Общая характеристика международного договора

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 13:13, курсовая работа

Краткое описание

Этот закон охватывает все аспекты заключения, выполнения, прекращения и приостановления международных договоров России. Кроме того, в нем устанавливается порядок регистрации договоров в Секретариате ООН и соответствующих органах других международных организаций, хранения подлинников договором, заключенных Российской Федерацией, и их официального опубликования. Законом предусматривается создание Единой государственной системы регистрации и учета международных договоров, которая находится в ведении Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Объектом и предметом работы являются международные договоры.
Цель данной работы: рассмотреть понятие, структуру международного договора, его заключение и вступление в силу, а также его исполнение и прекращение.

Файлы: 1 файл

междунар.право.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

Введение

Право международных  договоров является отраслью общего международного права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения государств и других субъектов международного права по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров.

Право международных договоров  можно назвать базовой отраслью международного права, ибо посредством  заключения международного договора регламентируются отношения государств в различных  сферах сотрудничества.

Договоры заключаются  для того, чтобы конкретно и четко определить взаимные права и обязанности сторон договора. Договорная форма закрепления международных отношений обусловливает стабильность международного правопорядка. Значение договоров определяется также и тем, что нет ни одной отрасли международного права, становление и развитие которой не связаны с договорами.

Договоры как существенный элемент и залог стабильности правопорядка, как внутригосударственного, так и международного, образуют правовую основу отношений между государствами.

Основными источниками права международного договора являются: Венская конвенция  о праве международных договоров  от 23 мая 1969 г., регулирующая отношения, касающиеся межгосударственных договоров; Венская конвенция о праве  договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 г., не вступившая в силу, однако многие её положения действуют в качестве обычных норм; Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.

Кроме норм права международных договоров определённое значение имеют нормы национального права, устанавливающие внутригосударственный порядок заключения и обеспечения выполнения международных договоров. Такие нормы содержатся, как правило, в конституциях либо в специальных законах.

В России действует  Федеральный закон «О международный; договорах Российской Федерации» от 16 июня 1995 г.1 Его положения в основном соответствуют Венским конвенциям о праве международных договоре» 1969 и 1986 годов.

Этот закон  охватывает все аспекты заключения, выполнения, прекращения и приостановления международных договоров России. Кроме того, в нем устанавливается порядок регистрации договоров в Секретариате ООН и соответствующих органах других международных организаций, хранения подлинников договором, заключенных Российской Федерацией, и их официального опубликования. Законом предусматривается создание Единой государственной системы регистрации и учета международных договоров, которая находится в ведении Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Объектом и  предметом работы являются международные  договоры.

Цель данной работы: рассмотреть понятие, структуру международного договора, его заключение и вступление в силу, а также его исполнение и прекращение.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общая характеристика международного договора

1.1 Понятие, объект и цель международного договора

Согласно п.1 ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров2 (далее — Венская конвенция 1969 г), международный договор — это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Стороной (участником) международных  договоров могут быть все субъекты международного права. Государства  в силу своего суверенитета обладают полной (универсальной) правоспособностью. Субъекты федерации могу заключать  международные договора, если это право признано за ними в Федеральной конституции. Конституции Швейцарии, ФРГ, Канады и США допускают участие субъектов в некоторых видах международных соглашений. Так, швейцарские кантоны вправе заключать соглашение с иностранными государствами по вопросам, касающимся публичного хозяйства, местных пограничных отношений и полиции3. По таким вопросам кантоны могут «входить в непосредственные отношения с низшими властями и чиновниками иностранных государств». Очевидно, что речь идёт не о межгосударственных договорах, а соглашениях о взаимодействии с местными властями соседних государств.

В соответствии со статьёй 73 Конституции  России вне пределов ведения РФ по предметам совместного ведения  РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти и вправе заключать международные договоры с субъектами иностранных государств. В феврале 2001 г. Правительство России утвердило Концепцию приграничного сотрудничества в РФ. В июле 2002 г. Россия ратифицировала Европейскую рамочную конвенцию о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей. На начало 2003 г. было заключено более двух тысяч соглашений о межрегиональном и приграничном сотрудничестве.4 Нации и народы, борющиеся за независимость, также могут быть сторонами в международном договоре. Они заключают договоры с государствами чаще всего по вопросам образования самостоятельного независимого государства, хотя имеются и примеры иного рода. Так, организация освобождения Палестины (ООП) и Народная организация Юго-Западной Африки (СВАПО) от имени своих народов подписали заключительный акт Третьей конференции ООН по морскому праву 1982 г.5

Договорной  правоспособностью обладают международные неправительственные организации, но они в отличие от государств, вправе заключать договоры в тех пределах и для достижения тех целей, которые определяются учредительными или иными актами.

Примером международного договора, в котором в качестве участников предусмотрены государства, нации  и международные организации, может  служить Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии от 26 сентября 1986 г.

Любой объект международного права может быть объектом международного договора, причем сами государства  должны определять в каждом конкретном случае, что должно быть объектом международного договора. Как следует из международной практики, любой вопрос, как относящийся к международным делам, так и входящий во внутренние дела государства, может стать объектом международного договора. Как правило, объект договора отражается в наименовании договора.

Целью договора является то, что субъекты международного права стремятся осуществить или достигнуть путём заключения договоров. Целью Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. является кодификация и прогрессивное развитие международного морского права.

Считается, что  все субъекты международного права могут заключать международные договоры в силу присущей им правоспособности. Однако такая правоспособность ограничена основными принципами международного права и другими императивными нормами. Основные (суверенные или первоначальные) субъекты международного права (такие как государства) вправе заключать договоры практически по любому вопросу, могущему быть предметом международно-правового регулирования. Однако правоспособность производных субъектов международного права (межправительственных международных организаций) ограничена их учредительными документами, в частности уставами6.

Международным договорам также принадлежит  важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении  законных интересов государств.

Расширение договорных связей России с другими странами обусловило необходимость совершенствования внутригосударственного законодательства, регламентирующего заключение ею международных договоров.

Одним из важнейших  актов российского законодательства в этой области является Федеральный закон "О международных договорах РФ". Он основан на положениях Конституции РФ 1993 г. и обычных норм договорного права, кодифицированных в Венских конвенциях о праве международных договоров (1969 г.).

Международные договоры могут заключаться как в письменной, так и в устной форме, однако Венская конвенция о праве договоров 1969 г. регламентирует порядок заключения, исполнения и прекращения только письменных договоров. В отношении устных договоров (так называемых "джентльменских соглашений") нормы международного права не кодифицированы и представлены международными обычаями. Так, во время переговоров о пересмотре договора о безопасности 1960 г. Между США и Японией была достигнута секретная устная договоренность о том, что американские военные корабли и самолёты, имеющие на борту ядерное оружие, могут заходить в порты и приземляться на аэродромах Японии7. Понятие «форма» включает также структуру, наименование, язык. Основными элементами структуры являются преамбула, основная и заключительная части, подписи сторон. Международные договоры могут иметь приложения. Которые будут составлять неотъемлемые части договоров только в том случае, если об этом прямо указано в договоре.

В международной  практике применяются и другие письменные акты, в которых находят отражение согласованные позиции государств по различным вопросам международных отношений. Так, в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) действуют такие документы в письменной форме, как Заключительный акт 1975 г. и Парижская хартия для новой Европы 1990 г. Эти документы внешне напоминают договоры, однако государства - участники СБСЕ выразили пожелание не придавать им форму договоров. Это подтверждается, в частности, тем, что документы не подлежали регистрации в Секретариате ООН, хотя такое требование и содержится в ст. 102 Устава ООН.

Итак, объектом международного договора являются отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ, действий и воздержаний от действий.

Целью договора является то, что субъекты международного права стремятся осуществить или достигнуть путём заключения договоров.

 

1.2 Структура  международного договора

К структуре  договора относятся его составные  части, такие как название договора, преамбула (в ней обычно указываются цели заключения данного договора, стороны договора и др.), центральная часть (предмет договора, права и обязанности сторон), заключительная часть (в ней предусматриваются условия вступления договора в силу, срок его действия, порядок прекращения и т.д.).

Иногда договоры сопровождаются приложениями, в которых  содержатся нормы, поясняющие основной текст, правила процедуры, разрешение споров и т.д. Все части договора имеют одинаковую юридическую силу.

Договоры независимо от того, к какой категории они относятся согласно классификации, являются юридически обязательными и создают международно-правовые нормы, которым должны следовать участники договоров. Однако договоры имеют неодинаковое значение. В зависимости от характера договора, его целей и объекта, круга участников они могут по-разному влиять на формирование общепризнанных принципов и норм международного права. Существуют договоры, которые в этом отношении имеют большее значение. К их числу относятся общие многосторонние договоры, в которых кодифицируется и прогрессивно развивается международное право, объект и цели которых представляют интерес для международного сообщества в целом и в которых участвуют все или почти все государства8. Среди таких договоров основополагающую роль играет Устав ООН. Что касается договоров, регулирующих относительно узкие вопросы, число участников которых сравнительно невелико, то их роль менее значительна.

Двусторонние  договоры составляются на языках обеих  договаривающихся сторон, причем тексты на обоих языках имеют одинаковую юридическую силу. Иногда двусторонние договоры могут заключаться на трех языках (например, когда в одном из языков недостаточно развита соответствующая терминологическая база). В случае разногласия при толковании такого договора используется текст на языке, которому придана большая сила9.

 Многосторонние  международные договоры составляются, как правило, на одном или  нескольких языках. На остальные  языки делаются официальные переводы, которые заверяются депозитарием  договора и затем передаются  участникам договора. Например, Устав ООН составлен на пяти языках: русском, английском, французском, испанском, китайском. Только тексты на этих языках являются официальными текстами Устава, остальные тексты представляют собой заверенные переводы.

Тексты договоров на разных языках являются аутентичными и имеют одинаковую юридическую силу.

 

1.3 Классификация  международных договоров

 

В соответствии с Законом «О международных договорах  Российской Федерации» международные  договоры, заключенные Россией, подразделяются на межгосударственные, межправительственные и межведомственные. Межгосударственные договоры — это договоры, которые заключаются от имени Российской Федерации, межправительственные — от имени Правительства Российской Федерации. К межведомственным договорам относятся договоры, заключаемые от имени федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Данная классификация имеет лишь внутригосударственное значение, и в зависимости от того, какой характер носит заключаемый договор (межгосударственный, межправительственный или межведомственный), определяются органы государственной власти, в чью компетенцию входит заключение тех или иных договоров10.

Несмотря на эту классификацию, а также независимо от государственного органа, заключившего договор, все международные договоры являются договорами Российской Федерации и как таковые создают права и налагают обязательства на государство в целом.

Договоры могут  классифицироваться по различным основаниям. По кругу участников договоры подразделяются на двусторонние и многосторонние11.

Двусторонними являются договоры, в которых участвуют  два государства. Двусторонними  могут быть и такие договоры, когда  с одной стороны выступает  одно государство, а с другой —  несколько (например, мирные договоры 1947 г.).

К многосторонним договорам относятся универсальные (общие) договоры, рассчитанные на участие всех государств, и договоры с ограниченным числом участников. К первому виду договоров относятся, например, Венские конвенции 1969 и 1986 годов, а ко второму — Римский договор о создании ЕЭС 1957 года.

Договоры могут  быть открытыми и закрытыми. К  открытым относятся такие договоры, участниками которых могут быть любые государства, независимо от того, имеется ли согласие или нет других участвующих в них государств. Закрытыми являются договоры, участие в которых зависит от согласия их участников. Открытым договором является, например, Венская конвенция 1986 года, а закрытым — названный выше Римский договор 1957 года.

Информация о работе Общая характеристика международного договора