Понятие и субъекты международно-правовой ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Международно-правовая ответственность – обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту международного права в результате нарушения международно-правового обязательства; или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не нарушающих нормы международного права, если такое возмещение предусматривается специальным международным договором (абсолютная ответственность).

Файлы: 1 файл

Международное право.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

      Репарации следует отличать от контрибуций. Контрибуции  налагались государством-победителем  в качестве "возмещения военных  издержек" независимо от того, являлось оно потерпевшим или государством-агрессором. Репарации же - это всегда правомерное возложение обязанности возместить ущерб на правонарушителя. В настоящее время контрибуции запрещены международным правом.

     Политическая  ответственность, как правило, сопровождается применением принудительных мер  в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью. Наиболее распространенной формой политической ответственности являются реторсии, репрессалии, сатисфакция, ресторация, приостановление членства или исключение из международной организации, подавление агрессора силой, которые реализуются посредством применения санкций.

     Санкции — это принудительные меры, применяемые  к государству-нарушителю. Они могут  быть применимы международными организациями (универсальными и региональными), например ООН, ИКАО, ОАЕ, группой государств или отдельными организациями. Объем и виды санкций зависят от степени тяжести правонарушения и нанесенного ущерба. Например, к государству-агрессору могут быть применены следующие принудительные меры: временное ограничение суверенитета; отторжение части территории; послевоенная оккупация; полная или частичная демилитаризация всей или части территории; сокращение вооруженных сил и вооружений (по видам или размерам) или запрещение иметь тот или иной вид вооруженных сил или вооружений; ограничение юрисдикции государства-агрессора по делам об ответственности главных военных преступников, виновных в совершении преступлений против мира, человечности и военных преступлений, и др.

      Санкции как форма принуждения применяются  только в случае совершения тяжкого международного преступления. Применение таких санкций в других случаях нельзя считать правомерным, ибо по существу санкции являются реакцией государств (международного сообщества) на умышленное совершение противоправных действий или умышленное причинение значительного ущерба.

     Реторсии - это принудительные действия одного государства, направленные против другого  государства, нарушившего интересы первого. Реторсия может быть только ответом одного государства на определенные недружественные действия другого государства с целью восстановления нарушенных прав. К реторсиям относятся: отзыв посла из государства, совершившего недружественный акт; выдворение из страны равного числа дипломатов государства, которое ранее выслало из страны дипломатов первого государства; запрещение въезда в страну или отмена визитов делегаций, в том числе главы государства, и т. д.

     Репрессалии (невооруженные) — это правомерные  принудительные действия одного государства  против другого государства. Репрессалии  применяются в ответ на неправомерные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права. Они должны быть соразмерными причиненному ущербу и тому принуждению, которое необходимо для получения удовлетворения. Репрессалии могут выражаться в приостановлении или разрыве дипломатических отношений, введении эмбарго (запрещения) на ввоз товаров и сырья с территории государства-нарушителя и др.

      Сатисфакция (удовлетворение) — это предоставление государством-нарушителем удовлетворения пострадавшему государству за ущерб, причиненный его чести и достоинству. Сатисфакция может быть выражена в виде официального принесения извинения, выражения сожаления или сочувствия, заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут иметь место в будущем, оказания почестей флагу потерпевшего государства или исполнения его гимна в соответствующей торжественной обстановке и т. д.

     Чрезвычайные  сатисфакции - это временные ограничения суверенитета и правоспособности государства. Ими могут быть: приостановление деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов государства и осуществлении верховной власти за него органами других государств, реорганизация политической системы, упразднение отдельных институтов (преступных политических партий), оккупация части или всей территории, демилитаризация или сокращение вооружённых сил.

     Таким образом, сатисфакция преследует три  цели: принесение извинений или иное признание неправомерности совершенного деяния; наказание виновных; принятие мер к предотвращению повторения нарушения.

     Ресторация  предполагает восстановление государством-нарушителем  прежнего состояния какого-либо материального  объекта (например, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по его вине). 
 

      4. Обстоятельства, исключающие ответственность государств.

      Ответственность за правомерную деятельность

      как особый вид международной ответственности 
 

      Под освобождением от ответственности  в теории международного права понимают снятие с субъекта обязанности ликвидации последствий совершенного им деликта, породившего ответственность.

      Обстоятельства, исключающие противоправность деяния, должны быть юридически значимыми и, соответственно, определяться юридическими правилами, которые и сформулированы в ст. 29 - 34 Проекта статей об ответственности государств. Их сопровождает подробный комментарий Комиссии международного права, помогающий уяснить существо сформулированного правила.

      Представляется  целесообразным привести текст этих статей полностью.

      Статья 29, озаглавленная "Согласие", гласит:

      "1. Правомерным образом данное согласие  государства на совершение другим  государством определенного деяния, не соответствующего обязательству  последнего в отношении первого  государства, исключает противоправность этого деяния применительно к этому государству, поскольку это деяние находится в пределах вышеуказанного согласия.

      2. Пункт 1 не применяется, если  данное обязательство вытекает  из императивной нормы общего  международного права..."

      Статья 30, озаглавленная "Ответные меры в  отношении международно-противоправного  деяния", предусматривает: "Противоправность деяния государства, не соответствующего обязательству этого государства  в отношении другого государства, исключается, если это деяние является закономерной в соответствии с международным правом мерой в отношении этого другого государства, вызванной его международно-противоправным деянием".

      Статья 31, озаглавленная "Форс-мажор и  непредвиденный случай", устанавливает:

      "1. Противоправность деяния государства, не соответствующего его международному обязательству, исключается, если это деяние было вызвано непреодолимой силой или не поддающимся контролю государства непредвиденным внешним событием, которые сделали для государства материально невозможным действовать в соответствии с указанным обязательством или понять, что его поведение не соответствует этому обязательству.

      2. Пункт 1 не применяется, если  государство, о котором идет  речь, содействовало возникновению  ситуации материальной невозможности".

      Статья 32 регламентирует ситуацию "Бедствия" и предполагает исключение противоправности деяния государства, если субъект поведения, составляющего деяние этого государства, в ситуации крайнего бедствия не имел иной возможности спасти свою жизнь или жизнь вверенных ему лиц.

      Однако  Проект статей предусматривает и  такие исключительные, экстремальные  ситуации, когда крайней опасности  подвергаются существенные интересы государства. Им посвящена ст. 33, озаглавленная "Состояние  крайней необходимости". Пункт 1 ст. 33 гласит:

      "Государство  не может ссылаться на состояние  необходимости как на основание  для исключения противоправности  деяния этого государства, не  соответствующего его международному  обязательству, за исключением  тех случаев, когда:

      а) это деяние являлось единственным средством защиты существенного интереса этого государства от тяжкой и неминуемой угрозы и

      б) это деяние не нанесло серьезного ущерба существенному интересу государства, в отношении которого существует указанное обязательство".

      Статья 34 об обстоятельствах, исключающих  противоправность деяния, озаглавленная "Самооборона", гласит: "Противоправность деяния государства, не соответствующая  международному обязательству этого  государства, исключается, если это  деяние является законной мерой самообороны, принятой в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций".

      Таким образом, в этой статье речь идет о  законной мере самообороны государства  в соответствии с Уставом ООН, прежде всего отвечающей условиям ст. 51 Устава.

      Такими условиями являются:

      1) наличие вооруженного нападения  на государство другого государства,  создающего исключительно серьезную  и явную угрозу его территориальной  целостности и политической независимости,  как это следует из комментария  Комиссии международного права;

      2) самооборона осуществляется до  тех пор, пока Совет Безопасности  не примет мер, необходимых  для поддержания международного  мира и безопасности;

      3) Совет Безопасности должен быть  немедленно поставлен в известность  о предпринятых мерах самообороны;

      4) такие меры не затрагивают  полномочий и ответственности  Совета Безопасности в деле  поддержания или восстановления  международного мира и безопасности. 
 

      5. Международная уголовная ответственность  физических лиц

      и международных организаций 
 

      Международные преступления принято относить к тягчайшим международно-противоправным деяниям, посягающим на основы существования государств и народов, подрывающим основные принципы международного права, угрожающим международному миру и безопасности. Так, в упоминавшемся выше Проекте статей об ответственности государств устанавливается, что "международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом, составляет международное преступление".

      Объектом  международного преступления, как видно  из определения, могут быть всеобщий мир и международная безопасность, отношения между государствами и народами, право народов и наций на самоопределение, законы и обычаи войны, права человека.

      Впервые понятие международных преступлений было конкретизировано в Уставах  Международных военных трибуналов в Нюрнберге и Токио.

      Международные преступления могут явиться результатом  как действия, так и бездействия. Субъектами международных преступлений и ответственности за их совершение могут быть субъекты международного права, а также физические лица.

      Представляется целесообразным остановиться более подробно на проблеме ответственности физических лиц.

      В современном международном праве  признается индивидуальная уголовная  ответственность физических лиц  за совершенные ими преступления против мира и безопасности человечества, которая наступает при условии, что их преступные деяния связаны с преступной деятельностью государства. Государства, виновные в совершении преступления, несут международную ответственность, а физические лица - уголовную ответственность. Совершение лицом преступных действий во исполнение приказа (своего правительства или начальника) не освобождает его от уголовной ответственности. Для наказания таких лиц применяется как международная, так и национальная юрисдикция.

      Привлечение физических лиц к ответственности за международные преступления неразрывно связано с созданием специальных органов для рассмотрения подобного рода дел, называемых трибуналами. После окончания Второй мировой войны были созданы Международные военные трибуналы в Нюрнберге и Токио для суда над главными военными преступниками, хотя первая попытка привлечь к международной уголовной ответственности военных преступников была предпринята после Первой мировой войны без создания трибунала. Согласно положениям Версальского мирного договора 1919 г. должен был состояться суд над кайзером Германии Вильгельмом II, однако после войны он бежал в Нидерланды, чье правительство отказалось его выдать.

      Решением  Совета Безопасности (1993 г.) предусмотрено  создание Международного трибунала  для осуждения лиц, виновных в совершении преступлений на территории бывшей Югославии после 25 июня 1991 г. Возможность создания международных уголовных судов предусмотрена и в некоторых конвенциях, например в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. и Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. В связи с разработкой проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества в Комиссии международного права ставится вопрос о создании Международного уголовного суда.

Информация о работе Понятие и субъекты международно-правовой ответственности