Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:41, контрольная работа
Термин «признание» в международном  праве применяется в связи  с появлением каких-либо новых субъектов, фактов, ситуаций. В этой связи для  того, чтобы можно было говорить о международно-правовом признании, необходимо одновременное наличие  двух компонентов:
1) одностороннего акта (заявления)  государства;
2) нового субъекта, факта, ситуации, т.е. какого-либо изменени
1 Институт признания в  международном праве      3
1.1 Понятие, виды и способы  признания в международном праве  3
1.2 Международно-правовое  признание государств    6
1.3 Международно-правовое признание  правительств          13
1.4 Признание органов национального  сопротивления (освобождения), восставшей (воюющей) стороны               16
1.5 Формы признания и их юридические  последствия          18
Список использованных источников              23
 
1 Институт признания в  международном праве
Особый интерес представляет вопрос 
о критериях признания 
- соблюдение положений Устава ООН и обязательств в сфере соблюдения законности, демократии и прав человека, зафиксированных в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. И Парижской хартии для новой Европы 1990 г.;
- соблюдение прав этнических 
и национальных групп (
- обеспечение неприкосновенности 
(нерушимости) государственных 
- сохранение всех обязательств 
в области разоружения и 
- приверженность исключительно 
мирным средствам при 
Существует точка зрения, согласно 
которой необходимо говорить не о 
критериях признания 
- непризнание ввиду отсутствия 
реальной независимости (
- непризнание ввиду 
После Октябрьской революции РСФСР признала государственную независимость ряда бывших территорий, ранее входивших в состав Российской империи: Финляндии - в декабре 1917 г., Эстонии, Литвы и Латвии - в декабре 1918 г. Однако это продолжалось лишь до 1940 г., когда три последние были оккупированы СССР. Западные страны, ранее также признавшие Эстонию, Латвию и Литву в качестве суверенных и независимых государств, продолжали и дальше считать их таковыми, не признавая их аннексии.
Республика Беларусь, будучи признанной в начале 90-х гг. прошлого столетия международным сообществом в качестве суверенного и независимого государства, неоднократно сама предоставляла признание другим странам. Так, в Заявлении Президиума Верховного Совета Республики Беларусь «О признании независимости суверенных государств» (Постановление Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 27 декабря 1991 г. № 1355-XII), отмечалось, что Президиум Верховного Совета Республики Беларусь, уважая право народов суверенных государств на самостоятельное определение собственной судьбы и государственного строя, свободное осуществление своего политического, экономического, социального и культурного развития, поддерживает правовые акты о независимости, принятые всеми без исключения постсоветскими республиками, и признает их независимость. В соответствии с Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 27 декабря 1991 г. № 1356-XII суверенным независимым государством была признана Республика Словения. В 1993 г. в связи с разделением Чехословакии на два самостоятельных государства наша страна признала независимость Чешской Республики и Словацкой Республики и установила с каждым из названных государств дипломатические отношения (Постановление Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 5 января 1993 г. № 2091-XII).Дискуссионным длительное время оставался вопрос о соотношении признания государств и возможности заключать с ними международные договоры. В настоящее время большинство юристов-международников придерживаются той точки зрения, что признание государств и заключение международных договоров представляют собой две разные области международно-правового регулирования, хотя и связанные между собой определенным образом. Иными словами, факт непризнания того или иного государства не может являться формальным препятствием для заключения с ним международного договора, в том числе многостороннего. Это, в частности, было подтверждено и ст. 74 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., предусмотревшей, что « .заключение договора само по себе не влияет на положение в области дипломатических или консульских отношений» [3].
В практике современных международных 
отношений многие страны при заключении 
многосторонних конвенций с непризнанными 
ими государствами часто делают 
специальные заявления о том, 
что присоединение к договору 
не означает признания этих государств, 
не может толковаться как 
1.3 Международно-правовое признание правительств
Появление правительства как 
По общему правилу вопросы признания 
правительств - это сфера 
Признание правительства означает, 
что признающее государство рассматривает 
данное правительство законным и 
единственным представителем государства 
в международных отношениях. Однако 
необходимо четко представлять, что 
вопрос о признании нового правительства 
может возникать только тогда, когда 
оно приходит к власти «неконституционным» 
путем, т.е. в результате революции 
или переворота. Иными словами, предусмотренная 
для этого конституцией государства 
соответствующая процедура 
Существовало время, когда основным подходом к решению вопроса о признании правительства, пришедшего к власти в результате революционных изменений, было его официальное признание только после проведения выборов. При этом признание подобных правительств (так называемых «революционных») со стороны других стран рассматривалось в качестве необходимого, обязательного шага. Непризнание же «революционного» правительства, по сути, лишало его возможности представлять соответствующее государство на международной арене, действовать от его имени [4].
Следует, однако, отметить, что вышеуказанный 
подход никогда не был общепризнанным. 
В противоположность ему в 
начале 30-х гг. прошлого столетия была 
выдвинута новая концепция, получившая 
название «доктрина Эстрада». Она 
основывалась на том, что смена правительства 
— это исключительно внутренний 
вопрос любого государства, не касающийся 
других стран и не дающий повода 
для вмешательства. По мнению представителей 
данного подхода, сама постановка вопроса 
о непризнании правительства 
того или иного государства, пусть 
даже и пришедшего к власти «неконституционным» 
путем, является вмешательством во внутренние 
дела этой страны. В 1980 г., спустя полвека 
после появления «доктрины 
Считается, что формальное признание нового правительства допустимо, если существует необходимость прояснить ситуацию, сложившуюся после каких-либо революционных изменений. При этом в качестве основного критерия используется так называемый принцип «эффективности». Под «эффективностью» правительства понимается действительное, фактическое обладание им государственной властью, осуществление «революционным» правительством эффективного управления и контроля на территории соответствующего государства. В этой связи абсолютно неправомерным было признание Германией и Италией в 1936 г. правительства Франко в качестве законного правительства Испании уже в самом начале гражданской войны.
Согласно установившейся практике, если существует два конкурирующих правительства, одно из которых является «революционным», признание последнего в качестве законного правительства государства не будет считаться правомерным до тех пор, пока оно не установит свою власть в таком объеме, когда результат конфликта станет очевиден, а предыдущее правительство будет лишено возможности управлять территорией и издавать правовые акты, имеющие юридическую силу. Если же конфликт длится долго и его окончательный итог не ясен, «революционному» правительству может быть предоставлено лишь ограниченное признание (например, de facto или ad hoc).
Помимо критерия «эффективности» для признания нового правительства могут использоваться и иные критерии:
1) имеется ли согласие людей (народа) с приходом к власти нового правительства?
2) обозначило ли новое 
Как и признание государств, признание правительств в подавляющем большинстве случаев является молчаливым (подразумеваемым ) и чаще всего представляет собой на практике продолжение установленных с прежним правительством дипломатических отношений.
1.4 Признание органов 
национального сопротивления (
Признание органов национального 
сопротивления (освобождения), а также 
восставшей (воюющей стороны) - это 
переходные виды признания, которые 
на практике встречались значительно 
реже, нежели признание правительств 
и тем более признание 
Признание органов национального 
сопротивления (освобождения) - самая 
«молодая» разновидность 
Впервые такое признание со стороны 
СССР и Великобритании в 1942 г. получил 
Французский комитет 
В послевоенный период география данной 
разновидности международно-
Информация о работе Понятие и содержание международно-правового признания