Понятие и виды трансграничных споров. Основные способы их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2015 в 11:52, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть понятие и способы разрешения трансграничных споров.
Цель работы обусловила постановку следующих локальных задач:
выявить характерные особенности и виды трансграничных споров;
рассмотреть основные способы их разрешения;
– изучить правовые основания создания и деятельности Международного коммерческого арбитража в Российской Федерации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………. 3
Понятие и виды трансграничных споров. Основные способы их разрешения……………………………………………………………………………. 4
Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации. Правовые основания создания и деятельности……………………………………. 11
Заключение……………………………………………………………………..18
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

sposoby_razresheniya_transgranichnyh_sporov.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….  3

  1. Понятие и виды трансграничных споров. Основные способы их разрешения…………………………………………………………………………….  4
  2. Международный коммерческий арбитраж в Российской Федерации. Правовые основания создания и деятельности……………………………………. 11

Заключение……………………………………………………………………..18

Список используемой литературы……………………………………………. 20

 

ВВЕДЕНИЕ

При заключении и осуществлении внешнеэкономических сделок нельзя исключать возможности возникновения правовых споров между участниками договора. Поэтому еще в ходе переговоров о заключении контракта стороны должны проработать вопрос о процедуре рассмотрения таких споров в будущем. Стороны в данном случае могут либо оговорить в контракте возможность передачи соответствующего дела на разрешение судебных органов, к которым принадлежат участники сделки, либо прибегнуть к посредничеству негосударственных третейских арбитражных судов. В качестве последних в договоре могут быть названы как постоянно действующие (институционные) судебные органы (например, Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ), так и третейские суды, формируемые самими участниками сделки для рассмотрения спора по конкретному делу.

Своевременное и правильное определение сторонами внешнеэкономического контракта способа, места и органа рассмотрения споров позволяет избежать в процессе исполнения договора многих недоразумений и трудностей.1

Цель данной работы – раскрыть понятие и способы разрешения трансграничных споров.

Цель работы обусловила постановку следующих локальных задач:

  • выявить характерные особенности и виды трансграничных споров;
  • рассмотреть основные способы их разрешения;

– изучить правовые основания создания и деятельности Международного коммерческого арбитража в Российской Федерации.

 

  1. Понятие и виды трансграничных споров. Основные способы их разрешения

Трансграничным можно назвать спор, который касается международных договоров, затронувших интернациональные коммерческие интересы, т.е. в первую очередь речь идет о внешнеторговых сделках. К ним российская доктрина и практика относят сделки, в которых хотя бы одна из сторон является иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом и содержанием которых являются операции по ввозу из-за границы товаров или по вывозу товаров за границу либо какие-нибудь подсобные операции, связанные с вывозом или ввозом товаров.

Большую роль играют вопросы правового регулирования порядка разрешения споров. В Российской Федерации в силу положения ст. 11 ГК РФ2 защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

При возникновении спорных отношений в области международного частного права с помощью норм о международной подсудности устанавливается не судебный орган, имеющий право разрешить такой спор, а компетенция судебной системы государства в целом в отношении рассмотрения данной спорной ситуации. Только после подтверждения такой компетенции на основе процессуального законодательства соответствующей страны может быть определена конкретная судебная инстанция, правомочная рассматривать спор, возникший между сторонами. Следует иметь в виду и тот факт, что нормы национального права о международной подсудности очерчивают пределы компетенции только своих собственных судебных органов и не решают вопрос о возможности и способах разрешения споров с иностранным участием в судах других государств.

В связи с этим, можно выделить три этапа последовательного определения подсудности, каждый из которых имеет особое значение. Наиболее сложным из них является первый этап. Его задача заключается в определении компетентной национальной юрисдикции. Возникающие на этом этапе проблемы определяются как возможными разногласиями между заинтересованными в рассмотрении спора лицами, имеющими различную государственную принадлежность, так и разногласиями публично-правового порядка, «ибо всякое государство склонно допускать для своих собственных судов более широкую юрисдикцию, чем оно готово признать за иностранными судами».

Содержание второго этапа состоит в определении системы судебных органов, в которых будет разрешен спор. Его значение обусловлено тем, что установление компетентной национальной юрисдикции еще не дает ответа на вопрос о том, в системе каких судов данного государства (общегражданских, коммерческих и т. д.) должно быть рассмотрено соответствующее дело.

И, наконец, на третьем этапе определяется конкретный судебный орган, которому непосредственно предстоят разрешить спор. Другими словами, в данном случае происходит установление уже не национальной или специальной, а территориальной юрисдикции.

В юридической литературе отмечается, что при споре по сделке, которая по российскому праву может быть отнесена к сделкам внешней торговли, стороны могут избрать путем соглашения любую подсудность, точно так же, как на основе принципа автономии воли сторон российское законодательство допускает применение по соглашению сторон иностранного материального права.3

Однако в сфере международного коммерческого оборота не всегда целесообразно решать возникающие конфликты при помощи суда. Это связано с тем, что рассмотрение спора в государственном суде зачастую связано с многочисленными рисками и трудностями, а именно:

а) незнание обязательного для применения иностранным государственным судом процессуального порядка, что на практике означает необходимость обращения к услугам местного адвоката;

б) обязательность осуществления судебного разбирательства на языке государства местонахождения суда, в связи с чем возникает необходимость перевода всех документов, касающихся спора, на язык, подлежащий применению;

в) наличие нескольких инстанций и свойственный государственному суду процессуальный формализм, что способствует затягиванию разбирательства и влечет за собой дополнительные расходы;

г) отсутствие необходимой компетенции у судей, поскольку подготовка судей государственных судов рассчитана на применение норм национальной правовой системы, хотя условия контракта не всегда подчиняются материальному праву данного государства;

д) неравное отношение к сторонам спора, в силу того что судьи государственных судов достаточно часто склонны более снисходительно относиться к участникам разбирательства, которые являются субъектами данного государства;

е) ограниченная возможность исполнения решения государственного суда на территории иностранного государства в силу отсутствия универсальных международных договоров, позволяющих осуществлять принудительное исполнение решения государственного суда одного государства на территории другого государства.

Желание контрагента внешнеэкономической сделки избежать рассмотрения дела в суде иностранного государства, а следовательно, и свести к минимуму влияние вышеперечисленных негативных моментов, возникающих при рассмотрении дела в суде иностранного государства, и способствовало поиску новых, экономичных, эффективных и простых методов урегулирования конфликтов. К таким дополнительным способам урегулирования споров во внешнеэкономической деятельности относятся альтернативные способы разрешения споров.4

Альтернативные способы разрешения споров не только снижают нагрузки на государственные суды и обеспечивают доступность и эффективность правосудия, но и представляют собой дополнительную гарантию реализации конституционного права на выбор наиболее адекватного варианта разрешения спора или урегулирования конфликта с целью защиты прав и законных интересов.

Важно подчеркнуть, что к альтернативным способам разрешения споров спорящие стороны обычно обращаются в следующих случаях:

1) когда они обоюдно стремятся  урегулировать спор мирным путем;

2) когда они хотят определить  свое правовое положение в споре, поскольку при его рассмотрении, как сами стороны, так и посредник выдвигают друг другу аргументы и их оценка зачастую позволяет сторонам определить сильные и слабые моменты, чтобы принять решение - согласиться с тем, что международный коммерческий арбитраж является институтом, противоположным институту государственных судов, которые представляют собой органы судебной системы какого-либо государства.

Между тем однозначного представления о том, что включается в понятие альтернативных способов разрешения споров, ни доктрина, ни практика не выработали. Одни относят к ним традиционные несудебные методы урегулирования гражданско-правовых споров (арбитраж, посредничество, переговоры); другие – любые частные средства, возникающие в противовес публичному порядку разрешения споров; третьи – комбинированные варианты основных «альтернативных» и судебных средств, квалифицируемые как «комплексные».

Наиболее распространенным является деление альтернативных способов разрешения споров на три основных вида:

1) переговоры (negotiation) - урегулирование  спора непосредственно сторонами  без участия третьих лиц;

2) посредничество (mediation) - урегулирование  спора с помощью независимого  нейтрального лица (посредника), который  способствует достижению сторонами  соглашения;

3) арбитраж (arbitration) - разрешение спора  с помощью независимого нейтрального  лица (арбитра), который выносит обязательное  для сторон решение

Критериями для такого деления является участие в урегулировании разногласий третьего лица или его полномочия. Элементы этих трех «чистых» видов входят составной частью во многие другие процедуры. Так, переговоры почти всегда имеют место в любой другой альтернативной форме, а посредничество часто используется как предварительная процедура до начала судебного разбирательства.5

Мировой опыт предпринимательской деятельности убедительно доказывает, что международные коммерческие споры в очень редких случаях рассматриваются государственными судами общей компетенции. Организации и фирмы различных стран обычно считают, что арбитражное разбирательство лучше, чем судебное, как с точки зрения сроков и порядка рассмотрения споров, так и с точки зрения размеров необходимых для этого материальных затрат. Речь в данном случае идет не о государственных арбитражных судах, рассматривающих главным образом споры с участием хозяйственных организаций внутри страны, а о специализированных негосударственных (третейских) коммерческих арбитражных судах, специально предназначенных для рассмотрения споров с участием иностранных фирм и организаций. Именно применительно к последним в международном частном праве обычно используется понятие международного коммерческого арбитража. Эти органы следует также отличать от третейских судов, которые могут рассматривать споры между государствами субъектами международного публичного права.6

Обращение сторон не к государственному, а к третейскому суду в области международных экономических связей объясняется тем, что одна из сторон не верит в объективность судопроизводства в другой стране.

Делая выбор в пользу третейского суда, стороны исходят из следующих соображений:

– срок рассмотрения дел в третейском суде, как правило, короче, чем в обычном суде;

– профессиональная компетентность арбитров, которые должны рассматривать спор, обычно выше, чем судей в государственных судах, поскольку последние не обладают специальными знаниями и опытом ведения операций в области международной торговли, валютного регулирования, торгового мореплавания и в других аналогичных сферах;

– решение арбитража, как правило, не подлежит обжалованию;

– предусматривается возможность согласования между сторонами языка, на котором будет вестись разбирательство дела в арбитраже;

– для фирм, ведущих споры, важно соблюдение конфиденциальности, а третейский суд обычно заседает негласно, его решения обычно не публикуются, а если и публикуются, то без указания наименований спорящих сторон и уж во всяком случае без приведения сведений о суммах исковых требований. Эти преимущества третейского разбирательства представляются бесспорными.

Хотя, как свидетельствует практика, эти ожидания сторон не всегда оправдываются, тем не менее в подавляющем большинстве случаев при заключении контрактов стороны предусматривают обращение все-таки не к государственному суду, а к арбитражу, в формировании состава которого они участвуют и которому больше доверяют.7

К недостаткам арбитражного порядка рассмотрения спора относят: во-первых, быстроту рассмотрения спора в жертву которой приносятся процессуальные гарантии сторон разбирательства; во-вторых, то обстоятельство, что не все арбитры выносят обоснованные решения – зачастую мотивировка решения неизвестна публике; в-третьих, решение может быть вынесено без обращения к нормам права, а основано на принципах справедливости(если такой порядок предусмотрели стороны) и т.п.

В силу п. 2 ст. 1 Закона РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже»8 специфика споров, передаваемых в Международный коммерческий арбитражный суд, связана, во-первых, с их правовой природой; во-вторых, с основаниями их возникновения; в-третьих, с субъектным составом, а именно Международный коммерческий арбитражный суд компетентен рассматривать следующие споры.

1. Споры, возникающие при осуществлении  международных экономических связей, при условии, что коммерческое  предприятие хотя бы одной из сторон находится за пределами территории Российской Федерации.

Информация о работе Понятие и виды трансграничных споров. Основные способы их разрешения