. В совместном ведении Российской Федерации и её субъектов находятся вопросы координации международных и внешнеэкономических связей субъектов. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместных полномочий РФ и её субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти. Согласно Федеральному закону от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций. Субъекты Российской Федерации с согласия Правительства РФ могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.

Информация о работе Понятие субъекта международного права и виды субъектов