Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 14:53, реферат
Целью настоящей работы является изучение оснований недействительности международных договоров. В соответствии с данной целью необходимо выделить следующие задачи:
- дать понятие недействительности договора в международном праве;
- сделать анализ норм международного права, регулирующих вопросы недействительности, прекращения и приостановления действия международных договоров;
3) коренное изменение обстоятельств, т.е. такое изменение, которое произошло в отношении обстоятельств, существовавших при заключении договора, и которое не предвиделось участниками. Нельзя ссылаться на коренное изменение обстоятельств как на основание для прекращения договора или выхода из него, за исключением тех случаев, когда:
a) наличие таких обстоятельств составляло существенное основание согласия участников на обязательность для них договора, и
б) последствие изменения обстоятельств коренным образом изменяет сферу действия обязательств, все еще подлежащих выполнению по договору. Причем на коренное изменение обстоятельств нельзя ссылаться как на основание для прекращения договора или выхода из договора между двумя или более государствами и одной или несколькими международными организациями, если договор устанавливает границу. Также на коренное изменение обстоятельств нельзя ссылаться как на основание для прекращения договора или выхода из него, если такое коренное изменение, на которое ссылается участник договора, является результатом нарушения этим участником либо обязательств по договору, либо иного международного обязательства, взятого им на себя по отношению к любому другому участнику договора;
4) разрыв дипломатических
или консульских отношений
5) возникновение новой
императивной нормы общего
Прекращение договора означает прекращение существования созданных им норм, несмотря на тот факт, что многие договоры влекут за собой определенные юридические последствия. Так, по общему правилу, если обратное не предусмотрено конкретным международным договором или законом, возникшие в результате выполнения договора права, обязанности или юридическое положение участников сохраняют свою силу.
С момента прекращения договора его положения перестают быть частью правовой системы государства. Если государство денонсирует многосторонний договор, то он прекращает свое действие для него в соответствии с договорными постановлениями о денонсации. Между остальными участниками международный договор продолжает действовать вплоть до момента его прекращения или приостановления действия договора.
В самом договоре или в другом соглашении участников могут быть установлены и несколько иные по сравнению с общими последствия прекращения. В торговые договоры часто включаются статьи, согласно которым положения прекратившего действие договора сохраняют свою силу в отношении совершенных в период его действия сделок физических и юридических лиц.
Таким образом, положения прекратившего действие договора не подлежат применению органами государства, если иное не установлено в самом договоре или другом соглашении данной страны.
От прекращения международного договора следует отличать приостановление, т.е. временное прекращение действия договора, которое допускается при наличии соответствующих положений в договоре или по соглашению участников. Независимо от наличия этих моментов действие договора может быть приостановлено участником в случае существенного нарушения договора другим участником. В отличие от прекращения, приостановление договора может иметь место в отношении одного из участников многостороннего договора при сохранении его в полной силе между остальными.
Принято считать, что на время приостановления действия договора участники не могут пользоваться вытекающими из него правами и не обязаны выполнять соответствующие обязательства, если иное не установлено в самом договоре или другом соглашении государства. В остальном установленные договором правовые отношения сохраняют свою силу. По общему правилу нормы приостановленного договора не исключаются из национальной правовой системы, но приостанавливают свое действие и не подлежат применению. Возможно и частичное приостановление международного договора в зависимости от пожеланий его сторон.
Приостановление, как это указывается в литературе, не должно использоваться для прекращения договора. Поэтому в период приостановления действия договора органы государственной власти обязаны не совершать действий, способных помешать возобновлению действия договора, иначе это, безусловно, способно повлиять на добросовестность выполнения взятого на себя государством международного обязательства.
Что касается влияния войны на заключенные или находящиеся в процессе заключения международные договоры, то в международном праве практически отсутствуют договорные нормы, регламентирующие порядок действия международных договоров в период вооруженных конфликтов. Эти вопросы традиционно регулируются обычными нормами.
С началом военных действий, как правило, между воюющими государствами прекращаются двусторонние мирные договоры и договоры о ненападении, соглашения о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, о торговле и т.д. Приостанавливается также действие большинства положений конвенций о дипломатических и консульских сношениях (нормы о привилегиях и иммунитетах представительств и их сотрудников остаются в силе), транспортном сообщении и связи, правовой помощи и др. В то же время вступают в действие и применяются до окончания состояния войны соглашения о защите индивида в период вооруженных конфликтов, о запрещении определенных средств и методов ведения войны, о мерах коллективной безопасности и т.п.
После окончания войны восстанавливается действие между участниками конфликта многосторонних договоров, а двусторонние, как правило, пересматриваются и в большинстве случаев перезаключаются.
Обеспечение выполнения международно-правовых норм, в том числе договорных, осуществляется самими субъектами международного права. Выполнение договоров может обеспечиваться с помощью международных гарантий, международного контроля, при поддержке международных организаций и т.д.
Под международными гарантиями понимается международно-правовой акт, предусматривающий поручительство или заверение государства или группы государств выполнять заключенный договор. Международные организации играют значительную роль в обеспечении выполнения договоров, поскольку их органы, согласно уставам, часто уполномочиваются рассматривать вопросы соблюдения их членами своих договорных обязательств.8
Обеспечению выполнения договоров содействует также существование института международной ответственности за правонарушения.
В Российской Федерации в соответствии со ст. 32 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" уполномоченными лицами, занимающимися обеспечением исполнения договоров, являются Президент РФ как глава государства и Правительство РФ, осуществляющее исполнительную власть РФ. Они принимают меры, направленные на обеспечение выполнения международных договоров Российской Федерации.9
Принимаемые для обеспечения компетентными органами меры могут включать в себя: создание предусматриваемых договорами органов и организаций, выделение необходимых финансовых и материальных ресурсов; производство определенных работ; осуществление иных действий.
Президент, в соответствии с Конституцией РФ, является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном порядке им принимаются меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. 10Из этих и иных конституционных положений исходят акты Президента, направленные на обеспечение выполнения международных обязательств.
У федеральных органов исполнительной власти страны также существуют обязанности по обеспечению выполнения обязательств этой страны. Так, выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам и осуществление прав Российской Федерации, вытекающих из таких договоров, а также наблюдение за выполнением другими участниками договоров их обязательств обеспечиваются федеральными органами исполнительной власти РФ, в компетенцию которых входят вопросы, регулируемые международными договорами.
Обязанности федеральных органов исполнительной власти по обеспечению выполнения международных договоров регламентируются положениями об этих органах и иными актами законодательства РФ.
Что касается субъектов РФ, то Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" устанавливает, что органы государственной власти соответствующих субъектов РФ обеспечивают выполнение международных договоров в пределах своих полномочий. Конституцией РФ, выполнение международных договоров отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Принимаемые в связи с этим нормативные правовые акты субъектов РФ должны отвечать требованиям статьи 76 Конституции РФ, определяющей механизм взаимодействия РФ и субъектов РФ по предметам совместного ведения.11
Общее наблюдение за выполнением международных договоров РФ осуществляет Министерство иностранных дел России, являющееся федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное управление в области отношений РФ с иностранными государствами и международными организациями.
Заключение
Совершенно новое значение приобрели договоры в условиях глобализации. Государства все более тесно взаимосвязываются. Ни одно государство не в состоянии функционировать без развитой системы отношений с другими странами. Эта сложная система международных отношений регулируется с помощью договоров и создаваемых на их основе международных организаций. В результате роль договоров существенно возросла. Уже сегодня договоры представляют собой сложную, многоотраслевую глобальную систему, охватывающую практически все виды взаимодействия государств. В этом плане она превосходит правовые системы государств и порождает все новые проблемы. Процесс заключения договоров продолжается во все более нарастающем темпе. Все это придает изучению права международных договоров особое значение с учетом нового положения в мире и достижений науки.
В доктрине международного права существовали весьма различные концепции недействительности договоров. Положение изменилось лишь после принятия Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года. Венские конвенции о праве международных договоров 1969 и 1986 годов содержат исчерпывающий перечень условий, способных породить недействительность договора.
Недействительность международного договора устанавливается на основании норм международного права; государства не вправе ссылаться на положения своего внутреннего права как на основание недействительности международного договора. Исключение составляет нарушение конституционной нормы особо важного значения, приведшее к искажению волеизъявления государства.
Библиографический список
Нормативно-правовые акты:
Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. - СПС «Консультант – Плюс».
Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 г. - СПС «Консультант – Плюс».
Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями и между международными организациями от 21 марта 1986 г. - СПС «Консультант – Плюс».
Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12.1993). - СПС «Консультант – Плюс».
Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О международных договорах Российской Федерации». - СПС «Консультант – Плюс».
Основная литература:
"Международное право: Учебник / Под ред. С.А. Егорова. – М.: Статут, 2014. – 658 с.
Лукашук И.И. Право международных договоров // Курс международного права. - М.: Юнити-дана, 2012. – 450 с.
Лукашук И.И. Стороны в международных договорах. - М.: Юристъ, 2012. - 560 с.
Перетерский И.С. Толкование международных договоров. — М.: Норма, 2009. – 350 с.
Талалаев А.Н. Право международных договоров: действие и применение. М.: Статут, 2011. – 587 с.
Талалаев А.Н. Право международных договоров: действие и применение договоров. — М.: Статут, 2011. - 490 с.
Талалаев А.Н. Право международных договоров: общие вопросы. М.: Статут, 2011. – 603 с.
Шлянцев Д.А."Международное право: курс лекций". - М.: Юристъ, 2012. - 660 с.
Шуршалов В.М. Право международных договоров: Учебное пособие. - М.: Норма, 2010. - 460 с.
Шуршалов В.М. Основания недействительности международных договоров. - М.: Юристъ, 2009. - 450 с.
1 Талалаев А.Н. Право международных договоров: общие вопросы. М.: Статут, 2011. – С. 111.
2 Талалаев А.Н. Право международных договоров: общие вопросы. М.: Статут, 2011. – С. 111-112.
3 Талалаев А.Н. Право международных договоров: общие вопросы. М.: Статут, 2011. – С. 115.
4 Шлянцев Д.А."Международное право: курс лекций". - М.: Юристъ, 2012. – С. 225.
5 Шлянцев Д.А."Международное право: курс лекций". - М.: Юристъ, 2012. – С. 238.
6 Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. - СПС «Консультант – Плюс».
7 Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. - СПС «Консультант – Плюс».
8 Шлянцев Д.А."Международное право: курс лекций". - М.: Юристъ, 2012. – С. 245.
Информация о работе Понятие недействительности договора в международном праве