Понятие и основания возникновения международно-правовой ответственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 17:02, реферат

Краткое описание

Международно-правовая ответственность – один из старейших институтов международного права, сложившихся на базе обычно-правовых норм. Но тот институт – классического международного права – отличен от института, оформившегося в современном мире.
В прошлом ответственность главным образом сводилась к обязанности государства возместить ущерб, причине

Файлы: 1 файл

11.docx

— 18.72 Кб (Скачать)

1.Понятие и основания возникновения международно-правовой ответственности

Международно-правовая ответственность – один из старейших институтов международного права, сложившихся на базе обычно-правовых норм.  Но тот институт – классического международного права – отличен от института, оформившегося в современном мире.

В прошлом  ответственность главным образом  сводилась к обязанности государства  возместить ущерб, причиненный личности или имуществу иностранцев; не знал названный институт таких понятий  современной международно-правовой ответственности, как «агрессия», «права человека», «ответственность за войну» и т.д.; наконец, классическое международное  право в основном было обычным  правом, теперь же институт ответственности  наряду с обычаем включает и статьи в отдельных договорах, а кроме  того, предпринимаются попытки кодифицировать общие нормы ответственности  в международном праве.

Нормы о международно-правовой ответственности  государств «разбросаны» по отдельным  отраслям международного права, таким, как право международной правосубъектности, право международных организаций, право международной безопасности и др.

Комиссия  международного права по поручению  Генеральной Ассамблеи ООН занимается кодификацией норм этого института  с 1956 года, но до сих пор не завершила  свою работу.

Международно-правовая ответственность представляет собой  юридические последствия, которые  могут наступить для субъекта  международного права в результате его действий или бездействий, если при этом нарушены применимые к данному  правоотношению международно-правовые нормы.

Одновременно  это и одно из юридических средств  обеспечения соблюдения этих норм и  возмещения нанесенного ущерба.  Являясь важнейшим и наиболее эффективным правовым средством  обеспечения норм международного права, международно-правовая ответственность  получает выражение в обязанности  ее субъекта полностью или частично устранить допущенное нарушение: ликвидировать  причиненный вред, понести иные неблагоприятные  последствия.  Практически все  правовые системы мира признают международно-правовую ответственность государств, нарушающих нормы международного права и  свои обязательства по международным  договорам. 

Ответственность в международном праве представляет собой оценку международного правонарушения и субъекта, его совершившего, со стороны мирового сообщества и характеризуется  применением определенных мер к  правонарушителю.  Содержание правоотношения международно-правовой ответственности  заключается в осуждении правонарушителя  и в обязанности правонарушителя  понести неблагоприятные последствия  правонарушения.

Как заявила  в 1928 году Постоянная палата международного правосудия (предшественница Международного Суда ООН), принципом международного права и, более того, общей правовой концепцией является признание того, что любое нарушение взятого  на себя обязательства влечет за собой  обязанность возместить ущерб.  Иначе  говоря, это является непременным  следствием несоблюдения договоров, в  связи с чем нет необходимости  оговаривать это в самом договоре.

Из данного  положения вытекает следующее: 1) обязанность  нести ответственность за международные  правонарушения есть общепризнанная норма  обычного международного права; 2) в  международном праве нет деления  ответственности на договорную и  деликтную.  Независимо от того, закреплено это в договоре или нет, любое  его нарушение влечет за собой  право требовать возмещения, с  одной стороны, и обязанность  отвечать за свои действия - с другой.

Таким образом, ответственность в международном  праве можно определить как международно-правовой институт, включающий совокупность правовых норм, которые регулируют международные  отношения в случае совершения государством или иным субъектом международного права деяний, относящихся к разряду  транснациональных и признанных таковыми в международных соглашениях.

Международно-правовая ответственность означает обязанность  государства не только ликвидировать  вред, причиненный нарушением, но и  право потерпевшей стороны на удовлетворение своих нарушенных интересов (восстановление границы, требование публичного извинения и т.д.).

Юридические последствия нарушения договорных или обычных норм международного права могут затрагивать государство-правонарушителя, потерпевшее государство или  группу государств или все международное  сообщество в целом, а также международные  правительственные неправительственные  организации. 

Вопрос  о международно-правовой ответственности  государств впервые возник после  первой мировой войны, когда в  международных отношениях стала  укрепляться идея преступности агрессивной  войны.  Эта идея, пройдя через  ряд международно-правовых актов, постепенно превратилась в действующий и  уже достаточно действенный принцип  международного права.  Первые попытки  его установления связываются с  созданием после первой мировой  войны Лиги наций.  В преамбуле  к статуту этой организации подчеркивается необходимость принять некоторые  обязательства по предотвращению войны  и «строго соблюдать предписания  международного права, признаваемого  отныне действительным правилом поведения  правительств».   В Статуте  отмечалось также обязательство  членов Лиги «уважать и охранять против всякого внешнего нападения территориальную  целостность и существующую политическую независимость всех членов Лиги».

В числе  первых наиболее значимых международно-правовых, положивших начало разработке института  международной ответственности, стала  Декларация об ответственности гитлеровцев  за совершенные зверства, принятая на Московской конференции министров  иностранных дел СССР, США и  Великобритании в октябре 1943 года.  После этого по итогам Крымской конференции (февраль 1945 года) руководители трех держав, выражая свое отношение к будущему Германии, заявили: «нашей непреклонной целью является уничтожение германского  милитаризма и нацизма и создание гарантий в том, что Германия никогда  больше не будет в состоянии нарушить мир всего мира».

Наконец, 1 октября 1946 года был вынесен Приговор Международного военного трибунала, который  в декабре того же года получил  признание в Организации Объединенных Наций.  В Резолюции по этому  поводу отмечалось, что Генеральная  Ассамблея ООН подтверждает принципы международного права, выработанные Уставом  Нюрнбергского трибунала и нашедшие отражение в его приговоре; ныне эти принципы имеют универсальное  значение.

Так был  создан первый прецедент привлечения  государства, совершившего международное  преступление, к международно-правовой ответственности.  Однако темпы развития  этого института оказались не столь высокими, как ожидалось, - слишком уж трудным является нахождение решений, удовлетворяющих необходимое  большинство стран мира. 

В дальнейшем, после Нюрнбергского и Токийского процессов, в вопросах ответственности  государств за агрессию, преступления против мира и человечности главную  роль стал играть Совет Безопасности ООН – один из основных постоянно  действующих органов ООН.  В  соответствии с Уставом ООН Совет  Безопасности наделен широкими полномочиями в деле мирного урегулирования международных  споров, недопущения военных столкновений между государствами и других нарушений мира.

Получила  международное признание и юридическое  закрепление уголовная ответственность  физических лиц за преступления против мира, человечности и военные преступления, а также другие международные  преступления с неприменимостью  срока давности к таким преступлениям.  Ответственность наступает, если деяния отдельных лиц связаны с преступной деятельностью государства и  государственных органов.  Эта  ответственность получила отражение  в Уставах международных военных  трибуналов 1945 и 1946 гг., в других международных  конвенциях, касающихся уголовных преступлений международного характера, в которых  принимают участие должностные  лица государственных органов.

В связи  с распадом Югославии и СССР и  самороспуском Организации Варшавского  Договора необычайно возросла роль ООН  и ее Совета Безопасности, который  в феврале 1993 года принял решение  об учреждении Международного трибунала  по расследованию преступлений в  бывшей Югославии, а в 1994 году – аналогичного Трибунала по Руанде.  Вместе с  тем российская наука международного права отвергает уголовную ответственность  государства как субъекта международного права и саму возможность применения к нему норм уголовного права.

Таким образом, можно сделать вывод, что  институт ответственности является общим, «сквозным» институтом международного права, его нормы признаны обеспечить охрану правопорядка во всех межгосударственных отношений.

Основания международно-правовой ответственности

 Ответственность  наступает при наличии определенных  оснований, понимаемых в двух  значениях – на основе чего  и за что возникает ответственность. 

Основанием  международно-правовой ответственности  субъекта международного права является совершение им международного правонарушения.

Международное правонарушение – деяние (действие или бездействие) субъекта международного права, нарушающее международные договоры или обычные нормы и наносящее другому субъекту, группе субъектов или всему международному сообществу материальны либо нематериальный ущерб.

Основаниями международной ответственности  являются предусмотренные международно-правовыми  нормами объективные и субъективные признаки.  Различают юридические, фактические и процессуальные основания  международно-правовой ответственности.

Между ними существует тесная связь.  С  одной стороны, если право не содержит обязанности определенных действий либо запрета, то не может идти речь о правонарушении и, следовательно, об ответственности.   С другой – если в поведении субъекта нет  признаков правонарушения, то постановка вопроса об ответственности также  исключается.

Юридические основания. Под юридическими основаниями  понимают международно-правовые обязательства  субъектов международного права, в  соответствии с которыми то или иное деяние объявляется международным  правонарушением.  Иными словами, при международном правонарушении нарушается не сама международно-правовая норма, а обязательства субъектов  соблюдать международное правило  поведения.  Поэтому перечень источников юридических оснований ответственности  шире, чем круг источников международного права.

Юридическими  основаниями ответственности являются: договор, обычай, решение международных  судов и арбитражей, резолюции  международных организаций (например, ст. 24 и 25 Устава ООН устанавливают  юридическую обязательность для  всех членов ООН решений Совета Безопасности ООН), а также односторонние международно-правовые обязательства государств, устанавливающих  юридически обязательные правила поведения  для данного государств (в форме  деклараций, заявлений, нот, выступлений  должностных лиц и т.п.).

Фактические основания. Фактические основания  есть то, за что наступает ответственность.  В силу этого необходимо четко  установить элементы международного правонарушения, которое и выступает в качестве фактического основания ответственности.

КМП выделила два элемента правонарушения.  Статья 3 проекта статей об ответственности  «Элементы международно-противоправного  деяния» гласит: «Международно-противоправное деяния государства налицо в том  случае, когда а) какое-либо поведение, заключающееся в действии или  бездействии, может, согласно международному праву, присваиваться государству  и б) такое поведение представляет собой нарушение международного обязательства этого государства».

Государство – это единый социальный организм, все функции которого осуществляются через систему государственных  органов.  Поэтому, решая вопрос о  вменении поведения государству, надо установить круг органов, за которые  оно несет ответственность.  Статья 5 проекта статей формулирует общее  правило: «Поведение любого органа государства, имеющего такой статус согласно внутреннему  праву этого государства, рассматривается  согласно международному праву и  при условии, что в данном случае указанный орган действовал в  качестве такового, как деяние этого  государства».  Следовательно, какая-либо инстанция должна иметь статус органа государства, определение же системы  таких органов относится к  внутренней компетенции каждого  государства.

Последующие статьи проекта конкретизируют общее  правило и устанавливают, что  не имеет значения, к какой власти принадлежит орган государства  – учредительный, законодательный, исполнительный, судебный или иной, а также какой – международный  или внутригосударственный - характер имеют эти функции.

Презумпция, следовательно, такова, что государство  несет международную ответственность  за действия любых своих органов, независимо от их функций.

Информация о работе Понятие и основания возникновения международно-правовой ответственности