Понятие и содержание международно-правового признания

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:41, контрольная работа

Краткое описание

Термин «признание» в международном праве применяется в связи с появлением каких-либо новых субъектов, фактов, ситуаций. В этой связи для того, чтобы можно было говорить о международно-правовом признании, необходимо одновременное наличие двух компонентов:
1) одностороннего акта (заявления) государства;
2) нового субъекта, факта, ситуации, т.е. какого-либо изменени

Оглавление

1 Институт признания в международном праве 3
1.1 Понятие, виды и способы признания в международном праве 3
1.2 Международно-правовое признание государств 6
1.3 Международно-правовое признание правительств 13
1.4 Признание органов национального сопротивления (освобождения), восставшей (воюющей) стороны 16
1.5 Формы признания и их юридические последствия 18
Список использованных источников 23

1 Институт признания в международном праве

Файлы: 1 файл

международ. право.docx

— 48.54 Кб (Скачать)

Особый интерес представляет вопрос о критериях признания государств. В условиях отсутствия универсального международно-правового документа, регламентирующего признание, говорить о единстве взглядов по данной проблеме, к сожалению, не приходится. После прекращения существования СССР и Югославии было официально признано множество новых суверенных государств. Их признание осуществлялось на основе специального документа, принятого министрами стран - членов Европейского сообщества в декабре 1991 г. и озаглавленного «Руководящие указания относительно признания новых государств в Восточной Европе и на территории бывшего Советского Союза». В этом документе были сформулированы следующие критерии (требования), необходимые для признания новых независимых государств:

- соблюдение положений Устава  ООН и обязательств в сфере соблюдения законности, демократии и прав человека, зафиксированных в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. И Парижской хартии для новой Европы 1990 г.;

- соблюдение прав этнических  и национальных групп (меньшинств) в соответствии с обязательствами,  установленными в рамках СБСЕ;

- обеспечение неприкосновенности (нерушимости) государственных границ, которые могут быть изменены  только мирным путем на основе  взаимного согласия;

- сохранение всех обязательств  в области разоружения и нераспространения  ядерного оружия, обязательств по  обеспечению безопасности и региональной  стабильности;

- приверженность исключительно  мирным средствам при разрешении  любых спорных вопросов, касающихся  правопреемства, и иных региональных  споров.

Существует точка зрения, согласно которой необходимо говорить не о  критериях признания государств, а о международно-правовых критериях  их непризнания, т.е. о юридических  обстоятельствах, препятствующих признанию. Однако какого-либо четкого, систематизированного перечня подобных критериев так  и не появилось до настоящего времени. Более того, как показал весь предшествующий опыт, многие государства решали этот вопрос, руководствуясь, в первую очередь, политической целесообразностью. И все же, анализируя имеющуюся практику непризнания в межгосударственных отношениях, можно выделить некоторые из таких критериев:

- непризнание ввиду отсутствия  реальной независимости (например, непризнание Хорватии в 30-х  гг. прошлого столетия по причине  отсутствия реальной независимости  от Германии; непризнание ГДР  во второй половине XX в. ввиду  отсутствия реальной независимости  от СССР);

- непризнание ввиду провозглашения  независимости правительством меньшинства  белых на территории бывшей  колонии (случай с Намибией  и др.).

После Октябрьской революции РСФСР  признала государственную независимость  ряда бывших территорий, ранее входивших  в состав Российской империи: Финляндии - в декабре 1917 г., Эстонии, Литвы и  Латвии - в декабре 1918 г. Однако это  продолжалось лишь до 1940 г., когда три  последние были оккупированы СССР. Западные страны, ранее также признавшие Эстонию, Латвию и Литву в качестве суверенных и независимых государств, продолжали и дальше считать их таковыми, не признавая их аннексии.

Республика Беларусь, будучи признанной в начале 90-х гг. прошлого столетия международным сообществом в  качестве суверенного и независимого государства, неоднократно сама предоставляла  признание другим странам. Так, в Заявлении Президиума Верховного Совета Республики Беларусь «О признании независимости суверенных государств» (Постановление Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 27 декабря 1991 г. № 1355-XII), отмечалось, что Президиум Верховного Совета Республики Беларусь, уважая право народов суверенных государств на самостоятельное определение собственной судьбы и государственного строя, свободное осуществление своего политического, экономического, социального и культурного развития, поддерживает правовые акты о независимости, принятые всеми без исключения постсоветскими республиками, и признает их независимость. В соответствии с Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 27 декабря 1991 г. № 1356-XII суверенным независимым государством была признана Республика Словения. В 1993 г. в связи с разделением Чехословакии на два самостоятельных государства наша страна признала независимость Чешской Республики и Словацкой Республики и установила с каждым из названных государств дипломатические отношения (Постановление Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 5 января 1993 г. № 2091-XII).Дискуссионным длительное время оставался вопрос о соотношении признания государств и возможности заключать с ними международные договоры. В настоящее время большинство юристов-международников придерживаются той точки зрения, что признание государств и заключение международных договоров представляют собой две разные области международно-правового регулирования, хотя и связанные между собой определенным образом. Иными словами, факт непризнания того или иного государства не может являться формальным препятствием для заключения с ним международного договора, в том числе многостороннего. Это, в частности, было подтверждено и ст. 74 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г., предусмотревшей, что « .заключение договора само по себе не влияет на положение в области дипломатических или консульских отношений» [3].

В практике современных международных  отношений многие страны при заключении многосторонних конвенций с непризнанными  ими государствами часто делают специальные заявления о том, что присоединение к договору не означает признания этих государств, не может толковаться как установление с ними каких-либо отношений, в т.ч. официальных (см., например, оговорку Алжира, сделанную этой страной при присоединении к Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.).

 

1.3 Международно-правовое  признание правительств

 

Появление правительства как самостоятельного субъекта международно-правового признания  было во многом обусловлено существованием давних монархических традиций в  европейских странах. Как известно, признание нового монарха в Европе было практически обязательным. Однако и с появлением республиканской  формы правления эта традиция не исчезла. Так, например, когда первая республика во главе с Кромвелем  была создана в Англии, Испания  стала первой страной, которая признала эту республику, отправив туда своего посла.

По общему правилу вопросы признания  правительств - это сфера внутригосударственных  дел, не касающаяся других стран или  международного сообщества в целом. Однако и в рамках международного права может возникнуть вопрос о  необходимости признания правительства, хотя для этого должны, быть особые причины, наиболее часто это: «неэффективность»  нового правительства, пришедшего к  власти в результате революционных  изменений; - существование двух конкурирующих  друг с другом правительств.

Признание правительства означает, что признающее государство рассматривает  данное правительство законным и  единственным представителем государства  в международных отношениях. Однако необходимо четко представлять, что  вопрос о признании нового правительства  может возникать только тогда, когда  оно приходит к власти «неконституционным»  путем, т.е. в результате революции  или переворота. Иными словами, предусмотренная  для этого конституцией государства  соответствующая процедура оказывается  нарушенной.

Существовало время, когда основным подходом к решению вопроса о  признании правительства, пришедшего к власти в результате революционных  изменений, было его официальное  признание только после проведения выборов. При этом признание подобных правительств (так называемых «революционных») со стороны других стран рассматривалось  в качестве необходимого, обязательного  шага. Непризнание же «революционного» правительства, по сути, лишало его  возможности представлять соответствующее  государство на международной арене, действовать от его имени [4].

Следует, однако, отметить, что вышеуказанный  подход никогда не был общепризнанным. В противоположность ему в  начале 30-х гг. прошлого столетия была выдвинута новая концепция, получившая название «доктрина Эстрада». Она  основывалась на том, что смена правительства  — это исключительно внутренний вопрос любого государства, не касающийся других стран и не дающий повода для вмешательства. По мнению представителей данного подхода, сама постановка вопроса  о непризнании правительства  того или иного государства, пусть  даже и пришедшего к власти «неконституционным»  путем, является вмешательством во внутренние дела этой страны. В 1980 г., спустя полвека  после появления «доктрины Эстрада» официальные власти Великобритании приняли по существу аналогичное  решение: « .мы больше не будем предоставлять признание правительствам. Британское правительство признает государства в соответствии с общепринятой международной доктриной»3. В настоящее время многие страны официально отказались от практики признания правительств. В их числе такие государства, как Франция, Австралия, Канада, Бельгия, Нидерланды, Новая Зеландия и др.

Считается, что формальное признание  нового правительства допустимо, если существует необходимость прояснить  ситуацию, сложившуюся после каких-либо революционных изменений. При этом в качестве основного критерия используется так называемый принцип «эффективности». Под «эффективностью» правительства понимается действительное, фактическое обладание им государственной властью, осуществление «революционным» правительством эффективного управления и контроля на территории соответствующего государства. В этой связи абсолютно неправомерным было признание Германией и Италией в 1936 г. правительства Франко в качестве законного правительства Испании уже в самом начале гражданской войны.

Согласно установившейся практике, если существует два конкурирующих  правительства, одно из которых является «революционным», признание последнего в качестве законного правительства  государства не будет считаться  правомерным до тех пор, пока оно  не установит свою власть в таком  объеме, когда результат конфликта  станет очевиден, а предыдущее правительство  будет лишено возможности управлять  территорией и издавать правовые акты, имеющие юридическую силу. Если же конфликт длится долго и его окончательный итог не ясен, «революционному» правительству может быть предоставлено лишь ограниченное признание (например, de facto или ad hoc).

Помимо критерия «эффективности»  для признания нового правительства  могут использоваться и иные критерии:

1) имеется ли согласие людей  (народа) с приходом к власти  нового правительства?

2) обозначило ли новое правительство  свое намерение следовать ранее  принятым международным обязательствам?

Как и признание государств, признание  правительств в подавляющем большинстве  случаев является молчаливым (подразумеваемым ) и чаще всего представляет собой на практике продолжение установленных с прежним правительством дипломатических отношений.

 

 

1.4 Признание органов  национального сопротивления (освобождения), восставшей (воюющей) стороны

 

Признание органов национального  сопротивления (освобождения), а также  восставшей (воюющей стороны) - это  переходные виды признания, которые  на практике встречались значительно  реже, нежели признание правительств и тем более признание государств [5].

Признание органов национального  сопротивления (освобождения) - самая  «молодая» разновидность международно-правового  признания, впервые возникшая в  Европе в середине XX в. Как известно, в годы Второй мировой войны территории целого ряда европейских государств были оккупированы фашистской Германией. Органы государственной власти и управления этих стран не могли функционировать должным образом, в том числе представлять свои государства на международной арене. Более того, в целом ряде случаев соответствующие внутригосударственные органы были вообще расформированы. В этих условиях на фоне активизации освободительного движения и с целью оказания сопротивления германским войскам на территориях оккупированных стран стали создаваться структуры, именовавшие себя органами национального сопротивления (освобождения), а за их пределами - правительства в эмиграции. Эти структуры провозглашали и в последующем позиционировали себя в качестве единственного законного представителя своего народа на международной арене, стремясь таким образом получить признание со стороны государств, воевавших против гитлеровской Германии и ее союзников.

Впервые такое признание со стороны  СССР и Великобритании в 1942 г. получил  Французский комитет национального  освобождения. Несколько позднее  в качестве единственных органов, представлявших интересы соответственно польского  и югославского народов, были признаны Польский комитет национального  освобождения и Антифашистское вече Югославии

В послевоенный период география данной разновидности международно-правового  признания заметно расширилась. Признание органов национального  сопротивления (освобождения) стало  довольно распространенным явлением в  условиях роста национально-освободительного движения и борьбы колониальных народов  за независимость.

Информация о работе Понятие и содержание международно-правового признания